г. Тула |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А09-8490/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Девониной И.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области на определение Арбитражного суда Брянской области от 22.03.2024 по делу N А09-8490/2023 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
Мартынюк Алиса Юрьевна (ИНН 325401245008, СНИЛС 170-016-068 13) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании её несостоятельным должником (банкротом).
Решением суда от 10.10.2023 Мартынюк Алиса Юрьевна признана несостоятельным должником (банкротом), введена процедура реализации имущества должника сроком на пять месяцев, то есть до 03.03.2024, финансовым управляющим должника утверждена Березюк Анастасия Ивановна, член Ассоциации "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
В Арбитражный суд Брянской области 23.11.2023 поступило требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - ФНС России в лице УФНС по Брянской области, заявитель, уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов Мартынюк Алисы Юрьевны задолженности по налоговым платежам в размере 58 682 руб. 11 коп., из которых во вторую очередь реестра требований кредиторов подлежит включению сумма задолженности в размере 48 172 руб. 01 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов подлежит включению сумма задолженности в размере 10 510 руб. 10 коп., в том числе: 6829 руб. 89 коп. налога, 3 680 руб. 21 коп. пени.
Определением суда от 22.03.2024 в реестр требований кредиторов Мартынюк Алисы Юрьевны включена сумма задолженности перед бюджетом Российской Федерации в размере 58 682 руб. 11 коп., в том числе: во вторую очередь реестра требований кредиторов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, за 2022 год - 31 042 руб. 88 коп., страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год на обязательное пенсионное страхование в размере 13 721 руб. 77 коп.; в третью очередь реестра требований кредиторов страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, за 2022 год - 6588 руб. 89 коп., страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год на обязательное медицинское страхование в размере 3407 руб.36 коп., 241 руб. налога на имущество физических лиц за 2022 год, 3680 руб. 21 коп. пени.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФНС по Брянской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым признать обоснованным и включить во вторую очередь реестра требований кредиторов Мартынюк А.Ю. требование уполномоченного органа в размере - 3 407,36 руб. задолженности по страховым взносам в фиксированном размере за 2023 год на обязательное медицинское страхование.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку апеллянт обжалует определение в части, а другие лица, участвующие в деле, возражений не заявили, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Требование ФНС России в лице УФНС по Брянской области мотивировано наличием у должника обязанности по уплате обязательных платежей в размере 58 682 руб. 11 коп., в том числе: 55 001 руб. 90 коп. долга по налогам, 3680 руб. 21 коп. пени.
Пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.
Как следует из материалов дела, сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете "Коммерсант" 14.10.2023 N 192 (7637).
УФНС России по Брянской области направило настоящее требование в суд по системе "Мой арбитр" 23.11.2023 в пределах двухмесячного срока, до закрытия реестра требований кредиторов.
Согласно статье 100 Закона о банкротстве требования кредиторов к должнику должны подтверждаться судебным актом или иными документами, подтверждающими обоснованность этих требований.
Согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Целью такой проверки является недопущение включения в реестр необоснованных требований, что в ситуации недостаточности имущества должника приводило бы к нарушению прав и законных интересов кредиторов, конкурирующих между собой за получение удовлетворения требований, а также должника и его учредителей (участников), законный интерес которых состоит в наиболее полном и справедливом погашении долгов.
Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
По смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
В обоснование заявленных требований уполномоченный орган представил: расчет задолженности по налогу.
Из текста рассматриваемого требования и представленных в его обоснование документов следует, что заявленная к включению в реестр требований кредиторов должника задолженность образовалась в результате ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных налоговых платежей, а именно:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 года, за 2022 год по сроку уплаты 09.01.2023 в размере 31 042 руб. 88 коп.;
- страховые взносы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в фиксированном размере за 2023 год, по сроку уплаты 30.05.2023, в размере 17 129 руб. 13 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 года, за 2022 год по сроку уплаты 09.01.2023 в размере 6588 руб. 89 коп.;
- налог на имущество физических лиц за 2022 год по сроку уплаты 01.12.2023 в размере 241 руб.
- 3680 руб. 21 коп. пени.
По состоянию на текущую дату задолженность в указанном размере не погашена.
Наличие у должника задолженности по обязательным платежам, заявленной к включению в реестр требований кредиторов, подтверждается надлежащими и достаточными доказательствами.
С момента введения в отношении гражданина процедуры реализации имущества срок исполнения возникших до открытия процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим.
Должником и финансовым управляющим наличие задолженности не оспорено, доказательств погашения задолженности в полном объеме или в части не представлено.
Мотивированных возражений относительно заявленного требования должник, финансовый управляющий, а также иные участвующие в деле лица не заявили.
Уполномоченный орган просил включить во вторую очередь реестра требований кредиторов сумму задолженности по страховым взносам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год в размере 17 129 руб. 13 коп.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с тем, что страховые взносы в фиксированном размере в полном объеме не подлежат включению во вторую очередь реестра в полном объеме ввиду следующего.
С 01.01.2023 года все категории налогоплательщиков переведены на новую форму оплаты налогов и страховых взносов - Единый налоговый платеж (ЕНП), распределяющийся на Единый налоговый счет (ЕНС) в соответствии с Федеральным законом N 263 от 14.07.2022 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, единый тариф страховых взносов уплачивается в составе единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению:
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования по нормативу 80,1078 процента;
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного медицинского страхования - по нормативу 19,8922 процента.
Таким образом, страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков в совокупном фиксированном размере за 2023 год (100%) включают в себя:
- страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год на обязательное пенсионное страхование составляют 13 721 руб. 77 коп. (17 129 руб. 13 коп. * 80,1078 %);
- страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год на обязательное медицинское страхование составляют 3 407 руб. 36 коп. (17 129 руб. 13 коп. * 19,8922 %).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Согласно пункту 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьем пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве (абзац пятый пункта 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
При этом указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой пункта 2, абзац четвертый пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
Изменение с 01.01.2023 порядка исчисления и уплаты страховых взносов для плательщика не изменяет особую правовую природу и предназначение каждого из страховых взносов, зачисляемых уполномоченным органом по -прежнему в Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Суд области признал обоснованным требование ФНС России в лице УФНС России по Брянской области в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 г., за 2022 год в размере 31 042 руб. 88 коп., страховых взносов в фиксированном размере за 2023 год на обязательное пенсионное страхование в размере 13 721 руб. 77 коп., подлежащим включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Закона о банкротстве при определении требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Судебная коллегия соглашается с тем, что поскольку наличие у должника задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, за 2022 год в размере 6 588 руб. 89 коп., страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год на обязательное медицинское страхование в размере 3 407 руб.36 коп., 241 руб. налога на имущество физических лиц за 2022 год, 3 680 руб. 21 коп. пени, подтверждено материалами дела, должником, иными участвующими в деле лицами по существу не оспаривается, является обоснованным, в связи с чем, правомерно включено в реестр требований кредиторов должника с очередностью его удовлетворения в третью очередь в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводами суда первой инстанции. Уполномоченный орган считает, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о распространении на страховые взносы режима расходов по найму рабочей силы сохраняет свою актуальность и распространяет своё действие на единый тариф страховых взносов, установленный новыми нормами законодательства, а соответствующие положения, закреплённые в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год, не подлежат применению. По мнению апеллянта, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, входящие в состав единого налогового платежа, начиная с периода 01.01.2023, подлежат удовлетворению в режиме второй очереди реестра требований кредиторов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности. Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.
Требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьем пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве (абзац пятый пункта 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
По общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой пункта 2, абзац четвертый пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
Ссылка на то, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о распространении на страховые взносы режима расходов по найму рабочей силы сохраняет свою актуальность и распространяет своё действие на единый тариф страховых взносов, установленный новыми нормами законодательства, а соответствующие положения, закреплённые в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год, не подлежат применению, является необоснованной, в связи с чем подлежит отклонению.
Несогласие лиц, участвующих в деле, с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судом норм законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в деле, не свидетельствует об ошибках, допущенных судом при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 22.03.2024 по делу N А09-8490/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
И.В. Девонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8490/2023
Должник: Мартынюк Алиса Юрьевна
Кредитор: Мартынюк Алиса Юрьевна
Третье лицо: Анпилов М.А., АО "Тинькофф Банк", АО "ЦДУ", АО МФК "ЦФП", Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Межрайонная ИФНС по управлению долгом, ООО "АйДи Коллект", ООО "Микрокредитная компания универсального финансирования", ООО "МКК Каппадокия", ООО "МФК НФ", ООО "Феникс", ООО Микрокредитная компания "Конга", ООО МКК "Академическая", ООО МКК "Бустра", ООО МКК "Главный займ", ООО МКК "ДЗП-Развитие 3", ООО МКК "Займ-Экспресс", ООО МКК "Кангария", ООО МКК "КапиталЪ-НТ", ООО МКК "Кватро", ООО МКК "Киберлэндинг", ООО МКК "Кредитор24", ООО МКК "Кредиттер", ООО МКК "Русинтерфинанс", ООО МКК "Страна Экспресс", ООО МКК "СФ", ООО МКК "Твой.Кредит", ООО МКК Турбозайм, ООО МФК "Вэббанкир", ООО МФК "Джой Мани", ООО МФК "Займ Онлайн", ООО МФК "Займер", ООО МФК "Мани Мен", ООО МФК "МигКредит", ООО МФК "Саммит", ООО МФК "ЭйрЛоанс", ООО МФК "Экофинанс", ООО МФК "Юпитер 6", ООО МФК "Лайм-Займ", ООО МФК Быстроденьги, ПАО "Сбербанк России", Управление Росреестра по Брянской области, УФНС РФ по Брянской области, УФССП по Брянской области, ф/у Анпилов М.А., ф/у Березюк Анастасия Ивановна