г. Москва |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А40-298840/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Фастио", АО "РАД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2024 по делу N А40-298840/23-21- 2369,
по заявлению 1) ООО "Фастио" (ОГРН: 1192536035427, ИНН: 2536320711), 2) АО "РАД" (ОГРН: 1097847233351, ИНН: 7838430413)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН: 1047796269663, ИНН: 7703516539)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Галюк Владимир Сергеевич (ОГРНИП: 323253600015580, ИНН: 250211401601)
о признании незаконными решения и предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителей: |
1) не явился, извещен; 2) Голованова Н.А. - по дов. от 01.01.2024 |
от заинтересованного лица: |
Яшина О.А. - по дов. от 20.05.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Российский аукционный дом (далее - АО "РАД", Оператор) и Общество с ограниченной ответственностью "Фастио" (далее - ООО "Фастио") (далее совместно - Заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями к Федеральной антимонопольной службе(далее - заинтересованное лицо, ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным п. 1 решения ФАС России N 04/10/18.1-497/2023 от 03.10.2023 и признании незаконными решения и предписания ФАС России N 04/10/18.1-497/2023 от 03.10.2023 соответственно.
В качестве третьего лица в деле участвует индивидуальный предприниматель Галюк Владимир Сергеевич (далее - третье лицо, предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2024 в удовлетворении требований АО "РАД", ООО "Фастио" было отказано полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Фастио", и АО "РАД" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателей апелляционных жалоб, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не были в полной мере исследованы и установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель АО "РАД" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей ООО "Фастио" и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб и возражений на них, не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "РАД" было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества Касьянова, д. 25, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского" Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - Аукцион).
По итогам проведения аукциона, согласно Итоговому протоколу от 18.09.2023. ООО "Фастио" было признано победителем аукциона на право аренды нежилых помещений.
В антимонопольный орган в предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) порядке поступила жалоба предпринимателя на действия Оператора при проведении Аукциона, из которой следовало, что Оператором при организации и проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.
Решением ФАС России жалоба ИП Галюка В.С. на действия Оператора при проведении Аукциона, признана обоснованной и выдано обязательное для исполнения предписание в соответствии с выводами, изложенными в решении ФАС России от 03.10.2023 по делу N 04/10/18.1-497/2023.
Нарушение выразилось в установлении Оператором необоснованного требования о прохождении дополнительной регистрации (аккредитации) на сайте Оператора www.auction-house.ru (далее - сайт Оператора) для участия в Аукционе при наличии регистрации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт).
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, Заявители обратились в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания незаконными.
В соответствии с части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение и предписание антимонопольного органа не противоречат действующему законодательству, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителей не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Оператор включен в Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Перечень).
Согласно подпунктам "д" и "з" пункта 3 Регламента государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru", утвержденного приказом Федерального казначейства от 02.12.2021 N 38н (далее - Регламент), с использованием официального сайта обеспечивается обмен электронными документами при проведении торгов, размещении информации, информационное взаимодействие с федеральной государственной информационной системой ЕСИА.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Регламента с использованием официального сайта обеспечивается информационное взаимодействие официального сайта с электронными площадками, в том числе предоставление с официального сайта на электронные площадки информации о зарегистрированных на официальном сайте путем информационного взаимодействия с ЕСИА уполномоченных лиц субъекта официального сайта, указанных в пункте 9.1 Регламента, по состоянию на дату последнего обновления на официальном сайте.
Согласно пункту 9.1 Регламента субъектами официального сайта являются, в том числе лица, являющиеся участниками торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации о проведении торгов (далее - участники торгов).
В соответствии с пунктом 12 Регламента осуществление регистрации субъектов официального сайта обеспечивается Федеральным казначейством путем
информационного взаимодействия официального сайта с ЕСИА.
Согласно пункту 13 Регламента в целях Регламента уполномоченными лицами субъекта официального сайта являются, в том числе физическое лицо, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 16.1 Регламента для регистрации физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, уполномоченное лицо субъекта официального сайта, являющегося участником торгов, формирует следующую информацию и документы, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика; адрес регистрации по месту жительства (пребывания); почтовый адрес; адрес электронной почты; номер контактного телефона; паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем; дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и дата постановки на учет в налоговом органе; выписка из ЕГРИП - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; информация о применении физическим лицом специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"; принадлежность к субъекту малого или среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем (при наличии); информация о признании физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банкротом, о решении о введении процедуры реализации его имущества; часовая зона субъекта официального сайта.
В соответствии с разделом 7 Регламента сайта Оператора для обеспечения доступа к функциональным возможностям сайта Оператора Оператор проводит регистрацию заявителей на сайте Оператора.
Согласно пункту 7.1 Регламента сайта Оператора процедура регистрации на сайте Оператора происходит в два этапа:
7.1.1. Регистрация Заявителя на сайте Оператора с присвоением идентификационного имени Пользователя (логина) и пароля, а также контактной информации. Первый этап позволяет Пользователю получить доступ в личный кабинет сайта Оператора и осуществлять дальнейшую регистрацию в качестве Организатора и (или) Претендента/Участника.
7.1.2. Регистрация Заявителя/Пользователя с присвоением статуса Организатора и (или) Претендента/Участника, позволяющего ему производить конкретные операции на сайте Оператора в зависимости от приобретенного статуса. Условие присвоения статуса Организатора и (или) Претендента/Участника - предоставление Пользователем необходимого для каждого статуса перечня документов.
В соответствии с пунктом 7.2 Регламента сайта Оператора для регистрации на сайте Оператора Пользователь представляет Оператору, в том числе следующие документы и сведения: заявление на регистрацию; копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из ЕГРИП, при этом действительной признается выписка, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявления на регистрацию; копии всех листов документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); сведения об идентификационном номере налогоплательщика; адрес электронной почты для направления Оператором уведомлений в соответствии с Регламентом сайта Оператора.
Регистрация Пользователя Оператором производится в срок не более трех рабочих дней со дня поступления документов и сведений, указанных в пункте 7.2 Регламента сайта Оператора.
Как достоверно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.08.2023 ИП Галюк B.C. был зарегистрирован на официальном сайте в качестве участника торгов.
Вместе с тем для подачи заявки на участие в Аукционе ИП Галюку B.C. пришлось проходить дополнительную регистрацию (аккредитацию) на сайте Оператора, для чего ИП Галюком B.C. 30.08.2023 были поданы соответствующие заявления и 04.09.2023 ИП Галюк B.C. был зарегистрирован (аккредитован) на сайте Оператора и смог подать заявку на участие в Аукционе.
При этом в соответствии с Регламентом сайта Оператора для прохождения регистрации (аккредитации) на сайте Оператора пользователю необходимо представить документы, аналогичные документам, представляемым при регистрации на официальном сайте, которые в случае положительного решения о регистрации на официальном сайте уже проверены Федеральным казначейством.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что согласно Инструкции по регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, опубликованной на официальном сайте, пройдя регистрацию на официальном сайте, организация получает доступ к участию в торгах на электронных площадках, включенных в Перечень, без прохождения дополнительных проверок и направления документов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в соответствии с Регламентом при получении регистрации на официальном сайте субъект официального сайта получает доступ к участию в торгах на электронных площадках, включенных в Перечень, без прохождения дополнительных проверок и направления документов, в то время как Оператором установлено требование о прохождении дополнительной регистрации (аккредитации) на сайте Оператора для участия в Аукционе вне зависимости от наличия регистрации на официальном сайте, ФАС России пришла к выводу с которым согласился суд первой инстанции, что действия Оператора по установлению требования о необходимости получения регистрации (аккредитации) на сайте Оператора вне зависимости от наличия регистрации на официальном сайте могли привести к ограничению конкуренции.
Вопреки доводу АО "РАД", Регламент также не содержит указаний на обязанность участника торгов дополнительно регистрироваться на сайте Оператора.
Довод апелляционной жалобы Оператора о неправильном применении судом первой инстанции пунктов 9, 9.1 Регламента, а также о необходимости регистрации на официальном сайте только в отдельных случаях отклоняется судебной коллегией, поскольку указанными пунктами установлена обязанность регистрации участника на официальном сайте в отдельных случаях.
Вместе с тем, антимонопольным органом в оспариваемом решении не рассматривался вопрос об обязанности или её отсутствии регистрации ИП Галюка В.С. на официальном сайте, а исследован вопрос о законности требований дополнительной регистрации в случае, если у участника уже имеется учётная запись на официальном сайте.
Соответственно не может быть принят во внимание довод о противоречии Решения ФАС России письму ФАС России от 09.02.2024 N ГМ/10522/24 как не относящийся к обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "РАД" указывает, что Регламент не является нормативным правовым актом,
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что Регламент является зарегистрированным в установленном законом порядке в Минюсте России подзаконным актом, которым устанавливается порядок пользования официальным сайтом, которым обязаны руководствоваться как участники торгов, так и операторы электронных площадок, обеспечивающие взаимодействие электронных площадок с официальным сайтом, в том числе интеграцию размещаемых организаторами торгов материалов на электронных площадках сведений и документов с официальным сайтом.
Соответственно, пунктом 4 Регламента прямо установлено предоставление с официального сайта на электронные площадки информации о зарегистрированных на официальном сайте путем информационного взаимодействия с ЕСИА уполномоченных лиц субъекта официального сайта.
Указанное также опровергает доводы подателей апелляционных жалоб о том, что требование о дополнительной регистрации законно, поскольку взаимодействие официального сайта с электронной площадкой не было установлено Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила), в соответствии с которыми проводился Аукцион.
Соответственно, опровергается довод Оператора о необоснованности ссылки суда первой инстанции на Инструкцию по регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и указанное в ней положение о том, что пройдя регистрацию на официальном сайте, организация получает доступ к участию в торгах на электронных площадках, включенных в Перечень, без прохождения дополнительных проверок и направления документов, опубликованной на официальном сайте, поскольку приведённое положение соответствует пункту 4 Регламента.
ООО "Фастио" в апелляционной жалобе приводит необоснованный довод о том, что отсутствие обязанности по дополнительной регистрации на сайте Оператора приводит к ограничению конкуренции, поскольку вследствие установления необоснованного требования был сокращён круг участников Аукциона; впоследствии в результате конкурентной борьбы победителем Аукциона был признан ИП Галюк В.С.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ООО "Фастио", предписание ФАС России было выдано для устранения выявленных нарушений в целях восстановления прав обратившегося с жалобой лица в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, являются правильными и представленным в дело доказательствам соответствуют.
Оспариваемое предписание вынесено на основе законного решения ФАС России, также является законным, учитывая, что в предписании указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные, реальные и исполнимые меры для их устранения, порядок вынесения предписания не нарушен.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемые в рамках настоящего дела акты антимонопольного органа вынесены с соблюдением норм Закона о защите конкуренции, в пределах компетенции антимонопольного органа, не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2024 по делу N А40-298840/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-298840/2023
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ", ООО "ФАСТИО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Галюк Владимир Сергеевич