г. Чита |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А19-27776/2023 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Ниникиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2024 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27776/2023
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" (ОГРН: 1023802143034, ИНН: 3819010832)
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Терминал", примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", от 31.10.2018 N ИС/67 в размере 346 893 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.10.2022 по 27.11.2023 в размере 34 439 руб. 75 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ответчик, ООО "Терминал") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Терминал", примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", от 31.10.2018 N ИС/67 в размере 346 893 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.10.2022 по 27.11.2023 в размере 34 439 руб. 75 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2024 года, принятым путем подписания судьей резолютивной части решения, исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение составлено судом 29 марта 2024 года.
Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу против удовлетворения жалобы возражал, просил решение суда оставить в силе.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в пределах изложенных в ней доводов и в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 31.10.2018 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Терминал" (владелец) заключен договор N ИС/67 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Терминал", примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 19 "в" договора владелец вносит перевозчику с лицевого счета в ОАО "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них порожних вагонов или вагонов с грузом, либо иного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от Перевозчика, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ). Размер платы определяется в Тарифном руководстве (приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1).
Уведомление о предстоящей подаче вагонов, контейнеров представитель перевозчика передает уполномоченному представителю владельца по одному из телефонов (приведены в тексте договора) не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, контейнеров с последующей записью в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2ВЦ) (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 11 договора возврат вагонов, контейнеров с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению; о завершении грузовой операции и готовности вагонов, контейнеров к уборке с железнодорожного пути необщего пользования Владелец передает представителю Перевозчика уведомление формы ГУ-2бВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи в АС ЭТРАН с обязательным уведомлением Перевозчика по телефону 63-80-56 о передаче такого уведомления (при невозможности передачи уведомления в электронном виде с применением электронной подписи в АС ЭТРАН передается письменное уведомление по форме ГУ-2бВЦ/Э).
Срок технологического оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования определен в пункте 13 договора и составляет 9,1 часа.
Согласно пункту 16 договора время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования владельца исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу на выставочном пути N 10А на основании памятки приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ (ГУ-45) до момента их возврата и сдачи перевозчику на этом же пути на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ (ГУ-45).
В соответствии с пунктом 17 договора учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования владельца осуществляется номерным способом по ведомостям подачи или уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ (ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика ГУ-45ВЦ (ГУ-45) и актов общей формы ГУ-23 ВЦ (ГУ-23) в случае их составления.
В октябре 2022 года на путях общего пользования станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги простаивали вагоны с гружеными контейнерами, прибывшие в адрес получателя ООО "Терминал", по причинам, не зависящим от перевозчика - в ожидании подачи для проведения проверки (организации комиссионной проверки).
Кроме того, на путях общего пользования станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги в марте 2023 года простаивали вагоны с гружеными контейнерами, прибывшие в адрес получателя ООО "Терминалсервис", по причинам, зависящим от владельца пути - занятость выставочного пути.
Нахождение вагонов с контейнерами на путях общего пользования станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги подтверждено актами общей формы ГУ-23ВЦ, оформленными на начало и окончание простоя.
Перевозчиком по накопительным ведомостям формы ФДУ-92 N N 131001 -131006, 251005, 140316 произведено начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования контейнеров. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по вышеуказанным ведомостям на общую сумму 346 893 руб. 60 коп. (240 850,80 руб. + 101 300,40 руб. + 4 742,40 руб.).
Накопительные ведомости не подписаны представителем ООО "Терминал", о чем составлены акты общей формы об отказе от подписи.
В порядке досудебного урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензиями от 20.06.2023 N ВС ТЦФТО-05-18/23/356, от 15.06.2023 NN ВС ТЦФТО-05- 18/23/553, ВС ТЦФТО-05-18/23/554 с приложением расчетов и копий накопительных ведомостей, содержащими требования об оплате задолженности в добровольном порядке в течение 30 дней. Неудовлетворение ответчиком претензий истца послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о принудительном взыскании задолженности (основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами).
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 309, 310, 395, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", исходил из того, что требования истца законны и обоснованы, задержка вагонов подтверждена актами общей формы ф. ГУ-23ВЦ, оформленными на начало и окончание задержки вагонов, а также накопительными ведомостями, расчет платы и процентов за пользование чужими денежными средствами является правильным. Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно частям 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности, полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Задержка вагонов подтверждена актами общей формы ф. ГУ-23ВЦ, которые являются надлежащими доказательствами по делу.
В представленных в материалы дела актах общей формы указано, что ООО "Терминал" уведомлено о готовности вагонов к подаче, вагоны заведены на ответственный простой грузополучателя в ожидании подачи на путь необщего пользования по причине ожидание организации комиссионной проверки а также занятость выставочного пути.
От подписания указанных актов ООО "Терминал" отказалось, о чем перевозчик составил акты общей формы.
Из памяток следует, что подаваемые вагоны обрабатывались ответчиком с превышением срока технологического оборота, что и повлекло задержку вагонов на путях общего пользования.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства по существу спора, на которые ссылается заявитель жалобы, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме и получили надлежащую оценку суда, которую суд апелляционной инстанции считает правильной.
Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования ввиду неприема их ответчиком подтверждается представленными в дело доказательствами и надлежащим образом ответчиком не опровергнут.
При изложенных обстоятельствах требования истца о взыскании платы в размере 346 893 руб. 60 коп. за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, а также процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованно признаны судом законными и подлежащими удовлетворению.
Всем существенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционного суда не имеется.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2024 года по делу N А19-27776/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты принятия и в течение двух месяцев может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в кассационном порядке по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27776/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ООО "Терминал"