г. Вологда |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А05-9664/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2024 года по делу N А05-9664/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Архангельские городские тепловые сети" (ОГРН 1212900008001, ИНН 2901308154; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Свободы, дом 23, помещения 15, 16; далее - Общество) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) о взыскании 32 258 312,47 руб. убытков в виде межтарифной разницы за период с 01.06.2022 по 31.12.2022.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Агентство), Администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - Администрация ГО "Город Архангельск").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.02.2024 иск удовлетворён.
Министерство с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору аренды имущества от 27.06.2022 N АГТС/04 Обществу передано в аренду движимое и недвижимое имущество согласно перечню, указанному в приложениях N 1 и 2 к договору, в целях осуществления деятельности по эксплуатации объектов теплоснабжения (земельные участки, наружные тепловые сети, теплотрассы, здания тепловых пунктов, оборудование в зданиях тепловых пунктов).
Согласно пункту 6.1 данного договора он вступил в силу с 01.06.2022.
Имущество передано Обществу по актам приёма-передачи от 01.06.2022.
Общество, получив в аренду указанные объекты теплоснабжения, с 01.06.2022 приступило к поставке горячего водоснабжения (далее - ГВС) потребителям на территории Исакогорского территориального округа городского округа "Город Архангельск" с использованием закрытых систем ГВС от котельной, расположенной по адресу: Лахтинское шоссе, дом 20, строение 1, и от центральных тепловых пунктов по адресам: ул. Магистральная д. 40 стр. 1; ул.Магистральная д. 42 стр. 1; ул. Клепача д. 11 стр. 1.
Постановлением Агентства от 28.02.2023 N 11-в/1 на период с 28.02.2023 по 31.12.2023 установлены следующие тарифы на горячую воду (ГВС), отпускаемую Обществом потребителям, расположенным на территории Исакогорского территориального округа городского округа "Город Архангельск", с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (от указанных выше котельной центральных тепловых пунктов):
|
Двухкомпонентный тариф |
|
компонент на холодную воду, руб./куб. м |
компонент на тепловую энергию, руб./Гкал |
|
1. Население |
47,20 |
2147,00 |
2. Потребители, приравненные к населению |
47,20 |
2147,00 |
3. Прочие потребители |
311,75 |
16 444,56 |
Согласно примечанию к приложению N 2 к данному постановлению Агентства Общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость; тарифы на холодную воду, используемые при определении компонента на холодную воду, установлены постановлением Агентства от 20.12.2018 N 78-в/15 (в редакции постановления Агентства от 17.11.2022 N 89-в/10).
В 2022 году предоставление субсидий на теплоэнергию и питьевую воду осуществлялось в соответствии со следующими Порядками, утверждёнными постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп:
- Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения;
- Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению;
В 2023 году действовал Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе, питьевую воду и (или) услуги водоотведения для населения и потребителей, приравненных к населению, утверждённый постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп.
Общество и Министерство заключили договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе, питьевую воду и (или) услуги водоотведения для населения и потребителей, приравненных к населению, от 15.03.2023 N 78-В (далее - Договор N 78-В).
Согласно пункту 7.2 данного договора он вступил в силу с даты его подписания и распространяет своё действие на отношения, возникшие с 28.02.2023 по 31.12.2023.
Согласно статье 6.1.1 договора N 78-В, пункту 19 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на горячую воду в закрытой системе, питьевую воду и (или) услуги водоотведения для населения и потребителей, приравненных к населению, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп, на основании заявления Общества от 10.05.2023 N АГТС-427/1 Министерство выплатило Обществу субсидии за период, предшествовавший установлению тарифов, а именно с 01.01.2023 по 27.02.2023, с использованием тарифов, установленных названным выше постановлением Агентства от 28.02.2023 N 11-в/1.
Общество обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что оно в период с 01.06.2022 по 31.12.2022 поставляло горячую воду (ГВС) населению и потребителям, приравненным к населению, на территории Исакогорского территориального округа городского округа "Город Архангельск", и что при расчётах с этими потребителями использовались льготные тарифы, поэтому оно (Общество) понесло убытки в размере 32 839 741,05 руб.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 210, 309, 15, 1064, 1069, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования N 406), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы тарифов от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 416-ФЗ принципом государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение является необходимость достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих ГВС, и их абонентов.
Согласно части 26 статьи 32 Закона N 416-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации лицам, имеющим право на льготы. Также устанавливаются основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих ГВС, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате горячей воды, подаваемой с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, питьевой воды и услуг по водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон N 168-10-ОЗ) установлено:
- льготы по оплате горячей воды, подаваемой с использованием закрытой системы ГВС, питьевой воды и услуг по водоотведению - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям потребителей по сравнению с другими категориями потребителей, выражающиеся в предоставлении горячей воды, питьевой воды и услуг по водоотведению по льготным тарифам;
- льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения - это тарифы на горячую воду (ГВС), подаваемую с использованием закрытой системы ГВС, на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня тарифов для прочих потребителей.
Согласно статье 4 Закона N 168-10-ОЗ право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
Согласно статье 5 Закона N 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов.
Согласно подпунктам 3 и 4 статьи 6 Закона N 168-10-ОЗ компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих ГВС, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляется со дня начала периода предоставления услуг по ГВС, холодному водоснабжению и (или) водоотведению лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.
В случае, если на день начала периода предоставления услуг по ГВС, холодному водоснабжению и (или) водоотведению уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) не принято постановление, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих ГВС, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляется не более чем за 60 календарных дней до дня введения в действие тарифов, установленных постановлением, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.
В рассматриваемом случае Общество в спорный период с использованием закрытых систем ГВС осуществляло поставку горячей воды населению и потребителям, приравненным к населению, на территории Исакогорского территориального округа городского округа "Город Архангельск".
Сторонами произведена совместная сверка объёмов поставленного Обществом ресурса.
Так, Министерство на основании проверки первичных учётных документов выявило ряд расхождений в связи с неверным применением норматива потребления горячей воды для обслуживаемых домов (31,198 Гкал в части компонента на тепловую энергию и 469,360 куб.м. в части компонента на холодную воду), а также в связи с излишним предъявлением объёма коммунального ресурса на общедомовые нужды (ОДН), рассчитанного исходя из площадей общего имущества, не соответствующих площадям, указанным в договорах с управляющими организациями (0,246 Гкал в части компонента на тепловую энергию и 3,978 куб.м. в части компонента на холодную воду). С этим выявленным Министерством завышением объёма коммунальных ресурсов при расчёте суммы убытков Общество согласилось и уменьшило свои исковые требования до суммы 32 258 312,47 руб.
Как указал в обжалуемом решении суд первой инстанции и не опроверг податель апелляционной жалобы, после уточнения истцом (Обществом) исковых требований Министерство не заявило о наличии разногласий по размеру убытков.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2024 N А44-3951/2020, от 17.04.2024 по делу N 44-4397/2020.
Таким образом, в спорный период (с 01.06.2022 по 31.12.2022) объём горячей воды в части компонента на холодную воду составил 21 583,093 куб.м, в части компонента на тепловую энергию - 1 830,141 Гкал.
При установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Таким образом, они зависят от категории лиц, получающих тот или иной набор услуг (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение, обращение с ТКО, приобретение твёрдого топлива). Соответственно в своих расчётах по определению недополученных расходов, возникающих в результате государственного регулирования, Общество обоснованно использовало льготные тарифы.
Согласно пункту 109 Методических указаний устанавливается однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения. Двухкомпонентный тариф состоит из компонента на холодную воду и компонента на теплоэнергию.
В отношении Общества выбран двухкомпонентный тариф, состоящий из холодной воды (поставщиком которой является МУП "Водоочистка") и теплоэнергии (поставщиком которой является ООО "АТГК").
Тариф на теплоэнергию, отпускаемую ООО "АТГК", был установлен постановлением Агентства от 29.09.2022 N 71-т/3 и вступил в силу с 30.09.2022. Таким образом, до 30.09.2022 тариф на теплоэнергию у ООО "АТГК" отсутствовал, поэтому ранее этой даты установления тарифа на теплоэнергию (30.09.2022) Общество не могло произвести расчёт стоимости тарифа на горячую воду и обратиться с соответствующим заявлением об установлении тарифа в Агентство.
Так, пунктом 17 Правил регулирования определён перечень документов, прилагаемых регулируемой организацией к заявлению об установлении тарифов и необходимых для открытия тарифного дела. Обязательными к предоставлению с заявлением об установлении тарифов являются копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Обществом с ресурсоснабжающими организациями были заключены следующие договоры:
- с ООО "АТГК" - договор на поставку теплоэнергии от 09.01.2023 N АГТС-Р-1/2023;
- с МУП "Водоочистка" - единый договор на поставку холодной воды от 20.01.2023 N 3-12.42/В.
При этом для заключения договора с МУП "Водоочистка" Общество в составе заявки должно было приложить баланс водоснабжения. Однако на момент получения бесхозяйного имущества (по названному выше договору аренды) Общество не обладало сведениями о водопотреблении на полученных участках.
Учитывая обязательность непрерывного обеспечения Обществом жителей города услугой по ГВС и одновременное отсутствие у Администрации ГО "Город Архангельск" запрошенных Обществом документов на переданное имущество (технические паспорта, технические планы), необходимых для обращения Общества в Агентство с заявлением об установлении тарифов для Общества, на совещании в Администрации ГО "Город Архангельск" 06.10.2022 было принято решение о проведении в срок до 31.10.2022 обследования переданных на обслуживание Обществу бесхозяйных объектов с составлением соответствующих актов (протокол совещания от 06.10.2022).
Такое обследование было проведено и по его результатам Обществом были составлены акты дефектации от 31.10.2022, которые Общество направило в адрес Администрации ГО "Город Архангельск" письмом от 01.11.2022 N АГТС-548-1/1. Однако, при рассмотрении представленных актов Администрацией были выявлены замечания (отсутствие представителей Департамента городского хозяйства Администрации при осмотре), в связи с чем Администрация сообщила Обществу о необходимости проведения совместного обследования (письмо от 21.11.2022 N 16-25/1444).
Общество направило в адрес Администрации ГО "Город Архангельск" акты обследования письмом от 27.12.2022 N АГТС779-1/1. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции изготовление технической документации на бесхозяйные сети не закончено.
Министерство в апелляционной жалобе ссылается на то, что тарифы для Общества установлены в феврале 2023 года, а договор аренды имущества, необходимого для поставки ГВС потребителям, заключён с Обществом в июне 2022 года. Поэтому Министерство полагает, что нет доказательств своевременного обращения Общества в Агентство для установления ему тарифов или наличия уважительных причин, препятствовавших такому своевременному обращению. При этом Министерство ссылается на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2023 по делу N А05-14306/2022.
Данные доводы являются необоснованными.
В рассматриваемом случае у истца (Общества) имелись объективные причины, препятствующие его обращению в Агентство с заявлением об установлении тарифа сразу после заключения названного выше договора аренды имущества от 27.06.2022. Это обращение Общества об установлении тарифов было представлено в Агентство 13.01.2023, то есть в кратчайший срок после того, как были устранены данные объективные препятствия для такого обращения и был собран комплект документов, подлежащих приложению к заявлению об установлении тарифа.
Так, Общество после заключения с ним названного выше договора аренды бесхозяйного имущества от 27.06.2022 N АГТС/04 совершило следующие действия (более подробно они раскрыты выше):
- 01.06.2022 - фактическое принятие имущества;
- 27.06.2022 - подписание договора аренды имущества N АГТС/04;
- 15.07.2022 - Общество направляет в Департамент городского хозяйства письмо с просьбой представить технические паспорта в отношении данного имущества;
- 05.08.2022 - письмо Департамента городского хозяйства об отсутствии технических паспортов;
- 15.08.2022 - Общество направляет в Департамент городского хозяйства письмо с просьбой представить сведения о технических характеристиках и параметров бесхозяйного имущества (информация, необходимая для установления тарифа);
- 05.09.2022 - письмо Департамента городского хозяйства об отсутствии таких сведений;
- 16.09.2022 - Общество направляет в Администрацию ГО "Город Архангельск" письмо о необходимости проведения совещания по сложившейся ситуации принятия Обществом бесхозяйного имущества в аренду и отсутствия у Общества тарифов;
- 06.10.2022 - проведено совещание в Администрации ГО "Город Архангельск", которым установлена необходимость проведения обследования рассматриваемого имущества до конца октября;
- 31.10.2022 - проведение обследования рассматриваемого имущества и составление Обществом актов дефектации в отношении этого имущества;
- 01.11.2022 года - направление Обществом этих актов в Администрацию ГО "Город Архангельск";
- 20.11.2022 года - письмо Администрации ГО "Город Архангельск" о необходимости совместного обследования имущества;
- 10.12.2022 - проведение совместного обследования имущества и составление совместного акта;
- 27.12.2022 - письмо Общества о направлении в Департамент городского хозяйства скорректированных актов в рамках определения расходов на содержание и ремонт бесхозяйного имущества;
- 13.01.2023 - подача Обществом заявки на установление тарифа.
Кроме того, как указано выше, тариф на теплоэнергию, отпускаемую Обществу со стороны ООО "АТГК", был установлен постановлением Агентства от 29.09.2022 N 71-т/3 и вступил в силу с 30.09.2022. Таким образом, до 30.09.2022 тариф на теплоэнергию у ООО "АТГК" отсутствовал, поэтому ранее этой даты установления тарифа на теплоэнергию (30.09.2022) Общество не могло произвести расчёт стоимости тарифа на горячую воду и обратиться с соответствующим заявлением об установлении тарифа в Агентство.
Изложенные выше обстоятельства в их хронологии и взаимосвязи свидетельствуют о том, что у Общества имелись объективные причины, препятствующие его обращению в Агентство с заявлением об установлении тарифа сразу после заключения договора аренды имущества от 27.06.2022.
Предложение Общества об установлении тарифов от 13.01.2023 N АГТС-24/1, АГТС-24/1 было представлено в Агентство 13.01.2023, то есть в кратчайший срок после того, как были устранены данные объективные препятствия для такого обращения и был собран комплект необходимых документов, подлежащих приложению к заявлению об установлении тарифа.
В связи с изложенным являются необоснованными ссылки Министерства в апелляционной жалобе на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2023 по делу N А05-14306/2022, которое имеет иные фактические обстоятельства.
Так, по делу N А05-14306/2022 установлено, что общество (истец), приняв в аренду имущество, не обратилось незамедлительно к регулятору (Агентству) с заявлением об установлении тарифов. При рассмотрении дела общество не обосновывало причины, препятствовавшие ему сделать это сразу после заключения договоров аренды имущества. Следовательно, общество не доказало тот факт, что Агентство допустило противоправные действия (бездействия).
Настоящее же дело имеет иные обстоятельства, а именно то, что у Общества имелись объективные причины, препятствующие его обращению в Агентство с заявлением об установлении тарифа сразу после заключения договора аренды имущества от 27.06.2022. Как указано выше, это обращение Общества об установлении тарифов было представлено в Агентство 13.01.2023, то есть в кратчайший срок после того, как были устранены данные объективные препятствия для такого обращения и был собран комплект документов, подлежащих приложению к заявлению об установлении тарифа.
Министерство в апелляционной жалобе ссылается на то, что расчёт убытков Общества (истца) содержит размер тарифов, установленных для иных лиц, а именно для МУП "Водоочистка" (в части компонента на холодную воду) и для ПАО "ТГК-2" (в части компонента на тепловую энергию), что не соответствует законодательству, так как Общество (истец) не имеет отношения к данным юридическим лицам, не является их правопреемником и гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем данные тарифы не должны использоваться в качестве подтверждения размера убытков Общества (истца).
Данные доводы являются необоснованными.
Действительно, тарифы устанавливаются в отношении каждой организации на основании экономически обоснованных расходов регулируемой организации и полезного отпуска ресурса, применение организацией экономически обоснованного тарифа, который установлен для другой организации, неправомерно, поскольку не будет соответствовать экономической ситуации, возникшей именно в этой организации в результате ведения хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 33 Правил регулирования N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Таким образом, постановление Агентства от 28.02.2023 N 11-в/1 (об установлении тарифов Обществу) не имеет обратной силы.
Вместе с тем в рассматриваемый период (с 01.06.2022 по 31.12.2022) Общество осуществляло поставку горячей воды населению и потребителям, приравненным к населению.
Согласно статье 424 ГК РФ факт отсутствия установленных агентством тарифов на горячую воду (ГВС), отпускаемую Обществом, не может являться основанием для неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентами обязательств по оплате фактически поставленных Обществом ресурсов.
В рассматриваемый период (с 01.06.2022 по 31.12.2022) при расчётах с льготными категориями потребителей Общество применяло льготные тарифы, которые установлены следующими постановлениями Агентства:
- от 20.12.2018 N 78-в/15 для МУП "Водоочистка" (в части компонента на холодную воду);
- от 20.12.2018 N 81-т/57 для ПАО "ТГК-2" (в части компонента на тепловую энергию).
Для расчёта убытков Общество использовало разницу между:
- льготными тарифами, установленными указанными постановлениями Агентства,
- и тарифами, установленными Обществу постановлением Агентства от 28.02.2023 N 11-в/1.
Использование тарифов, установленных для МУП "Водоочистка" и ПАО "ТГК-2", в рассматриваемом случае является правомерным и обоснованным по следующим основаниям:
1. При установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Таким образом, они зависят от категории лиц, получающих тот или иной набор услуг (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение, обращение с ТКО, приобретение твердого топлива). Соответственно в своих расчётах по определению недополученных расходов, возникающих в результате государственного регулирования, Общество обоснованно использовало названные льготные тарифы. Спора относительно использованных Обществом в расчёте убытков льготных тарифов не имеется.
2. Не имеется доказательств, опровергающих размер использованных Обществом в расчёте убытков тарифов (экономически обоснованных затрат). Не представлено доказательств того, что экономически обоснованные затраты Общества в спорный период были бы иными, нежели те, которые использованы им в расчёте убытков. Не имеется оснований для использования каких-либо иных тарифов.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что Общество не лишено возможности заявить спорные убытки в следующих периодах тарифного регулирования.
Данные доводы являются необоснованными, поскольку заявленные Обществом в настоящем деле к возмещению убытки не относятся к периоду тарифного регулирования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что поскольку Общество в рассматриваемый период обеспечивало ресурсом льготные категории потребителей и применяло при этом тарифы ниже экономически обоснованного тарифа, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утверждённым тарифом для определённой группы потребителей, например, населения, и утверждённым для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесённых ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2024 года по делу N А05-9664/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9664/2023
Истец: ООО "Архангельские городские тепловые сети"
Ответчик: Архангельская область в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Администрация городского округа "Город Архангельск"