г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-154597/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Яцевой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.С. Королевой |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и ПАО "Россети Ленэнерго",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40- 154597/23
по заявлению 1) ПАО "Россети Ленэнерго" (ИНН 7803002209)
2) Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ИНН 7825681674)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539),
третьи лица: 1) Министерство энергетики Российской Федерации (ИНН: 7705847529),
2) АО "ЛОЭСК-электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (ИНН: 4703074613)
о признании частично незаконным решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23,
при участии:
от заявителей: |
1) Шалманов Е.Г. - по дов. от 05.12.2022; Целиков Д.В. - по дов. от 20.10.2023, Черепанова О.А. по доверенности от 01.12.2022 2) Пономаренко Г.В. по доверенности от 28.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Савостина Е.В. - по дов. от 09.01.2024, Старостина А.А. по доверенности от 22.08.2023 |
от третьих лиц: |
1) Горшкова И.О. - по дов. от 22.08.2023; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 04.07.2023 N СП/52700/23 в части полного отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статьям: "Ремонт основных средств" в составе подконтрольных расходов; "Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)";"Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год" (пункт 8 резолютивной части Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23), в части прекращения производства по заявлению в части статьи затрат "Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год" (пункт 3 резолютивной части решения), в части удовлетворения требований ПАО "Россети Ленэнерго" не в полном объеме по статьям: "Расходы из прибыли" 2021 года (базового уровня подконтрольных расходов); "Подконтрольные расходы" 2022 года; "Подконтрольные расходы" 2023 года; "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)"; "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год"; "Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год"; "Расчетная предпринимательская прибыль"; "Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год"; "Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям", (пункты 2, 4 и 5 резолютивной части Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23), в части пункта 6 резолютивной части как противоречащие: статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; пунктам 2, 4, 5, 7, 16, 19, 25, 29, 31, 32, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; пунктам 7, 19, 23 Правил регулирования государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; пунктам 15, 18, 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 N 533; пунктам 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э; пункту 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э; Таблице п 1.4. Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2; пункту 2 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 30.06.2022 N 490/22; подпунктам 2) и 4) пункта 4 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 N 215-э/1; пункту 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861; подпункту 2 пункта 1.5, подпунктам 2, 7 пункта 1.7, подпунктам 1-3 пункта 1.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом ФАС России от 21.08.2020 N 769/20ФАС России.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23 в части удовлетворения требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статье разногласий "корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год" п. 5 мотивировочной части решения и п.4 резолютивной части решения, с учетом уточнения Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области заявленных требований и принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 дела N А40-226628/2023-145-1768, N А40-154597/2023-21-1265 для совместного рассмотрения, с присвоением номера объединенного дела N А40-154597/2023-21-1265.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - третье лицо, АО "ЛОЭСК") и Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 в удовлетворении заявлений ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением ПАО "Россети Ленэнерго" и ЛенРТК обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд, каждый, с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ПАО "Россети Ленэнерго" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ЛенРТК просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении требований и признать незаконным Решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23 в оспариваемой ЛенРТК части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ФАС России с доводами апелляционных жалоб не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
ПАО "Россети Ленэнерго" в отзыве с доводами апелляционной жалобы ЛенРТК не согласилось, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ЛенРТК отказать.
Минэнерго России в отзыве с доводами апелляционной жалобы ПАО "Россети Ленэнерго" согласилось, просит апелляционную жалобу ПАО "Россети Ленэнерго" удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ЛенРТК и ПАО "Россети Ленэнерго" поддержали доводы своих жалоб, представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда.
Представитель Заявителя просил в удовлетворении апелляционной жалобы ЛенРТК отказать.
Представитель ЛенРТК просил в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать.
Представитель Минэнерго России в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу ПАО "Россети Ленэнерго", возражало против удовлетворения апелляционной жалобы ЛенРТК.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя АО "ЛОЭСК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалоб и отзывов на них, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.
Пунктом 5.3.22. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение N 331), установлено, что ФАС России, рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.
Порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлен Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (далее - Правила N 533).
Как следует из материалов дела 04.07.2023 ФАС России вынесено решение N СП/52700/23 по результатам рассмотрения заявления о разногласиях по тарифному регулированию на 2023 год, вынесенному в порядке, установленном Правилами N 533, в соответствии с которым ПАО "Россети Ленэнерго" отказано в удовлетворении требований по статьям:
- "Ремонт основных средств" в составе подконтрольных расходов;
- "Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)";
- "Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год";
Прекращено производство по заявлению Общества в части статьи затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год (пункт 3 резолютивной части Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23).
ЛенРТК предписано провести дополнительный анализ представленных ПАО "Россети Ленэнерго" документов и учесть соответствующие затраты в экономически обоснованном размере по статьям:
- "Расходы из прибыли" 2021 года (базового уровня подконтрольных расходов);
- "Подконтрольные расходы" 2022 года;
- "Подконтрольные расходы" 2023 года;
- "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)";
- "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год";
- "Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год";
- "Расчетная предпринимательская прибыль".
Требования ПАО "Россети Ленэнерго" удовлетворены, в том числе частично, по статьям:
- "Излишне исключенные средства при учете судебного решения по статье "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год"" (дополнительному учету подлежат средства в размере 278 008 тыс. руб.);
- "Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год" (дополнительному учету подлежат средства в размере 1 320 930 тыс. руб.);
- "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023)" (дополнительному учету подлежат средства в размере 527 471,24 тыс. руб.);
- "Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям" (дополнительному учету подлежат средства в размере 6 617 тыс. руб.).
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
- учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
Абзацем 4 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике определено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 указанного документа, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также перечень неподконтрольных расходов.
Из материалов дела следует, что разногласия между Обществом и ЛенРТК возникли по статье "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год", которая была рассмотрена ФАС России и производство по заявлению Общества было прекращено на основании подпункта "г" пункта 20 Правил N 533 в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся непосредственно показатели, которые надлежало учесть ЛенРТК при корректировке спорной статьи.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э) корректировка необходимой валовой выручки (далее - НВВ), осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по соответствующей формуле:
*, где
*- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j);
* - плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;
* - объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования;
* - учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.
В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977, инвестиционная программа ПАО "Россети Ленэнерго" на 2018 год утверждена приказом Минэнерго России от 28.12.2015 N 1042 в составе долгосрочной инвестиционной программы на период 2016-2020 гг.
Скорректированная инвестиционная программа ПАО "Россети Ленэнерго" на 2018 год утверждена приказом Минэнерго России от 21.12.2018 N 27@.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что отчет об исполнении инвестиционной программы ПАО "Россетти Ленэнерго" за 2018 год опубликован в установленном порядке, проверен Минэнерго России в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977.
В соответствии с требованиями Основ ценообразования, а также Методических указаний N 228-э, показатели, применяемые при тарифном регулировании, учитываются без НДС, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в абзаце 3 страницы 18 решения от 04.07.2023 N СП/52700/23.
В соответствии с инвестиционной программой ПАО "Россети Ленэнерго", утвержденной до начала периода регулирования 2018 года приказом Минэнерго России от 28.12.2015 N 1042, собственные источники финансирования за счет тарифа на передачу электроэнергии на 2018 год без учета НДС составляют 3 534,93 млн руб. (приложение "Источники финансирования инвестиционных программ" по Ленинградской области, стр. 170 строка N 1.2) и соответствуют плановому использованию амортизации.
В период с 2011 по 2020 годы ПАО "Россети Ленэнерго" на территории Ленинградской области регулировалось с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с Основами ценообразования N 1178 и Методическими указаниями N 228-э.
В связи с применением в 2018 году в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" метода доходности инвестированного капитала (период регулирования 20112020 гг.) источники финансирования инвестиций не учитываются напрямую в НВВ на передачу электроэнергии, а рассчитываются в соответствии с формулой, установленной пунктом 42 Методических указаний N 228-э, исходя из сумм возврата и дохода на инвестированный капитал, "сглаживания" НВВ за вычетом процентов по кредитам, расходов из прибыли, погашения кредитов и выпадающих доходов в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования.
Решением ФАС России от 11.09.2020 N СП/78765/20, принятым по результатам рассмотрения разногласий Общества с ЛенРТК за 2020 год, установлено, что величина собственных средств ПАО "Россети Ленэнерго" на инвестиции в необходимой валовой выручке 2018 года ( ИП2018ПЛ) составила 4 094,33 млн руб.
Объем фактического финансирования инвестиционной программы, за счет собственных средств в тарифе на передачу электроэнергии ПАО "Россети Ленэнерго" за 2018 год составляет 4 101,63 млн руб. без НДС, что подтверждается Отчетом об исполнении инвестиционной программы за 2018 год (приложение 20, форма 20, строка N 1.2.) и соответствует фактическому использованию амортизации.
Иные собственные источники, учитываемые в тарифе на передачу, в отчете отсутствуют.
Вопреки позиции ФАС России и ЛенРТК, судебные акты по делу N 3а-3/2021 не содержат расчет величины корректировки НВВ Общества, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год в порядке, предусмотренном пунктом 42 Методических указаний N 228-э.
В судебных актах по делу 3а-3/2021 указаны лишь отдельные значения показателей, содержащихся в документах, на основании которых должна рассчитываться данная корректировка.
Минэнерго России, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, представило в материалы дела письменную позицию.
Минэнерго России указывает следующее.
В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, инвестиционная программа ПАО "Россети Ленэнерго" на 2018 год утверждена приказом Минэнерго России от 28.12.2015 N 1042 в составе долгосрочной инвестиционной программы на период 2015-2020 гг.
Плановые на 2018 год источники финансирования Общества по Ленинградской области "Собственные средства" состоят из трех показателей:
- строка 1.2.1 "Амортизация, учтенная в тарифе" в размере 3 534,93 млн руб.;
- строка 1.3 "Возврат НДС" в размере 1 576,24 млн руб.;
- строка 1.4 "Прочие собственные средства" в размере 444,88 млн руб.
Указанные "Собственные средства" - являются собственными средствами компании, которыми она располагает и может направить на финансирование инвестиционной программы, объем средств определяется Минэнерго России в рамках инвестиционного планирования по итогам анализа всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.
Отчет об исполнении инвестиционной программы ПАО "Россети Ленэнерго" за 2018 год в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, размещен на сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Фактические по 2018 году источники финансирования по Ленинградской области "Собственные средства" также состоят из трех показателей:
- строка 1.2.1 "Амортизация, учтенная в тарифе" в размере 4101,63 млн руб.;
- строка 1.3 "Возврат НДС" в размере 164,49 млн руб.;
- строка 1.4 "Прочие собственные средства" в размере 171,97. млн руб.
Отклонение фактического исполнения инвестиционной программы регулируемой организацией от запланированного объема допускается по объективным факторам, что подтверждается, в том числе, письмом ФАС России от 18.05.2022 N МШ/48200/22 (дополнение к письму от 20.04.2018 N ИА/28440/18).
Как указывает Минэнерго России расходы, учитываемые в составе НВВ и применяемые при тарифном регулировании, учитываются без НДС, "Возврат НДС" и "Прочие собственные средства" не являются тарифными источниками.
"Собственные средства", указанные в источниках финансирования инвестиционной программы приказа Минэнерго России не являются тождественным понятию "собственные средства на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j)" - то есть объем, принятый при тарифном регулировании.
В период 2011-2020 гг. ПАО "Россети Ленэнерго" регулировалось методом доходности инвестированного капитала, расчет тарифов осуществляется на основании Методических указаний N 228-э, в пункте 42 которых определен расчет корректировки НВВ по исполнению инвестиционной программы.
Формулы расчета используют следующие показатели их использования:
*- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j);
* - плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;
* - объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования;
Методические указания N 228-э содержат также порядок расчета объема собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ.
Таким образом, Методическими указаниями N 228-э установлено, что при определении корректировки НВВ регулируемой организации необходима оценка фактического объема финансирования инвестиционной программы и объема средств на финансирование инвестиционной программы, учтенных в тарифах.
Изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе инвестиционную программу Общества, отчет о ее исполнении, позиции лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Общества о том, что при расчёте корректировки НВВ Общества по исполнению инвестиционной программы за 2018 год в соответствии с пунктом 42 методических указаний N 228-э, ЛенРТК был обязан использовать:
- величину плановых собственных источников финансирования за счет выручки от оказания услуг по передаче электроэнергии по установленным тарифам, учтенных в НВВ, в размере 4 094,33 млн руб.;
- величину фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств по передаче электроэнергии в размере 4 101,63 млн руб. согласно отчету об исполнении инвестиционной программы.
Суд соглашается с доводами Общества о том, что фактически использованный источник "амортизация" (4 101 631 тыс. рублей) был необоснованно снижен регулятором до величины планового источника "амортизация" (3 230 540 тыс. рублей), учтенного в инвестиционной программе, утвержденной после принятия тарифного решения на 2018 год приказом Минэнерго России от 21.12.2018 N 27@, поскольку ЛенРТК в нарушение норм действующего законодательства была использована программа, утвержденная в течение отчетного года, тогда как необходимо применять инвестиционную программу, утвержденную до начала отчетного года (п. 42 Методических указаний N 228-э).
Минэнерго России не являлось участником дела 3а-3/2021 и, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство (пункт 4.4.3. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400) и осуществляющий контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (пункт 4.3.4. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400), не могло дать соответствующие пояснения суду относительно порядка применения пункта 42 Методических указаний N 228-э.
В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, ПАО "Россети Ленэнерго" относится к субъектам электроэнергетики, утверждение инвестиционных программ которых осуществляется Минэнерго России.
Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, предусмотрено, что контроль за реализацией инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, осуществляет указанное Министерство.
В соответствии с ч.2 ст. 64 АПК РФ В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В настоящем случае, с учетом того, что Минэнерго России, как уполномоченный орган государственной власти по утверждению и контролю за исполнением инвестиционной программы Общества, не являлось лицом, участвующим в деле N 3а-3/2021 об оспаривании НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 год, а также при рассмотрении указанного дела не производился расчет величины корректировки НВВ, а, следовательно, не могли быть установлены иные величины, используемые в формуле расчета, установленной пунктом 42 Методических указаний N 228-э, чем те, применение которых предписано нормативными актами, исследовав представленные в материалы настоящего дела доказательства, в том числе пояснения Минэнерго России, апелляционный суд приходит к выводу, что ЛенРТК допущено нарушение при применении пункта 42 Методических указаний N 228-э.
В этой связи является несостоятельной ссылка ФАС России на пп. "г" п. 20 Правил N 533, как на основание прекращения рассмотрения разногласий по статье затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год", поскольку выводы ФАС России основаны на неверной оценке судебных актов по делу N 3а-3/2021, которые не могут быть квалифицированы как вступившие в законную силу судебные акты, в которых содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в отношении рассматриваемых споров.
Следовательно, ФАС России необоснованно прекратила рассмотрение разногласий ПАО "Россети Ленэнерго" со ссылкой на подпункт "г" п. 20 Правил N 533 по статье затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год", а выводы суда первой инстанции о соответствии законодательству действий ФАС России в этой части являются необоснованными.
ФАС России надлежало рассмотреть заявление Общества по данной статье затрат по существу и дать оценку всем доводам ПАО "Россети Ленэнерго" с учетом положений пункта 42 Методических указаний N 228-э, инвестиционной программы Общества и отчета об ее исполнении.
В части доводов апелляционной жалобы ПАО "Россети Ленэнерго" по статье затрат "Ремонт основных средств" суд приходит к следующему.
Мотивом отказа в удовлетворении требований, согласно Решению ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23, с которым согласился суд первой инстанции, являлось то, что Обществом не представлены доказательства некорректности расчета Комитетом расходов на ремонт основных средств на 2021 год, которые были рассчитаны в соответствии с решением Ленинградского областного суда от 04.10.2021 N 3а-264/2021.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования подконтрольные расходы определяются регулирующими органами как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18.03.2015 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).
В соответствии с п. 13 Методических указаний N 421-э в связи с превышением отклонения фактических расходов за один из двух лет, предшествующих периоду регулирования, над процентом, определенным исходя из индекса эффективности, установление базового уровня операционных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" по Ленинградской области на 2021 год осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями N 98-э.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов. Ежегодно подконтрольные расходы определяются исходя из базового уровня, установленного на первый год долгосрочного периода, с учетом интегрированного коэффициента индексации.
Исходя из положений Методических указаний N 98-э анализ фактического исполнения подконтрольных расходов, а также постатейная компенсация затрат в случае перерасхода по статьям в течение долгосрочного периода не предполагается.
Согласно подпункту 5 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают затраты на ремонт основных средств.
Пунктами 25 и 29 Основ ценообразования предусмотрен учет следующих параметров при определении расходов на ремонт основных средств:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Объем ремонтов обоснован ПАО "Россети Ленэнерго" адресной программой ремонтов основных средств на 2021 год, направленных ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес Комитета письмом от 06.11.2020. Комитетом объем не оспаривался.
Согласно пункту 12 Методических указаний N 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются расходы на ремонт основных средств.
В соответствии с пп. 3-4 пункта 23 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по соответствующим статьям расходов, анализ основных технико-экономических показателей.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
В силу пункта 17 Правил регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако несовершенство представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить величину расходов на выполнение каждого обязательного мероприятия (заявленного объема ремонтных работ) от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Принимая во внимание изложенное, расходы на ремонт основных средств являются обязательными, в связи с чем подлежат включению в НВВ при установлении тарифов в экономически обоснованном размере, подтвержденном регулируемой организацией, либо определенном тарифным органом на основании пунктов 25, 29, 31 Основ ценообразования.
Следовательно, по смыслу вышеизложенного ЛенРТК был обязан провести анализ экономической обоснованности плановых расходов на ремонт основных средств на 2021 год с применением метода экономически обоснованных расходов, отразить анализ в экспертном заключении. Расходы на ремонт на 2022 и 2023 год рассчитать в составе подконтрольных расходов в соответствии с формулами пункта 11 Методических указаний N 98-э.
Суд учитывает, что ФАС России в обоснование отказа в удовлетворении требований Общества указано, что на 2021 год ПАО "Россети Ленэнерго" заявлены расходы, фактически в два раза превышающие расходы на ремонт за 2019 год, при этом не представлены доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность такого увеличения.
Между тем, ФАС России не учтено, что 2019 год входит в первый долгосрочный период регулирования ПАО "Россети Ленэнерго" 2011-2020 гг., в котором регулирование Общества осуществлялось методом доходности инвестированного капитала.
Согласно п.15 Методических указаний N 228-э затраты на ремонт основных средств относятся к операционным расходам.
В соответствии с пунктами 11 и 19 Методических указаний N 228-э ежегодно операционные расходы определяются исходя из базового уровня, установленного на первый год долгосрочного периода, с учетом индекса роста потребительских цен, индекса изменения количества активов с применением коэффициента эластичности и индекса эффективности.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний N 228-э корректировка операционных расходов производится с учетом отклонения фактической инфляции и фактического количества условных единиц оборудования от значений, учтенных при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования.
Иные корректировки операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования Методическими указаниями N 228-э не предусмотрены.
Таким образом, ежегодные затраты ПАО "Россети Ленэнерго" на ремонты основных средств в 2018-2020 гг. были ограничены уровнем затрат, заложенным ЛенРТК в базовый уровень операционных расходов, определенный в на 2011 год, как первый год долгосрочного периода регулирования 2011-2020 гг.
В связи с повышающимися требованиями к надежности электрической сети, времени устранения аварий, объемам аварийного запаса, устранением нарушений по предписаниям контролирующих органов, обеспечением бесперебойного электроснабжения потребителей, необходимостью сокращения доли аварийновосстановительного ремонта, уровень затрат на ремонт, определенный ЛенРТК на 2011 год, не обеспечивал необходимый объем выполнения ремонта основных средств Общества в 2018-2020 гг.
Также, ФАС России не учтено, что за период 2011-2020 гг. были внесены существенные изменения в нормативные документы по ремонтно-эксплуатационной деятельности, которые привели к росту затрат на ремонт основных средств.
Материалами дела подтверждается, что объем ремонтной программы на 2021 год, который является базовым для нового долгосрочного периода регулирования (2021-2025 гг.). ПАО "Россети Ленэнерго", был сформирован в соответствии с требованиями организационно-распорядительной документации и нормативных документов по эксплуатации сетей и отражает необходимый уровень расходов, при этом были учтены изменения законодательства и регламентирующих документов, а в материалы дела представлены документы, подтверждающие необходимость и факт несения соответствующих расходов.
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что позиция Общества сводится к несогласию с выводами вступившего в законную силу решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021 по делу N 3а-264/2021.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23 в части отказа в удовлетворении требований Общества по статье расходы на ремонт основных средств пунктам 25, 29, 31 Основ ценообразования, пунктам 17, 19, 23 Правил регулирования, пункту 11 Методических указаний N 98-э, пункту 9 Методических указаний N 421-э, а выводы суда первой инстанции о соответствии законодательству действий ФАС России в этой части являются необоснованными.
В отношении статьи разногласий "Расходы из прибыли в составе неподконтрольных расходов" суд первой инстанции обоснованно установил следующее.
Согласно вступившим в законную силу судебным актам по делу N 3а-264/21 ЛенРТК было необходимо дать оценку обоснованности включения затрат в состав расходов из прибыли с учетом раздела 6 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг. (далее - ОТС в электроэнергетике).
При рассмотрении разногласий по статье "Расходы из прибыли в составе неподконтрольных расходов" ФАС России установлено, что данная обязанность ЛенРТК не была выполнена.
Так, ЛенРТК в составе подстатьи "Расходы из прибыли" 2021 года не учтены, в том числе, следующие выплаты, предусмотренные разделом 6 ОТС в электроэнергетике: ежемесячные доплаты детям, находившимся на иждивении погибшего на производстве работника до 18 лет (23 лет для учащихся на очной форме обучения) (пункт 6.1.2 (б) ОТС в электроэнергетике); пособие работнику в отпуске по уходу за ребенком в размере 3000 руб. до 1,5 лет и 1500 руб. до 3 лет (п. 6.2.4. ОТС в электроэнергетике); материальная помощь в связи со смертью работника (пункт 6.1.3(B) ОТС в электроэнергетике); единовременные поощрения и подарки работникам, удостоенным отраслевых, ведомственных наград и почетных званий (пункт 6.2.5 ОТС в электроэнергетике).
С учётом указанного факта для определения корректной величины необходимо провести дополнительный анализ расходов по подстатье "Расходы из прибыли" на 2021 г., на что обоснованно было указано в оспариваемом решении ФАС России.
Общество не согласно с таким подходом, поскольку, по его мнению, ФАС России была обязана отнестись к каждой из заявленных ПАО "Россети Ленэнерго" выплат.
Вместе с тем, указанные доводы не имеют под собой нормативного обоснования, поскольку антимонопольный орган при рассмотрении досудебного спора установил нарушение, выраженное в отсутствии в экспертном заключении обоснования включения или невключения определённых выплат.
Устранить данное нарушение возможно только посредством проведения дополнительного анализа и отражения в экспертном заключении его результатов, на что и было правомерно указано в оспариваемом решении ФАС России.
При этом оценка обоснованности такого включения/невключения может быть дана только после проведения анализа на стадии проверки исполнения решения ЛенРТК со стороны ФАС России.
В отношении статьи разногласий "Отчисления на социальные нужды" суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.
Разногласия по статье затрат "Отчисления на социальные нужды" возникли в части размера фонда оплаты труда, а также процента отчислений.
ЛенРТК процент отчислений принят в размере 29,1 % в соответствии с фактически сложившимся средним процентом за 2021 год.
ПАО "Россети Ленэнерго" считает экономически обоснованным принять процент отчислений в размере 30,4 %.
Оспаривая решение ФАС России, ПАО "Россети Ленэнерго" полагает, что изменение законодательства свидетельствует о повышении суммы отчислений в 2023 году, что не позволяет учитывать при тарифном регулировании на 2023 год фактические данные за 2021 год.
Вместе с тем, ПАО "Россети Ленэнерго" не учитывает, что введение единого тарифа страховых взносов с 2023 года не изменило общую величину тарифа страховых взносов (30 %) в соответствии с которой уплачивались страховые взносы в 2021 году.
Сохранились также на 2023 год пониженные тарифы страховых взносов свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Законодательством также, как в 2021 году, в 2023 году предусмотрена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работников по году.
Так в решении антимонопольный орган указал, что исходя из пункта 38 Основ ценообразования N 1178 отчисления на социальные нужды в соответствии с фактически сложившимся процентом отчислений за 2023 год будут учтены органом регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.
Кроме того, ни при направлении тарифной заявки, ни при рассмотрении досудебного спора ПАО "Россети Ленэнерго" не представило расчет тарифа страховых взносов исходя из планируемых выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (каждого сотрудника) на 2023 год.
По мнению Общества, ФАС России, в таком случае, была обязана запросить такой расчёт при рассмотрении досудебного спора, однако, данный довод подлежит отклонению как нормативно необоснованный в связи со следующим.
ПАО "Россети Ленэнерго", являясь профессиональным участником рынка электроснабжения и коммерческой организацией, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления регулируемой деятельности.
В этой связи, как неоднократно отмечено Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 16.01.2020 N 9-АПА19-47, от 23.01.2019 N 34-АПГ18-10, от 17.10.2018 N 80-АПГ18-5, от 14.06.2018 N 14-АПГ18-9, 05.12.2014 N 307-КГ14-5116, законодательством именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать верными и основанными на нормах действующего законодательства.
В отношении статьи разногласий "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план на 2023 год)" суд первой инстанции обоснованно пришел к следующему.
При рассмотрении статьи разногласий "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план на 2023 год)" антимонопольный орган частично удовлетворил заявленные требования, установив, что расчет плановых выпадающих доходов от льготного технологического присоединения на 2023 год в части фактических показателей 2019 года выполнен ЛенРТК с нарушением положений Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 11.09.2014 N 215-э/1 (далее - Методические указания N 215-э/1).
Общество, соглашаясь с данным выводом, оспаривает выводы решения ФАС России в части данной статьи, полагая, что при расчёте расходов также должны быть учтены мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства к энергопринимающим устройствам, которые были ранее присоединены надлежащим образом.
Однако, данные мероприятия являются развитием существующей инфраструктуры сетевой организации и не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, поскольку пунктом 87 Основ ценообразования N 1178 предусмотрено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Аналогичное требование также предусмотрено частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Таким образом, любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры.
В отношении статьи разногласий "Корректировка необходимой валовой выручки с учётом надёжности и качества реализуемых услуг за 2021 год", суд первой инстанции в полном соответствии с материалами дела обоснованно указал следующее.
В соответствии с формулой 2 пункта 11 Методических указаний N 98-э корректировка НВВ с учетом надежности и качества реализуемых услуг определяется как: необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2; понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26.12.2010 N 254-э/1.
Величина повышающего коэффициента, корректирующего НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), в размере 0,6 % не оспаривается Обществом.
ПАО "Россети Ленэнерго" не согласно с величиной НВВ в части содержания электрических сетей, установленной на 2021 год, которую ЛенРТК принял с учетом решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021 N 3а-264/2021.
В 2021 году Обществом были достигнуты утвержденные показатели уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг, в связи с чем корректировка НВВ с учетом надежности и качества реализуемых услуг имеет положительное значение.
Вместе с тем, данная корректировка по своей сути является "поощрением" регулируемой организации в случае достижения ею утвержденных показателей уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг и должна рассчитываться исходя из экономически обоснованной плановой НВВ с учетом вступивших в законную силу судебных решений.
Таким образом, довод общества по статье разногласий "Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год" обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В отношении статьи разногласий "Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год" суд первой инстанции обоснованно установил следующее.
ФАС России удовлетворила требования ПАО "Россети Ленэнерго", заявленные по статье разногласий "Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год".
Не оспаривая установленный факт нарушения со стороны ЛенРТК, Общество приводит доводы о несогласии с приведённым в данной части в решении ФАС России обоснованием допущенного нарушения.
Довод общества подлежит отклонению, поскольку в мотивировочной части приведены нормы (пункты 7 и 38 Основ ценообразования N 1178, пункт 11 Методических указаний N 98-э), подлежащие применению при определении расходов по данной статье затрат, а также фактические установленные обстоятельства, свидетельствующие о допущенном со стороны ЛенРТК нарушении при их определении.
Само по себе несогласие общества с формой изложения позиции не может служить основанием для признания решения ФАС России недействительным.
В отношении статьи разногласий "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год", суд первой инстанции надлежащим образом установил следующее.
В обоснование требований по статье разногласий "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год" ПАО "Россети Ленэнерго" приводит доводы, идентичные заявленным в отношении ранее рассмотренной статьи разногласий "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план на 2023 год)", которые подлежат отклонению по аналогичному основанию.
Вместе с тем, мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства к энергопринимающим устройствам, которые были ранее присоединены надлежащим образом, являются развитием существующей инфраструктуры сетевой организации и не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, поскольку пунктом 87 Основ ценообразования N 1178 предусмотрено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Указание ПАО "Россети Ленэнерго" на допущенную в резолютивной части опечатку в отношении данной статьи затрат не свидетельствует о недействительности оспариваемого решения, поскольку она устранена решением ФАС России от 12.07.2023 N СП/55243/23.
В отношении статьи разногласий "Экономия потерь электроэнергии в сетях при её передаче по электрическим сетям", судом первой инстанции установлено следующее.
Так, при рассмотрении досудебного спора, антимонопольный орган частично удовлетворил требования ПАО "Россети Ленэнерго" по статье разногласий "Экономия потерь электроэнергии в сетях при её передаче по электрическим сетям", поскольку ЛенРТК в расчёт принят неверный показатель прогнозной средневзвешенной цены покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Не оспаривая данный вывод, Общество не согласно с решением ФАС России в данной части, полагая, что ЛенРТК также принята неверная прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Расходы по данной статье затрат определяются в соответствии с формулой пункта 34(3) Основ ценообразования N 1178.
По мнению Общества, её значение должно составлять 14 766,34 млн кВтч, ЛенРТК приняло в расчёт величину в размере 14 678,00 млн кВтч.
Однако, ПАО "Россети Ленэнерго" выполнило расчёт с учётом величины потерь всего региона.
В соответствии со сводным прогнозным балансом, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 N 767/22-ДСП, для ПАО "Россети Ленэнерго" величина потерь электрической энергии утверждена в объеме 1 426,7019 млн. кВтч.
С учетом долгосрочного параметра регулирования "Уровень потерь электроэнергии" в размере 9,72%, прогнозная величина суммарного отпуска в сеть ПАО "Россети Ленэнерго" составит 14 678,00 млн кВтч, что соответствует показателю, учтенному ЛенРТК.
В связи с изложенным, доводы общества о неверном расчёте прогнозной величины суммарного отпуска являются необоснованными, а выводы суда первой инстанции следует признать верными и основанными на нормах действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции полагает не подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу ЛенРТК в связи со следующим.
ЛенРТК оспаривает Решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23, указывая, что позиция антимонопольного органа, изложенная в п.4 оспариваемого Решения, в котором ФАС России признала незаконными действия ЛенРТК при определении необходимой валовой выручки ПАО "Россети Ленэнерго" на 2023 год по статье "корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год".
При расчете указанной корректировки в качестве плановой величины НВВ 2021 года ЛенРТК применяет сумму, рассчитанную им в 2022 году с учетом исполнения решения суда по делу N 3а-264/2021, вместо НВВ, учтенной им при установлении тарифов на 2021 год.
Данные действия ЛенРТК не соответствуют пункту 38 Основ ценообразования, пунктам 9, 11 Методических указаний N 98-э), пунктам 48-52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20- э/2),
Как следует из пунктов 48-52 Методических указаний N 20-э/2 при принятии тарифного решения на очередной год величина НВВ, определённая органом регулирования исходя из составляющих (подконтрольные и неподконтрольные расходы, стоимость потерь электроэнергии в сетях, услуг регулируемых организаций, корректировки и экономия расходов по факту предыдущих периодов), предусмотренных Основами ценообразования, и плановая выручка, которую организация должна получить исходя из установленных тарифов и плановых объемов оказания услуг, должны совпадать.
Так, согласно пункту 52 Методических указаний N 20-э/2 НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций".
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрена система корректировок необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, закрепленная в виде формул в пункте 11 Методических указаний N 98-э.
Данные корректировки отражают влияние всех факторов отклонения фактической деятельности от планового тарифного решения, подлежащих учету при тарифном регулировании. При этом учет отклонения расходов от планового уровня производится отдельно от учета отклонения доходов.
Так, корректировка в части составляющих НВВ осуществляется по подконтрольным расходам, неподконтрольным расходам, цене и объему покупки потерь (формула 4 пункта 11 Методических указаний 98-э).
И отдельной составляющей выделена корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, определяемая по формуле 7.1 Методических указаний 98-э:
* - необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;
* - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.
Поскольку согласно пункту 9 Методических указаний 98-э корректировки должны проводиться исходя из отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, то при определении величины корректировки по доходам согласно формуле 7.1 в качестве установленной НВВ на содержание сетей должна применяться НВВ, использованная при расчете действующих в периоде регулирования тарифов.
Фактический объем выручки * формируется исходя из установленных тарифов и фактических объемов оказания услуг по передаче электроэнергии (для ПАО "Россети Ленэнерго" - единых (котловых) тарифов и полезного отпуска электроэнергии и мощности потребителям региона).
Плановый объем выручки в сопоставимых параметрах также формируется исходя из установленных тарифов и плановых объемов оказания услуг.
Из указанных параметров отклонение по факту от плановых значений в 2021 году формируется только по объему оказания услуг.
Единые (котловые) тарифы, установленные Приложением N 1 к Приказу ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п, действовали в течение всего 2021 года.
Изменения, внесенные приказами ЛенРТК от 29.06.2021 N 71-п и от 31.08.2021 N 98-п, не касались ставок единых (котловых) тарифов, установленных Приложением N 1 к Приказу ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п, тарифы не были отменены в период их действия (01.01.2021-31.12.2021) и в соответствии со статьей 424 ГК РФ при расчетах между всеми заинтересованными сторонами в 2021 году не могли применяться иные ставки единых (котловых) тарифов, отличные от действующего в течение 2021 года тарифного решения (Приложением N 1 к Приказу ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п).
Приказами от 29.06.2021 N 71-п и от 31.08.2021 N 98-п произведено лишь перераспределение плановой котловой (региональной) НВВ 2021 года между ТСО, что не повлияло на размер выручки, подлежащей сбору ПАО "Россети Ленэнерго" с потребителей. Это также зафиксировано в протоколе заседания правления ЛенРТК от 30.08.2021 N 26.
В протоколе заседания правления ЛенРТК от 30.08.2021 N 26 (стр. 88) к приказу ЛенРТК от 31.08.2021 N 98-п указано, что в целях сохранения величины суммарной (котловой) необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, была определена величина изменения необходимой валовой выручки ПАО "Россети Ленэнерго", производимого в целях сглаживания роста тарифов, на 2021 год.
Во исполнение решения суда по делу N 3а-264/2021 ЛенРТК в 2022 году были пересмотрены составляющие НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" 2021 года.
Результаты пересмотра расходов согласно действующему законодательству (пункт 11 Методических указаний N 98-э) учтены ЛенРТК в НВВ 2023 года в корректировках неподконтрольных расходов и отдельной составляющей в статье "исполнение решений суда", в которой исключены излишне учтенные подконтрольные расходы и амортизация.
При этом перерасчет тарифов 2021 года не произведен, соответственно, и не изменена НВВ, исходя из которой были рассчитаны ставки единых (котловых) тарифов, по которым, в свою очередь, формировалась фактическая выручка ПАО "Россети Ленэнерго".
Учет пересмотренной НВВ 2021 года в качестве установленной при применении формулы 7.1 Методических указаний N 98-э, предлагаемый ЛенРТК, приводит к повторному учету суммы снижения плановой НВВ, определенной ЛенРТК во исполнение решения суда, что противоречит пунктам 5, 7 Основ ценообразования.
Определив снижение ранее установленных на 2021 год расходов, ЛенРТК учитывает это снижение в НВВ 2023 года и как излишне учтенные расходы и одновременно как излишне полученные доходы.
В результате таких действий сложилась ситуация, при которой при проведении корректировок НВВ за 2021 год из состава НВВ были исключены расходы, не покрытые за счет выручки от регулируемого вида деятельности, иначе говоря, одни и те же экономически необоснованные расходы были исключены дважды. Следовательно, ФАС России законно удовлетворила требования Общества по данной статье затрат.
Таким образом, заявленные ЛенРТК требования в части некорректного определения ФАС России в пункте 5 мотивировочной и пункте 4 резолютивной части Решения от 04.07.2023 N СП/52700/23 величины корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год, подлежащей дополнительному учету в НВВ, не соответствуют законодательству.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.
Поскольку судом апелляционной инстанции сделан вывод о необоснованном прекращении производства по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго" по статье затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год" и необоснованном отказе в удовлетворении требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статье "Ремонт основных средств", то статья затрат "Расчетная предпринимательская прибыль" также подлежит пересмотру.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23 в части прекращения производства по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго" по статье затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год (пункт 3 резолютивной части Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23) и отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статье ремонт основных средств (пункт 4.1. мотивировочной части решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23) признается судом апелляционной инстанции незаконным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции было допущено несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права, в связи с чем на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 подлежит изменению.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы ПАО "Россетти Ленэнерго" распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ФАС России.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу N А40-154597/23 изменить.
Признать незаконным Решение ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23 в части:
- прекращения производства по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго" по статье затрат "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год (пункт 3 резолютивной части Решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23,
- отказа в удовлетворении требований ПАО "Россетти Ленэнерго" по статье "Ремонт основных средств" (пункт 4.1 мотивировочной части решения ФАС России от 04.07.2023 N СП/52700/23.
В остальной части Решения Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 по делу А40-154597/23 оставить без изменения.
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу ПАО "Россетти Ленэнерго" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154597/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АО "ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", Комитет по тарифам и ценной политике Ленинрадскокй области (ЛенРТК), МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНЭНЕРГО РОССИИ