г.Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-261076/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2024, принятое по делу N А40-261076/23
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Кондырева Галина Анатольевна,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. по доверенности от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее- заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее- заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление), изложенного в уведомлении от 21.09.2023 N КУВД-001/2023-24890717/13 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013005:1090, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Твардовского, д.10, ст.2, кв.46.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия у регистрирующего органа законных оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку заявителем был представлен полный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета в отношении указанного объекта недвижимости.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой по изложенным в жалобе основаниям просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013005:1090, расположенный по адресу г.Москва, ул.Твардовского, д.10, ст.2, кв.46 (далее- объект недвижимости, квартира) учтен в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере.
В ЕГРН на указанную квартиру зарегистрировано право собственности города Москвы (запись в ЕГРН от 20.03.2013 N 77-77-20/033/2013-921).
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда от 14.11.2013 N Р58-13472 квартира предоставлена по договору социального найма N 581033243 Кондыревой Г.А.
Согласно сведениям ЕГРН площадь квартиры составляет 39,2кв.м.
В результате перепланировки согласно данным ГБУ МосгорБТИ площадь квартиры составляет 39,6кв.м.
В целях государственной регистрации перехода права собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение ГБУ МосгорБТИ организовало выполнение кадастровых работ и дальнейшее внесение изменений в сведения ЕГРН.
Департамент обратился в Управление с заявлением от 01.08.2023 N КУВД-001/2023-24890717 (с приложением технического плана) о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении означенного объекта недвижимости.
Уведомлением от 21.09.2023 N КУВД-001/2023-24890717/13 Управление отказало Департаменту в совершении испрашиваемых регистрационных действий, сославшись на отсутствие в составе технического плана акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (далее - МКД).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлена совокупность перечисленных обязательных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом, статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В рассматриваемом случае, технический план подготовлен в связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания площади квартиры, заявленной к кадастровому учету, с кадастровым номером 77:08:0013005:1090.
Согласно заключению кадастрового инженера, помещение имеет наименование "жилое помещение" с назначением "жилое", здание учтено в ЕГРН с назначением "жилое", наименование отсутствует.
Таким образом, отсутствует подтверждение того, что здание введено в эксплуатацию как МКД, а также о переводе данного здания в такой статус.
Согласно учетно-технической документации ГБУ МосгорБТИ здание не относится к МКД, а является общежитием.
Таким образом, в соответствии с п.2.8.1.1 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" согласование переустройства и перепланировки помещений в зданиях, не являющихся многоквартирными домами, не входит в компетенцию Мосжилинспекции.
В состав раздела "Приложения" технического плана включено письмо Мосжилинспекции N ГР-05-7781/20 от 17.11.2020, подтверждающее вышеуказанную информацию.
Таким образом, перепланировка помещения в здании, не являющимся МКД, должна отвечать требованиям постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
В настоящем случае предоставленное техническое заключение соответствует данным требованиям, а также действующим техническим регламентам, стандартам и другим документам, содержащим установленные требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории Российской Федерации.
Технический план подготовлен в связи с внесением изменений в ЕГРН в части указания площади объекта недвижимости.
Изменение площади объекта недвижимости связано с проведением работ по переустройству и (или) перепланировке помещения.
В качестве документов, подтверждающих правомерность произведенных работ, предоставлено "Техническое заключение о допустимости и безопасности выполненных работ по переустройству и (или) перепланировки помещения в жилом доме" N 22 98 350695 от 2022 года.
Согласно приказу Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места": площадь жилого помещения (квартира, комната в квартире) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, и отражают необходимую информацию.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2024 по делу N А40-261076/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-261076/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Кондырева Галина Анатольевна