г. Хабаровск |
|
19 июня 2024 г. |
А73-18086/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Бетта": не явились;
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Толмачевой К.И.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 19.03.2024 по делу N А73-18086/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бетта"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени за просрочку доставки грузов
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бетта" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным N N ЭМ433514, ЭЛ951540, ЭЛ951618, ЭМ433516, ЭН041108 в сумме 41 088,50 руб.
Решением суда от 19.03.2024 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы пени в размере 34 925 руб. с учетом применения статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "РЖД" заявило апелляционную жалобу, в которой просило его изменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в связи с возникновением обстоятельств, установленных статьей 29 УЖТ РФ. В случае непринятия доводов ответчика, применить к присужденной сумме положения статьи 333 ГК РФ и уменьшить размер взыскиваемой неустойки на 70%, в связи с наличием исключительных, экстраординарных обстоятельств.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Истец в отзыве на жалобу отклонил доводы апеллянта, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения апеллянта, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что в период август - сентябрь 2023 года железная дорога приняла к перевозке грузы по накладным N N ЭМ433514, ЭЛ951540, ЭЛ951618, ЭМ433516, ЭН041108.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами исчисления сроков, превышен перевозчиком, истец направил в его адрес претензию об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Согласно данной статье за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки груза по железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного срока. Вместе с тем, счел возможным применить положения 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до 34 925 руб.
Рассмотрев довод апеллянта относительно того, что задержка вагонов по спорным накладным произошла по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, не принимается во внимание второй инстанции в связи со следующим.
Из положения пункта 6.4 Правил N 245 следует, что срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью 1 статьи 29 Устава.
Согласно данной норме Устава вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры.
По общим правилам факт такой задержки и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком. Согласно данным требованиям, при составлении актов общей формы на задержку груза, порожних вагонов, контейнеров, локомотивов, специального самоходного подвижного состава в пути следования вследствие обстоятельств, указанных статье 29 Устава, указываются следующие сведения: номер задержанного вагона; наименование станции, на которой задержан вагон; причина задержки вагона.
Как следует из материалов дела, по железнодорожной накладной N ЭМ433514 станция отправления - Хабаровск 2, станция назначения - Находка; по железнодорожной накладной N ЭЛ951540 станция отправления - Блюхер (эксп), станция назначения - Находка; по железнодорожной накладной N ЭЛ951618 станция отправления - Блюхер (эксп), станция назначения - Находка; по железнодорожной накладной N ЭМ433516 станция отправления - Хабаровск 2, станция назначения - Находка; по железнодорожной накладной N ЭН041108 станция отправления - Уссурийск, станция назначения - Гродеково.
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы, вагоны простаивали на станциях Уссурийск, Лозовый Дальневосточной железной дороги ввиду действия непреодолимой силы по пути следования до станции назначения.
Таким образом, как верно указал арбитражный суд, на указанные отправки не распространяется действие ограничений, введенных приказом Росжелдора N 502 от 25.08.2023, согласно которому срок действия, введенного ОАО "РЖД" 50% ограничения погрузки, а также перевозки всех грузов со всех станций железных дорог РФ в адрес всех грузополучателей, назначением на станции Угольная, Угольная (перв.), Угольная эксп (9821, 9811. 9819), Океанская, Океанская (перв.), Океаская эксп. (9820, 9837, 9829), Вторая речка (9818), Владивосток, Владивосток (перев.), Владивосток эксп. (9800, 9801, 9802). Мыс-Чуркин, Мыс-Чуркин (перев.), Мыс-Чуркин эксп. (9808, 9807, 9809), Гайдамак, Гайдамак (перев.), Гайдамак эксп. (9806, 9805, 9804), Артем Приморский - 1, Артем Приморский - 1 эксп. (9824, 9817), Артем Приморский - 3 (9826) Дальневосточной железной дороги установлен на 3 суток с 26 по 28 августа 2023 года.
Из представленных в материалы дела актов органов региональной власти и актов общей формы, приказа Росжелдора от 25.08.2023 N 502 следует, что на момент принятия груза к перевозке ряд ограничений, на которые ссылается перевозчик, отсутствовал, а дальнейшие ограничения погрузки, введенные во время следования груза по маршруту, не могут быть применены к спорным отправкам.
Приказом Росжелдора N 523 от 31.08.2023 введен запрет на погрузку заключенных, опасных грузов, в том числе взрывоопасных, радиоактивных отравляющих веществ, вооружения, боеприпасов, а также перевалку опасных грузов в порту г. Владивосток, на участке от станции Надеждинская до станции Мыс Чуркнн Дальневосточной железной дороги и на территориях г. Владивосток в период с 08.09.2023 по 13.09.2023.
Введенные данным приказом ограничения не имеют отношения к спорным перевозкам ни по виду груза - порожние вагоны на своих осях, ни по периоду действия - все перевозки осуществлялись до введенных ограничений, ни по станциям отправления и назначения.
При рассмотрении дела также установлено, что доказательств соблюдения требования, предусмотренного ст. 97 УЖТ в части уведомления грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов перевозчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах у апелляционной коллегии отсутствуют основания согласиться с доводами апеллянта о наличии чрезвычайных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозки.
Доводы апелляционной жалобы суда в части незначительного снижения размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ также отклоняются.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Поскольку ответчиком допущена просрочка доставки груза, требование о взыскании неустойки признано арбитражным судом заявленным обоснованно. Вместе с тем судом первой инстанции рассмотрено ходатайство перевозчика о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Для установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, законодательством суду предоставлена возможность снижать размер неустойки, подлежащей взысканию с нарушителя. Основанием для снижения размера неустойки служит ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства, в том числе - слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка.
Из пункта 77 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), следует, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 78 Постановления N 7, правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже неустойки. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требует статья 71 АПК РФ.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой ущерба. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и т.д. неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Руководствуясь принципами разумности и соразмерности, соблюдая баланс интересов сторон, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, период просрочки, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным отношениям положения статьи 333 ГК РФ и снизил размер неустойки до 34 925 руб.
Суд апелляционной инстанции также считает присужденную сумму пени справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Основания для дальнейшего снижения размера неустойки отсутствуют.
Таким образом, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Ссылку перевозчика на судебную практику апелляционная коллегия также отклоняет, как не имеющую преюдициального значения для данного дела. Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.2024 по делу N А73-18086/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18086/2023
Истец: ООО "Бетта"
Ответчик: ОАО "РЖД"