г. Санкт-Петербург |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А42-10422/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9177/2024) АО "РУСАЛ Урал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.02.2024 по делу N А42-10422/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "РУСАЛ Урал" в лице филиала "РУСАЛ Кандалакша"
к Мурманской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" в лице филиала "РУСАЛ Кандалакша" (ОГРН: 1026600931180, адрес: 623400, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, д. 10; адрес филиала: 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, ш. Кандалакшское, д. 1; далее - заявитель, Общество, АО "РУСАЛ Урал") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Мурманской таможни (ОГРН 1025100864095; адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, далее - таможня, заинтересованное лицо) N 10207000-1233/2023 от 24.10.2023 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 29.02.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "РУСАЛ Урал" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Определением апелляционного суда от 21.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.11.2021 на Кировский таможенный пост владельцем места временного хранения - АО "Русал Урал" в Кандалакше "Русал Кандалакша" (разрешение на временное хранение N 10207000/160221/00013/1 от 16.02.2021 по адресу: г. Кандалакша, Кандалакшское ш., 1, здание склада) подана отчетность о выдаче товаров N 0000223 от 10.11.2021 (далее - ДО-2), в графе 17 "основание для выдачи товара со склада" которой указано: "ДТ N10702070/091121/0364679 от 09.11.2021".
Согласно служебным отметкам к ДТ N 10702070/091121/0364679 в 21:50:05 (время московское) 09.11.2021 принято решение "Выпуск товаров разрешен".
В графе 12 ДО-2 "Дата и время выдачи со склада" указано: 10.11.2021 09:45 (время московское).
Установив по результатам таможенного контроля, что АО "РУСАЛ "Урал" осуществлена выдача товаров, указанных в отчетности ДО-2, с места временного хранения данных товаров, без разрешения таможенного органа, поскольку на момент выдачи товаров и предоставления ДО-2 N 0000223 от 10.11.2021 уведомление согласно пункту 12 Приложения N 1 к Порядку N 444 в адрес владельца места временного хранения - АО "РУСАЛ Урал" не направлялось; в отчетности ДО-2, поданной владельцем места получателя товаров АО "РУСАЛ Урал" в графе 17 "Основания для выдачи товара со склада" отсутствует регистрационный номер уведомления, ведущим инспектором Кировского таможенного поста, в отношении Общества, составлен протокол N10207000-1233/2023 от 06.10.2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.14 КоАП РФ.
На основании докладной записки от 06.10.2023 материалы дела об административном правонарушении переданы Кировским таможенным постом в Мурманскую таможню для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением от 24.10.2023 по делу об административном правонарушении N 10207000-1233/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, а также учитывая пропуск Обществом срока на оспаривание постановления, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 16 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (пункт 1 статьи 99 ТК ЕАЭС).
В силу статьи 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан: вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 утверждены Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Условия и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способы предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности.
Так, в частности Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, содержится в Приложении N 1 вышеуказанного Приказа.
Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) приступает к исполнению своих обязанностей после приема-передачи товара (пункт 8 Приложения N 1 к Приказу N444).
Пунктом 11 приложения N 1 к приказу N 444 предусмотрено, что выдача товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется при: 1) помещении товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом; 2) передаче товаров в соответствии с главой 55 Федерального закона уполномоченному органу; 3) отборе проб и образцов товаров; 4) осуществлении процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; 5) изменении места временного хранения товаров в соответствии с частью 8 статьи 90 Федерального закона; 6) наступлении иных случаев, предусмотренных правом ЕАЭС.
Приложение N 5 к Приказу N 444 определяет способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
Согласно пунктов 2, 3, 4, 6 Приложения N 5 к приказу N 444 владельцы складов временного хранения и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N3).
Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
В период времени, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи, установленного абзацем первым (вторым, третьим) настоящего пункта, владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) может отменить подачу указанного отчета таможенному посту.
Отмена подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) осуществляется после направления владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информационного сообщения таможенному посту, содержащего причины такого решения. Отмена подачи указанного отчета допускается при условии, что ранее таможенным постом владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) не направлялось уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений.
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу).
В графе "Основания выдачи товара со склада" указываются реквизиты документов, оформленных в соответствии с целями, указанными в пункте 11 приложения N 1 к настоящему приказу, и регистрационный номер уведомления, предусмотренного пунктом 12 приложения N 1 к настоящему приказу.
В графе "Признак основания выдачи" указывается цифровой признак, соответствующий одному из подпунктов пункта 11 приложения N 1 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 12 Приложения N 1 к Приказу N 444 таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров). Регистрационный номер уведомления формируется по схеме: 11111111/222222/3333333, где: 11111111 - код таможенного поста; 222222 -день, месяц, последние две цифры года; 3333333 - порядковый регистрационный номер.
Зарегистрированные уведомления имеют единую сквозную нумерацию в пределах календарного года для всех СВХ (иных мест временного хранения товаров), функционирующих в регионе деятельности таможенного поста.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент выдачи товаров и предоставления ДО-2 N 0000223 от 10.11.2021 уведомление согласно пункту 12 Приложения N 1 к Приказу N 444, являющееся разрешением таможенного органа на выдачу товаров, в адрес владельца места временного хранения АО "РУСАЛ Урал" не направлялось.
Таким образом, факт выдачи товаров, указанных в отчетности ДО-2, с места временного хранения таких товаров, без разрешения таможенного органа, свидетельствует о нарушении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров и наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения; в нарушение пункта 12 Приложения N 1 к Приказу N 444 таможенным постом в течение 1 часа с момента оформления документов не направлено владельцу СВХ уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров с СВХ; отчет ДО-2 зарегистрирован без замечаний.
Вместе с тем, разрешение Кировского таможенного поста Мурманской таможни на выпуск товара по декларации N 10702070/091121/0364679 от 09.11.2021 не является формой разрешения на выдачу товара с места временного хранения товаров, указанных в отчетности ДО-2, в смысле, предаваемом пунктом 12 Приложения N 1 к Приказу N 444.
Наличие в программном комплексе, посредством которого, заявителем представлялась спорная отечность графы "Признак отсутствия уведомления", о возможности выдачи товаров с СВХ, без разрешения таможенного органа не свидетельствует, а соответствующая графа, Приказом N 444 не предусмотрена.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем деле отсутствуют и суду не представлены доказательства невозможности соблюдения требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, то есть в данном случае заявитель имел возможность выполнить предусмотренную законом обязанность, но не сделал этого.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с санкцией статьи 16.14 КоАП РФ Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная административным органом мера ответственности отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Также суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Так, частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Отказывая в восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от 24.10.2023, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что копия оспариваемого постановления получена АО "РУСАЛ "Урал" 01.11.2023.
Таким образом, последним днем для обращения с заявлением является 16.11.2023 (включительно) - по истечении 10 рабочих дней с даты получения, направленной в адрес АО "РУСАЛ Урал" копии оспариваемого постановления, с учетом выходных и праздничных дней.
В арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Общество обратилось 24.11.2023 (согласно сведениям информационной системы арбитражных судов "Картотека арбитражных дел"), то есть с нарушением установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока.
Приведенные Обществом доводы и представленные суду документы не свидетельствуют об объективной невозможности обжаловать постановление и решение в установленный законом срок, в связи с чем указанные обстоятельства правомерно не признаны судом уважительными.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Между тем, отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока, суд первой инстанции рассмотрел заявленные Обществом требования по существу и отказал в удовлетворении заявленных требований не только по основаниям пропуска указанного срока.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 февраля 2024 года по делу N А42-10422/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10422/2023
Истец: АО "Объединённая компания РУСАЛ УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЙ"
Ответчик: Мурманская таможня