город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2024 г. |
дело N А32-12319/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Микс Фарма" Игнаткина
Дмитрия Анатольевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.04.2024 по делу N А32-12319/2024
по заявлению прокуратуры Прикубанского административного округа
города Краснодара
к директору общества с ограниченной ответственностью "Микс Фарма"
Игнаткину Дмитрию Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Прикубанского административного округа города Краснодара обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к директору общества с ограниченной ответственностью "Микс Фарма" Игнаткину Дмитрию Анатольевичу (далее - генеральный директор ООО "Микс Фарма") о привлечении его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2024 директор ООО "Микс Фарма" Игнаткин Дмитрий Анатольевич привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.02.2024 и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, генеральный директор "Микс Фарма" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что генеральный директор "Микс Фарма" не извещен о времени и месте возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Микс Фарма" зарегистрировано по адресу: г. Краснодар, п. Белозерный, 6/1 и осуществляет фармацевтическую деятельность по указанному адресу на основании лицензии от 28.07.2023 N Л042-01126-23/00666350, выданной министерством здравоохранения Краснодарского края.
Прокуратурой округа по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения прав граждан на охрану здоровья в части соответствия данных об остатках продукции, подлежащей предметно-количественному учету, и других наиболее востребованных препаратов в федеральной государственной информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов (далее - ФГИС МДЛП) и их фактического наличия в фармацевтических организациях в деятельности генерального директора ООО "Микс Фарма" (ИНН: 2311346968) Игнаткина Д.А.
В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения обязательных требований:
в нарушение требований пункта 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ), подпункта "к" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", подпункта "к" пункта 6 Положения, статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ, приказа Минздрава России от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения", пункта 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, отсутствуют специальные журналы учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, подпункта "е" пункта 6 Положения, части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ, подпункта "м" пункта 5 Приказа N 647н, пункта 3 Приказа N 378н, пункта 31 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ, пункта 30 Приказа N 647н, пункта 31 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, части 2 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ, подпункта "е" пункта 6 Положения, пункта 5 Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средств и психотропные вещества, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093к (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н), пункта 6 статьи 55 Закона N 61-ФЗ, подпункта "е" пункта 6 Положения, части 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ.
16.02.2024 прокуратурой в отношении директора ООО "Микс Фарма" Игнаткина Д.А. возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
В силу части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям статьи 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении в силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что материалы дела содержат только уведомление от 14.02.2024 N 21-03-2024 о необходимости явиться 16.02.2024 в Прокуратуру Прикубанского административного округа для дачи объяснений и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО "Микс Фарма" получил уведомление от 14.02.2024 N 21-03-2024 только 28.02.2024, о чем свидетельствует отметка о получении данного уведомления (л.д. 31).
Изложенное свидетельствует о том, что генеральный директор ООО "Микс Фарма" не был поставлен в известность о месте, дате и времени составления указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.02.2024; в материалах дела не имеется и суду представлено не было доказательств, однозначно и безусловно свидетельствующих о том, что генеральный директор был надлежащим образом извещен о времени и месте составления указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 16.02.2024, о необходимости участия в его составлении именно 16.02.2024.
При совокупности указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в отсутствие генерального директора ООО "Микс Фарма", не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления.
Учитывая, что принятие постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрение административного дела являются различными стадиями административного производства, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о неуведомлении генерального директора ООО "Микс Фарма" о месте, дате и времени составления указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности, независимо от наличия либо отсутствия в деяниях заявителя состава названного административного правонарушения.
В силу правовой позиции, отраженной в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления постановления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления постановления, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Указанное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является существенным, поскольку повлекло нарушение прав лица на правильное, полное и всестороннее рассмотрение дела об административном правонарушении.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2024 по делу N А32-12319/2024 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2024 по делу N А32-12319/2024 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12319/2024
Истец: Прокуратура Прикубанского административного округа г. Краснодара
Ответчик: Игнаткин Дмитрий Анатольевич, ООО "Микс Фарма "Игнаткин Д.А.