г. Чита |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А19-16453/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сельстрой" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2024 года по делу N А19-16453/2023 по заявлению закрытого акционерного общества "Сельстрой" (ОГРН 1023802703748, адрес: 666130, Иркутская область, Ольхонский район, Еланцы село, Гагарина улица, 2) к Администрации Шара-Тоготского муниципального образования администрации сельского поселения (ОГРН 1053827059098, адрес, 666135, Иркутская область, Ольхонский район, Шара-Тогот село, 50 лет Победы улица, д. 13) о признании незаконным постановления от 22.06.2022 N 39 об установлении публичного сервитута для прохода и проезда к дачным участкам ДНТ "Восточная Лагуна" в отношении части земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:530,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ДНТ "Восточная Лагуна" (ОГРН 1093827001806, адрес: 666130, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Гагарина. д. 9, корп. 2), Администрации Ольхонского муниципального образования (ОГРН 1023802703605, адрес: 666130, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Пенкальского. д. 14), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1033801004357, адрес: 664025, Иркутская область, г.Иркутск, ул. Российская, д. 17), федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" (ОГРН 1143850005122, адрес: 664050, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д.291Б), Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ОГРН 1173850044818, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, стр. 46),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сельстрой" (далее - заявитель, ЗАО "Сельстрой") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Шара-Тоготского муниципального образования администрации сельского поселения (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным постановления от 22.06.2022 N 39 об установлении публичного сервитута для прохода и проезда к дачным участкам ДНТ "Восточная Лагуна" в отношении части земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:530.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: ДНТ "Восточная Лагуна" (далее - третье лицо -1, ДНТ "Восточная Лагуна"), Администрация Ольхонского муниципального образования (далее - третье лицо -2, администрация Ольхонского МО), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - третье лицо -3, ТУФАУГИ), федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" (далее - третье лицо -4, учреждение), Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - третье лицо -5, прокуратура).
Решением суда от 11 марта 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав, в том числе на установление публичного сервитута в интересах юридического лица ДНТ "Восточная лагуна"; недоказанность наличия необходимости предоставления проезда и прохода для неопределенного круга лиц; несостоятельность довода природоохранной прокуратуры о невозможности использования альтернативного проезда.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Ольхонского муниципального образования выразила согласие с решением суда, указав на необоснованность доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:530.
Постановлением администрации Шара-Тоготского поселения от 22.06.2022 N 39 в отношении части земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:530, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Зун-Хагуун, категория земли: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование: "под базу отдыха", принадлежащего ЗАО "Сельстрой" на праве собственности, установлен публичный сервитут для прохода и проезда к дачным участкам ДНТ "Восточная Лагуна".
Постановлением администрации Шара-Тоготского поселения от 22.08.2023 N 75 внесены изменения в постановление от 22.06.2022 N 39, согласно которым определено установить на срок до 22.06.2071 публичный сервитут в целях обеспечения нужд местного населения без изъятия земельных участков, в интересах неограниченного круга лиц, а также членов дачного некоммерческого товарищества "Восточная лагуна" в отношении части (площадью 425 кв.м.) земельного участка площадью 87046 кв.м. с кадастровым номером 38:13:060703:530 разрешенным использованием "под базу отдыха; для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения", расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Зун-Хагуун, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Сельстрой" для прохода и проезда граждан.
ЗАО "Сельстрой" оспорило постановление в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные участвующими в деле лицами доводы, не установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции поддерживает суд первой инстанции, установивший при правильном применении норм действующего законодательства и полном установлении обстоятельств дела, законность оспариваемого постановления и отсутствие нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно части 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В части 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Часть 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
Постановлением администрации Шара-Тоготского поселения от 15.05.21 N 58 утвержден Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории Шара-Тоготского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 58 публичные сервитуты устанавливаются для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
Пункт 4 Порядка N 58 определяет, что публичный сервитут устанавливается постановлением администрации Шара-Тоготского сельского поселения при наличии муниципальных нужд, а также нужд местного населения:
1) по инициативе администрации Шара-Тоготского сельского поселения;
2) на основании заявления органов государственной власти Российской Федерации, органов власти Иркутской области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц заинтересованных в установлении публичного сервитута.
Согласно пункту 5 Порядка N 58 срок публичного сервитута определяется постановлением администрации Шара-Тоготского сельского поселения о его установлении. Срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
В силу пункта 9 Порядка N 58 в постановлении администрации Шара- Тоготского сельского поселения об установлении публичного сервитута указываются:
1) цель установления публичного сервитута;
2) сведения о земельном участке, в отношении которого устанавливается публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер (при наличии), площадь, категория земли;
3) сведения о правообладателе (правообладателях) соответствующего земельного участка;
4) срок публичного сервитута.
К постановлению администрации Шара-Тоготского сельского поселения об установлении публичного сервитута прилагается описание местоположения границ публичного сервитута.
Пункт 6 Порядка N 58 содержит перечень документов, которые представляются заявителем вместе с заявлением, содержащим указание на наименование и адрес заявителя, местонахождение, площадь земельного участка, кадастровый номер земельного участка (при наличии), в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, цель установления публичного сервитута, предполагаемый срок.
К заявлению об установлении публичного сервитута прилагаются следующие документы:
1) в случае обращения юридического лица: устав, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенность лица уполномоченного представлять интересы заявителя;
2) в случае обращения физического лица - документ, удостоверяющий личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. В случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) в случае обращения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления: копия Положения о соответствующем органе:
4) графическое описание местоположения границ публичного сервитута в форме электронного документа, состоящее из схемы расположения границ публичного сервитута и описания границ публичного сервитута, содержащего координаты характерных точек границ публичного сервитута, в соответствии с системой координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
5) обоснование необходимости установления публичного сервитута, состоящее из расчетов и доводов, капающихся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, обеспечении безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, и обоснования невозможности использования земельных участков, земель и территорий общего пользования, земель, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для достижения целей испрашиваемого публичного сервитута.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией Шара-Тоготского вынесено постановление от 22.06.2022 N 39. которым в отношении части земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:530, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Зун-Хагуун, категория земли: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование: "под базу отдыха", принадлежащего ЗАО "Сельстрой" на праве собственности, установлен публичный сервитут для прохода и проезда к дачным участкам ДНТ "Восточная Лагуна".
Постановлением от 22.08.2023 N 75 администрации Шара-Тоготского поселения в постановление от 22.06.2022 N 39 внесены изменения без изменения существующей площади публичного сервитута и его границ.
Согласно пункту 1 администрации Шара-Тоготского поселения от 22.06.2022 N 39, в редакции постановления от 22.08.2023 N 75, на срок до 22.06.2071 установлен публичный сервитут в целях обеспечения нужд местного населения без изъятия этих земельных участков, в интересах неограниченного круга лиц, а также членов ДНТ "Восточная Лагуна" в отношении части (площадью 425 кв.м.) земельного участка площадью 87 046 кв.м. с кадастровым номером 38:13:060703:530, расположенного с разрешенным использованием: "под базу отдыха; для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения", расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Зун-Хагуун, принадлежащего ЗАО "Сельстрой" на праве собственности для прохода и проезда граждан".
Таким образом, постановлением от 22.08.2023 N 75 администрации Шара-Тоготского поселения в постановление от 22.06.2022 N 39 внесены изменения без изменения существующей площади публичного сервитута и его границ.
Суд апелляционной инстанции согласен с судом первой инстанции в том, что публичный сервитут установлен в интересах неопределенного круга лиц, в целях обеспечения нужд местного населения, а также членов ДНТ "Восточная Лагуна", что согласуется с положениями части 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для прохода или проезда через земельный участок (пункт 1).
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (часть 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в пункте 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Согласно пояснениям представителя администрации, установление сервитута вызвано также тем, что заявителем установлен шлагбаум и с проезжающих требовались денежные средства за проезд; решением Ольхонского районного суда заявителя обязали не препятствовать проходу и проезду граждан, но данное решение на момент рассмотрения дела в арбитражном суде в законную силу не вступило.
При оценке приведенного и в апелляционной жалобе довода заявителя о наличии альтернативного проезда в м. Зуун-Хагун судом первой инстанции установлено существование единственной дороги общего пользования "Автомобильная дорога от д. Куркут до ДНТ "Восточная лагуна", границы которой расположены в непосредственной близости от границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:530, а также отсутствие в силу особенностей природного ландшафта возможности объезда участка данного земельного участка и его аварийная опасность.
Судом первой инстанции по результатам исследования видеозаписей установлено, что фактически пути проезда, указанные заявителем как альтернативные, таковыми не являются в силу сложного рельефа, нахождения на территории Прибайкальского национального парка и фактического отсутствия дороги как сооружения (фактически данные пути являются тропами).
При установленных по делу обстоятельствах правомерным признается вывод суда первой инстанции о том, что установление публичного сервитута является единственным вариантом обеспечения прохода граждан и проезда автотранспорта, наименее обременительным и наиболее оптимальным вариантом сервитута, обеспечивающим баланс прав и интересов сторон.
Надлежащим образом оценен судом и составленный по запросу Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры от 05.07.2022 N 83ж-2020/290-22 акт обследования технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Ольхонского районного муниципального образования, из которого следует, что автомобильная дорога Зуун-Хагун - Баруун-Хагун не состоит на учете автомобильных дорог общего пользования, проходит по скалистой местности, на ней выступает скалистая порода; по техническим характеристикам, недопустимому уклону не подходит ни под какую категорию автомобильных дорог; данное направление для движения транспорта имеет ширину 2-2,5 м., имеются лесные насаждения, что создает угрозу для безопасного движения передвигающихся по ней транспортных средств; по дороге нет возможности проезда грузовому транспорту, автобусам, автомобилям скорой медицинской помощи и пожарной техники; после дождей образуется колея и размывы и дорога становится непригодной для проезда; данный участок аварийно опасен и на ней возможны дорожно-транспортные происшествия, травматизм граждан.
При указанных обстоятельствах и установлении факта представления ДНТ "Восточная лагуна" с заявлением о необходимости в установлении публичного сервитута всех предусмотренных действующим законодательством документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности установления публичного сервитута.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал наличие существенных затруднений в использовании принадлежащего ему земельного участка, возникших в результате установления спорного публичного сервитута.
Довод апелляционной жалобы об установлении публичного сервитута в интересах только ДНТ "Восточная лагуна" не нашел своего подтверждения, и опровергается установленными по делу обстоятельствами.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями), и в рассматриваемом случае администрацией доказано установление публичного сервитута в интересах неограниченного круга лиц (включая членов ДНТ "Восточная лагуна"), вызванное созданием самим заявителем препятствий для реализации их прав к беспрепятственному проезду к земельным участкам, и отсутствием альтернативных путей проезда к ним.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной им оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2024 года по делу N А19-16453/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16453/2023
Истец: ЗАО "Сельстрой"
Ответчик: Администрация Шара-Тоготского муниципального образования администрации сельского поселения
Третье лицо: Администрация Ольхонского районного муниципального образования, Дачное некоммерческое товарищество "Восточная лагуна", Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" "Заповедное Прибайкалье", Степкин Денис Сергеевич