г. Пермь |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А60-69103/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Сусловой О.В.,
без вызова сторон, без проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Овчинниковой Екатерины Альфировны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2024,
вынесенное судьей Марьинских Г.В.,
по делу N А60-69103/2023,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "ТБО "Экосервис" (ИНН 6684021751, ОГРН 1156684003629, г. Екатеринбург)
к индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Екатерине Альфировне (ИНН 662520314795, ОГРНИП 323665800066539)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (далее - истец, общество "ТБО "Экосервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Екатерине Альфировне (далее - ответчик, предприниматель Овчинникова Е.А.) о взыскании 106 293 руб. 39 коп. задолженности за период с мая 2023 года по октябрь 2023 года по договору от 15.05.2023 N 8883/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2024 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального или процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости предприниматель Овчинникова Е.А. является собственником помещения, площадью 1 158, 4 кв. метров, расположенного по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Коммуны, д. 107Б.
Между обществом "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) и предпринимателем Овчинниковой Е.А. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.05.2023 N 8883/ЮЛ (далее - договор) на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде единого документа сторонами не подписан.
Пунктом 1 договора предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 03.04.2023 (пункт 4 договора).
В соответствии с пунктом 11 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Способ расчета объема по договору определен по нормативу - из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области"; единица расчета норматива для определения объема для категории объекта промтоварный магазин" - общая площадь помещения.
Приложением N 1 к договору определены объект отходообразования: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Коммуны, д. 107Б, категория объекта - промтоварный магазин, площадь помещения - 1 158, 4 кв. метров.
По условиям договора место накопления ТКО - общая контейнерная площадка (приложение N 2 к договору).
Согласно расчету регионального оператора в период с мая по октябрь 2023 года им оказаны услуги по обращению с ТКО на сумму 106 293 руб. 39 коп.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) и исходил из того, что договор от 15.05.2023 N 8883/ЮЛ заключен сторонами на условиях типового договора на основании заявки ответчика, поступившей в адрес регионального оператора 11.05.2023; в отсутствие доказательств регистрации ответчиком в спорный период в реестре мест контейнерных площадок собственной контейнерной площадки способ коммерческого учета определен расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности не представлено, требование истца о взыскании задолженности признано обоснованным судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против выводов суда первой инстанции, ссылается на то, что договор в виде единого документа сторонами не подписан и в спорный период место накопления ТКО не было согласовано.
По мнению предпринимателя Овчинниковой Е.А., в случае, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде единого документа сторонами не заключен, региональный оператор должен доказать факт оказания услуг, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и оказания услуг по обращению с ними.
Кроме того, ответчик указывает на то, что приложения N 1 и N 2 к договору от 15.05.2023 N 8883/ЮЛ не соответствуют форме типового договора, утвержденного Правилами N 1156, поскольку в них не указана информация о наименовании объекта, объема принимаемых отходов, место (площадка) накопления крупногабаритных отходов, информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов).
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил N 1156 установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Поскольку договор по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами в виде единого документа не подписан, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора и расчет стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК, расчетная единица - 1 кв. метр общей площади помещения.
Вопреки ссылкам заявителя жалобы приложения N 1 и N 2 к договору от 15.05.2023 N 8883/ЮЛ форме типового договора не противоречат, в них содержится информация о наименовании объекта, объеме принимаемых отходов, а также месте их накопления - "общая контейнерная площадка".
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и предприниматель Овчинникова Е.А., как собственник ТКО, не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023)).
В соответствии с пунктом 28 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, для осуществления учета ТКО исходя из емкости и количества контейнеров необходимо:
1) оборудовать контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления ТКО;
2) сведения о контейнерной площадке включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
3) заключить договор на утилизацию отсортированных из ТКО полезных фракций отходов;
4) согласовать решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором;
5) привести в соответствие по способу учета ТКО условия договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что объект отходообразования по адресу г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Коммуны, д. 107Б расположен в отдельно стоящем здании магазина.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии в спорный период у потребителя собственного установленного в месте накопления отходов контейнера, позволяющего на основании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.
В связи с отсутствием у предпринимателя Овчинниковой Е.А. собственного контейнера расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 и согласно абзацу первому пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении N 2 к названным Правилам, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.
Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2021 по делу N 309-ЭС21-6857.
Таким образом, поскольку сведения о наличии у ответчика собственного контейнера в спорный период отсутствуют, истцом обоснованно произведен расчет исходя из норматива накопления ТКО, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области", единица расчета норматива для определения объема - общая площадь помещения, количество расчетных единиц - 1 158,4 кв. метров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что услуги по обращению с ТКО оказывались региональным оператором ответчику по адресу ближайшей контейнерной площадки.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 утверждена Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в соответствии с положениями которой на территории города Первоуральск располагается 615 мест накопления ТКО.
Сведений о том, что ближайшая к ответчику контейнерная площадка не входит в территориальную схему, утвержденную приказом от 31.03.2020 N 185, заявителем жалобы в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что такая контейнерная площадка отсутствует и предприниматель Овчинникова Е.А. была вынуждена обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном типовым договором, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
В подтверждение факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены акты оказанных услуг, отчет по геозонам.
С учетом представленных в материалы дела документов судом апелляционной инстанции не установлено оснований для неприменения презумпции образования отходов от деятельности потребителя и оказания услуг по обращению с ними региональным оператором в рамках рассматриваемого спора.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО с ближайшей контейнерной площадки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств по договору.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, расчет стоимости услуги по обращению с ТКО ответчиком документально не опровергнут, требование истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 12.03.2024 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2024 по делу N А60-69103/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69103/2023
Истец: ООО "ТБО "ЭКОСЕРВИС"
Ответчик: Овчинникова Екатерина Альфировна