г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А56-3930/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колосовым М.А.,
при участии:
от истца: Гусева В.А. (по доверенности от 05.02.2024);
от ответчика: Бочкарева Э.А. (по доверенности от 18.09.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5965/2024) общества с ограниченной ответственностью "Турбюро "Визит"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2024 по делу N А56-3930/2023 (судья Киселева А.О.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Турбюро "Визит"
к Местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Колпино
о признании и взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Турбюро "Визит" (ИНН 7813529883; далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга город Колпино (далее - Ответчик) о признании действий Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино в виде мотивированных отказов N 2081/01-10 от 01.07.2022 и N 2684/01-10 от 19.08.2022 от приемки работ и подписания акта сдачи-приемки выполненных работ; о взыскании неосновательного обогащения в размере 75 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставкой Банка России, начисляемые на сумму 75 000 руб., начиная с 27.10.2022 по дату фактического исполнения обязательства, штрафа в размере 4000 руб., пени за просрочку оплаты оказанных услуг в размере 15 940,26 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства и не исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, неправильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Истец указывает, на отсутствие надлежащей оценки судом доводов истца о том, что акты о выявленных недостатках истцу не передавались и не направлялись, на подписание данных актов представитель истца не приглашался, ввиду чего данные документы не могут служить надлежащим доказательством нарушения исполнителем условий контракта.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 (в составе председательствующего Геворкян Д.С., судей Загараевой Л.П., Гобачевой О.В.) рассмотрение апелляционной жалобы (регистрационный номер 13АП-5965/2024) ООО "Турбюро "Визит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2024 по делу N А56-3930/2023 отложено на 10.06.2024.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 в составе суда, рассматривающего дело N А56-3930/2023, судья Загараева Л.П. заменена на судью Третьякову Н.О.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик полагает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Местной администрацией МО г. Колпино (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Турбюро "Визит" (исполнителем) заключен муниципальный контракт N 647 от 12.05. 2022 на предоставление экскурсионных услуг (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства по оказанию экскурсионных услуг для жителей города Колпино (далее услуги), в объеме, предусмотренном описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту), расчетом стоимости (приложение N 2 к Контракту) и в сроки, установленные настоящим Контрактом.
Пунктом 2.1 Контракта, предусмотрено, что стоимость получаемых услуг, с учетом коэффициента аукционного снижения, составляет 1 200 150 руб.
Согласно пункту 2.12 Контракта при невыполнении или ненадлежащем выполнении Поставщиком обязательств по Контракту, исполнение обязательств по перечислению неустойки (штрафа/пени) в доход бюджета возлагаются на Заказчика (в соответствии со статьей 313 ГК РФ). При условии перечисления Заказчиком неустойки в доход бюджета, оплата по Контракту осуществляется путем выплаты Поставщиком суммы, уменьшенной на величину неустойки (пеней/штрафов) (в соответствии со статьями 40 и 41 Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно пункту 4.2 Исполнитель обязан в соответствии с условиями настоящего Контракта добросовестно оказать весь комплекс услуг, с применением своих материалов, с надлежащим качеством и в полном объеме, предусмотренном расчетом стоимости (приложение N 2 к Контракту), описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и в сроки, установленные настоящим Контрактом, не допуская оказания объемов услуг сверх объемов, предусмотренных настоящим Контрактом.
В силу пункта 4.4 Исполнитель обязан обеспечить выполнение настоящего Контракта в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации: с соблюдением требований безопасности жизни и здоровья, требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования санитарных правил и экологических требований, предъявляемых к оказываемым услугам, норм пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, с соблюдением норм техники безопасности, нормативов и правил, регулирующих вид деятельности по предмету Контракта.
В силу пункта 5.5 Контракта Исполнитель обязан в письменной форме в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания оказания услуг уведомить Заказчика о завершении услуг по Контракту и готовности услуг к сдаче, а также предоставить документы, предусмотренные пунктом 5.7, Контракта. Документы о приемке оказанных услуг формируются Исполнителем и направляются Заказчику с использованием ЕИС в виде структурированного документа о приемке оказанных услуг.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок оказания услуг: с момента заключения настоящего Контракта по 25 декабря 2022 года. Экскурсионные услуги оказываются Исполнителем по Заявке Заказчика (по Форме - Приложения N 1 к описанию объекта закупки).
В такой Заявке Заказчик указывает точные даты проведения экскурсий. Заявка направляется Исполнителю заблаговременно по адресу электронной почты, указанному в реквизитах Контракта.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец оказал ответчику услуги по организации тематических экскурсий "Александровский дворец" на общую сумму 1 200 150 руб., направив ответчику посредством Единой информационной системы акты от 08.06.2022, от 28.06.2022, от 01.07.2022, от 25.07.2022, от 22.08.2022 и от 20.10.2022.
Оплата за оказанные истцом услуги произведена ответчиком частично, ввиду удержания из сумм, подлежащих перечислению исполнителю, штрафных санкций в размере 75 000 руб., начисленных заказчиком в связи с ненадлежащим оказанием услуг, о чем исполнитель был уведомлен посредством направления в его адрес претензий N 1852/01-10 от 15.06.2022, N 2408/01-10 от 29.07.2022
Общество, посчитав необоснованным удержание с него денежных средств за оказанные услуги, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся материалы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Правилами N 1042.
Пунктом 4 Правил N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5000 руб. и не менее 1000 руб.
Согласно пункту 6.2 Контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В силу пункта 6.5 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены настоящего Контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
В исследуемом случае в целях выполнения требований части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, по факту выявленных нарушений заказчиком в ЕИС размещены претензии (требования) N 1852/01-10 от 15.06.2022, N 2408/01-10 от 29.07.2022 и составлены: Акт о выявленных недостатках от 28.05.2022, Акт о выявленных недостатках от 31.05.2022, Акт о выявленных недостатках от 02.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 04.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 09.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 11.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 18.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 25.06.2022, Акт о выявленных недостатках от 23.07.2022, Акт о выявленных недостатках от 30.07.2022, Акт о выявленных недостатках от 14.07.2022, Акт о выявленных недостатках от 16.07.2022, Акт о выявленных недостатках от 21.07.2022, Акт о выявленных недостатках от 28.07.2022.
Так, в процессе проведения экскурсий выявлены следующие нарушения и недостатки: по экскурсии 28.05.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; отсутствие оборудования автобуса кулером с водой и одноразовыми стаканчиками в количестве не менее 48 штук; необеспечение участников экскурсии индивидуальными средствами защиты для каждого участника (маска, перчатки); в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии.
По экскурсии 31.05.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя: отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии.
По экскурсии 02.06.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; отсутствие оборудования автобуса кулером с водой и одноразовыми стаканчиками в количестве не менее 48 штук; не обеспечение участников экскурсии индивидуальными средствами защиты для каждого участника (маска, перчатки); в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии.
По экскурсии 04.06.2022: отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; нарушение пункта 1.3. согласно п.3 таблицы N 1 п. 40 Программа экскурсии должна включать, Экскурсию по Александровскому дворцу и примыкающему к нему пейзажному парку, однако экскурсия по парку проведена не была, экскурсантам было дано свободное время для самостоятельной прогулки по парку; нарушение абзаца 4 пункта 5 по обеспечению предоставления входных билетов (проход) на объекты посещения для всех участников экскурсии независимо от категорий граждан, однако гид обязывала экскурсантов вставать в очередь в кассу для предъявления документов, подтверждающих льготу; в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии.
По экскурсии 09.06.2022 и по экскурсии 11.06.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; отсутствие оборудования автобуса кулером с водой и одноразовыми стаканчиками в количестве не менее 48 штук; не обеспечение участников экскурсии индивидуальными средствами защиты для каждого участника (маска, перчатки); в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии.
Кроме того, по экскурсии 11.06.2022 в нарушение программы экскурсии о том, что согласно пункту 3 таблицы N 1 пункт 40 экскурсии должна включать, Экскурсию по Александровскому дворцу и примыкающему к нему пейзажному парку, однако экскурсия по парку не проведена, экскурсантам дано свободное время для самостоятельной прогулки по парку.
По итогам проведения экскурсий 28.05.2022, 31.05.2022, 02.06.2022, 04.06.2022, 09.06.2022 и 11.06.2022 Исполнителю направлена Претензия N 1852/01-10 от 15.06.2022.
Так, в процессе дальнейшего проведения экскурсий, выявлены следующие нарушения и недостатки, о чем Исполнителю направлена Претензия N 2408/01-10 от 29.07.2022.
По экскурсии 18.06.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; отсутствие оборудования автобуса кулером с водой и одноразовыми стаканчиками в количестве не менее 48 штук; не обеспечение участников экскурсии индивидуальными средствами защиты для каждого участника (маска, перчатки); в нарушение пункта 1.5 не предоставлены номера автобуса, Ф.И.О. водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии уполномоченному представителю Заказчика не позднее 2 (двух) рабочих дней до дня проведения экскурсии, данные на водителя и гида предоставлены накануне экскурсии, номер телефона и Ф.И.О. сопровождающего лица, ответственного за проведение экскурсии; в нарушение программы экскурсии о том, что согласно п.3 таблицы N 1 п. 40 экскурсии должна включать, Экскурсию по Александровскому дворцу и примыкающему к нему пейзажному парку, однако экскурсия по парку проведена не была, экскурсантам было дано свободное время для самостоятельной прогулки по парку.
Кроме того, из-за плохой организации отправления экскурсии Исполнителем произошла задержка отправления автобуса на 25 минут (вместо 10-00, автобус отъехал в 10-25).
По экскурсии 25.06.2022: в нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая.
Кроме того, из-за плохой организации отправления экскурсии "Исполнителем", произошла задержка отправления автобуса на 60 минут (вместо 10-00, автобус отъехал в 11-00).
По экскурсии 14.07.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; не обеспечение предоставления списков участников экскурсии в день поездки.
По экскурсии 16.07.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту не обеспечение Исполнителем предоставления входных билетов (проход) на объекты посещения для всех участников экскурсии независимо от категорий граждан: не обеспечение сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; не обеспечения предоставления списков участников экскурсии в день поездки.
По экскурсии 21.07.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; из-за опоздания экскурсовода, произошла задержка отправления автобуса на 30 минут (вместо 10-00, автобус отъехал в 10-30).
По экскурсии 23.07.2022 и по экскурсии 28.07.2022: нарушение части II Приложения N 1 к Контракту отсутствие сопровождения участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая; отсутствие оборудования автобуса кулером с водой и одноразовыми стаканчиками в количестве не менее 48 штук; не обеспечение участников экскурсии индивидуальными средствами защиты для каждого участника (маска, перчатки);
Кроме того, из-за плохой организации отправления экскурсии от 28.07.2022 Исполнителем, произошла задержка отправления автобуса на 20 минут (вместо 10-00, автобус отъехал в 10-20).
Кроме того, не представлены фотоотчеты за поездки 04.06.2022, 02.07.2022, 09.07.2022.
Так как в ходе оказания услуг по Контракту заказчиком выявлены факты ненадлежащего оказания услуг исполнителем по контракту, заказчиком в соответствии с правилами определения размера неустойки начислена неустойка в общей сумме 75 000 руб. за 15 фактов неисполнения условий Контракта.
Истец, возражая против предъявления штрафных санкций, приводит доводы о том, что ответственным представителем исполнителя всегда является экскурсовод. Такой экскурсовод был, он осуществлял надлежащее сопровождение участников экскурсии. Полисы ОСАГО и страхования пассажиров от несчастного случая находились у водителя автобуса и были предоставлены при посадке в автобус, как того требует пункт 6 Приложения N 1 к Контракту. Автобус полностью соответствовал пункту 17 Приложения N 1 к Техническому заданию, пассажиры были обеспечены питьевой водой надлежащим образом. Пассажиры автобуса (участники экскурсии) были обеспечены защитными масками в полном объеме. Заказчиком после заключения Контракта уполномоченный представитель назначен не был, однако, Исполнитель сообщил Заказчику номер автобуса, ФИО водителя и экскурсовода (гида) и контактные номера их телефонов, номер телефона и ФИО сопровождающего лица, ответственного за проведения экскурсии надлежащим образом.
Приведенные истцом доводы о том, что ответственным представителем всегда является экскурсовод, не соответствует требованиям абзацу 5 пункта 5 описания объекта Закупки Приложения N 1 к Контракту, согласно которому, в процессе оказания услуг Исполнитель обязан обеспечить: предоставление комфортабельного автобуса не ранее 2013 года выпуска, с вместимостью не менее 47 посадочных мест; предоставление услуг экскурсовода (гида), сопровождающего участников экскурсии на маршруте и объектах посещения; предоставление входных билетов (проход) на объекты посещения для всех участников экскурсии независимо от категорий граждан; сопровождение участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; возможность использования мобильной связи на протяжении всей поездки с водителем, экскурсоводом и сопровождающим; предоставление фотоотчета по каждой экскурсии.
В данном случае, описанием объекта закупки установлены требования как к экскурсоводу (пункт 31), так и требования к ответственному представителю исполнителя определены пунктами (пункты 34 - 35), различными по своему содержанию.
Доводы истца о том, что надлежащим исполнением пункта 6 описания объекта закупки является предъявление при посадке в автобус полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, и полиса страхования пассажиров от несчастного случая, не соответствует требованием контракта.
Согласно пункту 3 Контракта Исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан иметь полис обязательного страхования автогражданской ответственности, и полис страхования пассажиров от несчастного случая, которые Исполнитель представляет Заказчику не позднее одного рабочего дня с момента заключения Контракта (предъявляются при посадке в автобус).
Таким образом, указанные документы представляются Заказчику не позднее одного рабочего дня с момента заключения Контракта, а также предъявляются при посадке в автобус.
Согласно пункту 4.1 Контракта Исполнитель обязан назначить в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения настоящего Контракта, ответственное лицо (уполномоченного представителя) за ходом оказания услуг по настоящему Контракту, официально известив об этом Заказчика в письменном виде с указанием должности, Ф.И.О., номера контрактного телефона для связи, адресом электронной почты и полномочий такого лица (приказ, доверенность). Такой представитель должен иметь необходимую квалификацию для организации оказания услуг и обеспечения качества оказываемых услуг по настоящему Контракту, а также осуществлять контроль над исполнением Контракта и решать оперативные вопросы.
Доказательств направления документов подтверждающих полномочия ответственного лица и документов, подтверждающих квалификацию представителя, со стороны исполнителя заказчику не представлено.
Факт нарушения истцом своих обязательств по контракту подтвержден материалами дела, в связи с чем начисление ответчиком штрафов является правомерным.
Доводы подателем апелляционной жалобы, о том, что акты составлены ответчиком в одностороннем порядке, исполнитель на составление актов о выявленных недостатках не вызывался, отклоняются судебной коллегией.
Согласно пункту 4.23 Контракта Заказчик обязан при обнаружении в ходе оказания услуг отступлений от условий настоящего Контракта, которые могут ухудшить качество оказанных услуг, или иных недостатков, незамедлительно обязан сообщить об этом Исполнителю в письменной форме, назначив срок их устранения. Выявленные отступления от условий настоящего Контракта фиксируются актом.
Таким образом, уведомлять Исполнителя о недостатках Заказчик обязан в письменной форме, что и было сделано в претензиях от 15.06.2022 и от 29.07.2022, Мотивированных отказах от приемки от 01.07.2022 и от 19.08.2022.
Условиями контракта не предусмотрен вызов Исполнителя на составление акта и направление акта Исполнителю.
В силу пункта 4.25 Контракта Заказчик вправе требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленной отчетной документации, подтверждающих исполнение обязательств на оказание услуг по настоящему Контракту.
В соответствии с пунктом 5.19 Контракта, в случае если Исполнитель не согласен с предъявленными Заказчиком требованиями в отношении недостатков (недоработок) в результате оказанных услуг, Исполнителем может быть назначена независимая экспертиза, расходы на проведение которой несет Исполнитель.
На основании пункта 4.15 Контракта Исполнитель обязан сотрудничать с Заказчиком для устранения препятствий, возникающих при исполнении настоящего Контракта и исполнять полученные в ходе оказания услуг указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего Контракта.
Таким образом, бремя доказывания качества оказанных услуг, согласно требованиям Контракта, возложено на Исполнителя.
Доказательства, опровергающие факты нарушения условий контракта, изложенные в претензиях и актах о выявленных недостатках, истцом не представлены.
Обязанность Исполнителя по обеспечению подачи автобуса в соответствии с согласованной датой проведения экскурсии, не позже, чем за 30 минут до начала проведения экскурсии, равно как обязанность предоставления входных билетов (проход) на объекты посещения для всех участников экскурсии независимо от категорий граждан; сопровождение участников экскурсии ответственным представителем Исполнителя; возможность использования мобильной связи на протяжении всей поездки с водителем, экскурсоводом и сопровождающим; предоставление фотоотчета по каждой экскурсии, прямо предусмотрена условиями Контракта.
Указанные нарушения Контракта, допущенные Обществом, являются существенными, влияющими на фактическое негативное восприятие потребителями данных услуг ввиду их задержки оказания таких услуг и уровню обслуживания.
Со стороны истца в период проведения закупки не направлялись запросы на разъяснения по положениям аукционной документации и не направлялись жалобы в ФАС на положения аукционной документации, что подтверждает полное согласие истца с положениями Контракта и технического задания.
Ссылка истца на нарушение ответчиком срока и порядка оплаты по Контракту, признаны несостоятельными.
Согласно пункту 4.2 Исполнитель обязан в соответствии с условиями настоящего Контракта добросовестно оказать весь комплекс услуг, с применением своих материалов, с надлежащим качеством и в полном объеме, предусмотренном расчетом стоимости (приложение N 2 к Контракту), описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и в сроки, установленные настоящим Контрактом, не допуская оказания объемов услуг сверх объемов, предусмотренных настоящим Контрактом.
В силу пункта 5.5 Контракта Исполнитель обязан в письменной форме в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания оказания услуг уведомить Заказчика о завершении услуг по Контракту и готовности услуг к сдаче, а также предоставить документы, предусмотренные пунктом 5.7 Контракта. Документы о приемке оказанных услуг формируются Исполнителем и направляются Заказчику с использованием ЕИС в виде структурированного документа о приемке оказанных услуг.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок оказания услуг: с момента заключения настоящего Контракта по 25.12.2022. Экскурсионные услуги оказываются Исполнителем по Заявке Заказчика (по Форме - Приложения N 1 к описанию объекта закупки). В такой Заявке Заказчик указывает точные даты проведения экскурсий. Заявка направляется Исполнителю заблаговременно по адресу электронной почты, указанному в реквизитах Контракта.
Таким образом, срок оказания услуг истекает либо 25.12.2022, либо по выполнению всего объема услуг по Контракту (всего количества экскурсий).
Согласно Таблицы N 1 пункт 40 Приложения N 1 к Контракту (описание объекта закупки) количество экскурсий - тематическая экскурсия "Александровский дворец" 22 шт, тематическая экскурсия "Усадьба Елизаветино + чаепитие с пирогами" - 5 шт.
Доводы Исполнителя об отсутствии обязанности "выбирать" весь объем услуг не соответствует Действительности, поскольку Контракт имеет конкретные объемы услуг, которые должны быть оказаны в соответствии с условиями Контракта.
Объем оказанных услуг определен в пункте 40 (приложение N 1 к Контракту), а также в расчете стоимости (приложение N 2 к Контракту), а согласно пунктам 1.1, 4.2 Контракта, Исполнитель обязан в соответствии с условиями настоящего Контракта добросовестно оказать весь комплекс услуг в объеме, предусмотренном описанием объекта закупки и расчетом стоимости.
По смыслу положений Контракта, оказание услуг по заявкам Заказчика направлено на определение точных данных по дате и времени экскурсий, а также о точном месте их отправления (пункту 3.1, 3.2 Контракта, Приложение N 1 к описание объекта закупки).
В силу пункта 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом устанавливается обязанность заказчика обеспечить приемку определенной части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства по контракту.
Таких условий заключенный сторонами Контракт не содержит.
Согласно пункту 5.20 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки оказанных услуг и направить Исполнителю мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, в случае обнаружения отступлений и недостатков, которые являются существенными и не могут быть устранены Исполнителем. Причиной отказа в приемке оказанных услуг может быть: несоответствие объемов предъявленных услуг фактически оказанным; некачественно оказанные услуги; отступления от условий Контракта, описания объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и нормативных документов, отсутствие паспортов и сертификатов на применяемые материалы и изделия; отсутствие требуемой исполнительной документации, отсутствие документов, указанных в настоящем Контракте, а также неправильное оформление документов.
Учитывая, что поэтапная приемка услуг, а, равно как и частичная приемка услуг по Контракту не предусмотрена, Заказчик, не вправе принимать услуги, оказанные не в полном объеме.
В связи с чем, Заказчик отказывал Исполнителю в приемке услуг, оказанных не в полном объеме, на основании пункта 5.20 Контракта, ввиду отступления от условий Контракта.
При этом приемка услуг по Контракту осуществлена после предъявления Исполнителем всего объема услуг по Контракту, на основании счета-фактуры N 90 от 19.09.2022.
Поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате штрафных санкций за нарушение сроков оплаты услуг, апелляционный суд также не усматривает.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции истца, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2024 по делу N А56-3930/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.С. Геворкян |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3930/2023
Истец: ООО "ТУРБЮРО "ВИЗИТ"
Ответчик: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ГОРОД КОЛПИНО