город Томск |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А45-32135/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (N 07АП-3756/2024) на решение от 10 апреля 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32135/2023 (судья Нахимович Е. А.) по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН: 1025402475020, ИНН: 5406019019) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская больница N 3", г. Новосибирск (ОГРН: 1025403647202, ИНН: 5408106411), третье лицо: Министерство здравоохранения Новосибирской области (ОГРН: 1105476026765, ИНН: 5406635579), о взыскании 5 092 620 руб. 84 коп.,
В судебном заседании принимают участие:
От истца: Актаева Т. М. по дов. от 29.12.2023, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - истец, Фонд, ТФОМС НСО) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская больница N 3" (далее - ответчик, учреждение, ГБУЗ НСО "ГБ N 3") о взыскании 5 092 620,84 (пять миллионов девяносто две тысячи шестьсот двадцать) руб. 84 коп., в том числе: сумму нецелевого использования в размере 4 546 982 руб. 89 коп., штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС: 454 698 руб. 29 коп., пени в размере 90 939 руб. 66 коп.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО).
Решением суда от 10.04.2024 заявленные требования удовлетворены частично: с ГБУЗ НСО "ГБ N 3" в пользу Фонда взыскано 4 346 433 руб. 35 коп. в том числе: 4 240 422 руб. 89 коп. денежных средств использованных не по целевому назначению, штраф в размере 21 202 руб. и 84 808 руб. 46 коп. пени. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа суда в удовлетворении требований по взысканию расходов на приобретение основного средства (изделия, относящегося к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям (стерилизаторы и сопутствующие изделия): суммы нецелевого использования, в размере 306 560,00 руб., уплаты штрафа, в размере 30 656,00 руб. и пеней, в размере 6 131,20 руб.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что стерилизатор медицинский паровой STE-29-D относится, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий, к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям (стерилизаторы и сопутствующие изделия) и является медицинским изделием, которое не используется для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований; ссылаясь на Стандарт оснащения операционной (операционного блока) хирургического отделения (приложения N 6, N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденным Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н, а также на Стандарт оснащения эндоскопического кабинета, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2017 N 974н "Об утверждении правил проведения эндоскопических исследований", указывает, что при осуществлении медицинских вмешательств, осуществляемых в операционных блоках и эндоскопических кабинетах, стерилизаторы не используются.
Отзывы в материалы дела не поступили.
Определяя пределы рассмотрения настоящего спора, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума N 12), при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, следуя положениям части 5 статьи 268 АПК РФ, пункту 27 Постановления Пленума N 12, учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в части отказа суда в удовлетворении требований по взысканию расходов на приобретение основного средства (изделия, относящегося к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям (стерилизаторы и сопутствующие изделия): суммы нецелевого использования, в размере 306 560,00 руб., уплаты штрафа, в размере 30 656,00 руб. и пеней, в размере 6 131,20 руб.
Ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Фонда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании приказа от 22.08.2023 N 196 в период с 28.08.2023 по 08.03.2023 ТФОМС НСО проведена плановая выездная комплексная проверка ГБУЗ НСО "ГБ N 3" по вопросам: контроля за деятельностью медицинской организации за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, использования в 2021-2022 годах средств нормированного страхового запаса ТФОМС НСО для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Согласно акту плановой выездной комплексной проверки от 14.07.2023 N 05- 08-32 (далее - Акт) установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 4 546 982,89 руб. (за 2021 год -3 823 952,46 руб., за 2022 год - 723 030,43 руб.).
В 2021-2022 годах произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в сумме 4 384 687,26 (2021 год - 3 799 987,85 руб., 2022 год - 584 699,41 руб.), в том числе: в части расходов в 2022 году на приобретение основного средства (изделия, относящегося к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям (стерилизаторы и сопутствующие изделия), не являющегося медицинским изделием, используемым для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований), стоимостью более ста тысяч рублей за единицу, в сумме 306 560,00 руб.
Не согласившись с Актом в части, ГБУЗ НСО "ГБ N 3" направило в ТФОМС НСО возражения, просило произвести перерасчет суммы нецелевого использования. Рассмотрев указанные возражения ТФОМС НСО оставил требования Акта неизменными (письмо ТФОМС НСО от 20.09.2023 N 3717-05).
Средства ОМС, использованные не по целевому назначению, не возвращены, штраф в сумме 454 698 руб. 29 коп. не уплачен. Также за период просрочки восстановления средств использованных не по целевому назначению и уплаты штрафа (с 23.10.2023 по 01.11.2023) начислены пени в размере 90 939 (девяносто тысяч девятьсот тридцать девять) руб. 66 коп.
Требование страхователем в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Фонда в части взыскания суммы нецелевого использования, в размере 306 560,00 руб., уплаты штрафа, в размере 30 656,00 руб. и пеней, в размере 6 131,20 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о целевом использовании средств ОМС в указанной части.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регламентированы Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 39.2 приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного (далее - Порядок контроля), проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает в себя проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования, в том числе проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 43.2 Порядка контроля).
Судом из материалов дела установлено, согласно Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, оказание и оплата медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования производится только в отношении той медицинской помощи, которая входит в территориальную (базовую) программу обязательного медицинского страхования.
В отношении нарушения, выразившегося в осуществлении в 2022 году расходов на приобретение основного средства (изделия, относящегося к вспомогательным и общебольничным медицинским изделиям (стерилизаторы и сопутствующие изделия), не являющегося медицинским изделием, используемым для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований), стоимостью более ста тысяч рублей за единицу, в сумме 306 560,00 руб., судом первой инстанции установлено следующее.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов сторон, руководствуясь положениями статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), приложением N 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 922н, пунктом 3723 требований к технологии обработки инструментов к эндоскопам СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", суд первой инстанции, установив, что стерилизатор паровой вертикальный автоматический STE-29-D предназначен для стерилизации инструментов для лапароскопии и эндоскопии, применяются для удлиненных хирургических и гинекологических инструментов, пришел к выводу о том, что без парового стерилизатора по существу невозможно проведение лапароскопических операций.
При изложенных обстоятельствах, доводы Фонда о том, что паровой стерилизатор не используется для оказания медицинской помощи застрахованным лицам, судом правомерно отклонены.
Учитывая, что без парового стерилизатора по существу невозможно проведение лапароскопических операций, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возможности признания использования средств ОМС в сумме 306 560 руб. в связи с приобретением парового стерилизатора, предназначенного для обработки хирургических инструментов, целевым использованием средств ОМС, поскольку в рассматриваемой ситуации такой стерилизатор может относиться к медицинским изделиям, используемым для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 346.
При этом, учитывая, что расходы по приобретению парового стерилизатора не являются нецелевым использованием средств ОМС, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным требование и в части обязания уплатить пени в размере 6 131 руб. 20 копеек и штрафа за нецелевое использование средств ОМС в размере 30 656 рублей 00 копеек.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является обоснованным, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 апреля 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32135/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32135/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская больница N 3"
Третье лицо: Министерство здравоохранения НСО, Седьмой арбитражный апелляционный суд