г. Красноярск |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А33-28338/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июня 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" марта 2024 года по делу N А33-28338/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (ИНН 2461225916, ОГРН 1142468022223, далее - ООО "Рециклинговая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Петренко Александру Николаевичу (ИНН 245008096400, ОГРН 321246800009786, далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 43 950 рублей 86 копеек, из которых: 40 589 рублей 30 копеек задолженности за период с 01.02.2021 по 31.03.2023; 3361 рубль 56 копеек неустойки, начисленной за период с 11.03.2021 по 29.08.2023.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2024 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- согласно приложению N 8 к приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского Края от 13.10.2022 N 77-1590-од, под номером 6591указана контейнерная площадка (место накопления ТКО) по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Магистральная, 92;
- в приложение N 8, в соответствии с действующим законодательством, включено место накопление ТКО, а также источник образования ТКО, соответственно, региональным оператор учтены затраты по обращению с ними в НВВ. Выписка из маршрутного журнала и скриншоты системы ГЛОНАСС в суд представлена, что является подтверждением фактического оказания услуг;
- привязка места осуществления деятельности потребителя к месту накопления ТКО не является обязательным условием для включения в реестр мест накопления отходов.
Истец представил в материалы дела пояснения с приложенными к ним дополнительными документами, а именно: в копиях письмо от 02.02.2024 и ответ от 03.05.2024.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказал в приобщении к материалам дела данных письменных пояснений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.12.2019 N 77-2074-од общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" наделено статусом регионального оператора на территории Канско-Абанской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.06.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Красноярском крае. Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2019 N 77-1795-од территориальная схема изложена в новой редакции. Согласно территориальной схеме, территория г. Канска относится к Канско-Абанской технологической зоне.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано 13.05.2020 в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", размещено на сайте регионального оператора в сети "Интернет".
По утверждению истца, индивидуальным предпринимателем Петренко Александром Николаевичем в адрес общества "Рециклинговая компания" 21.02.2023 направлены 2 заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.02.2023:
- в отношении помещения, расположенного по адресу: 663604, Красноярский край, г. Канск, ул. Красноярская, 13А; в заявке отражен вид деятельности организации - промтоварные магазины; приведены сведения о наличии собственной контейнерной площадки: объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 1, периодичность вывоза - 2 раза в месяц (каждая вторая неделя, среда);
- в отношении помещения, расположенного по адресу: 663604, Красноярский край, г. Канск, ул. Магистральная, д. 85; в заявке отражен вид деятельности организации - промтоварные магазины; приведены сведения о наличии собственной контейнерной площадки: объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 1, периодичность вывоза - 2 раза в месяц (каждая вторая неделя, среда).
К заявкам приложены:
- договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.02.2021, заключенный между Желяниной Маргаритой Александровной и индивидуальным предпринимателем Петренко Александром Николаевичем, по условиям пункта 1.1 которого ссудодатель обязуется передать в безвозмездное временное пользование ссудополучателю часть нежилого помещения площадью 91 м2 в пристройке к зданию общей площадью 128,8 м2, находящееся по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Красноярская, д. 13А, стр. 1; согласно пункту 6.1 договора он вступает в силу 01.02.2021 и действует по 30.01.2022, если ни одна из сторон за 10 дней до окончания срока действия договора не заявит о его расторжении, договор считается пролонгированным на каждый последующий год.
- договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 24.06.2022, заключенный между Желяниной Маргаритой Александровной и индивидуальным предпринимателем Петренко Александром Николаевичем, по условиям пункта 1.1 которого ссудодатель обязуется передать в безвозмездное временное пользование ссудополучателю часть нежилого помещения площадью 82 м2 в здании общей площадью 261,4 м2, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Магистральная, д. 85; согласно пункту 6.1 договора он вступает в силу 24.06.2022 и действует по 19.05.2023, если ни одна из сторон за 10 дней до окончания срока действия договора не заявит о его расторжении, договор считается пролонгированным на каждый последующий год.
По утверждению истца региональный оператор 28.03.2023 направил в адрес потребителя Почтой России проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ВТЗ-К-0001138 от 03.03.2023 (почтовое отправление 80104781201536). Почтовое отправление получено потребителем 07.04.2023. Подписанный экземпляр договора в адрес регионального оператора не поступил.
В подтверждение оказания ответчику услуг истец представил в материалы дела подписанные в одностороннем порядке универсальные передаточные документы
- в отношении помещения, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Красноярская, д. 13А:
N Р2-9535 от 23.03.2023 за период с февраля по декабрь 2021 года на сумму 11 384,73 руб.;
N Р2-9534 от 23.03.2023 за период с января по ноябрь 2022 года на сумму 13 115,13 руб.;
N Р2-9533 от 29.03.2023 за декабрь 2022 года на сумму 1 477 рублей 74 копейки;
N Р2-9532 от 30.03.2023 за январь 2023 года на сумму 1 477 рублей 74 копейки;
N Р2-9531 от 30.03.2023 за февраль 2023 года на сумму 1 477 рублей 74 копейки;
- в отношении помещения, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Магистральная, д. 85:
N Р2-13094 от 28.04.2023 за период с июня по октябрь 2022 года (акт представлен в неполном объеме);
N Р2-13093 от 29.04.2023 за период с декабря 2022 года по март 2023 года на сумму 5 326,36 руб.
31.08.2023 региональный направил в адрес ответчика претензию от 31.08.2023 N РК-2032 об оплате задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 40 589 рублей 30 копеек (по состоянию на 30.08.2023) и неустойки в размере 3361 рубль 56 копеек.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (идентификатор 80102187091324) претензия вручена потребителю 20.09.2023.
Наличие задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достоверных доказательств, подтверждающих факт оказания спорных услуг региональным оператором, соответственно, недоказанности региональным оператором фактов заключения договора с ответчиком и наличия фактических правоотношений по оказанию услуг и оказанию услуг.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование истца о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления подразумеваются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К твердым коммунальным отходам Федеральным законом N 89-ФЗ отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пункту 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
В силу пункта 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) правил.
Истец утверждал о доказанности факта заключения между сторонами спорного договора на условиях типового договора.
Так, по утверждению истца, индивидуальным предпринимателем Петренко Александром Николаевичем в адрес общества "Рециклинговая компания" 21.02.2023 направлены 2 заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.02.2023:
- в отношении помещения, расположенного по адресу: 663604, Красноярский край, г. Канск, ул. Красноярская, 13А; в заявке отражен вид деятельности организации - промтоварные магазины; приведены сведения о наличии собственной контейнерной площадки: объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 1, периодичность вывоза - 2 раза в месяц (каждая вторая неделя, среда);
- в отношении помещения, расположенного по адресу: 663604, Красноярский край, г. Канск, ул. Магистральная, д. 85; в заявке отражен вид деятельности организации - промтоварные магазины; приведены сведения о наличии собственной контейнерной площадки: объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 1, периодичность вывоза - 2 раза в месяц (каждая вторая неделя, среда).
Региональный оператор 28.03.2023 направил в адрес потребителя Почтой России проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ВТЗ-К-0001138 от 03.03.2023 (почтовое отправление 80104781201536). Почтовое отправление получено потребителем 07.04.2023. Подписанный экземпляр договора в адрес регионального оператора не поступил.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 7, 8, 9 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общих правил статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (о безоговорочности акцепта и о том, что молчание не является акцептом), в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, содержатся фикции заключения конкретного договора об обращении с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора для случаев: 1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; 2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; 3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
В подпункте "а" пункта 11 и подпункте "а" пункта 13 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, указано, что региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору, потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой, обеспечивать складирование твердые коммунальные отходы в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю или часть территории субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).
Услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзац 12, абзац 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Исходя из изложенного, тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее также - Правила N 1130).
Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Она является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 8-АПА19-10, от 06.02.2020 N АПЛ19-525).
В силу пункта 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В соответствии со статьёй 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ:
- накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации,
- места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований,
- органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации,
- реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Федеральным законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение N 1) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Таким образом, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения услуги, предусмотренные законом.
Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что при установлении факта размещения региональным оператором на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) печатном периодическом издании предложения о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, направления проекта такого договора потребителю и отсутствия заключенного между региональным оператором и потребителем договора в виде одного подписанного сторонами документа, содержащего все существенные условия, указанные в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, юридически значимым обстоятельством, принципиально влияющим на возможность констатации факта заключения сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является включение спорного места накопления твердых коммунальных отходов в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Данный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.11.2022 по делу N А75-7519/2021.
Следует также отметить, что в силу подпункта "в" пункта 20, пунктов 23, 31, 32 Правил N 1130 региональный оператор имеет возможность влиять на содержание территориальной схемы как на стадии общественного обсуждения перед ее утверждением уполномоченным органом, так и вправе подавать заявления о ее корректировке, то есть обеспечивать включение дополнительных объектов образования твердых коммунальных отходов в указанную схему, достигая, тем самым возможность учета осуществляемых им расходов на обслуживание таких объектов при формировании необходимой валовой выручки, а также обеспечивая в результате этого прозрачное движение твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой.
Являясь регулируемой организацией и, с очевидностью, сильной стороной в правоотношении по обращению с твердыми коммунальными отходами по отношению к собственнику твердых коммунальных отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия.
Приведенные выводы суда основаны на правовом подходе, сформированном в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае. В приложении А8 к приказу содержатся сведения о более чем 10 000 мест накопления отходов, в том числе о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Красноярского края с нанесением их на карту Красноярского края.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан, в территориальной схеме место накопления твердых коммунальных отходов для помещения потребителя определено не было.
Согласно пункту 3 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в договоре должен быть указан способ складирования твердых коммунальных отходов - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указать какие), предоставленные региональным оператором.
Учитывая, что истец в обоснование иска ссылался на наличие у него договорных правоотношений с ответчиком на условиях типовой формы исходя из фикции его заключения, юридически значимым для рассмотрения дела обстоятельством является установление фактического механизма движения ТКО, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.
Судом первой инстанции верно установлено, что потребителем в заявках приведены сведения о наличии собственной контейнерной площадки: объем контейнера - 0,75 м3, количество контейнеров - 1, периодичность вывоза - 2 раза в месяц (каждая вторая неделя, среда).
Вместе с тем, в приложении к договору региональный оператор в качестве адреса места накопления ТКО указал: 663605, Россия, Красноярский край, Канск, Красноярская, 10, наименования расчетной единицы - 1 кв.м. общей площади, количество расчетных единиц региональный оператор определил исходя из площади помещения - 91 м2, периодичность вывоза указал - ежедневно (для помещения, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Красноярская, д. 13А).
Дополнительным соглашением от 10.04.2023 региональный оператор дополнил приложение N 1 к договору, указав сведения о сборе ТКО в отношении помещения, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Магистральная, д. 92, в том числе: адрес места накопления ТКО - 663605, Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Магистральная, д. 85, наименования расчетной единицы - 1 кв.м. общей площади, количество расчетных единиц - 82 м2, периодичность вывоза - ежедневно.
Между тем, апелляционный суд принимает во внимание, договор N ВТЗ-К-0001138 от 03.03.2023, а также дополнительное соглашение к нему от 10.04.2023 не подписаны ни региональным оператором, ни потребителем. При этом истцом в качестве доказательств направления договора представил только отчет об отслеживании почтового отправления без почтового реестра направленной корреспонденции, что не позволяет установить содержание почтового отправления.
Таким образом, апелляционный суд вслед за судом первой инстанции приходит к выводу, что условия договора, установленные региональным оператором в проекте договора не соответствуют сведениям, отраженным потребителем в заявке на заключение договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства фактического оказания услуг по обращению с ТКО.
Как верно указал суд первой инстанции маршрутный журнал, оформленный в качестве листа формата Excel, не подтверждает фактическое оказание услуг; из представленных выписок из системы ГЛОНАСС установить факт оказания услуг ответчику не представляется возможным.
Сменные задания и иные документы истцом не представлены.
Соответственно, доводы заявителя о том, что в приложение N 8, в соответствии с действующим законодательством, включено место накопление ТКО, а также источник образования ТКО, соответственно, региональным оператор учтены затраты по обращению с ними в НВВ, кроме того, выписка из маршрутного журнала и скриншоты системы ГЛОНАСС в суд представлена, что является подтверждением фактического оказания услуг, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
При этом ответчик в качестве лица, складирующего ТКО в место накопления, указанное истцом в договоре (г. Канск, ул. Магистральная, д. 85 и г. Канск, ул. Красноярская, 10), не закреплен.
Кроме того, универсальные передаточные документы оформлены региональным оператором в марте 2023 года за период, предшествующий направлению заявки и составлению проекта договора (с 01.02.2021 по 31.03.2023). Доказательства направления универсальных передаточных документов в адрес потребителя региональным оператором в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, исходя из того, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством, наличие возможности воспользоваться площадкой для складирования отходов вне места расположения помещения ответчика не свидетельствует об оказании региональным оператором услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в рамках договора, учитывая отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих факт оказания спорных услуг региональным оператором, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности региональным оператором фактов заключения договора с ответчиком, фактических правоотношений по оказанию услуг и оказанию услуг.
Довод заявителя о том, что привязка места осуществления деятельности потребителя к месту накопления ТКО не является обязательным условием для включения в реестр мест накопления отходов, не принимается коллегий судей как несостоятельный.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.
Таким образом, право стороны на зачет суммы государственной пошлины обусловлено представлением надлежащих документов.
В связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" указанные документы в суд апелляционной инстанции представлены не были, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" марта 2024 года по делу N А33-28338/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (ИНН 2461225916, ОГРН 1142468022223, адрес: 660018, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Куйбышева, дом 93, помещение 124) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28338/2023
Истец: ООО "РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Петренко Александр Николаевич
Третье лицо: Военный комиссариат города Канск и Канского района Красноярского края