город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2024 г. |
дело N А32-57500/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.04.2024 по делу N А32-57500/2023
по иску акционерного общества "Уголь-Транс"
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании задолженности в размере 1 321 341 рублей 28 копеек,
при участии:
от акционерного общества "Уголь-Транс":
представитель Браславская М.С. по доверенности от 02.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Уголь-Транс" (далее - истец, АО "Уголь-Транс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, АО "ТМТП") о взыскании задолженности в размере 1 321 341 рублей 28 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТМТП" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что из заявленной истцом стоимости ремонта 1 706 758 рублей 88 копеек не подлежат оплате контрольно-регламентные операции и документальное оформление повреждённых вагонов (на общую сумму 1 321 341 рублей 28 копеек), поскольку эти работы не находятся в причинно-следственной в связи с повреждением вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Уголь-Транс" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело слушанием откладывалось.
Определением председателя судебного состава от 19.06.2024 в связи с нахождением судьи Пименова С.В в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Соловьеву М.В., в связи с чем, рассмотрение дела начато с самого начала в порядке, предусмотренном статьей 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель АО "Уголь-Транс" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при выполнении работ на путях необщего пользования ответчиком были повреждены вагоны, находящиеся в собственности истца.
В результате повреждения вагонов были составлены соответствующие акты о повреждении вагонов формы ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23. Лицом, повредившим вагоны, признан ответчик.
Поврежденные вагоны были направлены в ремонт и отремонтированы за счет денежных средств истца, что подтверждается расчетно-дефектными ведомостями, актами выполненных работ и платежными поручениями.
Общая стоимость ремонта вагонов, за повреждение которых ответчик несет ответственность перед истцом, составила 1 706 758 рублей 88 копеек.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии с требованиями возместить ущерб, связанный с повреждением вагонов.
Ответчик частично удовлетворил требования истца, возместив сумму ущерба в размере 385 417 рублей 60 копеек.
Неисполнение требований претензий в добровольном порядке в оставшейся части послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Статьей 1089 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Повторно изучив материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено, что представленный АО "Уголь-Транс" расчет убытков включает в себя контрольно-регламентные (обязательные) работы и работы по оформлению поврежденных грузовых вагонов.
Между тем, причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и наступившими последствиями (размером вреда) в части дополнительных работ - оформление поврежденных грузовых вагонов, выполнение контрольно-регламентных работ отсутствует.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На собственника вагонов в силу указанной нормы возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям, поэтому собственник вагонов не вправе перекладывать эту обязанность на лиц, использующих вагоны на любом правовом основании. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации.
Контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации по такому ремонту РД 32 ЦВ 056-07, утвержденной РЖД, но оплачиваются за счет собственника имущества. При этом к обязательным работам относятся как операции контроля - осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, так и замена, и регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
Согласно пункту 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009 (далее - Руководство N 717-ЦВ-2009) (разработано и утверждено в ОАО "РЖД") при выполнении текущего отцепочного ремонта должны быть выявлены и устранены все неисправности вагона в соответствии с требованиями указанного руководства и местного технологического процесса. Вагоны, выпускаемые из текущего отцепочного ремонта, должны удовлетворять требованиям действующей нормативной документации и названного Руководства (пункт 2.10).
Руководство N 717-ЦВ-2009 содержит перечень наименований основных типовых работ, регламентных работ и операций контроля технического состояния грузового вагона, выполняемых в текущем отцепочном ремонте. При этом в состав работ на текущем отцепочном ремонте включаются:
устранение указанной в форме ВУ-23 неисправности грузового вагона;
выполнение регламентных и профилактических работ;
контроль технического состояния всех узлов и деталей вагона.
Под контролем технического состояния узлов и деталей грузового вагона понимается комплекс операций или операция оценки уровня технического состояния вагона, его узлов и деталей при производстве текущего отцепочного ремонта.
Регламентные работы - работы, выполняемые с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-эксплуатационной документации, независимо от технического состояния узлов и деталей вагона в момент начала ремонта.
Из этого следует, что контрольные и регламентные работы являются обязательными при проведении текущего отцепочного ремонта и напрямую не связаны с количеством допущенных портом неисправностей вагонов, вместе с тем, поскольку во время отцепочного ремонта подлежат устранению любые неисправности вагона, а не только возникшие по вине порта, результат выполнения этих работ имеет значимость и полезную эффективность для собственника вагонов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расходы на контрольно-регламентные работы не находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика, повлекшими повреждение вагонов, и не могут быть возмещены за счет средств ответчика по правилам статей 15, 1064 ГК РФ.
В части требования истца в возмещении расходов на оформление поврежденных грузовых вагонов за счет ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Согласно пункту 43 Раздела III "Порядок составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" "Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащие порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" (утверждены приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256) - обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 93 Правил N 256 во всех случаях повреждения вагона, устранение которых производится при капитальном, деповском, текущем ремонте или исключении вагона, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для установки ЗПУ, выявления отсутствия узлов и деталей, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона, составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25 (далее - акт о повреждении вагона). При сходе с рельсов колесной пары вагона акт о повреждении вагона составляется во всех случаях, в том числе и при отсутствии повреждений вагона.
Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования, иных лиц, виновных в повреждении вагона (пункт 94 Правил N 256).
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, количество поврежденных деталей и узлов, вид (объем) необходимого ремонта. В случае необходимости оценки технического состояния вагона для определения объема необходимых ремонтных работ и соответственно стоимости данных работ и стоимости поврежденных деталей в акте о повреждении вагона указывается, что стоимость ремонтных работ и поврежденных деталей, а также общая оценка повреждения вагона будет указана вагоноремонтным депо или предприятием, где будет производиться ремонт вагона (пункт 101 Правил N 256).
Правилами N 256 предусмотрен порядок оформления документов при повреждении вагонов (виды документов и количество составляемых экземпляров, в том числе и для собственника вагонов).
Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность перевозчика, и взимание платы за данные действия не предусмотрено действующим законодательством.
Работы, которые не указаны в актах о повреждении вагона, а именно оформление поврежденного грузового вагона, не связаны напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком. Истец не представил доказательств необходимости осуществления повторных действий по выявлению повреждений и их документальному оформлению, а также причинно-следственной связи подобного оформления с действиями ответчика и не обосновал невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
В связи с тем, что в акте о повреждении вагонов указывается объем работ, то выполнение иных работ, не поименованных в акте, относится к работам, не относящимися к повреждению, которое явилось основанием для составления данного акта. Соответственно, расходы по выполнению дополнительных работ - оформление поврежденных грузовых вагонов, не связаны с устранением повреждений, причиненных действиями ответчика, не находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика и возникшими убытками и не подлежат возмещению в порядке статьи 1064 ГК РФ.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика ущерба, состоящего из стоимости услуг за оформление поврежденного вагона также не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 8775/12 по делу N А51-15931/2011, определениях Верховного Суда Российской Федерации, в том числе, от 10.02.2022 N 308-ЭС21-23246 по делу N А32-38391/2020, от 11.06.2020 N 308-ЭС20-8742 по делу N А32-5310/2019, N А32-38391/2020, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, в том числе, от 11.12.2023 N Ф08-11428/2023 по делу N А32-728/2023, от 03.11.2022 N Ф08-11235/2022 по делу N А32-22114/2021, от 12.01.2022 N Ф08-13155/2021 по делу N А53-5133/2021.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2024 по делу N А32-57500/2023 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК подлежат отнесению на акционерное общество "Уголь-Транс".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2024 по делу N А32-57500/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Уголь-Транс" (ИНН: 5047210316, ОГРН: 1185029007470) в пользу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН: 2322001997, ОГРН: 1022303274674) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57500/2023
Истец: АО "Уголь-Транс"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"