18 июня 2024 г. |
Дело N А87-9/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Архипенко А.М., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 27.03.2024 по делу N А87-9/2023 (А02-9/2023), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" к Администрации города Луганска Луганской Народной Республики о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" (далее - заявитель, общество, ООО "СБ-Апекс") обратилось в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением о признании недействительным предписания Администрации города Луганска Луганской Народной Республики (далее - Администрация г. Луганска) от 11.02.2022 N 24.
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 27.03.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СБ-Апекс" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о неисполнимости предписания, поскольку в нем не указан конкретный способ устранения допущенного нарушения, содержатся общие формулировки, следовательно, предписание не соответствует критерию законности и создает условия для дальнейшего привлечения общества к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Луганска Луганской Народной Республики возразила на приведенные в жалобе доводы, полагая их несостоятельными, а судебное решение - не подлежащим отмене.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи нежилых зданий от 27.12.2012 ООО "СБ-Апекс" приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: город Луганск, улица Звейнека, дом 145ф.
По результатам проверки, проведенной основании распоряжений главы Администрации города Луганска Луганской Народной Республики от 22.10.2021 N 599/3 "О проведении внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства Луганской Народной Республики ООО "СБ-Апекс" и от 26.11.2021 N 1070 "О продлении срока проведения внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства Луганской Народной Республики ООО "СБ-Апекс", установлено, что государственная регистрация права собственности на указанные объекты в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики, обществом не осуществлена. Права на земельный участок, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, в соответствии с требованиями Временного порядка регулирования земельных отношений на территории Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.11.2016 N 637 (далее - Временный порядок N 637), не оформлены.
Согласно акту обследования земельного участка от 09.12.2021 и акту проверки от 16.12.2021 площадь земельного участка, занятая объектами недвижимого имущества и прилегающей территорией - 6,9515 га. При этом правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, распоряжение о предоставлении в пользование земельного участка Администрацией г. Луганска не принималось.
Проверкой установлено, что на указанном земельном участке государственной собственности размещены следующие объекты: здание корпуса заготовочного цеха с рампами, здание материально-технического склада с рампами, здание склада химикатов, здание компрессорной с тамбуром, здание лаборатории с подвалом и тамбуром, здание ацетиленовой станции, здание склада ГСМ, здание зарядной станции с входным крыльцом, здание очистных сооружений, здание котельной с дымовой трубой, здание мазутохранилища с подвалами и входным крыльцом, здание мазутонасосной станции с подвалом, здание собакопитомника с подвалом и входным крыльцом, здание склада газовых баллонов, здание газораспределительного пункта с входным крыльцом, здание проходной N 2 с подвалом. Территория земельного участка частично ограждена и благоустроена, имеет грунтовое и асфальтобетонное покрытие.
По данному факту уполномоченный орган пришел к выводу, что общество самовольно заняло земельный участок площадью 5,6090 га, необходимый для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества, и использует земельный участок площадью 1,3425 га, непосредственно занятый объектами недвижимого имущества, расположенными по адресу: Луганская Народная Республика, г. Луганск, ул. Звейнека, д.145ф, без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По результатам проверки общество постановлением от 01.02.2022 N 32 привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП ЛНР, предусматривающей ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В целях устранения выявленного нарушения земельного законодательства Администрация г. Луганска выдала обществу предписание от 11.02.2022 N 24, в котором предписано в период с 12.02.2022 по 12.06.2022 осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений земельного законодательства на земельном участке площадью 6,9515 га согласно нормам действующего законодательства, информацию о выполнении представить в срок до 12.06.2022.
Полагая, что выданное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Луганской Народной Республики обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" (далее - ФКЗ N 6) нормативные правовые акты Луганской Народной Республики действуют на территории Луганской Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Луганской Народной Республики.
Согласно статье 36 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Временным порядком N 637, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, урегулированы отношения по использованию и охране земель в Луганской Народной Республики, особенности использования земельных участков государственной собственности Луганской Народной Республики.
Пунктом 1.1 Временного порядка N 637 определено, что до установления законодательного разграничения земель государственной и муниципальной собственности, расположенные в пределах (границах) территории Луганской Народной Республики, учитываются как государственная собственность Луганской Народной Республики.
В силу пункта 9.2 Временного порядка N 637 Администрация города Луганска осуществляет контроль за использованием и охраной земель на соответствующей территории.
Согласно пунктам 4.6, 4.7 Временного порядка N 637 право на землю подлежит государственной регистрации исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере земельных отношений. Моментом возникновения (изменения, прекращения) права на землю является дата проведения государственной регистрации такого права.
Пунктом 8.1 Временного порядка N 637 установлено, что права аренды (пользования) на земельный участок удостоверяют следующие документы, зарегистрированные в установленном порядке:
а) право аренды земельного участка - договор аренды земельного участка;
б) право субаренды земельного участка - договор субаренды земельного участка;
в) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком - свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
г) право безвозмездного срочного пользования земельным участком - договор безвозмездного срочного пользования земельным участком;
д) право застройки чужого земельного участка - договор суперфиция.
Пунктами 9.4, 9.5 Временного порядка N 637 предусмотрено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный им вред.
Порядком организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства Государственным комитетом по земельным отношениям Луганской Народной Республики и/или администрациями городов и/или районов Луганской Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 19.01.2016 N 14 (действовало на территории республики на момент выдачи предписания), предусмотрено, что контролирующим органом в целях устранения выявленного в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства Луганской Народной Республики и устранения его последствий выдается предписание, которое является обязательным для выполнения письменным требованием.
Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к верному выводу, что использование земельного участка предполагает наличие документов, подтверждающих право на используемый земельный участок. Использование земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов является нарушением регионального земельного законодательства и влечет ответственность.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно признал обжалуемое предписание законным и по праву отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о неисполнимости выданного предписания подлежат отклонению в силу следующего.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, обладало реальной возможностью совершить комплекс необходимых действий в установленные сроки в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленные нарушения.
Как установлено судом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, содержит конкретные требования, предусматривает срок устранения выявленного нарушения, возможные способы устранения допущенного нарушения земельного законодательства с учетом характера выявленного нарушения и права общества устранить нарушение в любой из предусмотренных законом способов.
При этом действующее законодательство не возлагает на контролирующие (надзорные) органы обязанность по указанию в предписании конкретных способов устранения выявленных нарушений. Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения нарушения, предоставляет субъекту экономической деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания. Какие именно это будут действия и посредством какого правового механизма они будут исполнены, является усмотрением самого общества.
Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения данного предписания, за его разъяснением общество не обращалось, доказательств совершения всех зависящих от него исчерпывающих мер, направленных на недопущение нарушений земельного законодательства, не представлено.
Наличие у общества на праве собственности объектов недвижимого имущества не означает в силу приведенного правового регулирования возможность использования земельного участка без оформления на него правоустанавливающих документов, не порождает у заявителя в автоматическом порядке право владения всем земельным участком, в том числе не занятым объектами недвижимости.
Таким образом, оспариваемое предписание отвечает критерию исполнимости, содержит ясно сформулированное требование о необходимости провести мероприятия по устранению нарушения земельного законодательства, в предписании дан достаточный срок исполнения (4 месяца), каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит, на общество возложена законная обязанность совершить действия по устранению нарушений земельного законодательства.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого предписания недействительным, предписание не нарушает прав и законных интересов общества.
При оценке законности оспариваемого предписания и нарушения прав заявителя апелляционный суд исходит также из того, что предписание от 11.02.2022 N 24 вынесено не с целью запрета использования зданий и земельного участка, а с целью понуждения общества к приведению такого использования в соответствие с требованиями законодательства.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции при разрешении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права. Не отражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2021 N 304-ЭС20-22212, от 24.09.2019 N 305-ЭС19-16304).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и подлежат отклонению. Иное толкование заявителем положений законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 27 марта 2024 года по делу N А87-9/2023 (А02-9/2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СБ-Апекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-9/2023
Истец: ООО "СБ-АПЕКС"
Третье лицо: Администрация города Луганска Луганской Народной Республики