г. Москва |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А40-171822/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Т.В. Захаровой, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Универсальные инвестиции" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2024 по делу N А40-171822/23, по иску публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, ИНН: 7803002209) к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Универсальные Инвестиции" (ОГРН: 1157746221500, ИНН: 7714332484), о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Кудряшова Н.В. по доверенности от 26.09.2023,
от ответчика - Касаткина Ю.А. по доверенности от 09.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ПАО "Россети Ленэнерго" с иском к ответчику ООО "УК "Универсальные инвестиции" о взыскании 3 296 492 руб. 27 коп., включая 3 185 860,01 руб. долга, 110 632,26 руб. процентов по ст. 395 ГК РФ, процентов по день исполнения.
Решением суда от 12.03.2024 иск удовлетворен.
C общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Универсальные инвестиции" в пользу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" взыскано 3 296 492 (три миллиона двести девяносто шесть тысяч четыреста девяносто два) руб. 27 коп., включая 3 185 860,01 руб. долга, 110 632,26 руб. процентов по ст. 395 ГК РФ с дальнейшим начислением на указанную сумму долга за период с 08.07.2023 по день фактического исполнения обязательства по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды, а также взыскать 39 482 (тридцать девять тысяч четыреста восемьдесят два) руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
ООО "Управляющая компания "Универсальные инвестиции", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что он доказал факт и объем потребления электроэнергии в Помещении в период с 17.02.2022 года по 15.11.2022 года, представив акт приема-передачи Помещения в пользование (аренду) третьему лицу - АО "Тандер", составленный 17.02.2022 года и содержащий показания прибора учета N 4050467 по состоянию на указанную дату.
Указывает, что акт проверки был получен Ответчиком лишь 09.01.2023 года вместе с требованием об оплате стоимости бездоговорного потребления, проценты за пользование чужими денежными средствами Истец просит взыскать начиная с 20.01.2023 года. Очередное нарушение Истцом установленного порядка проверки объектов электросетевого хозяйства Ответчика лишило последнего возможности защитить свои права до принятия Истцом мер по досудебному урегулированию спора (направления претензии об оплате суммы долга и процентов), что является очевидным злоупотреблением Истцом своим правом в понимании статьи 10 Гражданского кодекса РФ, а взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами с Ответчика в этой связи - неправомерным.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 15 ноября 2022 г. представителем истца была проведена проверка электроустановки ответчика по адресу: г. Санкт-Петербург, Просвещения пр., д.5, лит. Д, корпус 1, помещение 1Н, в результате которой был выявлен факт бездоговорного потребления электроэнергии ответчиком. Результаты проверки зафиксированы в акте технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 15.11.2022 N 9069041/пэк.
Помещение находится в собственности ответчика, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В акте зафиксировано, что энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям истца через сети жилого дома до приборов учета жилого дома, путем прокладки провода (кабеля) ВВГ 4х25 с сечением провода мм2 25 по воздуху количеством фаз 3.
Объем бездоговорного потребления установлен по правилам п. 189 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - ОПФРР) расчетным способом и составил 379 210 кВт/ч на сумму 3 185 860,34 руб. в период с 09.02.2022 по 15.11.2022, что составило 6 720 часов потребления.
Стоимость электрической энергии определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV основных положений. В расчете стоимости бездоговорного потребления электроэнергии применена нерегулируемая цена для низкого уровня напряжения на ноябрь 2022 г. в размере 7,00109 за 1 кВтч.
В адрес ответчика выставлен счет от 20.12.2022 N 49900072 на сумму 3 185 860,34 руб. Уклонение ответчиком от оплаты указанной суммы послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", далее - Закон об электроэнергетике).
Отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (п. 4 ст. 37 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с Законом об электроэнергетике принято постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которое является специальным и приоритетным по отношению к гражданскому законодательству.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (п. 167 ОПФРР).
Бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках (п. 2 ОПФРР).
Стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений (п. 84 ОПФФР).
Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. 2 приложения N 3 ОПФРР за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год (п. 189 ОПФРР).
При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе c актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 ОПФРР.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
В соответствии с установленной пунктом 2 приложения N 3 ОПФРР методикой истец произвел расчет стоимости объема бездоговорного потребления за период с 09.02.2022 по 15.11.2022, которая составила 3 185 860,34 руб.
Ответчик в установленный срок счет не оплатил.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга (ст. 395 ГК РФ). Согласно расчету, сумма процентов за период с 20.01.2023 по 07.07.2023 составила 110 632,26 руб.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования о взыскании долга и процентов суд удовлетворил в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 189 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442) объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом за период с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
При этом согласно пунктам 170-172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, направленного в адрес гарантирующего поставщика способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, не позднее 25 числа текущего месяца на следующий месяц.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктом 170 Основных положений N 442, и на такую проверку должны быть приглашены ее инициатор и заинтересованные стороны, к которым относится собственник объекта, в котором установленны спорные энергопринимающие устройства.
Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Пунктом 174 Основных положений N 442 установлено, что в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, то лицо, проводящее проверку прибора учета, за пять рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.
Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, лицо, проводящее проверку, приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства.
В нарушение названных выше требований Основных положений N 442 Истцом в материалы дела не представлены сведения об основании проверки (актуализации сведений об основаниях потребления электроэнергии) - плановая либо внеплановая, а также соответствующие подтверждающие документы, не представлены фото- и видеоматериалы, не представлены доказательства приглашения на проведение проверки и для обеспечение доступа к энергопринимающим устройствам ни потребителя, ни ООО "ЖУК "Свой дом", через объекты электроэнергетики которого потребитель опосредованно присоединен к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Вместе с тем, Истец представил акт от 08.02.2022 года, согласно которому объект не эксплуатируется (закрыт), из чего следует, что фактическая проверка энергопринимающих устройств, размещенных на объекте, не проводилась, отметка о выявленном бездоговорном потреблении в акте отсутствует, акт подписан только представителем сетевой организации - ни потребитель, ни представители
ООО "ЖУК "Свой дом" при составлении акта не присутствовали, в их адрес акт не был направлен и в последующем.
Вывод Истца об отсутствии у него обязанности уведомить Ответчика о дате и времени составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии и сопутствующие тому доводы, не соответствуют положениям пункта 178 Основных положений N 442, согласно которому отсутствие договора энергоснабжения не является фактором, определяющим правовой статус "лица, допустившего неучтенное потребление", отличным от статуса "потребителя", так как в случае, когда договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии порядок уведомления потребителя не определен или когда договор отсутствует, уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
Кроме того, из акта N 9069041/ПЭК о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) от 15.11.2022 года явно следует, что Сергеев Максим Сергеевич является директором магазина "Магнит", размещенного на объекте, то есть сотрудником арендатора - АО "Тандер", а не арендодателя - Ответчика.
Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, положения части 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ распространяются именно на органы юридического лица (его сотрудников).
Данная правовая позиция подтверждается содержанием абзаца 4 пункта 123 Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25, абзаца 3 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 года N 57.
Так, полномочия сотрудника магазина арендатора на представительство от имени арендодателя (собственника объекта) не могли явствовать из обстановки впринципе, то есть Истцом дважды был нарушен порядок вызова Ответчика для проверки электросетевого хозяйства последнего.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2024 по делу N А40-171822/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171822/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ"