город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2024 г. |
дело N А32-50056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.04.2024 по делу N А32-50056/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
при участии третьих лиц: Матвеевой Елены Викторовны, департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Кубань" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Схаплок А.К. по доверенности от 11.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - общество, сетевая организация, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, УФАС по Республике Адыгея) об оспаривании постановления от 30.09.2022 о наложении штрафа по делу N 001/04/9.21-444/2022 об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что сетевая организация в полном соответствии с требованиями ГК РФ произвела расчет размера платы за технологическое присоединения с учетом тарифов, действующих на дату направления проекта договора. На дату составления протокола об административном правонарушении и на дату вынесения оспариваемого решения в действиях общества отсутствовал состав правонарушения и дело подлежало прекращению, поскольку спорные взаимоотношения, возникшие между заявителем и сетевой организацией были урегулированы в соответствии с Правилами, а также с учетом ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", разъяснений ФАС России от 25.03.2022 N МШ/26997/22, дополнений к ним от 08.06.2022 N МШ/55457/22, письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году".
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в УФАС по Республике Адыгея поступило заявление Матвеева Елены Викторовны (далее завитель) на действия неправомерные, по его мнению, действия ПАО "Россети Кубань", выразившиеся в установленной стоимости технологического присоединения.
Заявление мотивировано тем, что заявитель обратился в ПАО "Россети Кубань" с заявкой от 30.06.2022 на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств земельного участка, расположенного по адресу; Республика Адыгея, Майкопский рн, п. Удобный, ул. Крымская, 17, максимальной мощностью 15 кВт. По результатам рассмотрения указанной заявки, сетевой организацией 15.07.2022 в адрес Матвеевой Е.В. направлены договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия, а также квитанция, в соответствии с которой стоимость технологического присоединения равна 45 000 рублей.
УФАС по Республике Адыгея по результатам рассмотрения указанного заявления пришло выводу, что ПАО "Россети Кубань" нарушило требование 17 Правил N 861, выразившегося в применении порядка расчета стоимости технологического присоединения, не предусмотренного пунктом 3 Постановления N 1178.
14.09.2023 административным органом в отношении общества составлен протокол по делу N 001/04/9.21-444/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 47, 48).
30.09.2022 административным органом в отношении общества принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-444/2022, которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в размере 600 000 рублей (л.д. 50-52).
Несогласие с постановлением административного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 рублей до 500 000 рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что изменения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления.
Подпунктом "д" пункта 16 Правил N 861 установлено, что договор должен содержать следующие существенные условия: размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил), за исключением случаев поэтапного технологического присоединения и оплаты, предусмотренных пунктом 17(1) настоящих Правил.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в части определения размера платы за технологическое присоединение в Правила N 861.
Пунктом 3 Постановления N 1178 установлено, что его положения распространяются на правоотношения по ТП энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на ТП к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления, т.е. с 01.07.2022.
Таким образом, с учетом даты подачи заявки на технологическое присоединение (30.06.2022), подлежала применению редакция Правил N 861, а также расчет стоимости технологического присоединения, действовавшие до 01.07.2022.
Событием административного правонарушения является нарушение ПАО "Россети Кубань" требований пункта 17 Правил N 861, выразившегося в применении порядка расчета стоимости технологического присоединения, не предусмотренного пунктом 3 Постановления N1178.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: заявкой, приложением к заявке, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Антимонопольным органом установлено, что ранее общество было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (дело N А01-1128/2022), в связи с чем за повторное совершение административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ антимонопольным органом назначен штраф 600 000 рублей.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей, соответствующий минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ, поскольку как указано, общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141 разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Соответственно, рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа (дело N А01-1128/2022). По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению от 30.09.2022 по делу N 001/04/9.21-444/2022 невозможна.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Основания для отмены решения суда от 17.04.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2024 по делу N А32-50056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50056/2022
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ КК, Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края, Матвеева Е.В., УФАС по Республике Адыгея