г. Киров |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А31-9581/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области представителя заявителя - Тюкова М.Д., действующего на основании доверенности от 20.05.2024,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2023 по делу N А31-9581/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН 4401050567, ОГРН 1044408642629)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
третье лицо: администрация Кологривского муниципального округа Костромской области,
о признании незаконными действия; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - заявитель, Общество, ПАО "КСК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, Управление) по присвоению земельному участку с кадастровым номером 44:06:13016:47 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 44:06:13016:47 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3 с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный", аннулировать запись о снятии земельного участка с кадастрового учета и присвоении ему статуса "архивный".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кологривского муниципального округа Костромской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ПАО "КСК".
Управление в апелляционной жалобе указало, что поскольку сведения в ЕГРН о земельном участке с КН 44:06:130116:47 носили временный характер (о чем в ЕГРН имелась отметка); и в связи с неосуществлением государственной регистрации права на данный земельный участок до 01.03.2022; а также ввиду отсутствия в ЕГРН сведений о том, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости, 05.05.2022 данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета; имеющейся в ЕГРН записи о данном земельном участке присвоен статус "архивная". В апелляционной жалобе отмечено, что снятие с учета земельного участка с кадастровым номером 44:06:130116:47 осуществлялось в порядке, установленном частью 7 статьи 72 Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). По мнению ответчика, действующим законодательством не предусмотрено возможности восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке, снятом с кадастрового учета, которому присвоен статус "архивный". Выражая несогласие с выводами суда, Управление ссылается на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения (записи) о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 44:06:130116:47; в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрация Кологривского муниципального округа Костромской области является собственником земельного участка с кадастровым номером 44:06:130116:47. Кроме того ответчик считает, что в силу части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ после 01.03.2022 сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в автоматизированном порядке; в данном случае предоставления заявления собственника (распорядителя, правообладателя) о снятии указанных объектов недвижимости с государственного кадастрового учета не требуется. Также регистрирующим органом указано, что ответчик не располагал информацией (сведениями) о том, что между администрацией Кологривского муниципального округа Костромской области и ПАО "КСК" заключен договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:06:130116:47, поскольку ни одна из сторон договора аренды не обращалась за регистрацией, как самого договора аренды, так и обременения права в виде аренды земельного участка.
ПАО "КСК" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что 13.10.2021 Обществом получено разрешение на строительство объекта капитального строительства и понесены затраты на выполнение работ на земельном участке; с момента заключения договора аренды компания своевременно вносит арендную плату. ПАО "КСК" полагает, что действия Управления противоречат действующему законодательству в связи с тем, что при наличии сведений о правообладателе земельного участка, такому участку присвоен статус "архивный". По убеждению заявителя, отсутствие в ЕГРН сведений о спорном земельном участке нарушает права и законные интересы не только ПАО "КСК", но и Администрации.
Администрация Кологривского муниципального округа Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу указала, что государственная регистрация договора аренды от 25.09.2014, заключенного на 11 месяцев не осуществлялась; земельный участок с кадастровым номером 44:06:13016:47 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Управлением Росреестра по Костромской области апелляционному суду представлены копии выписок из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:06:130116:47.
ПАО "КСК" представило апелляционному суду платежные поручения от 25.12.2023 N 5280, от 25.03.2024 N 1414, от 26.03.024 N 1444, решение об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка от 11.09.2023, письма Администрации от 11.03.2024 N 778, от 13.03.2024 N 835, распоряжение Администрации от 25.09.2014 N 377-ра, кадастровую выписку о земельном участке.
Администрация представила апелляционному суду распоряжения от 08.05.2014 N 165-ра, от 31.07.2014 N 296-ра, от 25.09.2014 N 377-ра.
Представленные документы в целях правильного и всестороннего рассмотрения спора подлежат приобщению к материалам дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ((далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 11.03.2024 на 06.05.2024, с 06.05.2024 на 14 часов 30 минут 10.06.2024.
10.06.2024 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Великоредчанина О.Б. в рассмотрении настоящего дела произведена его замена на судью Бычихину С.А., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Костромская сбытовая компания" (ранее - ОАО "Костромская сбытовая компания") и Администрация Кологривского муниципального района Костромской области заключили договор аренды земельного участка N 63 от 25.09.2014 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3, кадастровый номер 44:06:13016:47.
Договор аренды от 25.09.2014 N 63 заключен на 11 месяцев (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 6.2 договора N 63 от 25.07.2014 в случае, если по окончании действия договора, установленного пунктом 2.1 договора, арендатор продолжает использовать земельный участок при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за 1 месяц до даты прекращения договора, указанной в предупреждении.
13.10.2021 заявитель получил Разрешение на строительство N 44-RU4450611-02-2021, согласно которому было разрешено строительство объекта капитального строительства по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N3, кадастровый номер земельного участка 44:06:13016:47. Действие Разрешения продлено до 13.10.2023.
27.06.2023 в ПАО "Костромская сбытовая компания" поступило письмо Администрации с информацией о присвоении 05.05.2022 статуса "архивный" земельному участку по адресу: г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3. Указанным письмом Администрация уведомила о досрочном расторжении договора аренды N 63 от 25.09.2014 в порядке пункта 2 статьи 610 ГК РФ, пунктов 4.1.4, 4.2.5, 6.4 договора аренды по истечении одного месяца со дня получения данного уведомления.
07.07.2023 Общество направило в адрес Администрации письмо о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Ладыженского, в районе дома N 3 для строительства административного здания.
Письмом от 07.08.2023 Администрация сообщила о невозможности предоставления земельного участка, имеющего одинаковые характеристики, повторно.
Исключение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области сведений о земельном участке с кадастровым номером 44:06:13016:47 из государственного кадастра недвижимости послужило основанием для обращения ПАО "КСК" в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Управления по присвоению земельному участку с кадастровым номером 44:06:13016:47 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета; обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 44:06:13016:47 с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный", аннулировать запись о снятии земельного участка с кадастрового учета и присвоении ему статуса "архивный".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
На момент постановки земельного участка с кадастровым номером 44:06:13016:47 на кадастровый учет отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (действовавшей на дату постановки объекта на кадастровый учет) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ (в редакции на дату 05.05.2022) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 1 января 2017 года была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как видно из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 44:06:130116:47 имел статус "временные", 05.05.2022 объект снят с кадастрового учета.
Из отзыва Администрации на апелляционную жалобу следует, что земельный участок с кадастровым номером 44:06:13016:47 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление спорного земельного участка осуществлено в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В данном случае Администрация, как орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с заявлением о снятии данного земельного участка с учета в орган кадастрового учета не обращалась.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил требования ПАО "КСК".
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав незаконными действия Управления, выраженные в снятии 05.05.2022 с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 44:06:13016:47 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 44:06:13016:47 по адресу: Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Ладыженского в районе дома N 3 с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный", аннулировать запись о снятии земельного участка с кадастрового учета и присвоении ему статуса "архивный".
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2023 по делу N А31-9581/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.12.2023 по делу N А31-9581/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-9581/2023
Истец: ПАО "Костромская сбытова компания", ПАО "Костромская сбытовая компания "
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛОГРИВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Костромской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ