г. Москва |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А40-206867/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Лялиной Т.А., Проценко А.И. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ананиевым Х.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России,
Общества с ограниченной ответственностью "Астра"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-206867/23,
принятое судьей Жежелевской О.Ю. (62-1701)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Астра" (ИНН: 2364008200)
к 1. Министерству обороны Российской Федерации (инн: 7704252261),
2. Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (инн: 5031006724),
3. Федеральному государственному автономному учреждению
"Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (инн: 5047041033)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Исаева А.А.по выписке из ЕГРН;
от ответчика 1: Удальцова Е.М. по доверенности от 09.11.2022;
от ответчика 2: Удальцова Е.М.по доверенности от28.12.2023;
от ответчика 3: Мокрецов Н.Н. по доверенности от 20.05.2024.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Астра" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Минобороны России, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России задолженности за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома в сумме 220 837 руб. 99 коп..
Решением суда от 12.12.2023 года в солидарном порядке с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России в пользу ООО "Астра" взыскан основной долг в сумме 76 556 руб. 95 коп., почтовые расходы в сумме 929 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 571 руб. 22 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Минобороны России отказано.
ООО "Астра" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права, неверный расчет задолженности.
Минобороны России представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы истца необоснованными.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (пункт 4 части 1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ООО "Астра" осуществляет функции по управлению, обслуживанию и эксплуатации, а также предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, Гулькевич район, г.Гулькевичи, ул. Короткова дом 201А, несет расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России и ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, за которыми согласно выпискам из ЕГРН на праве оперативного управления были закреплены спорные жилые помещения (квартиры) N N 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 17, 18, 19, 20, 35, 40, 52, 57, по вышеуказанному адресу, по оплате коммунальных услуг и платежей, связанных с содержанием и управлением многоквартирного дома по вышеназванному адресу, за период с января 2022 года по декабрь 2022 года в сумме 220 837 руб. 99 коп.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из пункта 3 ст. 123.21, пункта 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" следует, что учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении, и имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных законом несет собственник соответствующего имущества.
Между тем выводы суда первой инстанции в части привлечения ответчиков к солидарной ответственности сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 ст.322 Гражданского кодекса Российской Федерации, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (часть 2 ст.322 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела, на основании приказа Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 14.04.2022 года N 1025 и акта приема-передачи от 12.05.2022 года N 141/7/2230нс жилые помещения, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Короткова дом 201 А, были переданы от ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс".
Государственная регистрация права оперативного управления за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России прекращена и оформлена за ФГАУ "Росжилкомплекс", что подтверждается выписками из ЕГРН: с 01.08.2022 года в отношении помещений N N 1, 4, 9, 10, 11, 14, 17, 19, 20, 35, 40, 52, 57, с 29.07.2022 года в отношении помещений NN 2, 6, 7, с 02.08.2022 года в отношении помещения N 18.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации за период с 01.01.2022 года по 31.07.2022 года в отношении помещений N N 1, 4, 9, 10, 11, 14, 17, 19, 20, 35, 40, 52, 57; в отношении помещения NN 18 с 01.01.2022 года по 01.08.2022 года, в отношении помещений NN 2, 6, 7 с 01.01.2022 года по 28.07.2022 года, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении.
ФГАУ "Росжилкомплекс" обязательства по содержанию спорных квартир должно нести: в отношении помещений N N 1, 4, 9, 10, 11, 14, 17, 19, 20, 35, 40, 52, 57 с 01.08.2022 года по 31.12.2022 года; в отношении помещения N 2,6,7 с 29.07.2022 года по 31.12.2022 года, в отношении помещения NN 18 с 02.08.2022 года по 31.12.2022 года.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", части 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России у которого спорные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В то же время, пунктом 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
При этом абзацем 2 пункта 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения, но только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.
Таким образом, Минобороны России не отвечает по обязательствам ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2023 г. по делу N А40-206867/23 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (инн: 5031006724), а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Астра" (ИНН: 2364008200) задолженность в сумме 128 564 (сто двадцать восемь тысяч пятьсот шестьдесят четыре) руб.80 коп., почтовые расходы в сумме 336 (триста тридцать шесть) руб., и расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 4 318 (четыре тысячи триста восемнадцать) руб..
Взыскать с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (инн: 5047041033) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Астра" (ИНН: 2364008200) задолженность в сумме 92 273 (девяносто две тысячи двести семьдесят три) руб.19 коп., почтовые расходы в сумме 593 (пятьсот девяносто три) руб., и расходы по уплате государственной пошлины в по иску в сумме 3 099 (три тысячи девяносто девять) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Т.А.Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206867/2023
Истец: ООО "АСТРА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ