г. Чита |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А19-2146/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей Администрации Ангарского городского округа Шишкиной З.В. (доверенность от 03.08.2022), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Дорожковой И.Э. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2024 года по делу N А19-2146/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ангарского городского округа (ОГРН 1153850021797, 665830, Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 63, д. 2, далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, 664025, Иркутская область, г Иркутск, ул Российская, д. 17, далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 21.11.2022 N 038/1139/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Цыпин Иван Анатольевич (ОГРНИП 317470400034312, г.Тихвин ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Администрация Ангарского городского округа считает, что установление требований к участникам закупки, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, согласно которым участник электронного запроса котировок должен быть внесен в реестр зарегистрированных средств массовой информации и иметь лицензию на осуществление телевизионного вещания в закупке N 0134300095622000348 соответствует Закону о СМИ, Закону о лицензировании и не влекут нарушения требований п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Антимонопольный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
ИП Цыпин И.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определением суда от 21.05.2024 судебное разбирательство по делу N А19-2146/2023 отложено на 10 час.00 мин. 18.06.2024.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.04.2024,22.05.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ИП Цыпин И.А. явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заказчиком 02 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0134300095622000348 "Разработка, съемка, монтаж и прокат информационных материалов по освещению деятельности администрации Ангарского городского округа и Думы Ангарского городского округа на телеканале, осуществляющем вещание на территории Иркутской области", (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 158 820 руб. 00 коп.
В антимонопольный орган обратился индивидуальный предприниматель Цыпин Иван Анатольевич с жалобой на действия заказчика закупки - Администрации Ангарского городского округа.
По мнению индивидуального предпринимателя Цыпина Ивана Анатольевича, Администрация незаконно установила требования к участнику закупки, а именно: для участия в открытом аукционе в электронной форме участник закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом, должен иметь согласно п.п. "б" п. 1 раздела 1 требований, предъявляемые к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению в открытом аукционе в электронной форме: копия действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания (Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") или выписку из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание или номер записи в реестре лицензий на телевизионное вещание, радиовещание. Лицензия/реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание должны содержать следующие сведения о телеканале: - направление вещания - информационные, познавательные, социальные, аналитические и/или публицистические передачи, исключая специализированные, рекламные, эротические, тематические и корпоративные специализации; - территория вещания - должна включать в себя Иркутскую область.
Администрация с доводами, изложенными в жалобе ИП Цыпина И.А. не согласилась, указала, что с учетом того, что объектом закупки является не распространение материала в неизменном виде, а изготовление и прокат информационного материала, который должен быть произведен исполнителем, то положение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме о представлении участниками лицензии в составе заявки не нарушает действующее законодательство.
По результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Цыпина Ивана Анатольевича решением Комиссии Иркутского УФАС России N 038/1139/22 от 21.11.2022 указанная жалоба признана обоснованной, Администрация признана нарушившей пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
Комиссией Иркутского УФАС заказчику выдано предписание, которым предписано отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022 N ИЗК1; внести изменения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Разработка, съемка, монтаж и прокат информационных материалов по освещению деятельности администрации Ангарского городского округа и Думы Ангарского городского округа на телеканале, осуществляющем вещание на территории Иркутской области", извещение N 0134300095622000348 с учетом оспариваемого решения; продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с вынесенным решением N 038/1139/22 от 21.11.2022, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, Администрации Ангарского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом. N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44- ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заказчиком 02 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0134300095622000348 "Разработка, съемка, монтаж и прокат информационных материалов по освещению деятельности администрации Ангарского городского округа и Думы Ангарского городского округа на телеканале, осуществляющем вещание на территории Иркутской области", (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 158 820 руб. 00 коп.
В Иркутское УФАС России 10.11.2022 г. поступила жалоба ИП Цыпина И.А. на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Разработка, съемка, монтаж и прокат информационных материалов по освещению деятельности Администрации Ангарского городского округа и Думы Ангарского городского округа на телеканале, осуществляющем вещание на территории Иркутской области", извещение N 0134300095622000348.
ИП Цыпин И.А. указал, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку Администрация неправомерно не установил требования к наличию у участников помимо лицензии на осуществление телевизионного вещания возможность предоставления договора с вещателем, имеющим лицензию на вещание, в соответствии со статьей 31 Закона от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона N 44-ФЗ, заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме "Требования к участникам" установлено:
"Требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", участник электронного запроса котировок должен быть внесен в реестр зарегистрированных средств массовой информации и иметь лицензию на осуществление телевизионного вещания.".
При этом, в Приложении N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, является:
"- копия выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации по форме, установленной приказом Роскомнадзора от 18.12.2017 г. N 256 "Об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации";
- копия действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания (Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") или выписку из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание или номер записи в реестре лицензий на телевизионное вещание, радиовещание.
Лицензия/реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание должны содержать следующие сведения о телеканале:
- направление вещания - информационные, познавательные, социальные, аналитические и/или публицистические передачи, исключая специализированные рекламные, эротические, тематические и корпоративные специализации;
- территория вещания - должна включать в себя Иркутскую область".
При этом в соответствии с подпунктом 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию.
Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 г. N 1529 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" (далее - Постановление N 1529).
Пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением N 1529, предусмотрено, что при телевизионном вещании и радиовещании выполняется один из следующих видов деятельности:
- телевизионное вещание телеканала, наименование которого содержится в лицензии;
- радиовещание радиоканала, наименование которого содержится в лицензии. В абзаце 1 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" указано, что телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Согласно статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Таким образом, из требований указанных положений законодательства в области лицензирования в сфере телевизионного вещания и радиовещания следует, что деятельность по распространению телеканала осуществляется вещателем, имеющим соответствующую лицензию либо лицом, заключившим договор с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в единых требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также в требованиях к составу заявки должно находить отражение альтернативное условие о наличии у участника закупки лицензии (выписки из реестра лицензий) на телевизионное вещание телеканала либо договора с вещателем и лицензии, подтверждающие право вещателя осуществлять телевизионное вещание телеканала.
Не принимая доводы апеллянта, судебная коллегия учитывает, что по условиям технического задания целью закупки является выбор исполнителя услуг по разработке, съемке, монтажу и прокату информационных материалов, а не выбор вещателя телеканала, при этом, на законодательном уровне закреплено условие о праве осуществлять распространение телеканала по договору с вещателем.
Указанное противоречие в позиции заявителя по делу не устранено.
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в требованиях к участнику закупки содержанию и составу заявки участника закупки не в полной мере соблюдены требования действующего законодательства в части не установления условия о возможности предоставления участником закупки договора с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что комиссией Администрации по осуществлению закупок допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В Иркутское УФАС России жалоба ИП Цыпина И.А. поступила 10 ноября 2022 года. На указанную дату сведения об ИП Цыпине И.А. в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержались.
Таким образом, довод заявителя о том, что в обжалуемом решении суда не дана правовая оценка, представленной на обозрении суда выкопировки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является несостоятельным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2024 года по делу N А19-2146/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2146/2023
Истец: Администрация Ангарского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Цыпин Иван Анатольевич