г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-307915/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2024 по делу N А40-307915/2023
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения; об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. по доверенности от 18.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2023, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление), изложенное в уведомлении от 29.09.2023 N КУВД-001/2023-25818837/10 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав собственности города Москвы на помещения, образующиеся в связи с разделом объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером 77:09:0001019:9277, расположенного по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 84, суд также обязал в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию прав собственности города Москвы на вышеуказанные помещения на основании заявления N КУВД-001/2023-25818837.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом не была дана надлежащая оценка доводам Управления.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 27.10.2022 Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2022-48247790 о проведении государственного учета и государственной регистрации права собственности в отношении нежилых помещений: площадью 37,1 кв.м. и площадью 693,9 кв.м. расположенных по адресу: Москва, ш. Ленинградское, д. 84.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 29.09.2023 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2023-25818837/10.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает права заявителя в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ органом регистрации прав осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о недвижимости и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Судом установлено, что право собственности города Москвы зарегистрировано в отношении нежилого помещения, площадью 775.2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0001019:9277, расположенного по адресу: город Москва, Ленинградское шоссе, дом 84.
В целях раздела указанного помещения на два объекта в ГБУ МосгорБТИ заказаны кадастровые работы по результатам которых подготовлены техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения в нежилом здании с изменением архитектурного решения внешних поверхностей и технический план.
В соответствии с Положением об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП (далее - Положение), работы по изменению внешнего архитектурного решения нежилых объектов, расположенных на Ленинградском шоссе, подлежат согласованию Москомархитектурой.
Оформление Заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого объекта в городе Москве осуществляется Москомархитектурой на основании технического заключения о допустимости и безопасности работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого объекта, оформленного проектной организацией, являющейся членом саморегулируемой организации (п. 1.9 Положения).
Оформление Заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений, выполненных до вступления в силу постановления без оформления Решения допускается при обращении заявителя (представителя заявителя) в Москомархитектуру в соответствии с Административным регламентом в для нежилых зданий, строений, сооружений, расположенных на улицах и магистралях города Москвы, указанных в пункте 1.2.2 настоящего Положения - до 1 января 2026 (п. 1.8 Положения).
В соответствии с п. 2.4.1 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП, в качестве заявителей при обращении за предоставлением государственной услуги "Оформление заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений без оформления решения" могут выступать физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, являющиеся собственниками либо одним из собственников нежилого здания, или помещения в нежилом здании, внешние поверхности которого подлежат изменению либо лица, которым нежилое здание, находящееся в собственности города Москвы, предоставлен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, предоставление в Москомархитектуру соответствующего заявления и технического заключения в целях оформления Заключения в отношении ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого здания, находящегося в собственности города Москвы, относится к компетенции Департамента.
В состав технического плана включено техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения в нежилом здании с изменением архитектурного решения внешних поверхностей, также представлено письмо Москомархитектуры от 26.01.2023 N 23/00293 о согласовании ранее выполненных работ по изменению внешнего архитектурного решения нежилого здания, строения, сооружения, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 84 (кадастровый номер 77:09:0001019:9277).
Также аналогичная информация направлена Москомархитектурой в ответ на запрос Росреестра письмом N МКА02-33811/23-1.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку Департаментом в Управление были представлены все необходимые документы, для осуществления государственного кадастрового учёта, в связи с чем, оснований для отказа в осуществлении регистрации прав собственности города Москвы на вышеуказанные помещения не имелось.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных требований, суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке и сроки.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2024 по делу N А40-307915/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-307915/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ