г.Москва |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А40-309321/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.04.2024, принятое по делу N А40-309321/23
по заявлению Департамента городского имущества г.Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. по доверенности от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее- заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по Москве Управление) от 17.02.2024 N КУВД-001/2023-50314634/7 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское ш., вл.50Г (Газорегуляторный пункт); об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское ш., вл.50Г (Газорегуляторный пункт).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой по изложенным в жалобе основаниям просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 30.10.2023 Департамент обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2023-50314634 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское ш., вл.50Г (Газорегуляторный пункт) (далее - объект недвижимости), с приложением технического плана кадастрового инженера от 21.07.2023, судебного акта, декларации об объекте недвижимости, чертежа ГБУ МосгорБТИ.
Уведомлением от 17.11.2023 N КУВД-001/2023-50314634/1 государственный регистратор сообщил о приостановлении осуществления регистрационных действий ввиду наличия противоречивых сведений в документах в части указания площади здания (сведения, указанные в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем (59кв.м), не соответствуют сведениям в представленном решении Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2023 по делу N А40-239296/22-77-1744 (74,1кв.м).
С целью получения дополнительной информации о заявленном к учетно-регистрационным действиям объекте недвижимости Управление направило запрос в Арбитражный суд г.Москвы.
Между тем, поступивший из суда ответ не содержал информацию, необходимую для осуществления учетно-регистрационных действий.
Уведомлением от 17.02.2024 N КУВД-001/2023-50314634/7 Управление отказало в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении указанного объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлена совокупность перечисленных обязательных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В рассматриваемом случае представленный технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости.
На основании п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документом-основанием для осуществления испрашиваемых регистрационных действий является решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2023 по делу N А40-239296/22.
Данным судебным актом признано право собственности г.Москвы на нежилое здание площадью 74,1кв.м, расположенное на земельном участке с адресным ориентиром: г.Москва, Варшавское ш., вл.50Г.
При этом в означенном решении суда площадь указана не в соответствии с требованиями приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места".
Согласно п.49 приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", разделы "Характеристики объекта недвижимости", "Характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении", за исключением сведений о площадях здания, сооружения (если основной характеристикой сооружения является площадь), помещения, машино-места и площади застройки сооружения заполняются в соответствии с документами, указанными в пунктах 21.1-21.23 настоящих требований.
Площадь здания, сооружения (если основной характеристикой сооружения является площадь), помещения, площадь застройки сооружения определяется в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения или помещения, установленными на основании ч.13 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Таким образом, площадь здания считается отдельно и может не совпадать с площадью, указанной в решении суда.
Площадь нежилого здания (59 кв.м), указанная в техническом плане, определена в соответствии с требованиями приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 по внутренним поверхностям наружных стен этажа на основании измерений, выполненных кадастровым инженером.
Разница в площадях обусловлена различиями в методиках подсчета площади для цели кадастрового и технического учета.
В разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" отражена вышеуказанная информация.
Местоположение объекта недвижимости определено кадастровым инженером в соответствии с вышеуказанным приказом Росреестра от 23.10.2020 N 0393.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем для осуществления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, и отражают необходимую информацию.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости в установленные законом порядке и сроки.
Доводы, изложенные в обоснование позиции регистрирующего органа при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.04.2024 по делу N А40-309321/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-309321/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ