г. Киров |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А82-6017/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Овечкиной Е.А., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Загусова М.А.(доверенность от 27.01.2023);
представителя ответчика - Поповой Е.В. (доверенность от 15.02.2023);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯСК"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2024 по делу N А82-6017/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЯСК" (ИНН 7602147814, ОГРН 1197627006642)
к муниципальному казенному учреждению "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532)
о взыскании 1 824 158 рублей 40 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЯСК" (далее - истец, общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к муниципальному казенному учреждению "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 1 824 158 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "ЯСК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, дополнительный объем работ подлежит оплате ответчиком, сторонами не оспаривался объем выполненных работ, не предъявлялись претензии по качеству выполненных работ, результат работ используется в деятельности ответчика и имеет потребительскую ценность.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.05.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.05.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.03.2022 учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 11/22 на благоустройство и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы (лот 9).
В соответствии с п.1.,2 1.3 контракта Объем выполняемых работ определяется сметной документацией (Приложение N 1 к Контракту).
Срок выполнения работ определяется Календарным графиком производства работ (Приложение N 9 к Контракту).
В силу п. 1.3 Контракта Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: Ленинградский проспект д.76/26 (далее - Объект).
Цена контракта - 8 252 242 руб. 80 коп., в том числе НДС 20% (пункт 2.1).
14.03.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 12/22 на благоустройство и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы (лот 7).
В соответствии с п. 1.2 контракта объем выполняемых работ по Контракту определяется сметной документацией (Приложение N 1).
Срок выполнения работ определяется Календарным графиком производства работ (Приложение N 9).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовые территории: ул. Панина, д.10; ул. А. Невского, д.13 (далее - Объект).
Согласно п. 2.1 цена контракта - 6 705 415,20 рублей, в том числе НДС 20%.
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 67/22 на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 60).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: 4-й Норский переулок, д. 2 корп. 2.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 7 073 152 рубля 80 копеек, в том числе НДС 20%, а в случае если Контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (п. 4.1).
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 72/22 на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 40).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: ул. Урицкого д. 24, ул. Пионерская, д. 1,3.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 8 212 882 рубля 80 копеек, в том числе НДС 20% (пункт 4.1).
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 74/22 (далее по тексту - Контракт) на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 87) (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их.
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: ул. Урицкого, д.46, д.48.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 5 832 202 рубля 80 копеек, в том числе НДС 20% (п. 4.1).
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 75/22 на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 85).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: ул. Волгоградская, д.55, д. 57.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 5 730 987 рублей 60 копеек, в том числе НДС 20% (пункт 4.1).
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 76/22 на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 95).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: С. Орджоникидзе ул., д.6, д,8 корп.2.
Пункт 4.1. Контракта определяет, что Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 8 491 747 рублей 20 копеек, в том числе НДС 20%.
20.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 83/22 на выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 86).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: ул. Труфанова, д.29 корп.5.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта - 2 721 792 рубля, в том числе НДС 20% (п. 4.1).
21.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 102/22 на выполнение работ работы по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 102).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: Машиностроителей пр-т, д.48, д.48 к.2.
Пункт 4.1. Контракта определяет, что Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 7 401 514 рублей 80 копеек, в том числе НДС 20%.
27.06.2022 между учреждением (Заказчик) и ООО "ЯСК" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 126/22 на выполнение работ работы по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним в городе Ярославле в 2022 году в части выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Ярославля в рамках муниципальной программы: "Формирование современной городской среды" на 2018-2024 годы, губернаторский проект "Наши дворы" (лот 101).
Место выполнения работ: г. Ярославль, дворовая территория: ул. Сахарова, д.19, 21, 23.
Пункт 4.1. Контракта определяет, что Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту. Цена Контракта составляет: 8 478 165 рублей 60 копеек, в том числе НДС 20%.
Подрядчиком выполнены дополнительные работы по муниципальному контракту N 11/22 от 11.03.2022 на сумму 37 344 руб., по муниципальному контракта N 12/22 от 14.03.2022 на сумму 49 165,20 руб. и 33 967,26 руб., по муниципальному контракту N 67/22 от 20.06.2022 на сумму 202 429,20 руб., по муниципальному контракту N 72/22 от 20.06.2022 на сумму 105 362,40 руб., по муниципальному контракт N 74/22 от 20.06.2022 на сумму 213 531,60 руб., по муниципальному контракту N 75/22 от 20.06.2022 на сумму 124 806 руб., по муниципальному контракту N76/22 от 20.06.2022 на сумму 192 680,40 руб., по муниципальному контракту N83/22 от 20.06.2022 на сумму 29 337,60 руб. по муниципальному контракту N 102/22 от 21.06.2022 на сумму 283 686 руб., по муниципальному контракту N 126/22 от 27.06.2022 на сумму 551 848,80 руб., а всего на сумму 1 824 158,40 руб.
Претензией от 27.01.2023 истец направил ответчику требование об оплате дополнительных работ.
Полагая, что ответчик необоснованно уклоняется от оплаты выполненных работ, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Спорные правоотношения возникли в рамках исполнения контрактов на выполнение подрядных работ, правовое регулирование которого предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также общими положениями гражданского законодательства об обязательствах.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В пунктах 3, 5 статьи 743 ГК РФ закреплено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Суд первой инстанции также сослался на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указал, что подрядчик, приступая к выполнению дополнительных работ в отсутствие подписанного дополнительного соглашения к контракту о выполнении дополнительного объема работ и не приостанавливая их выполнение до заключения такого дополнительного соглашения (либо не заявляя об отказе от исполнения договора в связи с увеличением объема работ без увеличения цены), выражает согласие на выполнение измененного объема работ в пределах цены контракта.
Апелляционный суд повторно исследовал доводы истца и соглашается с выводами суда первой инстанции, т.к. в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие надлежащее согласование заказчиком необходимости производства дополнительных работ либо неотложный характер таких работ. Акты на дополнительные работы данные обстоятельства не подтверждают, т.к. не свидетельствуют о принятии ответчиком в лице уполномоченного сотрудника (или органа) обязательства по оплате за дополнительные работы. При этом сама по себе приемка результата работ по контрактам не свидетельствует о возникновении на стороне муниципального заказчика обязательства по оплате не согласованных надлежащим образом дополнительных работ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом фактических обстоятельств спора, однако не опровергают выводы об отсутствии согласования дополнительного объема работ в рамках заключенных контрактов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2024 по делу N А82-6017/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯСК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6017/2023
Истец: ООО "ЯСК"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области