г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А21-14719/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Сизов А.К.
при участии:
стороны извещены, представителей не направили (подключение к онлайн заседанию не обеспечили),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8480/2024) ООО "Золотой Ресурс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2024 по делу N А21-14719/2023, принятое
по заявлению ООО "Золотой Ресурс"
к 1) ООО "Аргентум плюс"; 2) ФГКУ Росгранстрой
о признании недействительными торгов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Золотой Ресурс" (далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Филиала в г. Калининграде и ООО "Аргентум плюс" о:
1. Признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме N 0335100004123000044 от 26.10.2023 г. в части отказа в допуске к участию общества с ограниченной ответственностью "Золотой Ресурс".
2.Признании торгов "запрос котировок в электронной форме" по извещению N 0335100004123000044 на ЭТП "РТС-ТЕНДЕР" на оказание услуг по сбору, транспортированию, переработке и утилизации отходов производства и потребления для нужд Калининградского филиала ФГКУ Росгранстрой и договора N КЛГ04-093-03/23 от 01.11.2023, заключенного по результатам торгов между ответчиками недействительными.
3.Признании недействительным договора N КЛГ04-093-03/23 от 01.11.2023.
4.Применении последствий недействительности сделки в виде прекращения действия договора N КЛГ04-093-03/23 от 01.11.2023.
Решением суда от 22.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 18.10.2023 филиалом Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" было размещено извещение N 0335100004123000044 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта по оказанию услуг по сбору, транспортированию, переработке и утилизации отходов производства и потребления для нужд Калининградского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Извещение о проведении закупки включало в себя: само извещение о проведении закупки, описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию и составу заявки для участников, проект государственного контракта.
В Описании объекта закупки Государственным заказчиком указывались наименования отходов, классы опасности отходов, а также конкретные коды ФККО соответствующих конкретным видам отходов.
В соответствии с требованиями законодательства о лицензировании и об отходах производства и потребления Государственным заказчиком правомерно в извещении о закупке к участникам закупкам было установлено требование: предоставить в составе заявки копии лицензии (или выписки из реестра лицензий) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, которая предоставляет право на выполнение следующих видов работ: Сбор отходов IV класса опасности; Транспортирование отходов IV класса опасности; Обезвреживание отходов IV класса опасности; Утилизация IV класса опасности следующих видов отходов, соответствующих кодам ФККО:
-48110000000 - Компоненты электронные и платы, утратившие потребительские свойства;
-48120201524 - Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;
- 48140000000 - Техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства;
-48143391524 - Датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства;
- 48150000000 - Оборудование для измерения, испытаний и навигации часы всех видов, утратившие потребительские свойства;
- 48160000000 - Оборудование для облучения электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях, утратившее потребительские свойства;
-48250000000 - Приборы бытовые, утратившие потребительские свойства;
-49211181524 - Отходы мебели из разнородных материалов.
Срок окончания подачи заявок на участие в закупке был установлен - до 25.10.2023.
В период со дня размещения извещения о проведении закупки до окончания срока для подачи заявок на участие в запросе котировок в адрес Государственного заказчика не поступали запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки либо жалобы на положения извещения, в том числе от Истца.
На участие в запросе котировок в электронной форме было подано 3 заявки, каждой из которых был присвоен идентификационный код: N 115177733, N 115177012, N 115144917.
Государственным заказчиком были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, и приняты следующие решения:
- заявка N 115177733 отклонена по причине не предоставления в составе заявки копии лицензии (или выписки из реестра лицензий) на деятельность по сбору, обработке, транспортированию, утилизации отходов I-IV класса опасности;
- заявка N 115177012 (заявка Истца) отклонена по причине отсутствия в его лицензии на деятельность по сбору, обработке, транспортированию, утилизации отходов I-IV класса опасности следующих кодов отходов ФККО, требование о наличии которых установлены Заказчиком в извещении о закупке: 48110000000, 48140000000, 49211181524, 48250000000, 48150000000, 48160000000 (Выписка из реестра лицензий - лицензия Истца).
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0335100004123000044 от 26.10.2023 заявка N 115177012, поданная ООО "Золотой Ресурс" была отклонена со следующей формулировкой: несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч.6 ст.43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Отсутствуют в лицензии коды ФККО: 4 81 100 00 00 0, 4 81 400 00 00 0, 4 81 500 00 00 0, 4 81 600 00 00 0, 4 82 500 00 00 0.
В связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 01.11.2023 между филиалом Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в городе Калининграде и ООО "Аргентум Плюс" был заключен государственный контракт КЛГ04-093-03/23 (далее - Контракт) по оказанию услуг по сбору, транспортированию, переработке и утилизации отходов производства и потребления для нужд Калининградского филиала ФГКУ Росгранстрой.
Полагая, что комиссией была неправомерно отклонена заявка истца, и ООО "Аргентум Плюс" неправомерно определено в качестве победителя закупки, что, в свою очередь, стало основанием для заключения контракта с данным лицом, заявитель направил исковые требования в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 22.01.2024 в связи со следующим.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; 4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) проект контракта; 6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок: а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"; б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Из части 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что заявка Общества на участие в электронном запросе котировок на право заключения Контракта правомерно отклонена Учреждением. Торги по закупке услуг сбору, транспортированию, переработке и утилизации отходов производства и потребления для нужд Калининградского филиала ФГКУ Росгранстрой были проведены Учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с требованиями законодательства о лицензировании и об отходах производства и потребления Учреждением правомерно в извещении о закупке к участникам закупкам было установлено требование: предоставить в составе заявки копии лицензии (или выписки из реестра лицензий) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, которая предоставляет право на выполнение следующих видов работ: Сбор отходов IV класса опасности; Транспортирование отходов IV класса опасности; Обезвреживание отходов IV класса опасности; Утилизация IV класса опасности конкретных видов отходов, соответствующих кодам ФККО.
На участие в запросе котировок в электронной форме было подано 3 заявки, в том числе заявки Общества и ООО "Аргентум плюс".
В соответствии с требованиями законодательства о лицензировании и об отходах производства и потребления Государственным заказчиком правомерно в извещении о закупке к участникам закупкам было установлено требование: предоставить в составе заявки копии лицензии (или выписки из реестра лицензий) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, которая предоставляет право на выполнение следующих видов работ: Сбор отходов IV класса опасности; Транспортирование отходов IV класса опасности; Обезвреживание отходов IV класса опасности; Утилизация IV класса опасности следующих видов отходов, соответствующих кодам ФККО:
-48110000000 - Компоненты электронные и платы, утратившие потребительские свойства;
-48120201524 - Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;
- 48140000000 - Техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства;
-48143391524 - Датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства;
- 48150000000 - Оборудование для измерения, испытаний и навигации часы всех видов, утратившие потребительские свойства;
- 48160000000 - Оборудование для облучения электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях, утратившее потребительские свойства;
-48250000000 - Приборы бытовые, утратившие потребительские свойства;
-49211181524 - Отходы мебели из разнородных материалов.
В лицензии Общества указано всего 2 кода отходов ФККО, соответствующих требованиям извещения о закупке, а именно. 48143391524 "Датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства" и 4 81 20201 52 4 "Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ). утратившие потребительские свойства".
Также, в лицензии Общества отсутствует код ФККО 48100000000 "Оборудование компьютерное, электронное, электрическое, оптическое, утратившее потребительские свойства" (код ФККО, объединяющий группу видов отходов (кодов ФККО) и их состава)), предоставляющий право на оказание услуг по сбору, обработке, транспортированию, утилизации всех видов отходов, включенных в данную группу кодов отходов ФККО.
Суд первой инстанции верно указал, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность оказания услуг по сбору, обработке, транспортированию, утилизации отходов I-IV класса опасности в отсутствие в лицензии исполнителя права на оказание услуг с конкретными видами отходов (кодами ФККО).
В связи с этим, заявка Общества (N 115177012) была правомерно отклонена Учреждением по причине отсутствия в его лицензии (на деятельность по сбору, обработке, транспортированию, утилизации отходов I-IV класса опасности) кодов отходов ФККО, требование о наличии которых установлены в извещении о закупке.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) от 13.11.2023 N 039/06/50-875/2023, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Истца на действия Учреждения было установлено, что заявка Общества отклонена Учреждением правомерно и обоснованно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на основании п.2 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе заявка Общества была правомерна отклонена Государственным заказчиком, при этом заявка N 115144917 (заявка ООО "Аргентум плюс") признана соответствующей требованиям закупки, поскольку в предоставленной ООО "Аргентум плюс" заявке лицензии на деятельность по сбору, обработке, транспортированию, утилизации отходов I-IV класса опасности указаны все требуемые в извещении о закупке коды отходов ФККО.
Судом верно сделан вывод о том, что удовлетворение иска не приведет к восстановлению Общества в правах участника закупки, а в нарушение принципа правовой определенности приведет к принятию неисполнимого судебного акта.
По итогам проведения запроса котировок между Учреждением и ООО "Аргентум Плюс" был заключен Контракт. Услуги по Контракту были оказаны ООО "Аргентум плюс". В связи с чем, 22.11.2023 сторонами Контракта подписан документ о приемке оказанных услуг.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу данной нормы признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск. Иск о признании недействительными торгов не подлежит удовлетворению, если реализация указанного способа защиты гражданских прав не приводит к реальному восстановлению нарушенных прав лица, оспаривающего торги.
Процедура проведения запроса котировок об осуществлении закупки завершена. Контракт между Ответчиками заключен и полностью выполнен на момент рассмотрения дела в суде.
Соответственно, удовлетворение требований Истца о признании недействительными протокола рассмотрения заявок на участие в торгах, самих торгов, Контракта и применении последствий недействительности сделки в виде прекращения действия Контракта не может привести к восстановлению Истца в правах участника закупки. В противном случае, удовлетворение требований Истца в нарушение принципа правовой определенности приведет к принятию неисполнимого судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта. Выводы суда являются верными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 января 2024 года по делу N А21-14719/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14719/2023
Истец: ООО "Золотой Ресурс"
Ответчик: ООО "АРГЕНТУМ ПЛЮС", ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Госграницы" (ФГКУ Росгранстрой)