г. Хабаровск |
|
20 июня 2024 г. |
А04-11007/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
при участии в заседании представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (по восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации - Жилищно-Коммунальной службы N 7 Овчарик Натальи Анатольевны по доверенности от 08.12.2023, представителя федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Пуляевской Ирины Михайловны по доверенности от 30.06.2023, представителя Министерства обороны Российской Федерации Парщик Галины Сергеевны по доверенности от 06.10.2022, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение от 08.04.2024 по делу N А04-11007/2023 Арбитражного суда Амурской области по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033) о взыскании 8 908 826,10 руб. (с учетом уточнения 1 671 104,66 руб.),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") с исковым заявлением о взыскании по договору ресурсоснабжения N 04-03-28-01-144 от 30.01.2023 задолженности за оказанные коммунальные услуги за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 в сумме 8 042 541,27 руб., неустойки за период с 18.02.2023 по 30.11.2023 в размере 866 284,83 руб., начиная с 01.12.2023 по день фактического исполнения обязательства.
Определением от 22.01.2024 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России).
С учетом частичной оплаты задолженности истец уточнил иск, просил взыскать с ответчика задолженность по договору ресурсоснабжения N 04-03-28-01-144 от 30.01.2023 за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 в сумме 924 194,84 руб., неустойку за период с 20.06.2023 по 22.01.2024 в размере 746 909,82 руб., начиная с 23.01.2024 по день фактического исполнения обязательства. В порядке ст. 49 АПК РФ уточнения приняты к рассмотрению.
Представитель ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России представил пояснения, что на основании приказов директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 23.06.2022 N 2007, от 05.08.2022 N 2546, от 15.10.2021 N 3296, от 14.01.2022 N 28 объекты недвижимого имущества закреплены и актами приема-передачи недвижимого имущества приняты в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс". Право оперативного управления в отношении кв. N 7, расположенной по адресу: Амурская область, Ромненский район, с. Поздеевка, ДОС N 25; кв. N 51, расположенной по адресу: Амурская область, Ромненский район, с. Поздеевка, ДОС 25; NN 1-60, расположенных по адресу: Амурская область, г. Свободный, в/г N 3 "Болотный", ДОС-2, за учреждением зарегистрировано никогда не было, что подтверждается соответствующей информации из ЕГРН. В отношении квартир NN 7-14, 16-22, расположенных по адресу: Амурская область, г. Свободный, в/г N 3 "Болотный", ДОС-2, зарегистрированное в 2019 право оперативного управления за учреждением, прекращено в октябре 2022 года (до есть до искового периода).
По требованию суда представил расчет суммы долга и неустойки по договору, произведенный с даты государственной регистрации права оперативного управления на спорные помещения в ЕГРН; представил ведомости расчетов по пустующему фонду помесячно с 01.01.2023 по 30.04.2023. Пояснил, что истцом контррасчет, по заселенным квартирам проверен, требования уточнены и скорректированы с учетом представленных договоров социального найма, данные расчеты направлены ответчику для сверки.
Представитель Министерства обороны России считает, что министерство не является стороной договора, с ответчика подлежит взысканию 79 194,92 руб., в части взыскания неустойки просил отказать.
Решением суда от 08.04.2024 с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по договору N 04-03-28-01-144 от 30.01.2023 взыска задолженность за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 в сумме 367 321,63 руб., неустойка за период 20.06.2023 по 22.01.2024 в размере 685 839,85 руб.; пени, начисленные на сумму задолженности в размере 367 321,63 руб., рассчитанные в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с 23.01.2024 по день фактического исполнения обязательства.
В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование жалобы апеллянт приводит довод об обязанности ответчика оплатить потребленный ресурс с момента подписания акта-приема передачи имущества, а не с момента государственной регистрации права оперативного управления, как указал суд первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в ст. 121 АПК РФ.
ФГКУ "ДТУИО" в письменном отзыве полагает, что регистрация права оперативного управления носит заявительный характер, отсутствие регистрации данного права в установленном порядке, не может служить основанием для возложения соответствующей обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг на лиц, фактически не владеющих имуществом.
Минобороны РФ в письменном отзыве приводит аналогичные доводы.
В судебном заседании 05.06.2024 явившиеся представители лиц, участвующих в деле, настаивали на раннее изложенных позициях в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (потребитель) заключен договор ресурсоснабжения N 04-03-28-01-144 от 30.01.2023, по условиям п. 1.1. которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставить в жилые помещения потребителя, расположенные в многоквартирных домах и общежитиях, находящихся в оперативном управлении, коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, в том числе потребляемую при содержании и использовании общего имущества объектов в случаях, предусмотренных законодательством России, а потребитель обязуется своевременно оплачивать ресурсоснабжающей организации, поставленные коммунальные услуги в объеме, сроки и порядке, установленные законодательством России и договором, а также соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством России и договором.
Дата начала предоставления коммунальных услуг по договору определена с 01.01.2023, до передачи жилых помещений по договору служебного, социального найма в установленном порядке (п. 1.2).
В соответствии с п. 3.2. договора, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в установленном законодательством Российской Федерации порядке по тарифам (ценам), устанавливаемым законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 8.1. договора предусмотрено, что договор вступает в силу со дня его заключения, распространяя свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2023 и действует до 31.12.2023, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия (в том числе в части взаиморасчетов) - до полного исполнения сторонами обязательств.
В приложении N 1 к договору указаны многоквартирные дома и сведения об услугах по тарифам.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии N 370/У/4/7/17/3324 от 08.08.2023 и N 370/У/4/7/17/2986 от 14.07.2023 с требованием об оплате задолженности по договору за период с января 2023 года по июнь 2023 года.
Оставленная ответчиком без удовлетворения претензия послужила основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.
С учетом принятых судом уточнений, истцом начислена задолженность с момента передачи многоквартирных домов по актам приема-передачи за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 в размере 924 194,84 руб.
В обоснование своих требований истцом в материалы дела представлены: счета, акты, а также счета-фактуры N 04ГУ-000421 от 31.01.2023 на сумму 1 354 399,03 руб., корректировочная счет-фактура N 04ГУ-000421 от 01.02.2023, N 04ГУ-001506 от 28.02.2023 на сумму 1 334 796,89 руб., корректировочная счет-фактура N 04ГУ-001709 от 01.03.2023, N 04ГУ-002325 от 31.03.2023 на сумму 1 354 706,71 руб., N 04ГУ-003037 от 30.04.2023 на сумму 1 343 464,47 руб., корректировочная счет-фактура N 04ГУ-003039 от 01.05.2023, от 31.05.2023 на сумму 1 331 100,47 руб., корректировочная счет-фактура N 04ГУ-002568 от 01.04.2023, корректировочная счет-фактура N 04ГУ-004313 от 01.06.2023, N 04ГУ-005053 от 30.06.2023 на сумму 1 351 661,29 руб., корректировочная счет-фактура N 04ГУ-005054 от 30.06.2023, N 04ГУ-005052 от 30.06.2023 на сумму 4 090,66 руб.
В ходе рассмотрения дела ответчиком задолженность частично погашена на сумму 7 118 346,43 руб.
Остаток задолженности составил 924 194,84 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
Из п. 1 ст. 539 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Факт поставки ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период с 01.01.2023 по 30.06.2023 тепловой энергии на объекты учреждения подтверждается материалами дела, не оспаривается.
Расчет иска проверен.
Из расчета исключены объекты, на которые согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" в исковой период не зарегистрировано, по адресам: Амурская область, Архаринский район, п. Архара, ул. 2-я Нагорная, д. 1, кв. 7, Амурская область, Ромненский район, с. Поздеевка, ДОС 25, кв. 51, Амурская область, Ромненский район, с. Поздеевка, ДОС 27 с кв. 1 по кв. 60, Амурская область, г. Свободный, в/г N 3 "Болотный", ДОС-2 с кв. 7 по кв. 22.
На основании приказов директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 23.06.2022 N 2007, от 05.08.2022 N 2546, от 15.10.2021 N 3296, от 14.01.2022 N 28 спорные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", приняты учреждением на основании актов приема-передачи.
Отклоняя довод истца и минобороны о том, что ответчик обязан оплатить потребленный ресурс с момента подписания акта-приема передачи имущества, а не с момента государственной регистрации права оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу п. 4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, ст. 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
При этом, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
С учетом названных норм права, право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации, а не с момента подписания акта-приема передачи имущества на что указывал истец с своих пояснениях.
Указанный правовой подход приведен в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2022 N 305- ЭС22-4503 по делу N А40-201482/2020, от 29.03.2022 N 305- ЭС21-25187 по делу N А40- 22911/2020.
В соответствии со ст. 210, 249 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п.5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
На основании изложенных выше норм права, довод истца о начислении задолженности к заявленному им в иске ответчику, с момента передачи объектов недвижимого имущества по акту приема-передачи, суд обоснованно отклонил.
Приведенные истцом аналогичные доводы в апелляционной жалобе не являются основанием для изменения судебного акта, поскольку не соответствуют вышеприведенным нормам права и правовой позиции высших судебных инстанций.
С учетом частичного удовлетворения иска пени за несвоевременное исполнение обязательства за период с 20.06.2023 по 22.01.2024 в размере 746 909,82 руб. взысканы также частично в соответствии со ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ, ч.14 ст. 155 ЖК РФ за период с 20.06.2023 по 22.01.2024 в размере 685 839,85 руб..
Оснований для применения положений ст.333 ГК РФ суд не установил.
В соответствии с п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" с ответчика в пользу истца, начиная с 23.01.2024 подлежат взысканию пени, начисленные на сумму задолженности в размере 367 321,63 руб., рассчитанные в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, по день фактического исполнения обязательства.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда от 08.04.2024 законно и обоснованно.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.04.2024 по делу N А04-11007/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-11007/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГАУ "Росжилкомплекс"
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд 11007/2023 1т, 7249/23 2т