г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-278766/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Элит-Декор" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2024, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-278766/23, по исковому заявлению ООО "Элит-Декор" к ООО "Интернет решения" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элит-Декор" обратилось в суд с иском к ООО "Интернет решения" о взыскании убытков в размере стоимости поврежденного товара в сумме 21 300 руб. 00 коп., убытков в размере расходов на доставку поврежденного товара в сумме 808 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.02.2024 г. Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Элит-Декор" (продавец) посредством регистрации в качестве Продавца на платформе Ozon.ru с использованием доставки Ozon реализовывает Товары народного потребления.
Порядок действий Продавца на платформе Ozon определяется в соответствии с условиями Регламента продавца, который продает со своего склада доставкой Ozon (https://seller-edu.ozon.ru/coiUract-t'or-sellers/regulations-lbs-realfbs/reglamenl-prodaji-sosvoego-sklad (далее - Регламент) и условиями Договора-присоединения для Продавцов товаров на Платформе Ozon (https://seller-edu.ozon.ru/contract-for-sellers/contract- goods/contract-for-sell-goods-on-ozon).
В соответствии со ст. 158 ГК РФ сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Согласно положениям ст. 432 ГК РФ договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В соответствии со ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ей акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Между ООО "Элит-Декор" и ООО "Интернет Решения" заключен договор путем присоединения к оферте, размещенной на официальном сайте Ответчика: Договор для Продавцов на платформе Ozon, в порядке ст.428 ГК РФ по ссылке https://seller-edu.ozon.ru/docs/contract-for-sellers/contract-for-sell-goodson-ozon.htrnl.
ООО "Элит-Декор" в порядке, установленном Договором, оформило личный кабинет для осуществления исполнения Договора.
Согласно п. 1.1 Договора Ozon обязуется (а) за вознаграждение совершать за счёт Продавца сделки, связанные с реализацией товаров Продавца через Платформу: (б) за вознаграждение совершать за счёт Продавца сделки с третьими лицами, привлекаемыми для исполнения отдельных обязательств, связанных с реализацией товаров Продавца через Платформу; (в) оказывать Продавцу услуги в соответствии с Приложениями к Договору, а Продавец обязуется оплачивать их.
Дополнительно Сторонами согласовано оказание услуг по доставке товара со склада Продавца и приемке и отправке возвращаемых товаров на склад Продавца (услуга FBS) в соответствии с Приложением N 2 к Договору для Продавцов на Платформе Ozon, размещенным на официальном сайте www.ozon.ru. Согласно п.2.8. Договора за исключением цены товара Продавец поручает Ozon определять все иные Условия продажи товара через Платформу, в том числе условия и сроки возврата, которые не ухудшают положение Клиентов по сравнению с законодательством. Условия и сроки возврата определяются Ozon в соответствии с Условиями продажи товаров на Платформе и могут улучшать положение Клиентов по сравнению с законодательством или Договором. Продавец соглашается с Условиями в полном объёме.
06.09.2023 было оформлено отправление N FBS: 3261 81554133-0024-1: "Статуэтка Rossella, Sibania, Италия", цена реализации: 21 300 руб.
Факт отправления подтверждается этикеткой-накладной N FBS: 3261 81554133- 0024-1 от 06.09.2023, Получатель: Сурина Элла, адрес получателя: Россия, 456304, Челябинская обл., г. Миасс, Автозаводская, 24.
Товар был доставлен Получателю с сохранением целостности Товара, но Покупатель оформил возврат, в связи с тем, что Товар не подошел ему по внешним признакам, без претензий по качеству, что подтверждается Заявкой на возврат N 81554133-R2 и этикеткой-накладной FBS: 3261, RP1-81554133-0024-1 от 02.10.2023, а также в акте приема-передачи возврата товара N 10195764 от 03.10.2023 в качестве причины возврата указано, что "возврат от клиента. Товар цел, но больше не нужен".
03.10.2023 между истцом и ответчиком был подписан акт приема-передачи N 10195764, согласно которому возвратное отправление было передано ответчиком истцу, при приемке товара истец указал, что товар возвращен с повреждениями.
Таким образом, при обратной доставке, которая выполняется силами ответчика и за счет истца товар был утрачен, пришел в разбитом виде, от возмещения стоимости разбитого товара ответчик в добровольном порядке отказался, что и послужило основанием для обращения ООО "Элит-Декор" в суд за судебной защитой нарушенных прав.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что обязанность по упаковке, обеспечивающей сохранность товара в процессе доставки, возложена на продавца, т.е. на истца, в соответствии с п. 2.5. приложения N 2 к договору, однако, из представленных доказательств видно, что упаковка осуществлена не в соответствии с регламентом (отсутствует деревянный каркас).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 Раздела "Возврат товаров" Договора Клиент имеет право вернуть товар в соответствии с положениями Условий продажи товаров на Платформе Ozon с учетом особенностей, установленных Договором.
Пункт 1.2 Договора определяет, что Продавец поручает Ozon определять условия приема возврата товаров от Клиентов, не ухудшающие положение Клиента по сравнению с требованием законодательства РФ, в том числе определять срок для возврата товара надлежащего качества, качество возвращаемого Клиентом товара и возможность дальнейшей реализации или возврата Продавцу.
Порядок доставки при клиентском возврате регламентирован Разделом 10.2 Регламента.
В соответствии с условиями п. 10.1 Регламента обратная доставка Товаров Продавцу выполняется силами Ozon. При этом упаковка товаром может отличаться от той, в которой Продавец передавал товары Ozon, однако должна обеспечивать сохранность товаров внутри отправления.
Следовательно, принимая на себя обязательство по доставке Товара Продавцу при Клиентском отказе, обязанность обеспечить сохранность Товара в процессе доставки, остается на Ozon.
Требования к отправлению Товара, указанные в разделах 3,5 Регламента Истцом были выполнены надлежащим образом, а именно:
-товар обозначен как "Хрупкое";
-товар был обернут в "пупырчатую пленку", края заклеены скотчем, отправление было помещено в картонную коробку, внутри которой полости были заполнены упаковочным материалом, чтобы Товар на мог находится в неконтролируемом движении внутри тары. Также заводская коробка была помещена в дополнительный короб, стенки, которой были также укреплены упаковочным материалом для придания дополнительной прочности.
Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалами, представленными в обоснование заявленных исковых требований (фототаблица N 1).
С учетом положений п. 10.1 Регламента Ответчик при обратной доставке от Клиента должен был соблюсти требования собственного Регламента для обеспечения сохранности Товара.
Однако данные условия не были выполнены. Товар транспортировался в обычной заводской упаковке, без соблюдения требований к обеспечению сохранности Товара.
За оказание услуги по доставке клиентского возврата Продавцу Ответчик взимает плату в порядке и на условиях, предусмотренных Договором (Раздел 3 "Вознаграждение, отчетные документы и оплата").
Согласно п.п. 3.1 Раздела 3 Договора вознаграждение Ответчика состоит из: процентной ставки от цены реализации товара, установленной Продавцом в Личном кабинете (Комиссия); вознаграждение за услуги, оказываемые согласно Договору и Приложениям.
Размер комиссии и стоимость услуг по Договору установлены в разделе "Комиссии и тарифы Ozon".
Согласно сведениям, содержащимся в соответствующем разделе "Комиссии и тарифы Ozon", расходы по доставке FBS если покупатель оформит возврат товара, подлежит возврату комиссия за продажу и плата за эквайринг. а также списывается ранее начисленная сумма реализации товара (установленная продавцом цена товара или услуги, включающая НДС, с учётом всех указанных продавцом скидок и акций). Начисления по остальным услугам в рамках доставки до покупателя останутся неизменны.
В соответствии с Отчетом о суммах услуг и расходах на реализацию по Договору оферты для Продавцов на Платформе Ozon N КОМИСС ИР-1078/19 от 17.02.20219, размер удержаний с Истца за возврат товара составил 808 руб.
Убытки определяются в соответствии с правилами статьи 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно -следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
Для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Как установлено судом, между ООО "Элит-Декор" и ООО "Интернет Решения" заключен договор путем присоединения к Договору для Продавцов на платформе Ozon, размещенному на официальном сайте www.ozon.ru, в порядке ст. 428 ГК РФ по ссылкеhttps://seller-edu.ozon.ru/docs/contract-for-sellers/contract-for-sell- goods-onozon.html.
Согласно п.1.1 Договора Ozon обязуется (а) за вознаграждение совершать за счёт Продавца сделки, связанные с реализацией товаров Продавца через Платформу; (б) за вознаграждение совершать за счёт Продавца сделки с третьими лицами, привлекаемыми для исполнения отдельных обязательств, связанных с реализацией товаров Продавца через Платформу; (в) оказывать Продавцу услуги в соответствии с Приложениями к Договору, а Продавец обязуется оплачивать их.
Дополнительно Сторонами согласовано оказание услуг по доставке товара со склада Продавца и приемке и отправке возвращаемых товаров на склад Продавца (услуга FBS) в соответствии с Приложением N 2 к Договору для Продавцов на Платформе Ozon, размещенным на официальном сайте www.ozon.ru
Согласно п. 2.8. Договора за исключением цены товара Продавец поручает Ozon определять все иные Условия продажи товара через Платформу, в том числе условия и сроки возврата, которые не ухудшают положение Клиентов по сравнению с законодательством. Условия и сроки возврата определяются Ozon в соответствии с Условиями продажи товаров на Платформе и могут улучшать положение Клиентов по сравнению с законодательством или Договором. Продавец соглашается с Условиями в полном объёме.
Истец выразил свое согласие на определение условий и порядка возвратов товаров покупателями, которые размещены на официальном сайте www.ozon.ru по ссылке https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizitv/usloviya-prodayoi-tovarov-dlya-fizicheskih-lits-v-ozon-ru/.
Ответчик в соответствии с условиями договора принял у истца заказ (без вскрытия и проверки товара) для передачи клиенту.
Ответчик доставил заказ покупателю.
Между тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что клиент вернул товар по причине несоответствия товара, при получении товара потребителем претензий к качеству внешней упаковки не заявлялось, указаний на повреждения товара не имелось (т. 1, л.д. 50).
В соответствии с условиями договора ответчик осуществил возврат указанного отправления истцу, что подтверждается актом приема-передачи N 10195764 от 03.10.2023 г., в котором заявлены возражения истца со ссылкой на повреждение товара (т. 1, л.д. 52).
Как следует из существа спора, истцом сохранность товаров путем их надлежащей упаковки была обеспечена, товар доставлен в адрес покупателя без повреждений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчик при возврате спорного товара в адрес истца не произвел упаковку надлежащим способом, обеспечивающим сохранность товара такого рода.
С учетом указанного, вывод суда первой инстанции об отказе в иске является необоснованным и противоречит нормам вышеприведенного законодательства.
При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, судом нарушены нормы материального права, а потому, апелляционная жалоба и иск подлежат удовлетворению по изложенным в них доводам, а решение - отмене.
Расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе истца относятся на ответчика в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 г. по делу N А40-278766/23 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с ООО "Интернет решения" (ОГРН: 1027739244741) в пользу ООО "Элит-Декор" (ОГРН: 1086952004776) убытки в размере стоимости поврежденного товара в сумме 21 300 руб., убытки в размере расходов на доставку поврежденного товара в сумме 808 руб., расходы по оплате госпошлины по иску в сумме 2 000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278766/2023
Истец: ООО "ЭЛИТ-ДЕКОР"
Ответчик: ООО "ИНТЕРНЕТ РЕШЕНИЯ"