20 июня 2024 г. |
Дело N А84-11386/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Плотникова И.В., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Букшановой М.М.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Куку Арслан Тимурович, представитель по доверенности от 13.03.2024 N 20, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" - Кузовкова Оксана Анатольевна, представитель по доверенности от 08.08.2023 б/н, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Правительства Севастополя:
- Луцива Игорь Николаевич, представитель по доверенности от 18.07.2023 N 6796/01-01-02.1-21/02/23, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
- Зайцева Юлия Игоревна, представитель по доверенности от 03.08.2023 N 7431/01-01-02.1-21/02/23, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство"
на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.03.2024 по делу N А84-11386/2023,
принятое по результатам рассмотрения искового заявления Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя
к Обществу с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство",
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя,
об устранении препятствий в пользовании лесным участком,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" (далее - ответчик, ООО "Орлиновское охотничье хозяйство") с требованиями (с учетом уточнений от 12.12.2023) об обязании ответчика устранить препятствия в пользовании истцом земельным участком с кадастровым номером 91:01:000000:37 и землями города путем демонтажа некапитальных сооружений - 4 охотничьих вышек.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.03.2024 иск удовлетворен полностью. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" в течении тридцати календарных дней со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить препятствия в пользовании Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя земельным участком с кадастровым номером 91:01:000000:37 и землями города путем демонтажа некапитальных сооружений - 4 охотничьих вышек, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37. Также взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" в доход федерального бюджета 6 000 рублей госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А84-4023/2016 и NА84-3488/2020 установлено, что решение Севастопольского городского совета от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" в пользование охотничих угодий, на 25 лет и заключенный на основании данного решения типовой договор от 30.12.2008, являются действующими на территории города Севастополя, однако судом не дана оценка данным обстоятельствам. Кроме того, указывает, что такой вид объекта охотничьей инфраструктуры как охотничья вышка - отсутствует. На балансе общества числятся биотехнические вышки, при этом, доказательств того, что именно данные вышки относятся к объектам охотничьей инфраструктуры, как доказательств использования их в охотничьих целях не представлено.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
Судебное заседание откладывалось на основании положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268 - 271 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением X сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" в пользование охотничьих угодий, расположенных на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории" Обществу предоставлены в пользование на 25 лет охотничьи угодья общей площадью 12 770,5 га.
На основании указанного решения между ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" и ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" (ГП "СОЛОХ") были заключены договоры: договор об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008, типовой договор про условия ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008, в которых закреплены конкретные права и обязанности сторон договоров в рамках осуществления обществом деятельности охотничьего хозяйства.
Согласно пункта 1.1 договора от 24.10.2008 об организации взаимоотношений, данный договор регулирует взаимоотношения между ГП "СОЛОХ", как пользователем земельного участка площадью 10 368 га, и Обществом, как пользователем охотничьих угодий площадью 10 368 га, расположенных на данном земельном участке, предоставленных ему для ведения охотничьего хозяйства решением Севастопольского городского Совета N 4028 от 08.04.2008.
В соответствии с пунктами 2.1-2.1.3 Договора об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий, Общество в границах, предоставленных в пользование охотничьих угодий, расположенных на землях ГП "СОЛОХ" имеет право, в частности организовывать охоту для охотников, охотничий туризм, отлов, разведение и продажу диких животных, пользоваться охотничьими угодьями и государственным охотничьим фондом, в установленном законодательством Украины порядке.
Пунктами 2.2-2.2.3, 2.2.8 указанного Договора предусмотрено, что Общество в границах, представленных в пользование охотничьих угодий обязуется вести охотничье хозяйство в соответствии с действующим законодательством Украины, использовать охотничьи угодья по назначению, в соответствии с условиями предоставления в пользование, и условиями настоящего Договора, не допускать ухудшения экологического состояния окружающей природной среды, соблюдать режим охраны животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, включенных в перечни видов животных и растений, подлежащих особой охране на территории АР Крым и г. Севастополя, незамедлительно принимать меры к устранению отрицательного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Положением о ландшафтном заказнике общегосударственного значения "Мыс Айя", согласованным с директором ГП "Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства" 22.06.1998, начальником Госуправления экобезопасности в г. Севастополе 09.06.1998, Начальником Главного управления национальных природных парков и заповедного дела Минэкобезопасности Украины 11.06.1998 и утвержденным заместителем Министра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины 15.09.1998, ландшафтный заказник общегосударственного значения "Мыс Айя" расположен на землях Балаклавского района Севастопольского горсовета в рамках гослесфонда Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства, общая площадь заказника - 1 340 га, в том числе 208 га прилегающие к акватории Черного моря шириной 300,0 метров, 1132 га, земель гослесфонда, находящихся в пользовании Севастопольского ГЛОХ (кварталы 54,67,77,82,83 Чернореченского лесничества общей площадью 833,0 га квартал 9 и урочище "Батилиман" Орлиновского лесничества общей площадью 299,0 га).
Указанная территория из землепользования Севастопольского ГЛОХ, которое осуществляет на ней свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, другими действующими законодательными актами Украины, не изымается. На территории заказника запрещаются все виды охоты, промышленное и любительское рыболовство, добыча прочих объектов морского промысла в пределах акватории заказника, пребывание на территории заказника со всеми видами огнестрельного оружия, орудиями лова и добычи животных, рыбы, других объектов морского промысла.
В соответствии с охранным обязательством N 1 от 05.02.1998 года Госуправление Минэкобезопасности в г. Севастополе передал под охрану землепользователю - Севастопольскому государственному лесоохотничьему хозяйству, заповедный объект Ландшафтный заказник "Мыс Айя" площадью 1 340 га общегосударственного значения.
По условиям Типового договора от 30.12.2008, ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" переданы сроком на 25 лет охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства общей площадью 12 770,5 га и предоставлены в пользование виды охотничьих животных, в том числе - олень благородный, косуля, кабан и муфлон и др.
Этим же Договором на Общество возложена обязанность вести охотничье хозяйство на закрепленных за ним охотничьих угодьях с соблюдением требований Закона Украины "О животном мире", Закона Украины "Об охотничьем хозяйстве и охоте", других нормативно-правовых актов в области охраны и использования животного мира, ведения охотничьего хозяйства.
В Типовом договоре от 30.12.2008 сторонами дополнительно установлены следующие условия ведения охотничьего хозяйства: использование охотничьи угодья в соответствии с условиями их предоставления в пользование и по их назначению; ведение учета численности охотничьих животных и подача этой информации органам, осуществляющим государственный учет охотничьих животных; обустройство кормушек для кормления зверей в количестве не менее 30-50 штук; засев полей для прикормки (зимней) диких зверей не менее 10 га с учетом нормативных требований; возведение вольера для завоза дикого кабана.
Также, в типовом договоре об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 в разделе обязанностей государственного предприятия абз. б) содержатся обязанности полномочного органа оказывать содействия в выделении земельных участков для строительства в охотничьих угодьях построек и сооружений, связанных с ведением охотничьего хозяйства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018 по делу N А84-3960/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.20019 иск Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворён: признаны недействительными охотхозяйственное соглашение от 16.06.2017 N 2 и дополнительные соглашения к нему от 08.09.2017 N 1, от 05.10.2017 N 2, от 13.04.2018 N 3, а также договоры аренды лесных участков от 08.09.2017 N 12/17, от 05.10.2017 N 13/17, 14/17, 15/17, 16/17, 17/17, 18/17, 19/17, 20/17, 21/17, заключенные между Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя и Обществом с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство", применены последствия недействительности сделок - Общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" обязано возвратить Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя лесные участки с кадастровыми номерами 91:01:000000:22, 91:01:000000:31, 91:01:000000:37, 91:01:000000:48, 91:01:054001:5, 91:01:054001:6, 91:01:054001:7, 91:01:054001:8, 91:01:058001:421, 91:01:058001:489, расположенные в Балаклавском районе города Севастополя, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Полагая, что в отсутствие охотхозяйственного соглашения ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" остается законным пользователем охотничьих угодий, согласно правоустанавливающим документам, выданным полномочными органами Украины, с правом ведения охотхозяйственной деятельности, правом использования объектов животного мира в пределах выделенных охотничьих угодий на территории города Севастополя, учитывая постановление Правительства Севастополя от 29.07.2014 N 166, в приложении N2 которого утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", постановление Правительства Севастополя от 29.07.2014 N 167, которым были утверждены для ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" нормы допустимой добычи кабана на территории охотничьих угодий города Севастополя в сезон охоты 2014-2015, постановление Правительства Севастополя от 21.08.2015 N797-ПП "Об осуществлении охоты на территории полевых охотничьих угодий", которым пользователям охотничьих угодий города Севастополя, в том числе ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", разрешено осуществлять любительскую и спортивную охоту на территории ранее закрепленных полевых угодий, Указ Губернатора города Севастополя 11.03.2016 N 14-УГ, которым утверждены лимиты охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2015 по 01 августа 2016 на территории охотничьих угодий ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", Приказа управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 29.01.2016 г. N 11 "О регулировании численности охотничьих животных" которым пользователям охотничьих угодий, в том числе ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", поручено осуществить мероприятия по регулированию численности кабана на территории закрепленных охотничьих угодий города Севастополь, Указ губернатора города Севастополя от 24.10.2016 N 77-УГ, которым утверждены лимиты охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2016 по 01 августа 2017 на территории охотничьих угодий ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" обратилось в суд с иском о признании за ним права на добычу и использование охотничьих ресурсов; права на обеспечение производственного охотничьего контроля; права на установление для Общества квот и лимитов добычи охотничьих ресурсов и среды их обитания; права на получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов; права на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; права на создание охотничьей инфраструктуры, на территории охотничьих угодий, переданных в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 по делу N А84-3488/2020, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021, а также постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.20019 в удовлетворении иска отказано.
Ссылаясь на отсутствие каких-либо правовых оснований для пользования соответствующими земельными участками, истец просит суд обязать ответчика демонтировать ранее созданную инфраструктуру - охотничьи вышки.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 566-1111, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор) является исполнительным органом города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах охраны окружающей среды, обращения с отходами, водных отношений, недропользования, охраны атмосферного воздуха, экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя, контроля и государственного надзора, лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории города Севастополя, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области водных отношений, лесных отношений, входящим в систему исполнительных органов города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя в рамках возложенных на него полномочий в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя", осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на лесных участках, а также федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории города федерального значения Севастополя, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со ст. 81 - 84 Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - аренду, безвозмездное пользование.
Согласно статьям 7, 67 (части 1), 68, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Местоположение, границы и площади лесных участков определяются на основании материалов лесоустройств по лесным кварталам и (или) лесотаксационными выделами, их границам и площади. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройств (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
В силу статей 71 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса.
По смыслу статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, исходя из норм Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статей 9, 26, 71, частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ, статьей 22, частью 1 статьи 25 ЗК РФ основанием для использования лесного участка являются договор аренды, проект освоения лесов и лесная декларация.
Согласно сведениям, представленным Севприроднадзором, в ходе проведенного в 2023 году мониторинга лесных участков специалистами ГБУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий и лесного хозяйства города Севастополя" и ГКУ "Севастопольское лесничество" на территории Севастопольского участкового лесничества кадастровый номер 91:01:000000:37 выявлены охотничьи вышки.
В материалы дела представлен Акт 48/05/2023 обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, составленный 14.11.2023 Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя, согласно которому осуществлен осмотр территории бывшего охотпользователя ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", расположенного в границах Орлиновского участкового лесничества, на территории рекреационной зоны государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский".
В ходе осмотра установлено нахождение шести стрелковых вышек.
Конструкция вышек отражена в фото-таблице и прилагается к указанному акту.
Согласно представленному отчету ООО "Реал" об оказании услуг по определению координат характерных точек границ участка, на котором выявлены нарушения экологического законодательства, исследуемые объекты N 3, N 4 (площадь - 10 кв.м) расположены на земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:37; объекты N 1, N 2 (площадь - 10 кв.м) расположены на землях города.
Все исследуемые объекты (общей площадью 20 кв.м) расположены в границах рекреационной зоны государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский".
В соответствии с п.п.16 п.20 Положение о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский", утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 408-ПП, запрещено пользование природными ресурсами, приводящие к нарушению природных процессов и явлений или создающие угрозу вредного влияния на охраняемые природные комплексы и объекты.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом. При этом, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
К препятствиям в осуществлении собственником владения земельным участком относится, в том числе, возведение на этом участке без согласия собственника строений или сооружений.
Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (статьи 222, 304 ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих наличие законных оснований размещения охотничьих вышек, как и доказательств возведения их силами третьих лиц на спорном земельном участке, а также осуществления демонтажа данных конструкций, ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела, не предоставлено.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно пункту 2 и пункту 15 статьи 1 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на переданных в пользование охотничьих угодьях, осуществляется деятельность в сфере охотничьего хозяйства. Под охотничьим хозяйством понимается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Вместе с тем, Указом Губернатора города Севастополя от 27.04.2021 N 43-УГ признаны утратившими силу указы Губернатора города Севастополя:
от 23.07.2018 N 44-УГ "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории города Севастополя, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, и признании утратившими силу указов Губернатора города Севастополя от 24.08.2015 N 79-УГ, от 23.10.2015 N 104-УГ";
от 14.03.2019 N 29-УГ "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории города Севастополя".
Постановлением Правительства Севастополя от 02.06.2021 N 249-ПП признано утратившими силу постановление Правительства Севастополя от 21.08.2015 N 797-ПП "Об осуществлении охоты на территории полевых охотничьих угодий".
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15.10.2020 N 2372-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" отмечено, что согласованным регулированием, осуществляемым положениями земельного законодательства, лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, не предусматривается осуществление на землях населенных пунктов, а также на особо охраняемых природных территориях видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п.5.3.).
Ввиду указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отсутствии правовых оснований пользования ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" лесным участком с кадастровым номером 91:01:000000:37, в связи с чем, размещение на них своего имущества является незаконным, а следовательно, расположенные на земельных участках 4 охотничьих вышки подлежат демонтажу.
Довод апеллянта о том, что судебными актами по делам N А84-4023/2016 и NА84-3488/2020 установлено, что решение Севастопольского городского совета от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" в пользование охотничьих угодий, на 25 лет и заключенный на основании данного решения типовой договор от 30.12.2008, являются действующими на территории города Севастополя не состоятелен ввиду следующего.
Судом кассационной инстанции в постановлении от 22.06.2021 по делу А84-3488/2020 указано на то, что Типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 не предоставляет право обществу осуществлять охотхозяйственную деятельность на законных основаниях и в том объеме, который предусмотрен Законом N 209-ФЗ, поскольку законодательством Российской Федерации об охоте предусмотрены иные правила в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а доводы общества о наличии у него законного права на ведение охотничьего хозяйства, оформленного в соответствии с законодательством Украины, со ссылкой на положения статьи 12 Закона N 6-ФКЗ, являются ошибочными.
Довод Общества о том, что такой вид объекта охотничьей инфраструктуры как охотничья вышка - отсутствует, а также то, что на балансе общества числятся биотехнические вышки, при этом, доказательств того, что именно данные вышки относятся к объектам охотничьей инфраструктуры и используются обществом в охотничьих целях не представлено, подлежит отклонению, поскольку в письме от 18.05.2023 за исх. N 18-05 (л.д. 20) апеллянт подтвердил принадлежность ему спорных охотничьих вышек и их установку на основании решения Севастопольского городского совета от 08.04.2008 и типового договора от 30.12.2008.
Вопреки позиции апеллянта, оснований полагать судебный акт незаконным, необоснованным и подлежащим отмене судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.03.2024 по делу N А84-11386/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Плотников |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11386/2023
Истец: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Ответчик: ООО Орлиновское охотничье хозяйство
Третье лицо: ДИЗО, Правительство Севастополя