г. Пермь |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А60-55633/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей: Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Мостовых С.Н., паспорт, доверенность от 21.12.2023, диплом; Котлецова Т.И., паспорт, доверенность от 21.12.2023, диплом;
от заинтересованного лица: Свиридова Е.В., служебное удостоверение N 512906, доверенность от 09.01.2024, диплом; Алексеев С.Д., служебное удостоверение N 268547, доверенность от 23.12.2022, диплом,
от третьего лица: Алексеев С.Д., служебное удостоверение N 268547, доверенность от 09.01.2024, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 марта 2024 года
по делу N А60-55633/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ника-Петротэк" (ИНН 7734720936, ОГРН 1147746303737)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508),
о признании недействительным требования N 4170 об уплате задолженности по состоянию на 19.07.2023,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ника-Петротэк" (далее - заявитель, ООО "Ника-Петротэк", общество, налогоплательщик) обратилось в суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования N 4170 об уплате задолженности по состоянию на 19.07.2023.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены: признано недействительным требование N 4170 об уплате задолженности по состоянию на 19.07.2023; на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Ника-Петротэк".
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению налогового органа, при подтверждении судом фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, отсутствии нарушений требований, предъявленных к содержанию направленного налоговым органом документа, не утрате возможности взыскания соответствующей налоговой задолженности суд сделал необоснованный вывод о недействительности требования от 19.07.2023 N 4170. Вывод суда о неопределенности расчетов взыскиваемых сумм является формальным, не может свидетельствовать о том, что в требовании от 19.07.2023 N 4170 отражены неверные сведения, связан с ненадлежащей оценкой представленных в качестве доказательств основания возникновения задолженности у общества по налогам, штрафам и пеням - отдельных карточек налоговых обязательств (далее - ОКНО) налогоплательщика, представленных ходатайством от 08.12.2023 N03-05/20494. Предоставленные инспекцией суду ОКНО подтверждают отсутствие переплаты после конвертации налоговых обязательств общества в ЕНС, в том числе на 01.03.2023. Вывод суда о том, что ввиду отсутствия расшифровки налоговых обязательств не прослеживается учет инспекцией имеющейся переплаты заявителя, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Включение в оспариваемое требование задолженности по транспортному налогу являлось правомерным. Судом в нарушении положений действующего законодательства приняты во внимание платежные поручения со статусом "02", предоставленным обществом. Обществом не представлялись суду платежные поручения об уплате штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 10 444 руб., однако суд пришел к необоснованному выводу о незаконности оспариваемого требования и в указанной сумме. Прямой арифметический расчет возникшей задолженности по НДФЛ, включенной в оспариваемое требование со ссылкой на нормы, регулирующие порядок уплаты текущих налогов и авансовых платежей в переходный период 2023 года вопреки выводам суда содержится в материалах дела, оценка доводов и предоставленных инспекцией доказательств в решении судом не дана. Судом на стр. 15 решения приведены размеры пени по НДС и по налогу на прибыль организации, которые, по мнению общества, должны быть включены в требование, при этом, общество в нарушении ст. 75 НК РФ производит расчет пени не от срока уплаты доначисленных по выездной проверке налогов за 2017, 2018 годы, а за период с 30.06.2023 по 19.07.2023, надлежащая оценка соответствующим доводам инспекции не дана.
Согласно представленному письменному отзыву, ООО "Ника-Петротэк" не согласен с доводами апелляционной жалобы, полагает, что оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддерживают в полном объеме, просят апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представители заявителя возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес общества выставлено требование N 4170 об уплате задолженности по состоянию на 19.07.2023 в срок до 22.08.2023.
Решением Управления от 09.10.2023 N 13-06/27929@ жалоба Общества удовлетворена в части начисления пени за период моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022. Управление указало, что спорная сумма пени включена в состав требования N 4170 необоснованно. Требование в указанной части подлежит отмене. Вместе с тем, корректировка включенных в требование сумм пени ввиду вынесения Арбитражным судом Свердловской области определения по делу NА60-44271/2023 о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта в ЕНС невозможна. Корректировка начислений ЕНС в указанной части будет произведена на дату отмены определения суда по делу N А60-44271/2023 о приостановлении исполнения оспариваемого ненормативного акта.
ООО "Ника-Петротэк", полагая, что требование от 19.07.2023 N 4170 об уплате задолженности является незаконным в связи с отсутствием в нем подробных данных об основаниях взимания налогов, расчетного периода, а также ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить указанные налоги, пени, штраф, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие прямого расчета выставленных к оплате сумм задолженности по спорному требованию от 19.07.2023 N 4170, имеется наличие неопределенности в его содержании, которая подлежит истолкованию в пользу ООО "Ника-Петротэк".
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из подпункта 2 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса следует, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ внесены изменения в положения Налогового кодекса РФ, которые ввели институт Единого налогового счета (далее - ЕНС) и Единого налогового платежа (далее - ЕНП). С 1 января 2023 года ЕНС и ЕНП стали обязательными для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. В связи с введением ЕНС и ЕНП правила начисления пеней изменены.
ЕНС - это новая система учета, в рамках которой все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа налоги налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 НК РФ, единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете:
1) в связи с принятием налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога, - в день принятия соответствующего решения;
2) в связи с поступлением от иного лица в результате зачета суммы денежных средств в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса, - в день осуществления налоговым органом такого зачета;
3) в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), осуществленного на основании заявления, представленного в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления, или в день возникновения задолженности. Признание единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, осуществляется последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет;
4) в связи с начислением налоговым органом процентов в соответствии с пунктами 4 и (или) 9 статьи 79 настоящего Кодекса, - со дня их начисления;
5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
Согласно п. 2 ст. 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с п. 3 ст. 11.3 НК РФ, сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ начисление пени производится на суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (ч. 6 ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица в том числе на основе: решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично - со дня вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено подпунктом 10 настоящего пункта (п. 9); решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета, которыми установлено неисполнение обязанности по уплате налога в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности налогоплательщика, либо решений, вынесенных по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, - со дня вступления в силу соответствующего судебного акта (п. 10).
Согласно п. 8, 9 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до 29.05.2023) принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;
3) пени;
4) проценты;
5) штрафы.
При уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика или корректировке сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в случаях, предусмотренных пунктом 1, подпунктами 3, 4, 5, 8 и 11 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется в день учета соответствующего изменения совокупной обязанности на едином налоговом счете либо соответствующей корректировки указанных сумм денежных средств без изменения ранее определенной принадлежности указанных сумм денежных средств.
С 29.05.2023 п. 8, 9 ст. 45 НК РФ изложены в новой редакции: принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
При уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика или корректировке сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, в случаях, предусмотренных пунктом 1, подпунктами 3, 3.1, 4, 5, 8 и 11 пункта 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется в день учета соответствующего изменения совокупной обязанности на едином налоговом счете либо соответствующей корректировки указанных сумм денежных средств без изменения ранее определенной принадлежности указанных сумм денежных средств.
Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определена налоговым органом на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности.
При этом, в соответствии с положениями ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 263-ФЗ) денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности также должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением от 16.02.2023 N 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу доначислены НДС - 193 857 509 руб., налог на прибыль организаций - 211 124 197 руб., транспортный налог в сумме 52 223 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 10 444 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 26.06.2023 N 13- 06/17579@ апелляционная жалоба общества удовлетворена частично, по взаимоотношениям с ООО "Юниторг", ООО "Луцера" в составе расходов по налогу на прибыль организаций и вычетов по НДС учтены затраты, приходящиеся на таможенное оформление и перевозку товара с таможенного склада, кроме того учтена стоимость товара, ввезенного ООО "Луцера" и сопутствующих документально подтвержденных расходов по ГТД.
Соответственно решением от 16.02.2023 N 27 с учетом решения Управления обществу доначислены налоги, штраф в общей сумме в размер 296 896 684,30 руб., в том числе по НДС - 152 494 584,30 руб., по налогу на прибыль организаций - 144 339 433 руб., по транспортному налогу - 52 223 руб., по штрафу за неуплату транспортного налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 10 444 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ решение от 16.02.2023 N 27 вступило в силу 26.06.2023.
По состоянию на 28.06.2023 сумма положительного сальдо по единому налоговому счету общества составляла 40 728 282,41 руб.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента (п.З ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии со ст. 69 НК РФ 19.07.2023 инспекцией сформировано требование N 4170 на сумму отрицательного сальдо ЕНС в размере, существовавшем на момент формирования документа:
- на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц (пункты 10-15 требования) на общую сумму 10 197 060 руб., в том числе на задолженность в размере 1 773 483,00 руб. (ОКТМО 92730000), в размере 6 422 846,00 руб. (ОКТМО 20649101), в размере 97 974,00 руб. (ОКТМО 53720000), в размере 1 710 720,00 руб. (ОКТМО 65701000), в размере 145 909,00 руб. (ОКТМО 71885000), в размере 46 128,00 руб. (ОКТМО 71876000).
- на сумму НДС в размере 110 053 589,89 руб.
- на сумму налога на прибыль организаций в размере 138 733 841,21 руб.
- на сумму транспортного налога в размере 52 223 руб.
- на сумму пени в размере 141 877 356,96 руб.
- на сумму штрафа в размере 10 444 руб. за неуплату транспортного налога.
Принадлежность единого налогового платежа в сумме 40 728 282,41 руб. определена в погашение отрицательного сальдо ЕНС.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц возникла 18.07.2023 в связи с предоставлением расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ) за полугодие 2023 года. Сальдо ЕНС на 18.07.2023 имело отрицательное значение.
Пунктом 8 ст. 45 НК РФ установлена последовательность определения принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности.
Поскольку на дату отражения сумм по решению от 16.02.2023 N 27 (29.06.2023) недоимка по НДФЛ отсутствовала, как и отсутствовала обязанность по перечислению сумм налоговым агентом, принадлежность ЕНП в сумме 40 728 282,41 руб. правомерно определена в погашение отрицательного сальдо ЕНС, сформированного с учетом решения от 16.02.2023 N 27.
Задолженность по НДФЛ, включенная в требование в общей сумме 10 197 060 руб. образована в результате неуплаты данного налога Обществом.
Согласно п. 9 ст. 58 НК РФ в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений), налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, плательщики страховых взносов представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
В соответствии с п.9 ст. 58 НК РФ с 1 января 2023 года уведомление представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующего налога.
Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного НДФЛ:
- за период с 23.03.2023 по 22.04.2023 не позднее 28.04.2023 и представить уведомление не позднее 25.04.2023.
- за период с 23.04.2023 по 22.05.2023 не позднее 29.05.2023 (с учетом п.7 статьи 6.1 Кодекса) и представить уведомление не позднее 25.05.2023.
- за период с 23.05.2023 по 22.06.2023 не позднее 28.06.2023 и предоставить уведомление не позднее 25.06.2023.
ООО "Ника-Петротэк" уведомление об исчисленных суммах НДФЛ по сроку уплаты 28.04.2023 в установленный срок (не позднее 25.04.2023) не представлено.
Уведомления об исчисленных суммах НДФЛ от 25.05.2023 и 26.05.2023 со сроком уплаты налога 28.04.2023 и 29.05.2023, представлены обществом с нарушением сроков и порядка заполнения.
Представленные 18.07.2023 расчеты по форме 6-НДФЛ за полугодие 2023 года содержат сведения об исчисленных и уплаченных налогах, не соответствующих ранее сданным уведомлениям от 25.05.2023, от 26.05.2023 по сумме и срокам уплаты 28.04.2023, 29.05.2023. При этом резервирование сумм НДФЛ производилось на сумму 21 688 424 руб. согласно предоставленных уведомлений.
Отклонение сумм исчисленного налога на основании расчетов по форме 6- НДФЛ за полугодие 2023 года и сумм по представленным уведомлениям составило 10 197 060 рублей (31 885 484-21 688 424).
Таким образом, сумма неуплаченного НДФЛ в размере 10 197 060 руб. включена в требование N 4170, обоснованно, а принадлежность денежных средств, сформировавших положительное сальдо ЕНС по состоянию на 28.06.2023, определена с соблюдением последовательности, установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
Кроме того, положениями НК РФ не предусмотрено последующее перераспределение сумм после определения принадлежности переплаты в счет погашения задолженности.
Денежные средства, уплаченные в размере 52 223 руб., поступили в бюджет 05.04.2023 и участвовали в формировании положительного сальдо по состоянию на 28.06.2023 в соответствии с п. 1 ст. 11.3 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное и положения п.8 ст. 45, п.1 ст. 69 НК РФ, включение в оспариваемое требование сумм задолженности по транспортному налогу и штрафу является законным.
Суммы задолженности, указанные в требовании N 4170 определены по состоянию на 19.07.2023.
Судом также принято во внимание, что решение от 16.02.2023 N 27 сумму пени не содержит.
С учетом вышеназванных фактических обстоятельств указанная в требовании сумма задолженности по налогам и пени не могут соответствовать суммам налогов, установленным в решении от 16.02.2023 N 27.
Кроме того, после приостановления 21.08.2023 действия решения от 16.02.2023 N 27 на основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2023 по делу N А60-44271/2023, данные, отраженные в предоставленных суду детализациях сведения отрицательного сальдо по состоянию на 22.08.2023, объективно не могут соответствовать данным отраженным в требовании от 19.07.2023 N 4170. Также принято во внимание, что в связи с принятыми обеспечительными мерами, невозможно откорректировать начисление пени в связи с действием моратория. Контрарасчета пени с учетом периода наступления обязанности по уплате налогов и сборов, а не с 01.01.2023, как представлено налогоплательщиком, материалы дела не содержит.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) требование об уплате задолженности также должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).
Оспариваемое обществом требование содержит все установленные НК РФ реквизиты: наименование налога, сбора, страховых взносов, сумму недоимки, пени, штрафа в рублях, сведения о сроке исполнения требования, составлено по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@ "Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности"
Выводы суда о том, что ввиду отсутствия расшифровки налоговых обязательств не прослеживается учет инспекцией имеющейся переплаты заявителя, не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Сальдо единого налогового счета (ЕНС) общества сформировано на 01.01.2023 на основании сведений, имеющихся у инспекции по состоянию на 31.12.2022 (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Имеющиеся переплаты по налогам зачтены в погашение имеющейся задолженности по указанному налогу, а при отсутствии задолженности, переданы на единый налоговый счет. Переплаты по пени переданы на единый налоговый счет для распределения в соответствии с п.8 ст. 45 НК РФ.
Так, например, по НДС стартовая переплата по пени в размере 27 974 650,18 руб. передана на ЕНП 01.01.2023. Стартовая задолженность по НДС за 3 кв. 2022 г. в размере 74 814 496 руб. погашена из ЕНП 01.01.2023 денежными средствами в размере 26 318 890,39 руб. Сальдо на дату конвертации отрицательное - в размере 18 495 714,14 руб. Далее погашение задолженности произведено 01.01.2023 и 09.01.2023 в полном объеме, в том числе за счет денежных средств по платежному поручению от 26.12.2022. Образовавшаяся переплата в размере 26 335 655,86 руб. передана на ЕНП 09.01.2023.
Предоставленные инспекцией суду ОКНО письменными пояснениями от 12.02.2024 N 03-05/01880 подтверждают отсутствие переплаты после конвертации налоговых обязательств общества в ЕНС и влияния на налоговые обязательства, отраженные в оспариваемом требовании.
Учитывая изложенное, предоставленные обществом расчеты налоговых обязательств в силу установленного порядка перехода на ЕНС 01.01.2023 являются не обоснованными.
Вывод суда о том, что налоговым органом в материалы дела представлен расчет пени на отрицательное сальдо ЕНС, без подробного расчета, опровергается материалами дела.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В едином программном комплексе обеспечения налоговых органов реализован режим "Карта расчета пени" в соответствии с вышеуказанными нормами, в связи с чем формирование расчета пени на определенную сумму недоимки не предусмотрено. Также не предусмотрено формирование расчета пени по истечении времени по состоянию на определенную дату с учетом только произведенных в указанный период записей, например, на дату формирования оспариваемого требования.
Указанное объясняется тем, что начисление налоговых обязательств производится по срокам уплаты налогов вне зависимости от того, когда произведена запись по начислению или уменьшению налога в ОКНО (т.е. когда предоставлена налоговая декларация /расчет). Указанное приводит к тому, что сформированный размер пени, включенной в оспариваемое требование, в период с 19.07.2023 по 12.02.2024 изменился в связи с произведенными обществом исчислением налогов как к уплате, так и к уменьшению.
Так, например, общество 25.04.2023 предоставило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 3 мес. 2023 г., где по стр. 2 300 и 2 310 исчислило суммы авансов за полугодие 2023 (по срокам уплаты 28.04.2023, 29.05.2023, 28.06.2023) к начислению. Однако в предоставленной 25.07.2023 (после формирования оспариваемого требования) декларации по налогу на прибыль за полугодие 2023 г. суммы авансов исчислены по срокам уплаты 28.04.2023, 29.05.2023, 28.06.2023 к уменьшению. Указанное повлияло на налоговые обязательства общества до 25.07.2023 и после 25.07.2023 и, соответственно, на размер пени отраженный в оспариваемом требовании и на размер пени в предоставленном суду расчете.
Судом первой инстанции отражено, что налоговый орган самостоятельно произвел зачет начисленной недоимки по НДС в счет имеющейся переплаты в размере 42 440 995,11 руб. Остаток задолженности по НДС по требованию составляет 110 053 589,89 руб. Расчет заявителя: 152 494 585 руб. - 42 440 995,11 руб. = 110 053 589,89 руб.
Также налоговый орган произвел зачет начисленной недоимки по налогу на прибыль организаций в счет имеющейся переплаты в размере 5 605 601,79 руб. Остаток задолженности по налогу на прибыль организаций по требованию составляет 138 733 841,21 руб. Расчет заявителя: 144 339 443 руб. - 5 605 601, 79 руб. = 138 733 841,21 руб.
Копии зачетов о погашении недоимки по НДС и по налогу на прибыль в счет имеющейся переплаты на лицевом счете налогоплательщика Заявителю не представлены.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя, непредставление копий зачетов о погашении недоимки по НДС и по налогу на прибыль в счет имеющейся переплаты на лицевом счете налогоплательщика, не являются основанием для признания недействительным требования от 19.07.2023 N 4170, так как детализированную информацию о зачете (распределении) ЕНП можно получить через личный кабинет налогоплательщика или в своей учетной (бухгалтерской) программе. Кроме того, можно запросить у инспекции справку о принадлежности сумм ЕНП (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Вывод суда о неопределенности расчетов взыскиваемых сумм не может свидетельствовать о том, что в требовании от 19.07.2023 N 4170 отражены неверные сведения, связан с ненадлежащей оценкой представленных имеющихся в материалах дела доказательств оснований возникновения задолженности у общества по налогам, штрафам и пеням - отдельный карточек налоговых обязательств налогоплательщика.
Так, в приложении N 3 к ходатайству от 08.12.2023 N 03-05/20494 представлено ОКНО по НДС, где отражено:
- погашение доначисленных сумм по выездной проверке из ЕНП (единый налоговый платеж) по состоянию на 28.06.2023 в общей сумме 40 728 282,41 руб. (17185953+ 17185953+ 6356374.07+2.34).
- погашение доначисленных сумм по выездной проверке из ЕНП (единый налоговый платеж) в период с 29.06.2023 по 17.07.2023 в общем размере 1 712 712 руб. (3510+ 44545+ 99502+ 190394+ 2506+ 5977+ 190396+ 326603+ 326603+ 326604+ 196071+1).
Кроме того, в приложении N 4 к ходатайству от 08.12.2023 N 03-05/20494 представлено ОКНО по налогу на прибыль организаций, где отражены суммы, произведенных обществом уменьшений авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, повлиявшие на размер задолженности включенной в оспариваемое требование.
В п. 3 пояснений инспекции от 12.02.2024 N 03-05/01880 предоставлен прямой арифметический расчет сумм задолженности общества по НДС и налогу на прибыль организаций, включенной в оспариваемое требование, расшифровка погашения задолженности из ЕНП в НДС на общую сумм 42 440 994,41 руб. (40 728 282,41+1 712 712) и расшифровка сумм (уменьшение авансовых платежей) учтенных в уменьшение отрицательного сальдо по налогу на прибыль организаций в общем размере 5 605 591,79 руб.
Наименование |
Сумма налога к доначислению по решению от 16.02.2023 N 27, руб. |
Уменьшено по решению ВНО, руб. |
Сумма налога с учетом решения ВНО, руб. |
Суммы уменьшение/ погашения задолженности, руб. |
Сумма налога, включенная в требование, руб. |
Налог на прибыль организаций за 2017, 2018 г. |
211 124 197 |
66 784 764 |
144 339 433 |
5 605 591.79 |
138 733 841.21 |
Налог на добавленную стоимость за 1-4 кв. 2017,1-3 кв. 2018 |
193 857 509 |
41 362 924.70 |
152 494 584.30 |
42 440 994.41 |
110 053 589.89 |
|
|
|
ИТОГО: |
48 046 586.20 |
|
Согласно предоставленных обществом налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2022 год и 3 месяца 2023 года по соответствующим ОКТМО отражено уменьшение налоговых обязательства (уменьшение авансов) по соответствующим срокам уплаты налога (28.10.2022, 28.11.2022, 28.12.2022, 30.01.2023, 28.02.2023, 28.03.2023) исчислена налога к уплате за полугодие 2023 по срокам уплаты 28.04.2023, 29.05.2023, 28.06.2023. Как следует из анализа предоставленных суду ОКНО по налогу на прибыль организаций (приложение N 4 к ходатайству инспекции от 08.12.2023 N 03-05/20494) образовавшаяся переплата по срокам уплаты за 2022 год и 3 месяца 2023 года, а также задолженность по авансам по сроку уплату 28.06.2023 повлияло как на определение задолженности по налогу для включения в оспариваемое требование, так и на сальдо налога для начисления пени.
Относительно отражения в расчете пени строк по начислению и уменьшению авансов по налогу на прибыль организаций, по передаче переплаты на ЕНП для последующего погашения задолженности по НДС, инспекция указывает, что указанные записи в полной мере отражены в соответствующих ОКНО по вышеуказанным налоговым обязательствам, предоставленных суду (приложения к ходатайству Инспекции от 08.12.2023 N 03-05/20494).
Инспекцией также предоставлены налоговые декларации общества по налогу на прибыль организаций за 2022 год (рег.N 1783601416), за 3 месяца 2023 года (рег.N 1819661110). Расчет налога по обособленным подразделениям Общества (по ОКТМО) производится в приложении N 5 к листу 02 налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении задолженности, отраженной в требовании от 19.07.2023 N 4170, возможность принудительного взыскания соответствующих сумм налоговым органом не утрачена, включение ее в отрицательное сальдо плательщика произведено инспекцией обоснованно и, соответственно, оспариваемое требование об уплате задолженности выставлено инспекцией правомерно, в силу прямого указания на это в статьях 69 - 70 НК РФ.
Учитывая изложенное, соглашаясь с выводами инспекции о правомерности выставления оспариваемого требования, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения заявленных требований. Решение арбитражного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины. Судебные расходы по иску относятся на общество.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2024 года по делу N А60-55633/2023 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ника-Петротэк" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-55633/2023
Истец: ООО "НИКА-ПЕТРОТЭК"
Ответчик: ИФНС РОССИИ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ