г. Челябинск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А47-11190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2024 по делу N А47-11190/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" - Алексеева Ю.А. (доверенность от 01.11.2023, диплом),
администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - Ильина А.В. (доверенность от 11.11.2023, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Лавр" - Горьков И.Г. (адвокат, доверенность от 15.04.2024).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" (далее - заявитель, ООО "УК "Соседи") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным и подлежащем отмене решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04.07.2023 (извещение N 23000010940000000004), обязании заключить с ООО "УК "Соседи" договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, село Тоцкое Второе, ул. Петрикова, д. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16; ул. Победы, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14; ул. Синельника, д. 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13.
Судом первой инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Созвездие", общество с ограниченной ответственностью "Лавр", общество с ограниченной ответственностью "Патриот", общество с ограниченной ответственностью "Домрус100".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ООО "УК "Соседи", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что претендент обязан предоставлять документы, подтверждающее его соответствие установленным требованиям. ООО "УК "Созвездие", ООО "Домрус100", ООО "УК "Патриот" не представили акты сверки с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) либо решения суда, подтверждающие отсутствие задолженности. Относительно названных документов имеется судебная практика, противоположная выводам суда первой инстанции. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должна быть представлена только в оригинале, при этом подача заявок в электронной форме не предусмотрена, соответственно, распечатанный электронный документ, без сопоставления его с документов в электронной форме, приобретает статус копии документов, а не оригинала. Выписка из ЕГРЮЛ выдана государственным органом, в связи с чем должна быть заверена нотариально. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что не предусмотрено представление в составе заявки лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - МКД). В отношении информации о наличии или отсутствии задолженности перед РСО в отношении ООО "Лавр" имелись противоречивые сведения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрацией организовано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, 31.05.2023 на сайте: www.torgi.gov.ru. размещено извещение N 23000010940000000004, в лот 1 вошли многоквартирные дома по адресам: Оренбургская область, Тоцкий район, село Тоцкое Второе, ул. Петрикова, д. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16; ул. Победы, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14; ул. Синельника, д. 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13.
Как следует из подпункта 2 пункта 4.3. конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
- документы, подтверждающие внесение средств в качеств обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение в оригинале);
- копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 "Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75), если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 4.12 конкурсной документации определено, что документы заявки на участие в открытом конкурсе представляются в оригинале либо в заверенных надлежащим образом копиях.
Копии документов, выданных государственными органами (свидетельства, лицензии) заверяются нотариально. Копии внутренних (собственно созданных) документов организация-претендент заверяет самостоятельно.
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом извещение N 23000010940000000004 от 04.07.2023, в соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступили заявки от ООО "УК "Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "Лавр", на основании решения конкурсной комиссии признаны участниками конкурса следующие претенденты: ООО "УК "Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "Лавр".
Согласно представленной ООО "УК "Созвездие" в составе заявки справке от 05.06.2023 N 10, задолженность за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, а также ТКО) перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периодов отсутствует, т.к. домов в управлении нет.
ООО "Патриот" представило в составе заявки на бумажном носителе выписку из ЕГРЮЛ от 24.11.2022, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области; выписку из реестра лицензий по состоянию на 19.06.2023, заверенную электронной подписью начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области; бухгалтерский баланс за 2022 год, подписанный электронной цифровой подписью руководителя организации и электронной цифровой подписью сотрудника налогового органа в его принятии; справки филиала "Уральский" РЭС Оренбургский Оборонэнерго от 20.06.2023 N УРЛ/Р02/233, ЖКС N 16 (г. Оренбург) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО от 20.06.2023 N 370/У/3/16/1560, обособленного подразделения "Оренбургское" ООО "Инвестиционная сервисная компания" от 20.06.2023 N 404 об отсутствии заключенных договоров и, как следствие, об отсутствии задолженности.
ООО "Домрус100" представило в составе заявки справку от 28.06.2023 об отсутствии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу; о наличии лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области N 056000369 от 27.09.2021, копию бухгалтерского баланса за 2022 год.
ООО "Лавр" представило в составе заявки бухгалтерский баланс за 2022 год, подписанный электронной цифровой подписью руководителя организации и электронной цифровой подписью сотрудника налогового органа в его принятии; справку от 26.06.2023 N 149-к/2013-2/1 об отсутствии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода; акты сверок взаимных расчетов с АО "ЭнергосбыТ Плюс", ООО "Оренбург Водоканал", ОП ООО "ИСК" "Оренбургское", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации", ПАО "Т Плюс".
ООО "УК "Соседи", полагая, что допуск названных участников являлся незаконным ввиду непредставления отдельных сведений, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения проведения торгов со стороны администрации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В обоснование заявленных требований ООО "УК "Соседи" указывает на то, что ООО "Управляющая компания "Созвездие", ООО "Лавр", ООО "Патриот", ООО "Домрус100" были незаконно допущены к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04.07.2023 (извещение N 23000010940000000004), поскольку их заявки не соответствуют требованиям действующего законодательства и конкурсной документации, в связи с чем администрация обязана заключить с ООО "УК "Соседи" договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, село Тоцкое Второе, ул. Петрикова, д. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16; ул. Победы, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14; ул. Синельника, д. 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13.
Так, указанными организациями
в составе заявки на участие в конкурсе не представлены акты сверки либо решения суда, вступившие в законную силу, за 2 и более расчетных периода, подтверждающие у претендентов отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (ООО "УК "Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100");
в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ, которая подписана ЭЦП, что не является равнозначной документу на бумажном носителе, не установлена тождественность документа (ООО "Патриот");
в составе заявки не представлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и копия квалификационного аттестата (ООО "Домрус100"), представлена выписка из реестра лицензий, заверенная ЭЦП, что не является равнозначной документу на бумажном носителе, не установлена тождественность документа (ООО "Патриот");
в составе заявки представлена копия бухгалтерского баланса, подписанная ЭЦП, не установлена тождественность документа (ООО "Патриот"; ООО "Домрус100", ООО "Лавр");
при наличии задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, что подтверждается предоставленными судебными актами, администрацией незаконно допущено ООО "Лавр" к участию в конкурсе.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением 4 к данным Правилам.
При этом пункт 53 Правил N 75 устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые претендент на участие в конкурсе обязан представить в составе своей конкурсной заявки.
Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих правил, не допускается (пункт 54 Правил N 75).
Согласно пункту 15 Правил N 75 при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам:
1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;
3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;
5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента;
6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации;
7) отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу;
8) отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пункты 16, 17 Правил N 75 устанавливают, что требования, указанные в пункте 15 Правил N 75, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам. Проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 Правил N 75, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Согласно пункту 18 Правил N 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 Правил N 75 документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил N 75.
При этом в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 Правил N 75, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (пункт 19 Правил N 75).
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил N 75, не допускается (пункт 20 Правил N 75).
Апеллянт указывает, что основанием для допуска к участию ООО "УК "Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100" явилось отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе актов сверки либо решения суда, вступившего в законную силу, за 2 и более расчетных периода, подтверждающие у претендентов отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК "Созвездие" в составе заявки представило справку от 05.06.2023 N 10, согласно которой задолженность за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, а также ТКО) перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периодов отсутствует, так как домов в управлении нет.
ООО "Патриот" представило в составе заявки справки филиала "Уральский" РЭС Оренбургский Оборонэнерго от 20.06.2023 N УРЛ/Р02/233, ЖКС N 16 (г. Оренбург) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО от 20.06.2023 N 370/У/3/16/1560, обособленного подразделения "Оренбургское" ООО "Инвестиционная сервисная компания" от 20.06.2023 N 404 об отсутствии заключенных договоров и, как следствие, об отсутствии задолженности.
ООО "Домрус100" представило в составе заявки справку от 28.06.2023 года об отсутствии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода.
Апеллянт считает, что для подтверждения соответствия требованиям, установленным подпунктом 7 пункта 15 Правил N 75, возможно представление исключительно актов сверки либо вступивших в силу решения судов.
Подпунктом 7 пункта 15 Правил N 75 предусмотрено, что отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода является обязательным требованием к претенденту. Отсутствие задолженности подтверждается актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу.
Требований к форме и содержанию указанных актов Правилами N 75 не установлено.
Перечень документов, обязательный для представления в составе заявке, определен пунктом 53 Правил N 75 и в силу пункта 54 Правил N 75 является исчерпывающим.
Указанный Перечень не содержит такого документа как "акт сверки", подтверждающий отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в силу пункта 54 Правил N 75 администрация не вправе требовать от участника конкурса представления соответствующего документа.
Пункт 17 Правил N 75 определяет, что проверка соответствия требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 Правил N 75, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Соответственно, администрация не лишена права проверить представленные документы, однако не вправе требовать представление актов сверки, решений судов, как документы, не указанные в пункте 53 Правил N 75.
Учитывая, что требования к форме и содержанию указанных документов, подтверждающих отсутствие задолженности, Правилами N 75 не установлены, ООО "УК "Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100", представили необходимые в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям - отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода.
В отношении ООО "Лавр" заявитель полагает, что имеются противоречивые сведения относительно наличия фактов задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода.
В частности, по мнению апеллянта, на момент подачи заявок (27.06.2023) имелась информация о судебных разбирательствах, в рамках которых к ООО "Лавр" были предъявления требования РСО о взыскании задолженности (N А47-6993/2023 - выдан исполнительный лист 27.06.2023; N А47-5581/2023 - подано ходатайство о выдаче исполнительного листа 06.07.2023; N А47-3144/2023 - выдан исполнительный лист 03.05.2023; N А47-10243/2023 вынесено определение о принятии искового заявления от 04.07.2023).
В связи с чем, представленные ООО "Лавр" сведения об отсутствии задолженности являлись недостоверными и в силу подпункта 1 пункта 18 Правил N 75 являлось основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
ООО "Лавр" представило в составе заявки справку от 26.06.2023 N 149-к/2013-2/1 об отсутствии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода; акты сверок взаимных расчетов с АО "ЭнергосбыТ Плюс", ООО "Оренбург Водоканал", ОП ООО "ИСК" "Оренбургское", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации", ПАО "Т Плюс", а также доказательства погашения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями до подачи заявки на участие в конкурсе по делам NN А47-5581/2023, А47-6993/2023, А47-3144/2023, А47-10243/2023.
Апеллянт указывает, что ООО "Патриот" в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ, которая подписана ЭЦП, что не является равнозначной документу на бумажном носителе, не установлена тождественность документа.
Как следует из материалов дела, ООО "Патриот" представило в составе заявки на бумажном носителе выписку из ЕГРЮЛ от 24.11.2022, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области.
Вопреки позиции апеллянта, ни конкурсной документацией, ни Правилами N 75 не установлено запрета на предоставление в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, полученной в электронной форме с электронной подписью.
Кроме того, сведения, содержащиеся в выписке ЕГРЮЛ, находятся в открытом доступе на официальном сайте ФНС России.
В связи с чем довод заявителя о несоответствии требованиям конкурсной документации представленной в составе заявке ООО "УК "Патриот" выписки ЕГРЮЛ подлежит отклонению.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) сведения о юридическом лице содержатся в ЕГРЮЛ и предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи 5, 6).
Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно, что следует из пункта 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 года N ММВ-7-14/640@ утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 13 Регламента результатом предоставления государственной услуги при предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) является выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
При поступлении запроса о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), направленного с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России и на Едином портале, программными средствами ФНС России в автоматическом режиме осуществляется формирование выписки о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа (пункт 137 Регламента).
Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в форме электронного документа осуществляется в режиме реального времени с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России и на Едином портале (пункт 138 Регламента).
При этом пунктами 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
Относительно необходимости заверения документов в нотариальном порядке коллегия отмечает следующее.
Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 02.02.2017 N ОГ-Д28-1066 на сайте ФНС России www.nalog.ru реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.
При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
Таким образом, участник конкурса вправе представлять в составе заявки на участие в закупке выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
В рассматриваемом случае представленная ООО "Патриот" выписка из ЕГРЮЛ в виде электронного документа на бумажном носителе подписана усиленной квалифицированной ЭЦП, в реквизитах подписи имеются все сведения, позволяющие установить действительность подписи.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствовали основания для отклонения заявки ООО "Патриот" к участию в конкурсе со ссылкой на то, что в составе заявки отсутствовал оригинал или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия выписки из ЕГРЮЛ; возможность проверить достоверность сведений, содержащихся в представленной участником конкурса выписке, может быть осуществлена на официальном сайте налогового органа.
Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 306-КГ18-13540.
Апеллянт указывает, что в составе заявки не представлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и копия квалификационного аттестата (ООО "Домрус100"), представлена выписка из реестра лицензий, заверенная ЭЦП, что не является равнозначной документу на бумажном носителе, не установлена тождественность документа (ООО "Патриот").
ООО "Домрус100" представило в составе заявки справку от 28.06.2023, в которой указало на наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области N 056000369 от 27.09.2021.
ООО "Патриот" представило в составе заявки на бумажном носителе выписку из реестра лицензий по состоянию на 19.06.2023, заверенную электронной подписью начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области.
Соответственно третьими лицами представлены справка и информация о наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. С учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, наличие лицензии подтверждается реестровой записью в системе ГИС ЖКХ.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Правилами N 75 и конкурсной документацией не предусмотрено наличие в составе заявки претендента лицензии (выписки из реестра лицензий, уведомлении о выдаче лицензии, приказа о предоставлении лицензии), в связи с чем представленная информация признана достаточной на стадии определения участников конкурса.
Довод заявителя о представлении выписки из реестра лицензий, заверенной ЭЦП, подлежит отклонению по вышеуказанным мотивам.
Относительно представления ООО "Патриот"; ООО "Домрус100", ООО "Лавр" копий бухгалтерского баланса, подписанных ЭЦП, установлено следующее.
Условие о представлении копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период обусловлено необходимостью соблюдения подпункта 5 пункта 15 Правил N 75, предусматривающего в качестве одного из требований к претендентам при проведении конкурса, отсутствие кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Кроме того, часть 1 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ устанавливает, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) к компетенции общего собрания участников общества, в том числе, относится утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.
ООО "Домрус100" в составе заявки представлена копия бухгалтерской отчетности за 2022 год, заверенная руководителем с проставлением оттиска печати организации.
ООО "Лавр" в составе заявки представлена копия бухгалтерской отчетности за 2022 год на бумажном носителе, на представленной отчетности имеется составленная руководителем организации отметка о том, что документ существует в электронном виде, копия отчетности заверена руководителем с проставлением оттиска печати организации.
ООО "Патриот" в составе заявки представлена копия бухгалтерской отчетности за 2022 год на бумажном носителе, бухгалтерская отчетность подписана электронной подписью руководителя организации и отправлена через АО "ПФ СКБ Контур" 10.03.2023 в налоговый орган, получена налоговым органом 10.03.2023, о чем свидетельствует электронная подпись сотрудника налогового органа, копия отчетности заверена руководителем организации в составе пакета представленных документов с проставлением оттиска печати организации.
ООО "Патриот" с 24.11.2022 применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем представлена в составе заявки справка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области N 27503 о том, что ООО "Патриот" задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам не имеет.
Таким образом, вопреки подходу апеллянта, в составе заявок ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "Лавр", ООО "УК "Созвездие" в полном объеме и в надлежащей форме представлены полный пакет документов, а также все необходимые сведения.
Как верно указано судом первой инстанции, администрация на дату принятия оспариваемого решения не располагала неопровержимыми и документально подтвержденными сведениями о несоответствии ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "УК "Созвездие", ООО "Лавр" установленным Правилами N 75 и конкурсной документацией требованиям.
ООО "УК "Соседи" сведения о несоответствии ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "УК "Созвездие", ООО "Лавр" установленным требованиям в суд не представило, заявителем не доказано, что администрация необоснованно допустила к участию в конкурсе ООО "УК Созвездие", ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "Лавр" и, следовательно, в противном случае заявитель должен быть признан победителем.
Следовательно, допуская к участию в конкурсе ООО "Патриот", ООО "Домрус100", ООО "Лавр", ООО "УК "Созвездие", администрацией положения Правил N 75 не нарушены, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "УК "Соседи".
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2024 по делу N А47-11190/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11190/2023
Истец: ООО "УК Соседи"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРЕЧЕНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ТОЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, ООО "ДОМРУС100", ООО "Лавр", ООО "УК "Патриот", ООО "УК "Созвездие"