г. Москва |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А40-244648/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Осетровский речной порт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2024 по делу N А40-244648/2023
по иску: акционерного общества "Осетровский речной порт"
к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие"
о признании страховым случаем; взысканием,
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Власов Е.А. по доверенности от 01.02.2024; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2024 года, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "Осетровский речной порт" (далее - истец, АО "Осетровский речной порт") к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (далее - ответчик, ООО "СК "Согласие") о признании страховым случаем повреждение груза ООО "Газпромнефть-Снабжение" - "Оборудование: система измерений количества и параметров качества газа СИКГ-9,7-246429-ХЛ-С5,5 ТУ 28.99.39-005-88090790-2020", выявленное 23.06.2021; о взыскании страхового возмещения в размере 556 800 руб. 00 коп., отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, требования удовлетворить.
В обоснование приведенных в апелляционной жалобе доводов истец указывает на то, что суд ошибочно полагает, что повреждение груза возникло вне территории страхования, в период транспортировки водным транспортом, при этом не принимаются во внимание доказательства свидетельствующие о выявлении повреждения груза в период нахождения на территории истца в пределах территории страхования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 09.11.2020 между истцом (Страхователь) и ответчиком (Страховщик) был заключен Договор страхования ответственности оператора транспортного терминала N 2008011- 0747893/20ГООТТ, заключенный на основании Правил страхования ответственности оператора транспортного терминала от 20.08.2019 (далее - Правила), являющимися его неотъемлемой частью (пункт 1.1 Договора).
Лимит ответственности по одному страховому случаю для всех категорий грузов по факту наступления ответственности Страхователя за утрату (гибель), недостачу или повреждение груза, в результате ошибок или небрежности Страхователя в процессе погрузки/выгрузки, проверки качества и количества груза, обработки, перевалки, хранения, выдачи груза и т.п. операциях на территории и/или в акватории транспортного терминала или порта составляет 42 000 000 рублей. Безусловная франшиза составляет по данному риску 30 000 рублей.
В период действия договора страхования 21.06.2021, на территорию причала Речсервис п. Витим ООО "Речсервис" поступил груз: "Оборудование: Система измерений количества и параметров качества газа СИКГ-9,7-246429-ХЛ-С5,5 ТУ 28.99.39-005-88090790-2020" на судне МП-1374 для ООО "Газпромнефть-Снабжение", при осмотре которого были зафиксированы повреждения, что подтверждается актом осмотра N 12 от 23.06.2021.
25.01.2023 истец направил в адрес ответчика заявление о выплате страхового возмещения с пакетом документов по факту поврежденного груза, происшедшего 23.06.2021.
11.04.2023 от ООО "СК "Согласие" поступил отказ N 135671-05/УБ, в котором страховщик указывает, что на момент хранения груза на территории порта и в процессе погрузки груза на судно, повреждения груза не зафиксированы, а повреждения груза выявлены после прибытия судна п. Витим, то заявленное событие (повреждение груза вне территории страхования) не соответствует критериям страхового случая, согласованного сторонами при подписании Договора страхования, что влечет отсутствие у Страховщика правовых оснований для признания заявленного события наступившим страховым случаем и, как следствие, для выплаты страхового возмещения.
Отсутствие исполнения ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, суд первой инстанции правильно определил правовую природу спорных правоотношений, руководствуясь статьями 309, 310, 931, 934, 942, 943, 963 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что, ни Договором страхования, ни Правилами страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в отношении спорного события, при этом истцом не доказано наступление страхового случая, учитывая конкретные обстоятельства дела, пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу нижеследующего.
Так, в рамках договора на оказание услуг по переработке грузов N 03/01-21Уа от 01.01.2021 АО "Осетровский речной порт" по поручению ООО "Речсервис" осуществлял переработку груза "Система измерений количества и параметров качества газа СИКГ-9,7-246429-ХЛ-C5,5 ТУ 28.99.39-005-88090790-2020".
27.05.2021 в г. Усть-Кут произведена выгрузка груза из автомобиля MAN, регистрационный знак Н 216 МН 716, с полуприцепом, регистрационный знак АВ 9886 12, на территорию Северного грузового района речного порта. При получении груза АО "Осетровский речной порт" (грузополучатель) от ООО "Автоматизация-Метрология-ЭКСПЕРТ" (грузоотправитель), ООО "ДЖИ-АР Групп" (перевозчик) внешнее состояние груза зафиксировано сторонами перевозки как удовлетворительное, что следует из п.п. 7, 8 транспортной накладной N 31 от 21.05.2021.
По результатам осмотра груза истцом составлен акт общей формы N 1285 от 27.05.2021, согласно которому зафиксировано наличие повреждений на упаковке груза, повреждений самого груза не установлено. Водитель перевозчика от подписи в акте отказался.
14.06.2021 бригадой Джумаева Р.А. осуществлена отгрузка груза со склада N 32 г. Усть-Кут на судно МП-1374. По камерам видеонаблюдения установлено, что строповка груза осуществлялась за строповочные места. Груз передан ООО "Речсервис" (перевозчик) от АО "Осетровский речной порт" (грузоотправитель) без каких-либо замечаний к состоянию груза, что следует из листка приема-передачи грузов.
В объяснительных и пояснительных записках работников АО "Осетровский речной порт" также не зафиксировано наличие у груза каких-либо повреждений. Напротив, в пояснительной записке Джумаева Р.А. указано на их отсутствие - при отгрузке повреждения груза отсутствовали (приложение N 6 к отзыву).
22.06.2021, т.е. на 9 день после передачи груза, судно МП-1374 прибыло на причал п. Витим.
Начальником участка ООО "Верхнеленское Речное Пароходство" (грузополучатель) зафиксированы повреждения груза, о чем составлен акт осмотра места возникновения повреждения МТР N.
По мнению комиссии, производившей осмотр и служебное расследование, повреждения груза получены при производстве погрузочных работ, производимых АО "Осетровский речной порт" со склада N 32 г. Усть-Кут на судно МП-1374.
Вместе с тем, данные обстоятельства опровергаются вышеуказанными документами - листком приема-передачи грузов от 14.06.2021, объяснительными и пояснительными записками, видеозаписью (на неё ссылается АО "Осетровский речной порт" в искомом заявлении).
Также комиссией установлено виновное лицо - ООО "Речсервис" согласно п. 2.3.8 договора на оказание услуг по погрузке (выгрузке) и хранению МТР N ГСН-20_00000_Р_ТМН-13 от 22.05.2020 и п. 8.1.21 договора на оказание услуг водным транспортом в навигацию N ГСН-21/11106/100063/РС-17 от 26.01.2021, что следует из п. 8 акта осмотра поврежденного МТР N 12 от 23.06.2021.
Поскольку повреждения груза на момент его передачи ООО "Речсервис" (перевозчику) от АО "Осетровский речной порт" (грузоотправитель) отсутствовали, а зафиксированы только через 9 дней перевозки груза на судне МП-1374 после прибытия на причал п. Витим, АО "Осетровский речной порт" не является лицом, ответственным за повреждение груза.
Правоотношения ООО "Речсервис" и АО "Осетровский речной порт" обусловлены обязательственными отношениями из договора перевозки груза на водном внутреннем транспорте, к которым подлежат применению соответственно положения гл. 40 Гражданского кодекса РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
П.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на его получение лицу (грузополучателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу п.п. 1, 2 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза.
Аналогичные положения об ответственности перевозчика содержатся также в п. 1 ст. 117 КВВТ РФ, который устанавливает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента приема груза для перевозки и до момента его выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КВВТ РФ ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ ответственность АО "Осетровский речной порт" за повреждение груза не доказана.
Заявленное событие не является страховым случаем по условиям заключенного договора страхования.
По договору страхования ответственности оператора транспортного терминала N 2008011-0747893/20ГООТТ от 09.11.2020, заключенного между ООО "СК "Согласие" (страховщик) и АО "Осетровский речной порт" (страхователь) на условиях правил страхования ответственности оператора транспортного терминала от 20.08.2019, на страхование приняты имущественные интересы АО "Осетровский речной порт", связанные с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов РФ или РФ при осуществлении застрахованной деятельности.
Данный вид договора относится к договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, который регулируется 931 ГК РФ. Об этом, в частности, указано в п. 1.7 правил страхования - страхование не распространяется на страхование ответственности по договору, предусмотренное ст. 932 ГК РФ. Т.е. для того, чтобы у ООО "СК "Согласие" возникла обязанность по выплате страхового возмещения у АО "Осетровский речной порт" перед третьими лицами должна возникнуть деликтная ответственность (ст. 1064 ГК РФ), а не ответственность по договору перевозки груза (ст. 393 ГК РФ).
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату выгодоприобретателю, а именно (п. 2.2.1 Договора страхования и п. 4.2.1 Правил страхования):
- Факт наступления ответственности страхователя за утрату (гибель), недостачу или повреждение груза, в результате ошибок или небрежности страхователя в процессе погрузки/выгрузки, проверки качества и количества груза, обработки, перевалки, хранения, выдачи груза и т.п. операциях на территории и/или в акватории транспортного терминала или порта;
- Факт наступления ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц в результате ошибок или небрежности страхователя в процессе обработки и хранения груза;
- Факт наступления ответственности страхователя за вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц и/или окружающей природной среде при содержании и эксплуатации принадлежащих страхователю судов, транспортных средств, оборудования, машин и механизмов, используемых для осуществления деятельности по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры порта и/или транспортного терминала;
- Факт наступления ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу физических лиц /или имуществу юридических лиц в результате ошибок или небрежности страхователя в процессе иной обычно осуществляемой деятельности на территории и/или в акватории транспортного терминала и/или порта (обслуживание вагонов и других транспортных средств, буксировка плавучих объектов, выполнение землечерпательных, спасательных, водолазных, ремонтных работ, уборка отходов и т.п.), указанной в договоре страхования в качестве застрахованной деятельности.
Для признания факта наступления страхового случая, в частности должны выполняться следующие условия (п. 2.4 Договора страхования и п. 4.3 Правила страхования):
- Вред физическим и/или юридическим лицам и/или окружающей среде должен быть причинен в период действия договора страхования;
- Вред физическим и/или юридическим лицам и/или окружающей среде должен быть причинен вследствие действия (бездействия) страхователя, допущенного в течение срока, когда действовало страхование, обусловленное договором страхования;
- Вред физическим и/или юридическим лицам и/или окружающей среде должен быть причинен при осуществлении застрахованной деятельности;
- Требования о возмещении вреда (иск, обоснованная претензия) заявлены в соответствии и на основе норм действующего законодательства в установленный договором страхования срок.
Обязанность Страховщика осуществить страховую выплату возникает на основании решения суда, установившего обязанность Страхователя возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу потерпевшего или окружающей природной среде в связи с осуществлением им застрахованной деятельности или на основании предъявленной потерпевшим страхователю претензии, признанной им добровольно с письменного согласия страховщика, если такой порядок установления обязанности страхователя будет согласован сторонами и указан в договоре страхования (п. 4.4 Правил страхования).
Исходя из изложенных положений договора страхования, для наступления страхового случая груз должен быть поврежден в результате ошибок или небрежности АО "Осетровский речной порт", что установлено решением суда или удостоверено письменным согласием ООО "СК "Согласие".
Заявленное АО "Осетровский речной порт" событие данным критериям как верно указал суд, не соответствует.
Повреждения груза зафиксированы в акте осмотра места возникновения повреждения МТР N 1 от 22.06.2021, составленном ООО "Верхнеленское Речное Пароходство" (грузополучатель) на причале п. Витим. С момента передачи груза ООО "Речсервис" (перевозчик) от АО "Осетровский речной порт" (грузоотправитель) прошло 9 дней. В этот период АО "Осетровский речной порт" не нёс ответственности за груз, т.к. уже передал груз без зафиксированных повреждений другому лиц - ООО "Речсервис".
По мнению комиссии, производившей осмотр и служебное расследование, повреждения груза получены при производстве погрузочных работ, производимых АО "Осетровский речной порт" со склада N 32 г. Усть-Кут на судно МП-1374.
Вместе с тем, данные обстоятельства опровергаются самим исковым заявлением и иными документами - листком приема-передачи грузов от 14.06.2021, объяснительными и пояснительными записками (приложение N 6 к отзыву), видеозаписью (на неё ссылается АО "Осетровский речной порт" в искомом заявлении).
Несоблюдение работниками АО "Осетровский речной порт" определенных положений должностных инструкций, зафиксированных в акте служебного расследования поврежденного груза от 03.07.2021, не может приниматься во внимание при определении ответственного за повреждение груза лица по правилам ст. 1064 ГК РФ, регулирующий вопросы ответственности за причинение вреда.
Должностная инструкция - кадровый документ, который содержит требования, предъявляемые к занимаемой должности. Также в нем устанавливается перечень должностных обязанностей работника, его права и пределы ответственности (письма Роструда N 4412-6 от 31.10.2007, N 3520-6-1 от 30.11.2009, N ПГ/13204-6-1 от 27.05.2022).
Соответственно, документы регулируют исключительно вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 192 ТК РФ, но никак не деликтной, т.е. ответственности за причинение вреда по ст. 1064 ГК РФ, которая принята на страхование.
Также комиссией установлено виновное лицо - ООО "Речсервис" согласно п. 2.3.8 договора на оказание услуг по погрузке (выгрузке) и хранению МТР N ГСН-20_00000_Р_ТМН-13 от 22.05.2020 и п. 8.1.21 договора на оказание услуг водным транспортом в навигацию N ГСН-21/11106/100063/РС-17 от 26.01.2021, что следует из п. 8 акта осмотра поврежденного МТР N12 от 23.06.2021.
Поскольку материалами дела не подтверждается, что груз поврежден в результате ошибок или небрежности АО "Осетровский речной порт", то заявленное событие не является страховым случаем.
Кроме того, п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.5 правил страхования предусмотрено, что страхование не распространяется на случаи, связанные с возмещением вреда:
- не предусмотренного договором страхования;
- причиненного за пределами территории страхования, указанной в договоре страхования;
- в результате гибели (утраты), повреждения груза, если во время выдачи груза заказчик или уполномоченное им лицо не подали в письменной форме заявление оператору портового терминала об утрате, недостаче или повреждении груза с указанием количества утраченного (недостающего, поврежденного) груза и характера повреждений (например, сколы, трещины, царапины и т.п.).
П. 5.3.6 правил страхования предусмотрено, что не возмещаются также убытки по требованиям, заявляемым в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, в том числе в связи с нарушением сроков выполнения работ (оказания услуг).
Поскольку обстоятельства дела свидетельствуют о том, что заявленное событие подпадает под критерии, согласно которым страховая защита не предоставляется, то оно также не может являться страховым случаем.
Правоотношения ООО "СК "Согласие" и АО "Осетровский речной порт" обусловлены обязательственными отношениями из договора страхования ответственности за причинение вреда (разновидность договора имущественного страхования), к которым подлежат применению соответственно положения гл. 48 Гражданского кодекса РФ и Закона РФ N 4015-1 от 21.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В силу ст. 929 ГК РФ обязанность страховщика по выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования, наступает только при наступлении предусмотренного в договоре события.
Бремя доказывания факта наступления страхового риска (страхового случая), предусмотренного Договором страхования, лежит на Страхователе (Выгодоприобретателе) (п. 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2020 N 305-ЭС20-13137).
В соответствии с ч. 1 ст. 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.
Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлен порядок осуществления добровольного страхования, в частности в п. 3 ст. 3 указано, что добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
Ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определяет понятие страхового риска, страхового случая:
1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Заключая добровольный договор страхования, стороны руководствовались положениями ст.ст. 929, 942 ГК РФ, ст. ст. 3, 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в соответствии с которыми правила страхования являются обязательной для исполнения сторон и неотъемлемой частью договора страхования.
Легитимность применения правил страхования не оспорена, поскольку данные правила страхования:
- были вручены страхователю в момент заключения договора страхования;
- ссылка о неотъемлемости правил страхования содержится в тексте договора страхования;
- были согласованы с органом страхового надзора - Службой Банка России по финансовым рынкам, в соответствии с п. 10 ст. 32 Закона РФ N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- отсутствуют требования о признании правил страхования недействительными.
Следовательно, правила страхования отвечают всем требованиям, предъявляемым существующим законодательством к правилам добровольного страхования.
В п. 2.2 договора страхования, п.п. 4.2, 5.2, 5.3 правил страхования содержится перечень страховых и не страховых случаев в том понимании, которое законодатель заложил в ст.ст. 929, 942 ГК РФ, ст. ст. 3, 9 Закона РФ N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Аналогичный подход в практике применения норм, регулирующих добровольное страхование, изложен и в п. 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, из которого следует, что стороны договора добровольного страхования вправе по своему усмотрению определить перечень случаев, признаваемых страховыми, а также случаев, которые не могут быть признаны страховыми.
Также, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 20 от 27.06.2013 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан", стороны вправе включать в договор добровольного страхования имущества условия о действиях страхователя, с которыми связывается вступление в силу договора, об основаниях для отказа в страховой выплате, о способе расчета убытков, подлежащих возмещению при наступлении страхового случая, и другие условия, если они не противоречат действующему законодательству.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Страхователь, вступая в страховое правоотношение и оплачивая страховую премию в размере, определенном страховщиком с учетом сделанного им хозяйственного прогноза потенциальной вероятности наступления страхового случая не по причинам, исключающим страховое покрытие, принимает подобные условия страхования и не вправе рассчитывать на страховое возмещение при наступлении события, обусловленного такими причинами.
Иное толкование не соответствует принципу ожидаемости поведения участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны правоотношения, на котором строится принцип добросовестного осуществления гражданских прав, поскольку позволяло бы страхователю использовать преимущества низкой страховой премии, не соответствующей разумным ожиданиям страховщика о ее адекватности потенциальной вероятности наступления обязанности по выплате страхового возмещения в отсутствие оговоренных оснований освобождения от такой выплаты (п. 4 ст. 1, ст. 10 ГК РФ, п.3 ст. 307 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации условия правил страхования ООО "СК "Согласие", устанавливающие конкретные страховые случаи и исключающие факты объективной действительности (события) из числа страховых случаев, не противоречат Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ГК РФ, поскольку наступление названных событий (исключений) не ставится в зависимость от действий самого страхователя или выгодоприобретателя, оно связано с достигнутым соглашением о рисках, на случай наступления которых производилось страхование.
Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции руководствовался п.п. 1, 4 ст. 421, ст.ст. 927, 929, 942, 943, 944 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ наступление страхового случая, предусмотренного договором и правилами страхования, АО "Осетровский речной порт" не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2024 по делу N А40-244648/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244648/2023
Истец: АО "ОСЕТРОВСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ"
Ответчик: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ"