г. Киров |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А17-13180/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Бычихиной С.А., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024
по делу N А17-13180/2023
по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (ОГРН: 1113702005251, ИНН: 3702640857)
к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области
(ОГРН: 1023700551710, ИНН: 3728015865)
о признании недействительным и подлежащим отмене представления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (далее - ответчик, УКФ, Управление) о признании недействительным и подлежащим отмене Представления УФК от 21.11.2023 N 33-22-44/3488.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе Департамент приводит доводы о нарушении судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, нарушение бюджетного законодательства в действиях заявителя отсутствует, поскольку мероприятия по поддержанию информационных знаков в надлежащем состоянии не относятся к полномочиям Департамента. Податель жалобы указывает, что информационные знаки не могут находиться на бухгалтерском учете у Департамента, так как они не могут выполнять свои функции отдельно от водного объекта, находящегося в федеральной собственности. Относительно пункта 2 оспариваемого представления Департамент приводит доводы о том, что у него отсутствуют полномочия и обязанности по проверке фактически выполненных работ на объекте.
УФК представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы Департамента.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Волковой С.С. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Бычихину С.А., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в соответствии с приказом от 08.06.2023 N 134 "О назначении плановой выездной проверки в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области" в период с 19.06.2023 по 29.09.2023 в отношении Департамента проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
В результате проведенной проверки установлено, что:
- в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 3 статьи 9, статей 20, 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете (далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 127 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2020 N 157н (далее - Инструкция N 157н), пункта 11.1 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, Департаментом допущено нарушение требований, предъявляемых к применению правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, выразившееся в не отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете факта хозяйственной жизни (результатов операций) объектов основных средств -специальных информационных знаков, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, в общем количестве 379 штук на общую сумму 2 732 127,40 руб., полученных в результате исполнения услуги в соответствии с заключенными государственными контрактами N 17/22и N 38/22. Стоимость специальных информационных знаков в количестве 379 штук на сумму 2 732 127,40 руб. списана на счет 401.00 "Финансовый результат экономического субъекта".
- в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ, пункта 12 Порядка предоставлении субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на реконструкцию защитной дамбы инженерной защиты в г. Юрьевец Ивановской области (корректировка с учетом выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту) (разделение на этапы), являющегося Приложением 4 к подпрограмме "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" государственной программы Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30 октября 2013 г. N 430-п (в редакции от 19.12.2022), условий заключенных соглашений от 17.05.2019 N 24637000-1-2019-002 и от 18.01.2022 N 24637000-1-2022-002 о предоставлении бюджету Юрьевецкого муниципального района субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, Департаментом не обеспечено соблюдение получателем субсидий, имеющих целевое назначение, порядка, установленного при их предоставлении, выразившееся в перечислении субсидии Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на оплату фактически не выполненных работ, принятых и оплаченных по актам формы КС-2 от 19.08.2022 N 135, от 19.08.2022 N 136, от 10.11.2022 N 143 на общую сумму 892 326,87 руб. с НДС, из них за счет федерального бюджета 823 981,40 руб. (оплачены фактически отсутствующие плиты дорожные ПДН (серия 3.503.1 - 91) в количестве 24 шт. на общую сумму 720 327,39 руб., из них за счет средств федерального бюджета 713 124,11 руб.; лестничные марши: ЛМ в количестве 1 шт. и камни бортовые: БР 100.30.15 бетон В30 (М400) в количестве 120 шт. на общую сумму 171 999,48 руб., из них за счет средств федерального бюджета ПО 857,29 руб.), оплата произведена платежными поручениями от 30.08.2022 NN118832, 118834, от 23.11.2022 N 539240.
По данным фактам 21.11.2023 Управлением в адрес Департамента вынесено Представление с требованием:
1.В срок до 15 февраля 2024 года устранить нарушение, указанное в пункте 2 Представления, обеспечив возврат субсидии в сумме 823 981, 40 руб. в федеральный бюджет: направить Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области требование по возврату в областной бюджет средств субсидии, предоставленной на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности; в случае неисполнения требования принять меры по взысканию указанных средств в соответствии с законодательством; в течение 10 дней после поступления средств от Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области перечислить их на соответствующий лицевой счет ГРБС - Федерального агентства водных ресурсов.
2.В срок до 15 февраля 2024 года принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2 Представления.
3.Информацию о результатах исполнения Представления необходимо представить в Управление в срок не позднее 21 февраля 2024 года.
Полагая, что представление от 21.11.2023 не соответствует закону и нарушает права Департамента, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Пунктом 1 статьи 133 БК РФ предусмотрено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 138.3 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации из бюджета другого субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе в целях обеспечения реализации заключенных соглашений о межрегиональном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, порядок заключения которых определяется законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля).
Статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21;
2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила N 629).
Согласно Правилам N 629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на обеспечение перечисленных в статье 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 61 (ред. от 25 апреля 2017 г.), среди которых, в составе полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрено, в том числе: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - федеральный стандарт N 257н), основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Из пунктов 8, 14 федерального стандарта N 257н следует, что материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить; объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета. Информация о таких объектах основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности; объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету с момента признания его согласно пунктам 8-12 настоящего стандарта по первоначальной стоимости.
В соответствии с пунктами 11, 38 Инструкции N 157н, записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета; счет 10100 "Основные средства" предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального N 257н.
Из материалов настоящего дела усматривается, что Департаментом в 2022 году заключены государственные контракты, а именно, государственный контракт N 38/22 от 22.08.2022 (далее - ГК N 38/22) на оказание услуг по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос ручья Бабья, рек Богатка, Годовица, Зобня, Иволга, Ирмес, Лагиш, Лахость, Липная (Кукса), Луйка, Маслуха, Объедовка, Пелжанка, Попиха, Расколиха (Расколина), Страданка (Страдинка), Чернавка, Черная, Чешиха, Ярцевка на территории Ивановской области специальными информационными знаками; государственный контракт от 18.04.2022 N 17/22 (далее - ГК N 17/22) на оказание услуг по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озер Ламское, Святое, рек Богдановка, Вергуза, Востра, Вязьма, Внучка, Грибачка, Исток, Клязьма, Липня, Люлех, Меньшинка, Матня, Нерль, Стверка, Ундер, Шабалиха специальными информационными знаками.
Цель осуществления закупки: изготовление и установка (из материалов исполнителя) специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон.
В Отчетах исполнителя, представленных в Департамент: в результате выполнения работ изготовлено 379 специальных информационных знаков и произведено их закрепление на местности. Департаментом приняты оказанные услуги по акту выполненных работ и списаны на фактические расходы.
Контракты заключены за счет средств субвенций в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области водных отношений в 2022 году.
Надзорный орган пришел к выводу, что в результате исполнения контрактов получены объекты - специальные информационные знаки, которые согласно пунктам 7, 8 федерального стандарта N 257н, соответствуют критериям признания объекта в составе основных средств: имеют срок полезного использования более 12 месяцев; выполняют определенные самостоятельные функции; используются в хозяйственной деятельности организации неоднократно или постоянно (например, при расширении природоохранной зоны знак может быть демонтирован и установлен в другом месте); первоначальная стоимость объекта надежно оценена. В связи с чем Управление пришло к выводу, что специальные информационные знаки следовало принять на учет в состав основных средств по стоимости 10 016,15 руб., сформированной из расходов, связанных с их изготовлением и установкой.
В рассматриваемом случае Департаментом применена подстатья КОСГУ 226, которая применяется в случае заключения отдельного договора на изготовление из материалов заказчика либо отдельного договора на установку, при этом расходы не связаны с формированием стоимости основных средств (т.е. планируются к учету как материальные запасы). Управление указало, что если в рамках одного договора осуществляется изготовление и установка объектов основных средств, то расходы отражаются по подстатье 310 КОСГУ (пункты 11, 11.1 приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н).
Доводы подателя жалобы, что мероприятия по поддержанию информационных знаков в надлежащем состоянии не относятся к полномочиям Департамента, рассмотрены и подлежат отклонению.
В соответствии с пунктами 3, 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что размещение специальных информационных знаков, и поддержание их в надлежащем состоянии должно осуществляться Департаментом в рамках исполнения переданных полномочий за счет субвенции из федерального бюджета с принятием их к бухгалтерскому учету.
Перечисление средств субсидии из областного бюджета в муниципальное образование регламентировано Порядком предоставления субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на реконструкцию защитной дамбы инженерной защиты в г. Юрьевец Ивановской области (корректировка с учетом выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту) (разделение на этапы), являющимся приложением N 4 к подпрограмме "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (приложение N 4 к государственной программе Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 430-п (в ред. от 29.12.2022) (далее - Порядок N 430-п).
В соответствии с пунктами 4,10,11,12 Порядка N 430-п (в ред., действующих на дату перечисления средств): Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий; субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту на цели, указанные в пункте 1 Порядка; средства субсидии предоставляются в местный бюджет в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств, и перечисление осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством. Перечисление Субсидий осуществляется в сумме, соответствующей объему выполненных работ (сумме аванса).
Пунктами 19, 20, 21 Приложения N 4 к Порядке N 430-п предусмотрено, что оценка эффективности использования Субсидии осуществляется Департаментом на основании сравнения планируемых и достигнутых значений результатов использования Субсидии с учетом соблюдения сроков выполнения муниципальными образованиями обязательств, предусмотренных Соглашением, а именно "Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления". Обеспечение результативности, целевого характера использования Субсидии и достоверности предоставляемой информации осуществляется органами местного самоуправления Юрьевецкого района. Контроль за соблюдением Юрьевецким районом целей, условий и порядка предоставления Субсидии осуществляется Департаментом и органами государственного финансового контроля Ивановской области.
Между Департаментом и Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету Юрьевецкого муниципального района на реконструкцию дамбы: от 17.05.2019 N 24637000-1-2019-002; от 18.01.2022 N 24637000-1-2022-002; от 29.04.2022 N 1/2022 (субсидия за счет средств областного бюджета).
В соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.3 соглашений N 24637000-1-2019-002 и N 24637000-1-2022-002 Департамент обязуется осуществлять контроль за соблюдением Администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, и осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета Юрьевецкого муниципального района, на возмещение которых предоставляется субсидия.
Согласно пункту 4.2.1 соглашений N 24637000-1-2019-002 и N 24637000-1-2022-002 Департамент вправе запрашивать у Администрации документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию.
В отношении получателя средств субсидий - Администрации Юрьевецкого муниципального района в ходе проверки в Департаменте проведена проверка по аналогичной теме (акт от 29.09.2023).
Проведенной проверкой установлены неправомерное расходование средств субсидии, предоставленной из областного бюджета, выразившееся в приемке по актам формы КС-2 от 19.08.2022 N 135, от 19.08.2022 N 136, от 10.11.2022 N 143 и оплате фактически невыполненных объемов работ на общую сумму 892 326,87 руб. с НДС, из них за счет федерального бюджета 823 981,40 руб., а именно: отсутствуют плиты дорожные ПДН (серия 3.503.1 - 91) в количестве 24 шт. на общую сумму 720 327,39 руб. из них за счет средств федерального бюджета 713 124,11 руб.; отсутствуют лестничные марши: ЛМ в количестве 1 шт. и камни бортовые: БР 100.30.15 бетон В30 (М400) в количестве 120 шт. на общую сумму 171 999,48 руб., из них за счет средств федерального бюджета 110 857,29 руб.).
Оплата произведена платежными поручениями от 30.08.2022 N N 118832, 118834, от 23.11.2022 N 539240.
По данному факту Управлением в адрес Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области вынесено Представление N 33-22-44/3058 от 18.10.2023 с требованием в срок до 31 января 2024 года устранить нарушение, обеспечив возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 823981,40 руб. Представление исполнено, средства перечислены Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на лицевой счет Департамента. Департамент платежным поручением N 800521 от 30.01.2024 перечислил во исполнение оспариваемого пункта Представления в Федеральное агентство водных ресурсов денежные средства в сумме 829863,97 руб.
Таким образом, УФК было установлено, что в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ, пункта 12 Порядка N 430-п, условий заключенных соглашений N 24637000-1-2019-002 и N 24637000-1-2022-002, Департаментом, как главным распорядителем средств, не обеспечен надлежащий контроль соблюдения получателем субсидии порядка её предоставления, в результате чего допущена оплата фактически не выполненных работ.
Данные выводы подтверждены материалами дела.
Доводы подателя жалобы о том, что у Департамента отсутствуют полномочия и обязанности по проверке фактически выполненных работ на объекте, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании приведенных выше норм.
Учитывая, что представление ответчика соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 по делу N А17-13180/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с Департамента не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 по делу N А17-13180/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-13180/2023
Истец: Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ивановской области