г. Пермь |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А71-14740/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.,
при участии:
от казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики": Коренева А.А., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 марта 2024 года по делу N А71-14740/2023
по иску муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1021801126445, ИНН 1830003056)
к акционерному обществу "Можгинское строительное объединение" (ОГРН 1021801125290, ИНН 1830000270), казенному учреждению Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801663982, ИНН 1835013516)
о взыскании долга за поставленную тепловую энергию, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства (далее - истец, МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к акционерному обществу "Можгинское строительное объединение" (далее - ответчик 1, АО "МСО"), казенному учреждению Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики" (далее - ответчик 2, КУ УК "УКС Правительства УР", Учреждение) о солидарном взыскании 521 585 руб. 23 коп. задолженности за поставленную в период с 28.12.2022 по 23.03.2023 тепловой энергии, 65 660 руб. 42 коп. неустойки, начисленной за период с 13.02.2023 по 25.08.2023 (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2024 исковые требования к ответчику 2 удовлетворены в полном объеме, с Учреждения в пользу АО "МСО" взыскано 521 585 руб. 23 коп. задолженности, 65 660 руб. 42 коп. неустойки. В удовлетворении требований к ответчику 1 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик 2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска к учреждению - отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом неверно установлен факт нахождения объекта "Детская поликлиника в г. Можге Удмуртской Республики" в спорный период во владении КУ УР "УКС Правительства УР". Ссылаясь на положения ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявитель жалобы указывает, что подписание акта приемки объекта капитального строительства между заказчиком (ответчик 2) и подрядчиком (ответчиком 1) не является государственной регистрацией, фактически объект принят им в оперативное управление 29.03.2023 на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики N 250-р 01 29.03.2023. Поясняет, что в течение спорного периода подрядчик производил работы по устранению замечаний, что исключает возможность пользоваться объектом иными лицами. Считает, что факт владения АО "МСО" в спорный период рассматриваемым объектом также следует из того, что в силу п. 10.9 заключенного ответчиками контракта возврат строительной площадки осуществляется на основании двустороннего акта, который в материалы дела не представлен. Указывает, что факт пользования объектом в спорный период также подтвержден представителем АО "МСО" в ходе судебных заседаний по настоящему делу.
Истец и ответчик 1 представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика 2 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.04.2021 между КУ УК "УКС Правительства УР" (заказчик) и АО "МСО" (подрядчик) заключен государственный контракт N 05/01-2021, в силу п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по строительству объекта "Детская поликлиника в г. Можге Удмуртской Республики" в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту), и передать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять от подрядчика результаты выполненных работ и произвести расчеты согласно условиям контракта.
В соответствии с п. 10.9 контракта возврат строительной площадки осуществляется подрядчиком не позднее 10 дней с даты подписания сторонами Акта приемки объекта капитального строительства. Возврат строительной площадки оформляется двусторонним письменным актом приема-передачи строительной площадки. Обязанность по составлению такого акта и представлению его для подписания заказчику возлагается на подрядчика (пункт 10.11 контракта).
В п. 5.2.26 контракта стороны согласовали, что подрядчик обязуется осуществить временное подключение к коммуникациям и заключить договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями.
В целях организации теплоснабжения объекта и во исполнение условия п. 5226 контракта АО "МСО" заключило с МУП ЖКХ договор обеспечения тепловой энергией строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта капитального строительства (в целях включения в работу его отдельных элементов тепловых энергоустановок) от 27.09.2022 N ку(т)-22/444, по условиям п. 1.1 которого энергоснабжающая организация осуществляет отпуск тепловой энергии и теплоносителя в целях включения в работу отдельных элементов тепловых энергоустановок систем теплоснабжения строящихся (не введенных в эксплуатацию) объектов капитального строительства в объеме и с тепловыми нагрузками, согласованными сторонами в Приложениях N 2 и 4 к договору, а абонент обязуется оплатить энергоснабжающей организации стоимость поданной в объект тепловой энергии в соответствии с условиями договора, соблюдать режим теплопотребления на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и систем теплопотребления, приборов и оборудования.
Срок действия договора сторонами согласован в п. 10.1 договора и определен с 27.09.2022 по 31.12.2022. В данном пункте стороны также установили, что действие договора прекращается досрочно в случае утраты абонентом прав на объект теплоснабжения.
В период с декабря 2022 г. по март 2023 г. МУП ЖКХ оказывало в отношении названного объекта услуги теплоснабжения, стоимость которых по расчету ресурсоснабжающей организации составила 521 585 руб. 23 коп. (период с 28.12.2022 по 23.03.2023).
30.12.2022 АО "МСО" направляло в МУП ЖКХ уведомление о намерении расторгнуть вышеуказанный договор в связи с подписанием акта приемки объекта капитального строительства от 28.12.2022 и передачей построенного объекта заказчику (КУ УР "УКС Правительства УР").
27.03.2023 в ответ на письмо МУП ЖКХ N 233 от 13.03.2023 КУ УР "УКС Правительства УР" сообщило, что до марта 2023 г. включительно потребителем тепловой энергии на объекте являлось АО "МСО" в связи с устранением выявленных при приемке работ недостатков.
Ссылаясь на то, что ни КУ УР "УКС Правительства УР", ни АО "МСО" обязанность по оплате тепловой энергии, поставленной за период с 28.12.2022 по 23.03.2023, не исполнили, МУП ЖКХ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив, что истец в спорный период оказал услуги теплоснабжения в отношении объекта строительства в заявленном объеме, которые не оплачены, при этом, 28.12.2022 между ответчиками подписан акт приемки объекта капитального строительства, пришел к выводу о том, что именно Учреждение является лицом, обязанным оплатить оказанные в спорный период коммунальные услуги, в связи с чем исковые требований удовлетворил к ответчику 2 и отказал в удовлетворении иска к ответчику 1.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил ввиду следующего.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Факт поставки истцом в спорный период на объект "Детская поликлиника в г. Можге Удмуртской Республики" тепловой энергии, ее стоимость, объем и наличие задолженности по ее оплате в указанном истцом размере подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, до 28.12.2022 лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, поставляемые истцом на объект строительства, являлось АО "МСО" в связи с заключением с истцом договора обеспечения тепловой энергией строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта капитального строительства (в целях включения в работу его отдельных элементов тепловых энергоустановок) от 27.09.2022 N ку(т)-22/444; 28.12.2022 ответчики подписали акт передачи законченного строительством объекта от ответчика 1 ответчику 2.
Возражения относительно удовлетворения заявленных требований и обжалуя решение суда, ответчиком 2 ссылается на то, что лицом, обязанным оплачивать услуги истца, является ответчик 1, выполнявший в спорный период работы по устранению выявленных недостатков и являвшийся фактическим пользователем коммунальных услуг.
Данные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Как установлено в ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из смысла ст. 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ).
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий и сооружений начинается с момента получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как пояснил ответчик 1 и не оспаривает Учреждение, последнее получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 29.12.2022. При этом, согласно подписанному 28.12.2022 акту приема-передачи, спорный объект передан подрядчиком заказчику, принят последним.
Таким образом, именно ответчик 2 с 28.12.2022, приняв по акту приема-передачи от подрядчика объект, является лицом, осуществляющим его эксплуатацию, наделенным в силу закона правом владения, а договор, заключенный истцом с АО "МСО" - прекращенным на основании п. 10.1 данного договора в связи с утратой ответчиком 1 права владения объектом теплоснабжения.
Поскольку в дальнейшем ответчик 1 не заключал с истцом новый договор теплоснабжения, именно Учреждение следует признать фактическим потребителем коммунальных услуг и лицом, обязанным оплачивать поставленную истцом тепловую энергию.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на представленную в материалы дела претензию БУЗ УР "Можгинская районная больница Министерства здравоохранения" от 20.03.2023 N 477, в которой учреждение здравоохранения сообщило ответчику 2 о выявлении недостатков объекта. Доказательств того, что до указанной даты КУ УР "УКС Правительства УР" лично выявляло недостатки законченного строительством объекта, а ответчик 1 приступал к их устранению, ответчик 2 в материалы дела в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представил.
Следует отметить, что устранение недостатков ответчиком 1 само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект выбыл полностью из владения и пользования ответчика 2.
Довод ответчика 2 о том, что материалы дела не содержа акт возврата строительной площадки, апелляционный суд не принимает с учетом пояснений ответчика 1, не оспоренных представителем Учреждения в судебном заседании, что такой акт не составлялся, само по себе подписание акта приема-передачи объекта строительства 28.12.2022 свидетельствует о передаче строительной площадки.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно п. 5.2.14 заключенного ответчиками контракта подрядчик обязан не позднее 3 рабочих дней со дня окончания строительства объекта освободить земельный участок от временных построек, строительной техники, мусора и т.д. При этом материалы дела не содержат доказательств направления заказчиком в адрес подрядчика обращений с требованием исполнить указанный пункт контракта после подписания акта от 28.12.2022.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал заявленную истцом задолженность в полном объеме с ответчика 2.
Истец также заявил требование о солидарном взыскании с ответчиков неустойки в сумме 65 660 руб. 42 коп., начисленной за период с 13.02.2023 по 25.08.2023.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой штрафом пеней признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С учетом того, что Учреждение признано лицом, обязанным оплатить оказанные истцом в спорный период услуги, данную обязанность своевременно не исполнило, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в данной части, взыскав неустойку с КУ УК "УКС Правительства УР".
Расчет неустойки, произведенный истцом и принятый судом первой инстанции, апелляционным судом проверен и признан верным.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с него не взыскивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2024 года по делу N А71-14740/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14740/2023
Истец: МУП Жилищно-коммунального хозяйства
Ответчик: АО "Можгинское строительное объединение", Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики"