город Томск |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А27-23101/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (N 07АП-3601/2024) на решение от 21 марта 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23101/2023 (судья Ветошкин А.А.) по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1064205113620, ИНН 4205077178) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 23.11.2023 Nсс/10713/23, предписания от 23.11.2023 Nсс/10713/23, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альянс СК" (ОГРН 1194205016158, ИНН 4205382816),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Федянин К. М. по дов. от 25.12.2023, диплом,
От заинтересованного лица: Чернышова К. Д. по дов. от 10.01.2024, диплом,
От третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Кемеровское УФАС России) о признании недействительным решения от 23.11.2023 N сс/10713/23, о признании недействительным предписания от 23.11.2023 N сс/10713/23.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альянс СК" (далее - ООО "Альянс СК", третье лицо).
Решением от 21.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Кемеровского УФАС России от 23.11.2023 N сс/10713/23, признал недействительным предписание УФАС по Кемеровской области от 23.11.2023 N сс/10713/23, обязал Кемеровское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Росреестра.
Не согласившись с решением, Кемеровское УФАС России обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.03.2023 по делу N А27-23101/2023, и принять новый судебный акт - отказать заявителю в удовлетворении требований о признании незаконными решения (исх. N СС/10713/23 от 23.11.2023) и предписания (исх. N СС/10716/23 от 23.11.2023) Кемеровского УФАС России, удовлетворив апелляционную жалобу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что уборка помещения предполагает осуществление уборки части соответствующего здания, в котором и находится помещение, и соответственно в извещении о проведении электронного аукциона N 0339100013723000042 "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу" должны были быть установлены требования, предусмотренные пунктом 36 Постановления Правительства РФ N2571 об установлении дополнительных требований о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами Администрации, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица.
Представитель Кемеровского УФАС России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления Росреестра - доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей Кемеровского УФАС России и Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Управлением Росреестра 01.11.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС было опубликовано извещение N 0339100013723000042 на проведение электронного открытого аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории Управления Росреестра по Кемеровской области- Кузбассу.
Начальная (максимальная) цена контракта составила три миллиона пятьсот сорок одна тысяча четыреста пятьсот четыре рубля 04 копейки.
В Кемеровское УФАС России поступила жалоба ООО "Альянс СК" на действия Управления Росреестра (Заказчика закупки), нарушившего, по мнению подателя жалобы, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного открытого аукциона N 0339100013723000042.
Основанием для подачи жалобы послужило то обстоятельство, что Управлением Росреестра в аукционной документации не установлены дополнительные требования к поставщику услуг, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее - Постановление N 2571), а именно не установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ.
По результатам рассмотрения заявления Кемеровским УФАС России 21.11.2023 (исх. от 23.11.2023) вынесено в отношении Управления Росреестра решение N сс/10713/23, которым Управление Росреестра было признано нарушившим требования части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), выдано предписание от 21.11.2023 (исх. от 23.11.2023) Nсс/10713/23, которым Управлению Росреестра было предписано устранить нарушение Закона N44-ФЗ, отменить протоколы составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0339100013723000042 "Оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу" (при наличии); внести изменения в извещение об осуществлении закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и с учетом решения по делу N 042/06/31-1524/2023 от 21.11.2023.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Законом о контрактной системе.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном случае Постановлением от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно позиции 36 приложения к Постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участника закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Постановление N 2571 принято Правительством РФ в соответствии и в развитие положений, в том числе, части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В подпункте "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 36 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
При этом позиция 36 приложения находится в его разделе 6 "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", положений распространяющих действие этой позиции на участников закупки в других сферах деятельности в данном постановлении не содержится.
Объектом закупки являлось оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории Управления Росреестра.
При этом деятельность заказчика не отнесена к сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, заявленные к уборке помещения Управления не расположены в зданиях, в которых осуществляются указанные виды деятельности, в связи с чем требования, содержащиеся в позиции 36 приложения к Постановления N 2571 не подлежат применению в рассматриваемом случае.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения и предписания Кемеровского УФАС России, поскольку заказчиком не были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, выявленные антимонопольным органом.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
С учетом того, что Кемеровское УФАС России освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 марта 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23101/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23101/2023
Истец: Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "АЛЬЯНС СК"