г.Москва |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А40-229457/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2024, принятое по делу N А40-229457/23
по заявлению АО "Почта России"
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: 1. ТУ Росимущества в г.Москве, 2. ООО "Геокадинжиниринг",
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Добров А.В. по доверенности от 24.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Смирнова А.С. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Почта России" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление), изложенного в уведомлении от 10.07.2023 N КУВД-001/2023-13931692/6.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой по изложенным в жалобе основаниям просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения АО "Почта России" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу послужил изложенный в уведомлении от 10.07.2023 N КУВД-001/2023-13931692/6 отказ Управления Росреестра по Москве в государственном кадастровом учете изменений сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:36, адресные ориентиры: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, проезд Новоспасский, земельный участок 3.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлена совокупность перечисленных обязательных условий.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как усматривается из заявления, в настоящее время УФПС г.Москвы АО "Почта России" в рамках исполнения ч.4 ст.20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проводит мероприятия по подготовке недвижимого имущества к внесению в качестве дополнительного вклада в уставный капитал АО "Почта России", в том числе мероприятия по кадастровому учету земельных участков.
В собственности Российской Федерации находится нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006023:1024, площадью 807,10кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, проезд Новоспасский, д.3, регистрация права собственности от 17.11.2011 N 77-77-12/041/2011-222, РФИ N П12770004867 (далее - здание).
Обществом здание используется по договору безвозмездного пользования, заключенного с ТУ Росимущества в г.Москве от 13.03.2020 N 77-09/95.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006023:36, адресные ориентиры: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, проезд Новоспасский, земельный участок 3, площадью 400,00кв.м, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации от 07.12.2012 N 77-77-14/039/2012-380, РФИ N В11770009298 (далее - земельный участок).
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ в качестве дополнительного вклада земельный участок подлежит включению в уставный капитал АО "Почта России".
Как указывает заявитель, во избежание использования земельного участка для эксплуатации здания без оформления правоотношений и соблюдения обязательных требований законодательства РФ возникла необходимость уточнения границ земельного участка.
В рамках проведения кадастровых работ по договору на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, находящихся в пользовании УФПС г.Москвы, N М-32009037334 от 06.05.2020 ООО "Геокадинжиниринг" подготовлен межевой план на уточнение границ земельного участка.
ТУ Росимущества в г.Москве межевой план передан в Управление с заявлением от 06.04.2023 N КУВД-001/2023-13931692 по вопросу государственного кадастрового учета изменений сведений о характеристиках земельного участка.
10.04.2023 от Управления получено уведомление о приостановлении действий по государственному кадастровому учету приостановлено до 10.07.2023 ввиду изменения площади в связи с уточнением сведений о площади больше чем на величину 10% от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН с перечислением нескольких технических правок согласно требованиям приказа Росреестра от 14.02.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
ТУ Росимущества в г.Москве передало в Управление межевой план от 15.06.2023 с внесенными корректировками технической части, заявлением о предоставлении дополнительных документов от 03.07.2023 N MFC-0558/2023- 992703-1 к делу от 06.04.2023 MFC-0558/2023-536125-1.
Значение площади уточняемого земельного участка, сведения о которой содержатся в выписке из ЕГРН (400кв.м), не соответствует значению площади, составленной по координатам из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости (432кв.м).
Уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:36 составила 478кв.м.
Фактически границы здания на данный момент пересекают границы уточняемого земельного участка.
Целью кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка является приведение его границ по ЕГРН в соответствии с фактическими границами, а также устранение каких-либо пересечений с границами находящегося на нем объекта недвижимости.
В связи с этим, следуя принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также с целью устранения пересечения со зданием с кадастровым номером 77:01:0006023:1024, были исключены старые и добавлены новые характерные точки границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:36.
Вышеперечисленные изменения в границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006023:36 соответствуют данным, полученным по проведенной геодезической съемке местности, а также данные изменения согласовываются со всеми заинтересованными лицами, в том числе с собственником данного земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из положений ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (п.1.1).
В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В связи с чем, местоположение границ уточняемого земельного участка определены границами, существующими на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Фактическое местоположение уточняемого участка определяется на основании договора безвозмездного временного пользования земельным участком N М-01-601827 от 28.06.2001, выписки из технического паспорта на здание (строение) N 1206/8 от 22.10.2010, кадастрового паспорта здания, строения сооружения, объекта незавершенного строительства от 25.10.2010 N 021010 0082254, проведенной геодезической съемки местности (приложения N N 4-9).
Доступ к уточняемому земельному участку с кадастровым номером 77:01:0006023:36 обеспечивается через земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006023:246, являющийся участком улично-дорожной сети (УДС), а также через земли общего пользования.
Согласно нормам Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ земельные участки, занятые принадлежащими Российской Федерации и находившимися во владении и (или) в пользовании ФГУП "Почта России" зданиями, строениями, сооружениями, подлежат передаче в собственность АО "Почта России" одновременно с данными объектами недвижимости.
10.07.2023 Управление Росреестра по Москве уведомлением N КУВД-001/2023-13931692/6 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин приостановления государственного кадастрового учета.
На основании п.1 ст.14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, и отражают необходимую информацию.
При этом непостановка на кадастровый учет уточненных границ земельного участка нарушает права и законные интересы АО "Почта России", поскольку препятствует передаче в качестве дополнительного вклада в уставной капитал Общества, которое без правоустанавливающих документов не может пользоваться, владеть и распоряжаться указанным земельным участком с целью осуществления своей экономической деятельности, а также может быть привлечено к административной ответственности за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в установленные законом порядке и сроки.
Доводы, изложенные в обоснование позиции регистрирующего органа при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
При таких данных оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2024 по делу N А40-229457/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229457/2023
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГЕОКАДИНЖИНИРИНГ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ