город Воронеж |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А64-10424/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления федеральной налоговой службы по Тамбовской области: Варыгина А.В. - представителя по доверенности N 28-16/0131Д от 01.11.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", служебное удостоверение;
от ООО "Кристалл": Кудинова Д.Ю. - представителя по доверенности от 20.05.2024, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2024 по делу N А64-10424/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" ОГРН 1096824000635 ИНН 6824004406 к Управлению федеральной налоговой службы по Тамбовской области ОГРН 1046882321309 ИНН 6829009937 о признании незаконным решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - ООО "Кристалл", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Управлению федеральной налоговой службы по Тамбовской области со следующими требованиями:
1) признать недействительными:
* решение Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2021 N 2510 в части отказа в возмещении ООО "Кристалл" (ИНН 6824004406 ОГРН 1096824000635) суммы НДС за 1 квартал 2021 г. в размере 4 071 126 (Четыре миллиона семьдесят одна тысяча сто двадцать шесть) рублей;
* решение Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 22.10.2021 г. N 12 в части отказа в возмещении ООО "Кристалл" (ИНН 6824004406 ОГРН 1096824000635) суммы НДС за 1 квартал 2021 г. в размере 4 071 126 (Четыре миллиона семьдесят одна тысяча сто двадцать шесть) рублей.
2) обязать Управление ФНС России по Тамбовской области (ИНН 6829009937 ОГРН 1046882321309) возвратить ООО "Кристалл" (ИНН 6824004406 ОГРН 1096824000635) сумму подлежащего возмещению НДС за 1 квартал 2021 г. в размере 4 071 126 (Четыре миллиона семьдесят одна тысяча сто двадцать шесть) рублей.
Решением от 04.04.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление федеральной налоговой службы по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что услуги населению по организации и проведению физкультурных, спортивно-зрелищных мероприятий, физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий и прочих услуг физической культуры и спорта на территории построенного комплекса, как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения НДС, что предусмотрено пп. 14.1 п. 2 и пп. 13 п.3 ст.149 НК РФ. Объект "Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс "Город Солнца" изначально предназначался для осуществления деятельности налогоплательщика, не подлежащей налогообложению НДС. Данное обстоятельство Заявителем не оспаривалось. Документов, достоверно и однозначно свидетельствующих о том, что данный объект фактически будет использован в деятельности, облагаемой НДС, налогоплательщик не представил ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, налоговый органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года, представленной ООО "Кристалл" в налоговый орган 29.06.2021, в соответствии с которой налогоплательщиком заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 37 437 272 руб.
По результатам проверки составлен акт от 10.09.2021 N 4053 и вынесены решения:
* от 22.10.2021 N 2510 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за указанный период в сумме 4 166 451 руб.;
* от 22.10.2019 N 12 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым отказано в возмещении НДС за 1 квартал 2021 года в сумме 4 166 451 руб.
Решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области от 22.12.2021 N 2510 и N 12 обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 19.10.2022 N 05-08/147 решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области от 22.10.2021 N 2510 и N 12 оставлены без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
В соответствии с приказом ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-4/635 Межрайонная ИФНС России N 3 по Тамбовской области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, в Едином государственном реестре юридических лиц 31.10.2022 внесена соответствующая запись.
Таким образом, УФНС России по Тамбовской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизованного территориального налогового органа области с 31.10.2022 года.
Не согласившись с законностью вступивших в силу решений инспекции, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения по НДС формируют совершаемые налогоплательщиком операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также операции по передаче имущественных прав.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства (пункт 6 статьи 171 НК РФ).
Как следует из материалов дела, первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 г года представлена налогоплательщиком в срок, установленный Налоговым Кодексом Российской Федерации, 26.04.2021, в которой по строке 050 раздела 1 "Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета", заявлено к уменьшению 37 372 324 руб.
Уточненная (корректирующая) N 3 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года представлена в налоговый орган 29.06.2021, в которой по строке 050 раздела 1 "Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета", заявлено к уменьшению 37 437 272 руб.
Налогоплательщиком по строке 120 раздела 3 уточненной N 3 налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года заявлены налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, в том числе предъявленным контрагентами:
- ООО "Строй Комплекс" (ИНН 3665146809), по договору на выполнение строительно-монтажных работ от 02.12.2020 N 1, спорная сумма НДС - 3 014 224,6 рублей, согласно акту выполненных работ КС-2 от 09.03.2021 N 1, справке КС-3 от 09.03.2021 N 1, счете-фактуре N 2 от 09.03.2021;
* ООО "Сноупром-Сервис" (ИНН 6318040214), по договору авторского надзора от 30.12.2020 N 22-12/2020, спорная сумма НДС - 49 744,9 рублей, согласно УПД N 5 от 12.02.2021 и акта N 5 от 12.02.2021, УПД N9 от 24.02.2021 и акта N9 от 24.02.2021;
* ООО "Рассвет" (ИНН 6828009363), по договору подряда от 01.04.2020 N 1, спорная сумма НДС - 48 430,11 рублей, согласно акту выполненных работ КС-2 от 26.01.2021 N 1, справке КС-3 от 26.01.2021 N 1, счете-фактуре N 5 от 26.01.2021;
* ООО "Объединенные заводы ЖБИ" (ИНН 7736249215), по договору поставки дорожных плит от 02.11.2020 N ОЗБЖИ-14/10-2020/1, спорная сумма НДС - 835 333,30 рублей, согласно УПД N 391 от 19.11.2020, УПД N 392 от 19.11.2020, УПД N 394 от 23.11.2020, УПД N 405 от 26.11.2020, УПД N 440 от 03.12.2020, УПД N 441 от 03.12.2020, УПД N 445 от 04.12.2020, УПД N 446 от 04.12.2020, УПД N 458 от 08.12.2020, УПД N 463 от 10.12.2020, УПД N 476 от 14.12.2020, УПД N 475 от 14.12.2020, УПД N 481 от 15.12.2020, УПД N 480 от 15.12.2020, УПД N 488 от 21.12.2020, УПД N 487 от 21.12.2020, УПД N 493 от 22.12.2020, УПД N 492 от 22.12.2020, УПД N 491 от 22.12.2020, УПД N 495 от 30.12.2020, УПД N 498 от 30.12.2020, УПД N 497 от 30.12.2020, УПД N 496 от 30.12.2020;
- ООО ПК "Азимут" (ИНН 7724377276), по приобретению дизельной электростанции, спорная сумма НДС - 123 393,33 рублей, согласно УПД N 230 от 12.03.2021.
Как следует из решения N 2510 от 22.10.2021 отказ в возмещении Обществу за 1 квартал 2021 года суммы НДС в размере 4 071 126 рублей произведен налоговым органом по затратам Общества, связанным со строительством в с.Вячка Кирсановского района Тамбовской области объекта - "Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс "Город Солнца".
Общая сумма отказа в возмещении НДС, оспариваемая налогоплательщиком, составляет 4 071 126 рублей за 1 квартал 2021 года.
При этом налоговым органом в результате проведения камеральной налоговой проверки сделан вывод о нарушении налогоплательщиком п.2, 6 и 8 ст. 171, п. 1,6 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК РФ.
Причиной отказа в возмещении суммы НДС 4 071 126,24 руб., которая оспаривается заявителем, явился вывод налогового органа о том, что в силу статьи 149 НК РФ услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий как индивидуально, так и под руководством тренера (объект "Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс "Город Солнца"), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Заявитель, возражая в отношении выводов налогового органа, ссылается на то, что положениями статьи 171.1 НК РФ установлен специальный порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету по построенным (приобретенным) объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования данных объектов для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Оценивая доводы заявителя, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи, за исключением автомобилей и мотоциклов, налоговая база по операциям реализации которых определяется в соответствии с пунктом 5.2 статьи 154 настоящего Кодекса.
3) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 4 настоящего пункта;
4) рекламных и маркетинговых услуг, приобретаемых для передачи прав, указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива.
Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171.1 настоящего Кодекса (абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ).
Как верно указал суд, положения пункта 6 статьи 171 НК РФ устанавливают особые правила применения налоговых вычетов при строительстве объектов недвижимости (основных средств), предусматривают ускоренные вычеты сумм налога до ввода их в эксплуатацию.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов
Пунктами 2, 3 статьи 171.1 НК РФ установлено, что положения настоящей статьи в отношении восстановления сумм налога применяются к суммам налога, предъявленным налогоплательщику (либо уплаченным или исчисленным налогоплательщиком) и принятым им к вычету при осуществлении следующих операций:
1) при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости, учитываемых как объекты основных средств;
2) при приобретении недвижимого имущества (за исключением космических объектов);
3) при приобретении на территории Российской Федерации или при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним;
4) при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения строительно-монтажных работ;
5) при выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Восстановление сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств, в соответствии с настоящей статьей производится в случае, если такие объекты основных средств в дальнейшем используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет (пункт 3 статьи 171.1 НК РФ).
Таким образом, положениями статьи 171.1 НК РФ установлен специальный порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету по построенным (приобретенным) объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования данных объектов для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
При этом положениями пунктов 4 и 5 статьи 171.1 НК РФ установлен порядок в соответствии с которым налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость.
В случае использования построенных (приобретенных) объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы НДС, принятые к вычету по таким объектам недвижимости (основным средствам), подлежат восстановлению и уплате в бюджет в порядке, предусмотренном вышеуказанными пунктами 4 и 5 статьи 171.1 НК РФ.
В материалы дела не представлено доказательств строительства и ввода в эксплуатацию, регистрации в установленном порядке объекта по адресу; Тамбовская область, Кирсановский район, с.Вячка. с назначением "оказание услуг по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий".
Более того, как следует из решения внеочередного общего собрания участников ООО "Кристалл", оформленного протоколом от 29.06.2022, участниками Общества приняты решения о прекращении всех видов работ, услуг, приобретения материалов и оборудования связанных со строительством объекта; определить дальнейшие действия по объекту - передача возведенного сооружения или отдельных его частей в аренду или отчуждение данного объекта как имущественного комплекса или отдельных его составляющих частей имущества, товарно-материальных ценностей, путем продажи, за исключением той части имущества, потребность в которой имеется для нужд производственной деятельности Общества.
Учитывая, что из представленных в материалы дела документов не усматривается существование построенного объекта недвижимости, который в дальнейшем будет использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (в том числе для осуществления не облагаемых НДС операций), вывод налогового органа возможности ведения налогоплательщиком деятельности, не облагаемой НДС, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2021 N 2510 и об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 22.10.2021 N 12 в обжалуемой части не соответствуют пунктам 1 и 5 статьи 172 НК РФ что является основанием для признания их в указанной части недействительными.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2024 по делу N А64-10424/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10424/2022
Истец: ООО "Кристалл"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд