г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-227111/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-227111/23
по заявлению АО "РОССЕТИ ТЮМЕНЬ"
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании недействительным решения в части
при участии:
от заявителя: |
Фахрутдинова Г.С. по доверенности от 01.01.2024, Гоман Е.С. по доверенности от 13.10.2023, Уханов А.В. по доверенности от 06.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Волчкова Е.В. по доверенности от 10.01.2024, Шадури Ю.В. по доверенности от 10.11.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы по настоящему делу от 29.02.2024 по заявлению АО "РОССЕТИ ТЮМЕНЬ" (далее - общество) признано незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - налоговый орган) от 24.11.2022 N 23-12/20-02-18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части выводов по п.2.2.2.1 и доначисления налога на прибыль в размере 6 687 369 руб., в части выводов по п.2.2.2.2 и доначисления налога на прибыль в размере 67 167 807 руб., в части выводов по п.2.2.2.3 и доначисления налога на прибыль в размере 49 726 393 руб., в части соответствующих этим выводам сумм пени и штрафа.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители общества поддержали решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Применительно к п. 2.2.2.1 оспариваемого решения налогового органа обществу вменено в нарушение п.п.1, 3, 9 ст. 258 НК РФ неверное определение второй амортизационной группы со сроком полезного использования 25 месяцев и четвертой амортизационной группы со сроком использования 61 месяц в отношении объекта "Автоматизированная система управления технологическими процессами".
Объекту присвоен код ОКОФ 320.26.30.11.130 (средства связи, выполняющие функцию систем у правления и мониторинга). До 01.01.2017 код ОКОФ 320.26.30.11.130 соответствовал коду ОКОФ 14 3313530 "Комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами производства" в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013- 2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов код ОКОФ 14 3313530 переведен в код ОКОФ 320.26.30.11.130.
По данному объекту общество исчислило амортизацию в размере 128 494 917 руб.
Как следует из материалов дела, АСУ ТП относится к средствам измерения, данные и результаты которых могут быть использованы для управления энергопотреблением, что соответствует фактическому назначению системы.
В подтверждение факта, что АСУ ТП являются средствами измерения, а также с целью пояснения их технических характеристик и назначения, что служит основанием для выбора подлежащего применению кода ОКОФ, в материалы дела представлены проектная документация и описание типа средства измерения.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Классификация основных средств, включаемых в определенные амортизационные группы для целей налогового учета и определения срока полезного использования, утверждена согласно п. 4 ст. 258 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". В постановлении основные средства, перечисленные в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, распределены по амортизационным группам.
Таким образом, в НК РФ нормативно закреплено, что налогоплательщик при определении амортизационной группы руководствуется именно классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
Установление срока полезного использования в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей предусмотрено п. 6 ст. 258 НК РФ только для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах.
Сроком полезного использования амортизируемого имущества признается период времени, в течение которого объект основных средств служит целям деятельности хозяйствующего субъекта, исчисляемый с момента введения данного объекта в эксплуатацию до полного списания его стоимости в расходы (п.1 ст.258, п.2 статьи 259 Кодекса).
Срок определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к десяти амортизационным группам, предусмотренным п.3 ст.258 НК РФ с учетом классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
Классификация, группируя виды основных средств и определяя сроки их использования, не содержит указания на возможность установления налогоплательщиком иного срока использования исходя из технических условий изготовителя и, соответственно, на допустимость включения им основного средства в иную амортизационную группу, нежели определенную в соответствии с Классификацией.
Установление налогоплательщиком срока полезного использования в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей предусмотрено п.6 ст.258 НК РФ только для тех видов основных средств, которые не указаны в классификации.
Установление амортизационной группы для налогового учета производится в соответствии с классификацией, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, исходя из присвоенного кода ОКОФ. В общем случае срок службы основного средства и входящих в него компонентов значения не имеет (за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 258 НК РФ).
Учитывая иерархическую структуру кодов ОКОФ "ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийский классификатор основных фондов" нижний уровень видов основных средств входит в верхний уровень классов и подклассов.
В письмах от 08.12.2021 N 03-03-07/99702, от 30.07.2019 N 03-03-06/1/57096) Минфин России разъяснил порядок применения п. 6 ст. 258 НК РФ.
Согласно разъяснениям, по вопросам, связанным с применением классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2022 N ОГ-Д13-93, согласно которому при распределении основных средств по амортизационным группам налогоплательщику необходимо учитывать, что классификация основывается на Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, который предусматривает иерархическую структуру кодов.
В письме Министерства экономического развития России от 07.11.2022 N Д13и-36103 сказано, что при распределении основных средств по амортизационным группам налогоплательщику необходимо учитывать, что классификация основывается на Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ), который предусматривает иерархическую структуру кодов. Включение основного средства в ту или иную амортизационную группу зависит от кода ОКОФ, присвоенного основному средству.
Если классификация не содержит данного кода ОКОФ, то амортизационную группу следует определять по коду группировки ОКОФ более высокого уровня, в которую включено данное основное средство. При этом необходимо учитывать примечания к кодам ОКОФ, которые указаны в классификации. По вопросам, касающимся технического регулирования, стандартизации метрологии в Российской Федерации, в том числе принадлежности конкретного основного средства к определенному классу и подклассу ОКОФ, следует обращаться в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2022 N АШ-4168/03 сказано, что в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением N 1, для установления соответствия также применяется код по ОКОФ. Определение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно. Определение кода по общероссийскому классификатору или подтверждение кода, определенного самостоятельно хозяйствующим субъектом, не возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Общество отнесло АСУ ТП к коду ОКОФ - 320.26.30.11.130 "Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга" классификатора ОК 013-2014.
Классификация основных средств не содержит данного кода ОКОФ 320.26.30.11.130. При этом имеется код ОКОФ 320.26.30.1 "Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио или телевизионная передающая", который является кодом группировки ОКОФ более высокого уровня.
В соответствии с классификацией основных средств код ОКОФ 320.26.30.1 относится к 4 амортизационной группе.
Т.к. данный код ОКОФ соответствует четвертой амортизационной группе, то в отношении основных средств обществом правомерно установлен срок полезного использования 61 месяц.
При таких обстоятельствах правильным является присвоение обществом основным средствам АСУ ТП кода ОКОФ 320.26.30.11.130.
АСУ ТП выполняет следующие функции: измерение текущих электрических параметров через измерительные преобразователи, определение состояния коммутационных аппаратов через модули ТС, удаленное управление объектами через модули ТУ, функции контроллера оперативной блокировки с системой визуализации и системой параметрирования.
В состав АСУ ТП входят следующие компоненты: многофункциональные измерительные преобразователи (ПИМ), которые предназначены для измерения параметров трехпроводных и четырехпроводных электрических сетей трехфазного тока, преобразования их в кодированные сигналы и передачи результатов измерения на верхний уровень автоматизированных систем управления по двум независимым интерфейсам RS-485; модули телесигнализации I-8040PW используются для сбора технологических параметров типа "сухой контакт", характеризующих состояние коммутационного оборудования и аппаратуры автоматики по физическим линиям связи, опрос модуля осуществляется по параллельной шине, что позволяет фиксировать события с точностью в 1 мс; преобразователь измерительный температуры МС1218Ц предназначен для измерения температуры, в автоматических и автоматизированных промышленных установках, производственных процессах и технологических линиях, в том числе в системах сбора и передачи информации энергетических объектов. МС1218Ц выполняет линейное преобразование значения температуры в цифровой сигнал, измеренное значение температуры отображается на светодиодном индикаторе и передается по каналу обмена данными RS-485, зарегистрирован в Госреестре средств измерений за N 47138-11.
Таким образом, одной из основных функций АСУ ТП является измерение параметров, в состав программно-технического комплекса АСУ ТП входят многофункциональные измерительные преобразователи для измерения электрических величин, технических величин, температуры и далее.
Подтверждением того, что входящие в состав АСУ ТП многофункциональные измерительные преобразователи (МИП) являются средствами измерения, служит наличие метрологического сертификата "свидетельство об утверждении типа средств измерений", выданное на многофункциональные измерительные преобразователи ПИМ ЕТ (ЕТ311, ЕТ411, ЕТ321).
Преобразователь измерительный температуры МС1218Ц зарегистрирован в Госреестре средств измерений за N 47138-11.
На выполнение АСУ ТП функции средств измерения, управления и мониторинга указано и в п. 1.2.1 ГОСТ 24.104-85 "Автоматизированные системы управления. Общие требования", согласно которому АСУ в необходимых объемах должна выполнять сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т.п.) о состоянии объекта управления.
Следовательно, общество правомерно отнесено АСУ ТП к средствам связи, выполняющим функцию систем управления и мониторинга ОКОФ - 320.26.30.11.130 -"Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга" классификатора ОК 013-2014, входящего в состав кода ОКОФ более высокого уровня 320.26.30.1.
В соответствии с заключением ФГБОУ высшего образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" от 15.12.2023 АСУ ТП выполняет следующие функции: измерение текущих электрических параметров через измерительные преобразователи; определение состояния коммутационных аппаратов; удаленное управление объектами; функции контроллера оперативной блокировки с системой визуализации и системой параметрирования.
Далее перечислены компоненты, входящие в АСУ ТП, и их назначение: многофункциональные измерительные преобразователи (ПИМ), которые предназначены для измерения параметров трехпроводных и четырехпроводных электрических сетей трехфазного тока, преобразования их в кодированные сигналы и передачи результатов измерения на верхний уровень автоматизированных систем управления по двум независимым интерфейсам RS-485; модули телесигнализации I-8040PW используются для сбора технологических параметров типа "сухой контакт", характеризующих состояние коммутационного оборудования и аппаратуры автоматики по физическим линиям связи. Опрос модуля осуществляется по параллельной шине, что позволяет фиксировать события с точностью в 1 мс; преобразователь измерительный температуры МС1218Ц предназначен для измерения температуры, в автоматических и автоматизированных промышленных установках, производственных процессах и технологических линиях, в том числе в системах сбора и передачи информации энергетических объектов. МС1218Ц выполняет линейное преобразование значения температуры в цифровой сигнал. Измеренное значение температуры отображается на светодиодном индикаторе и передается по каналу обмена данными RS-485. Зарегистрирован в Госреестре средств измерений за N 47138-11.
Следовательно, одной из основных функций АСУ ТП является измерение параметров. В состав программно-технического комплекса АСУ ТП входят многофункциональные измерительные преобразователи для измерения электрических величин, технических величин, температуры и далее.
В качестве альтернатив для классификации АСУ ТП предлагается использовать код ОКОФ 330.28.12.1 "Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое" или код ОКОФ 320.26.30.11.130 "Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга".
Далее проведено рассмотрение каждого из вариантов на основе соответствия с приведенным выше описанием АСУ ТП и выполнена оценка корректности его применения.
Принимая во внимание иерархическую структуру кодов ОКОФ "Общероссийский классификатор основных фондов" ОК 013-2014, нижний уровень видов основных средств входит в верхний уровень классов и подклассов.
Код 330.28.12.1 "Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое" представляет собой более высокий уровень классов и подклассов, в его состав включены наименования входящего в его состав оборудования, а именно: гидромоторы, пневмотурбины, насосы различного назначения. Средства измерения электрических величин и другие компоненты, входящие в состав АСУ ТП, в этом перечне не упоминаются. Таким образом, код ОКОФ 330.28.12.1 "Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое" противоречит техническим характеристикам объектов АСУ ТП и не соответствует их фактическому назначению.
Код ОКОФ 320.26.30.11.130 "Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга" классификатора ОК 013-2014 (СНС 2008) полностью соответствует описанию АСУ ТП.
Это касается таких функций АСУ ТП как удаленное управление объектами и измерение текущих электрических параметров (мониторинг).
На выполнение АСУ ТП функций средств измерения, управления и мониторинга дополнительно указывается в п. 1.2.1 ГОСТ 24.104-85 "Автоматизированные системы управления. Общие требования". В соответствии с данным пунктом АСУ в необходимых объемах должна выполнять сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т.п.) о состоянии объекта управления.
Следовательно, к АСУ ТП допустимо применять ОКОФ 320.26.30.11.130 "Средства связи, выполняющие функцию систем управления и мониторинга" Классификатора ОК 013-2014, который входит в состав кода ОКОФ более высокого уровня - 320.26.30.1 "Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио или телевизионная передающая".
Оборудование АСУ ТП следует отнести к 4 амортизационной группе по аналогии с ОКОФ 320.26.30.1 вышестоящего уровня.
Отнесение АСУ ТП к ОКОФ 330.28.12.1 "Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое" не имеет оснований исходя из технических характеристик и применения оборудования АСУ ТП, не соответствует иерархической структуре кодов, содержащихся в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014.
Коду ОКОФ 14 3312481 ОК 013-94 соответствует код ОКОФ 330.26.51.45 "Приборы и аппаратура для измерения или контроля электрических величин, не включенные в другие группировки" ОК 013-2014.
В соответствии с классификацией N 1 в четвертую амортизационную группу включен код ОКОФ 330.26.51.43 "Приборы для измерения электрических величин без записывающего устройства", в примечании к которому указано: "для измерения или проверки количественных характеристик электричества".
Между АИИС КУЭ и АСУ ТП имеются различия, поскольку первая используется для коммерческого учета электроэнергии, а вторая система для контроля и измерения электрических величин для технологических целей.
При этом, и то и другое основное средство служат для измерения и контроля электрических величин.
Следовательно, отнесение АИИС КУЭ к средствам измерения, а АСУ ТП к средствам измерения не имеется обоснованных причин.
Примененный к АСУ ТП код ОКОФ 330.28.12.1 "Оборудование гидравлическое и пневматическое силовое" противоречит техническим характеристикам данных объектов и не соответствует их фактическому назначению.
Общество АСУ ТП отнесло к 4 амортизационной группе, правильно установив в отношении них срок полезного использования 61 месяц, что соответствует нормативному регулированию.
Действия общества не противоречат нормативному регулированию, согласно которому определение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно. На что прямо указано в письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2022 N АШ-4168/03.
Применительно к п.2.2.2.2 оспариваемого решения налогового органа обществу вменено нарушение положений п. 1 ст. 252, п/п3 п.2 ст. 253, п.п.1,3,9 ст. 258 НК РФ в виде завышения расходов на амортизационные отчисления по 10 объектам основных средств "Воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ" по причине неверного определения амортизационной группы и срока полезного использования.
В силу ст. 258 НК РФ основные средства распределяются по амортизационным группам в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
При распределении основных средств по амортизационным группам налогоплательщику необходимо учитывать, что классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением N 1 основывается на Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, который предусматривает иерархическую структуру кодов".
Включение основного средства в ту или иную амортизационную группу зависит от кода ОКОФ, присвоенного основному средству. В случае если классификация не содержит данного кода ОКОФ, то амортизационную группу необходимо определять по коду группировки ОКОФ более высокого уровня, в которую включено данное основное средство, что следует из письма Министерства экономического развития России от 17.02.2022 N ОГ-Д13-936.
В иерархическую структуру кода ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий" ранее входил код ОКОФ 220.41.20.20.302 "Линия электропередачи воздушная на металлических и железобетонных опорах", который применялся обществом.
Данный код ОКОФ 220.41.20.20.302 исключен с 01.08.2017 (изменение N 3/2017 ОКОФ, утверждены приказом Росстандарта от 04.07.2017 N 631-ст).
Как следует из материалов дела, общество является предприятием, относящимся к топливно-энергетическому комплексу, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Следовательно, в отношении спорных воздушных линий электропередачи 110 кВ допустимо применять код ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий".
Код ОКОФ 220.41.20.20.719 "Сооружения электрических и тепловых сетей прочие" в соответствии с иерархической структурой кодов ОКОФ входит в состав кода ОКОФ 220.41.20.20.710 "Сооружения электрических и тепловых сетей".
Структура кода ОКОФ 220.41.20.20.710 "Сооружения электрических и тепловых сетей" состоит из: 220.41.20.20.710 Сооружения электрических и тепловых сетей, 220.41.20.20.711 Комплекс электроснабжения, 220.41.20.20.712 Пункт электрический распределительный, 220.41.20.20.713 Сеть тепловая магистральная, 220.41.20.20.719 Сооружения электрических и тепловых сетей прочие.
В соответствии с п. 1.2.6. Правил устройства электроустановок (утверждены приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204) электрической сетью является совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Следовательно, воздушные линии электропередачи включаются в состав кодов ОКОФ, входящих в иерархическую структуру кода ОКОФ 220.41.20.20.710 "Сооружения электрических и тепловых сетей", так как являются сооружениями электрических сетей.
Относительно кода ОКОФ 220.41.20.20.710 воздушные линии электропередачи являются прочими сооружениями электрических сетей.
Таким образом, в отношении спорных воздушных линий электропередачи 110 кВ может применяться кроме кода ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий" код ОКОФ 220.41.20.20.719 "Сооружения электрических и тепловых сетей прочие".
ОКОФ 220.42.22.11.110 не может быть применен к воздушным линиям электропередачи на металлических и железобетонных опорах из-за терминологического несоответствия. Линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии. Линии электропередачи бывают воздушные (ВЛ) при передаче электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе, и кабельные (КЛ), проложенные в грунте или закрытых конструкциях. Кабелем является готовое заводское изделие, состоящее из изолированных токопроводящих жил, заключённых в защитную герметичную оболочку и броню, которые предохраняют конструкцию от влаги, кислот и механических повреждений. В названии кода ОКОФ в скобках приведена конкретизация - кабель.
При таких обстоятельствах, к воздушным линиям данный ОКОФ не может быть применен.
Код ОКОФ 220.42.22.11.110 не содержится в классификации основных средств. Следовательно, не может быть использован в качестве классификации основных средств по амортизационным группам.
Классификации основных средств, группируя виды основных средств и определяя сроки их использования, не содержит указания на возможность установления налогоплательщиком для этих основных средств иного срока использования, исходя из технических условий изготовителя, и, соответственно, на допустимость включения им этих основных средств в иную амортизационную группу, нежели определенную в соответствии с классификацией.
Использование подхода, при котором отнесение объекта к коду ОКОФ, отсутствующего в классификации основных средств, при наличии в классификации основных средств кода ОКОФ, подходящего для основного средства, может приводить к случаям злоупотребления налогоплательщиками своими правами, если срок эксплуатации, указанный производителем, окажется меньше срока полезного использования, определенного в соответствии с классификацией основных средств.
Не соответствует законодательству критерий отнесения к коду ОКОФ линии электропередачи на основании наличия высокого класса напряжения, поскольку к коду ОКОФ 220.42.22.11.110 "Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения" можно отнести все линии (кабели), чьё напряжение 1 кВ и свыше, а не только напряжением свыше 110 кВ, по следующим основаниям.
Такой критерий как класс напряжения (относится линия электропередачи к напряжению свыше 1кВ, свыше 35кВ либо свыше 110кВ) не может являться основанием для распределения линий (кабелей) электропередачи по кодам ОКОФ и амортизационным группам.
Согласно п. 2.5.1. и 2.5.2. Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (утвержден приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187) к воздушным линиям электропередачи относятся линии напряжением выше 1 кВ и до 750 кВ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (действовало в проверяемом периоде) к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относятся линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно.
Понятия низкое напряжение, среднее напряжение и высокое напряжение приведены в п. 81(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (действовало в проверяемый период).
В нем сказано, что единые (котловые) тарифы дифференцируются по следующим уровням напряжения: высокое напряжение (ВН) - объекты электросетевого хозяйства (110 кВ и выше); среднее первое напряжение (СН1) - объекты электросетевого хозяйства (35 кВ); среднее второе напряжение (СН2) - объекты электросетевого хозяйства (20 - 1 кВ); низкое напряжение (НН) - объекты электросетевого хозяйства (ниже 1 кВ).
Указанная дифференциация предусмотрена именно для целей установления тарифов, определяется не в отношении класса напряжения линии (кабеля) электропередачи, а с точки зрения подключения потребителя к объектам электросетевого хозяйства.
К объектам низкого напряжения отнесены только объекты электросетевого хозяйства напряжением ниже 1 кВ. Что позволяет отнести линии электропередачи напряжением 1кВ и выше к линиям электропередачи высокого напряжения.
Таким образом, линии электропередачи напряжением свыше 1кВ, свыше 35кВ либо свыше 110кВ, как не относящиеся к низкому напряжению, могут включаться в один код ОКОФ вне зависимости от класса напряжения.
Классификация основных средств не содержит код ОКОФ 220.42.22.11.110 "Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения".
Классификация основных средств содержит код ОКОФ 320.26.30 Оборудование коммуникационное. В примечании к коду сказано, что к данному коду ОКОФ относятся кабели силовые на напряжение 1 кВ и свыше с медной жилой в свинцовой или стальной оболочке.
Указание на кабели силовые на напряжение 1 кВ и свыше подтверждает, что сам по себе класс напряжения линии электропередачи не влияет на амортизационную группу и, соответственно, срок ее полезного использования.
В указанном случае, для отнесения к 10 амортизационной группе законодатель устанавливает специальные требования: наличие медной жилы, наличие свинцовой или стальной оболочки, что способствует появлению у силового кабеля повышенной прочности и износостойкости, что, в свою очередь, и обуславливает его повышенный срок полезного использования.
Аналогично в Классификации основных средств объекты, имеющие код ОКОФ 220.42.22.12.111 "Линии электропередачи местные воздушные" отнесены как к 4 амортизационной группе, если они установлены на опорах из непропитанной древесины, либо к 6 амортизационной группе, если они установлены на металлических и железобетонных опорах.
Поэтому сам по себе различный класс напряжения линии электропередачи, с точки зрения классификации основных средств, к изменению срока полезного использования не приводит
В заключении МЭИ от 15.12.2023 сказано, что с учетом пункта 3 и иерархической структуры построения ОКОФ в данном случае следует ориентироваться на код более высокого уровня. Таким образом, вместо исключенного кода 220.41.20.20.302 должен быть использован код 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий". К данному коду согласно Постановлению Правительства РФ N 526 относятся в том числе сооружения электроэнергетики. Линии электропередачи как линейные объекты являются разновидностью сооружений (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Код ОКОФ 220.41.20.20.300 входит в 4 амортизационные группы с третьей по шестую. Воздушные линии электропередачи на металлических и железобетонных опорах относятся к шестой амортизационной группе.
В других кодах ОКОФ непосредственно упоминаются линии электропередачи: 220.42.22.11 Линии электропередачи и связи междугородные; 220.42.22.11.110 Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения; 220.42.22.12 Линии электропередачи и связи местные; 220.42.22.12.110 Линии электропередачи местные, 220.42.22.12.111 Линии электропередачи местные воздушные; 220.42.22.12.112 Линии электропередачи местные кабельные.
ОКОФ 220.42.22.11.110 не может применяться к воздушным линиям электропередачи на металлических и железобетонных опорах из-за терминологического несоответствия. Линией электропередачи называется устройство для передачи и распределения электроэнергии. Линии электропередачи бывают воздушные (ВЛ) при передаче электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе, и кабельные (КЛ), проложенные в закрытых конструкциях. Кабелем называется готовое заводское изделие, состоящее из изолированных токопроводящих жил, заключённых в защитную герметичную оболочку и броню, которые предохраняют конструкцию от влаги, кислот и механических повреждений. В названии кода ОКОФ в скобках приведена конкретизация - кабель.
При таких обстоятельствах, к воздушным линиям данный ОКОФ не может быть применен.
Группировка с кодом 220.42.22.12.110 в ОКОФ включает в себя две подгруппировки, одна из которых связана с воздушными линиями: "20.42.22.12.111 Линии электропередачи местные воздушные".
В соответствии с технической документацией и со схемами воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ расположены на территории одного района, предназначены для передачи электроэнергии потребителю, запросившему соответствующие технические условия.
При наличии кода ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий", применение кода ОКОФ 20.42.22.12.111 "Линии электропередачи местные воздушные" представляется нецелесообразным.
Следовательно, из всех существующих кодов ОКОФ, которые могут быть применены к воздушным линиям электропередачи напряжением 110 кВ и выше, подходящим является только код 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий".
Такой код относится к той же группе, что и ранее применяемый ОКОФ 220.41.20.20.302 "Линия электропередачи воздушная". Код не содержит в своей формулировке явных противоречий, которые не допускают его применение как в случае с кодом 220.42.22.11.110 "Линии (кабели) электропередачи высокого напряжения".
При таких обстоятельствах воздушным линиям электропередачи напряжением 110 кВ должен быть присвоен код ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий", предполагающий их отнесение к 6-ой амортизационной группе основных средств."
Кроме кода ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий" и кода ОКОФ 220.41.20.20.719 "Сооружения электрических и тепловых сетей прочие" в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 также содержатся следующие коды: 220.42.22.11 Линии электропередачи и связи междугородные, 220.42.22.12 Линии электропередачи и связи местные, 220.42.22.12.110 Линии электропередачи местные, 220.42.22.12.111 Линии электропередачи местные воздушные.
В классификации основных средств включен только код ОКОФ 220.42.22.12.111 "Линии электропередачи местные воздушные".
К коду ОКОФ 220.42.22.12.111 имеется примечание: в 4 амортизационной группе "на опорах из непропитанной древесины", в 6 амортизационной группе "на металлических и железобетонных опорах".
Из анализа приведенных в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 наименований видов основных фондов следует, что линии электропередачи и связи имеются 2-х видов: междугородные и местные.
Понятия "междугородные" и "местные" не соотносятся с содержащимися в п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектами федерального значения, объектами регионального значения, объектами местного значения.
ОК 013-2014 не содержит таких наименований видов основных фондов как линии электропередачи местного значения, линии электропередачи регионального значения, линии электропередачи федерального значения.
Таким образом, отсутствуют основания для понимания термина "местные", указанного в коде ОКОФ 220.42.22.12.111 "Линии электропередачи местные воздушные", использовать понятия, содержащиеся в Градостроительном кодексе РФ.
Понятие "местные" определяет объекты Линии электропередачи и связи местные код (ОКОФ 220.42.22.12), а также во входящем в него исходя из иерархической структуре кодов коде ОКОФ 220.42.22.12.111 Линии электропередачи местные воздушные, как расположенные в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, а также расположенные в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ расположены на территории одного муниципального округа, являются местным объектом и каждая из таких линий предназначены для подключения одного крупного потребителя электроэнергии, что подтверждено документально.
В заключении специалиста МЭИ установлено, что согласно представленной технической документации и схемам рассматриваемые воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ расположены на территории одного района, предназначены для передачи электроэнергии потребителю, запросившему соответствующие технические условия.
Следовательно, к спорным объектам основных средств - воздушным линиям электропередачи 110 кВ (ВЛ 110кВ) правомерно подлежит применению код ОКОФ 220.42.22.12.111 Линии электропередачи местные воздушные.
Наличие в классификации основных средств кода ОКОФ 220.41.20.20.300 "Сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий" и кода ОКОФ 220.41.20.20.719 "Сооружения электрических и тепловых сетей прочие" приводят к полному устранению какой-либо неопределенности в данном вопросе.
Слово "прочие" в коде ОКОФ 220.41.20.20.719 "Сооружения электрических и тепловых сетей прочие" значит, что в указанные основные фонды входят все соответствующие виды объектов, не указанные в других видах основных фондов.
Применительно к п.2.2.2.3 оспариваемого решения налогового органа установлено, что обществом в проверяемом периоде проведены работы по реконструкции (модернизации) по объектам основных средств без принятия решения об увеличении срока полезного использования.
Как следует из материалов дела, до проведения реконструкции (модернизации) в проверяемом периоде объекты были полностью самортизированы, их остаточная стоимость составила ноль рублей. После проведения реконструкции ( модернизации) обществом в проверяемом периоде произведен расчет суммы списания ежемесячной амортизации и первоначальной стоимости, увеличенной на стоимость проведенной реконструкции ( модернизации).
Согласно регистрам налогового учета Ведомость начисления амортизации по основным средствам за 2018 - 2020 годы общества на дату завершения реконструкции (модернизации) данные объекты имели нулевую остаточную стоимость в налоговом учете. Общество по окончании модернизации в течение проверяемого периода увеличивало первоначальную стоимость объектов основных средств для целей налогового учета на стоимость работ по модернизации за минусом амортизационной премии, предусмотренной п.9 ст. 258 НК РФ, в размере 30% и 10% стоимости затрат на капвложения.
Предметом расхождения методов, примененных обществом и налоговым органом, является вопрос определения первоначальной стоимости ОС (чья остаточная стоимость на момент модернизации равнялась нулю) после модернизации с учетом его первоначальной стоимости до модернизации или без её учета.
В соответствии с п.2 ст.257 НК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ данная норма права предусматривала, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ в п.2 ст.257 НК РФ внесены изменения, согласно которым первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств.
Из положения п. 5 Пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что законопроектом предусматриваются изменения, касающиеся налога на прибыль организаций: в связи с противоречивой арбитражной практикой в части учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования, уточнение порядка учета подобных расходов.
Схожая позиция изложена в заключении Комитета по бюджету и налогам на проект федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в части налогообложения налогом на прибыль организаций законопроектом предлагается в целях урегулирования неоднозначной правоприменительной практики уточнить порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования, с применением метода амортизации к реконструированному (модернизированному) основному средству (п. 5).
До внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ в п.2 ст.257 НК РФ Минфин России в письме от 11.09.2018 N 03-03-06/1/64978 разъяснял, что в случае, когда основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства на стоимость проведенной модернизации. При этом сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества будет определяться как произведение его увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта.
Аналогичные позиции изложены в письмах Минфина России от 19.04.2021 N 03-0306/1/29206, от 13.07.2020 N 03-03-06/1/60600, в которых сказано, что, если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, первоначальная стоимость такого основного средства в целях налогового учета увеличивается на стоимость проведенной модернизации.
В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Принимая во внимание цели внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ в п. 2 ст. 257 НК РФ речь идет не о введении нового порядка регулирования, а об уточнении (разъяснении) ранее существующего порядка определения первоначальной стоимости объекта основных средств, полностью самортизированного, после его модернизации (реконструкции).
Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ в части изменений, внесенных в п.2 ст.257 НК РФ, не устраняются обязанности налогоплательщика или иным образом улучшается его положение, а устанавливаются дополнительные гарантии защиты его прав путем разъяснения применения нормы п. 2 ст. 257 НК РФ ввиду наличия сомнений при её применении ранее, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ).
В результате, изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ в п. 2 ст. 257 НК РФ, соответствуют требованиям п. 3 ст. 5 НК РФ и имеют обратную силу.
Издание писем Минфина России от 11.09.2018 N 03-03-06/1/64978, от 13.07.2020 N 03-03-06/1/60600, от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206 также свидетельствуют о правильности определения обществом первоначальной стоимости полностью самортизированного основного средства после его модернизации именно как его первоначальной стоимости плюс стоимости модернизации. Т.е., независимо от размера остаточной стоимости основного средств в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ как в редакции до, так и после изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
Из п. 5 пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и заключения Комитета по бюджету и налогам на проект федерального закона N 1170972-7 следует, что необходимость внесения изменений обусловлена тем, что правоприменение пошло не по тому пути и вопреки изначальной воле законодателя, которая была заложена в п. 2 ст. 257 НК РФ.
Изложив п. 2 ст. 257 НК РФ в новой редакции, законодатель устранил существовавшую неясность и внес определенность в регулирование данной сферы налоговых правоотношений, и тем самым установил дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
О наличии неясности и отсутствии определенности в регулирование данной сферы налоговых правоотношений свидетельствует издание писем Минфина РФ от 11.09.2018 N 03-03-06/1/64978, от 13.07.2020 N 03-03-06/1/60600, от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206, в которых содержится позиция, основанная на старой редакции п. 2 ст. 257 НК РФ, но содержащая порядок определения первоначальной стоимости в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 257 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ч.4 ст.71 АПК РФ сказано, что каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии с ч.7 ст.71 АПК РФ результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Согласно ч.1 ст.268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Применительно к ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о соответствии действий суда первой инстанции по оценке представленных доказательств положениям ч.2 и ч.4 ст.71 АПК РФ.
Обладая в соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ правом на оценку доказательств, суд первой инстанции по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения налогового органа.
Решение суда соответствует ч.7 ст.71 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд обладает правом на переоценку доказательств, поскольку рассматривает дело повторно.
При этом произвольная, безосновательная переоценка собранных судом первой инстанции доказательств апелляционным судом недопустима.
Суд первой инстанции в оспариваемом решении мотивированно и убедительно отверг доводы налогового органа.
Применительно к действующим процессуальным нормам у апелляционного суда нет оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, переоценить выводы суда.
Оценка имеющихся в деле доказательств апелляционным судом полностью совпадает с оценкой доказательств, сделанной судом первой инстанции.
Вышеизложенным опровергаются доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества.
Апелляционным судом отказано обществу в приобщении дополнительных доказательств.
Согласно ч.2 ст.268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представляя дополнительные доказательства в суд апелляционной инстанции, общество не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Причины непредставления дополнительных доказательств в суд первой инстанции не признаны апелляционным судом уважительными.
Апелляционный суд отказывает налоговому органу в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы, поскольку имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для правильного разрешения спора, наличия специальных знаний не требуется, вопросы, предлагаемые на разрешение эксперта, носят правовой характер и подлежат рассмотрению судом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные налоговым органом апелляционной жалобе доводы не опровергают и не ставят по сомнение представленные обществом доказательства и выводы, сделанные судом первой инстанции.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-227111/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227111/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ТЮМЕНЬ"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N6