г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А56-129479/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Геворкян Д.С.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10314/2024) отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2024 по делу N А56-129479/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Севзапэнергомонтаж" к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Севзапэнергомонтаж" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение) от 11.09.2023 N 780423400015205, от 29.09.2023 N 780423400022505.
Определением арбитражного суда от 11.01.2024 данное заявление, с учётом наличия признаков, предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (далее по тексту - АПК РФ)
Решением в виде резолютивной части Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделение провело камеральную проверку полноты и достоверности представляемых Обществом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.06.2023 по 28.06.2023, результаты которой отразило в акте N 780423400015202 от 02.08.2023.
В ходе проверки Отделение пришло к выводу о неправомерном применении Обществом районного коэффициента 1,8 при начислении работнику Недоносову Е.В. пособия по временной нетрудоспособности. По мнению проверяющих, для выплаты пособия по временной нетрудоспособности Недоносову Е.В., работающему на территории Ямало-Ненецкого АО, должен применяться районный коэффициент 1,5.
По результатам проверки Отделение вынесло решение от 11.09.2023 N 780423400015205 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в виде 1000 руб. штрафа.
Отделение провело камеральную проверку полноты и достоверности представляемых Обществом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.07.2023 по 31.07.2023, результаты которой отразило в акте N 780423400022502 от 24.08.2023.
В ходе проверки Отделение пришло к выводу о неправомерном применении Обществом районного коэффициента 1,8 при начислении работникам Ахтямову Д.И., Абдрахманову Н.Ю., Панкову В.С. единовременного пособия при рождении ребенка. По мнению проверяющих, для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка вышеназванным лицам, работающим на территории Ямало-Ненецкого АО, Тазовский р-н, пгт Тазовский должен применяться районный коэффициент 1,5.
По результатам проверки Отделение вынесло решение от 29.09.2023 N 780423400022505 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде 4123,62 руб. штрафа.
Не согласившись с вынесенным решением о привлечении страхователя к ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя обоснованными.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Как следует из подпункта 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ и пункта 4 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, единовременное пособие при рождении ребенка.
В соответствии со статьей 12 Закона N 81-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 руб.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).
В статье 4.2 Закона N 81-ФЗ установлено, что индексация пособий осуществляется в размере и сроки, предусмотренные Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, исходя из установленного им прогнозного уровня инфляции.
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
До настоящего времени соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об установлении районного коэффициента не принято, поэтому в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 N 165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга", которое продолжает действовать в настоящее время, к заработной плате занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга работников предприятий и организаций нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, утвержден Коэффициент 1,8.
Судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности Общества является производство прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.29).
ООО "СК СЗЭМ" поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения ОП "СК СЗЭМ-Салман" - Ямало-Ненецкий АО, Тазовский район м.о., Тазовский п. и выполняет строительно-монтажные работы на объектах Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) для заказчика ООО "Арктик СПГ 2".
Согласно пункту 1.1.9 договора N 618-юр/2019 от 16.09.2019, пункту 1.1.11 договора N 01-10/19 от 01.10.2019, объекты капитального строительства расположены по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район.
Основным видом экономической деятельности ООО "Арктик СПГ 2" является добыча природного газа и газового конденсата (ОКВЭД 06.20). Кроме того, ООО "Арктик СПГ 2", на объектах которого Общество выполняет строительство, осуществляет деятельность согласно ОКВЭД 06.10.1 (добыча нефти), 06.10.3 (добыча нефтяного (попутного) газа), 19.20 (производство нефтепродуктов).
Материалами дела подтверждается, что Недоносов Е.В. принят по трудовому договору N СК0004313 от 10.11.2022 в подразделение Общестроительный участок обособленного подразделения "СК СЗЭМ - Салман". Место работы Работника в соответствии с пунктом 1.3 трудового договора находится в Ямало-Ненецком автономном округе, Тазовский район, пгт Тазовский.
В соответствии с пунктом 3.5 трудового договора Недоносову Е.В. установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 80%.
Работник Общества Ахтямов Д.И. принят по трудовому договору N СК0005567 от 06.05.2023 в подразделение Электромонтажный участок обособленного подразделения "СК СЗЭМ - Салман". Место работы Работника в соответствии с пунктом 1.3 трудового договора находится в Ямало-Ненецком автономном округе, Тазовский район, пгт Тазовский.
В соответствии с пунктом 3.5 трудового договора Ахтямову Д.И. установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 80%.
Работник Общества Абдрахманов Н.Ю. принят по трудовому договору N СК-00902 от 08.10.2020 в подразделение Общестроительное управление обособленного подразделения "СК СЗЭМ - Салман". Место работы Работника в соответствии с пунктом 1.3 трудового договора находится в Ямало-Ненецком автономном округе, Тазовский район, пгт Тазовский.
В соответствии с пунктом 3.5 трудового договора Абдрахманову Н.Ю. установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 80%.
Работник Общества Панков В.С. принят по трудовому договору N СК0004416 от 22.11.2022 в подразделение Электромонтажный участок обособленного подразделения "СК СЗЭМ - Салман". Место работы Работника в соответствии с пунктом 1.3 трудового договора находится в Ямало-Ненецком автономном округе, Тазовский район, пгт Тазовский..
В соответствии с пунктом 3.5 трудового договора Панкову В.С. установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 80%.
Таким образом, работники Общества отвечают названным критериям, поскольку выполняют трудовые функции на объектах нефтегазоконденсатного месторождения, а площадка расположена севернее Полярного круга, что Отделение не оспаривает.
В связи с этим при расчете суммы пособия Страхователь правомерно применил Коэффициент 1,8, а доводы заявителя о необходимости применения Коэффициента 1,5 не могут быть приняты во внимание
Фонд социального страхования, принимая оспариваемое решение, руководствовался пунктом 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР", согласно которому в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Вместе с тем, как обоснованно заключил суд первой инстанции, указанное постановление Совета Министров РСФСР регулирует иные правоотношения и не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Довод фонда о том, что постановлением Правительства Российской Федерации N 216 от 17.04.2006 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" предусмотрена возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами, суд отклоняет в силу следующего.
Данное Постановление регламентирует порядок установления трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, следовательно не распространяется на правоотношения, связанные с выплатами пособий по государственному социальному страхованию.
Ссылка ответчика на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития РФ от 19.06.2003 N 630-9 и Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 несостоятельна, поскольку данный документ представляет собой позицию указанного органа по толкованию действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, и не имеет для арбитражного суда обязательной силы.
Апелляционный суд отмечает также следующее, что средства Фонда образуются, в том числе, за счет страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности). Следовательно, работодатель, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,8 и соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования, формирует соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Исходя из социальной значимости спорных пособий, цель их выплаты заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая, поэтому если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента, который также учитывался при уплате страховых платежей, то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что базой для начисления страховых взносов в пользу Фонда социального страхования у заявителя является заработная плата с учетом районного коэффициента в размере 1,8.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для привлечения Общества к ответственности по пункту 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ отсутствовали.
Доводы Отделения о пропуске срока на обжалование решения Отделения от 11.09.2023 N 780423400015205 подлежат отклонению.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 12 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего решения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его законному или уполномоченному представителю).
Решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию вынесено 11.09.2023, направлено страхователю по почте 13.09.2023, Общество обратилось в суд 28.12.2023, таким образом, вопреки доводам Отделения, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании с соблюдением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют его правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела произведенной судом, однако по существу их не опровергают.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2024 по делу N А56-129479/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129479/2023
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СЕВЗАПЭНЕРГОМОНТАЖ"
Ответчик: ООО "ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ", ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ