г.Самара |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А55-26397/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Николаевой С.Ю., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.06.2024 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2024 по делу N А55-26397/2022 (судья Медведев А.А.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" (ИНН 6316129795, ОГРН 1086316001310), д.Кипень Ленинградской области, к Администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007, ОГРН 1026300967417), г.Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии городского округа Самара (ИНН 6315700504, ОГРН 1046300441483), г.Самара, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Глава городского округа Самара, г.Самара, Министерство энергетики Российской Федерации (ИНН 7705847529, ОГРН 1087746777205), г.Москва, публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Самара, открытое акционерное общество "Всероссийский дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт" (ИНН 7725054856, ОГРН 1027700158485), г.Москва, общество с ограниченной ответственностью "СамараСеть" (ИНН 6316128600, ОГРН 6316128600), г.Самара, об оспаривании отказов и об обязании,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "СТО" - Пятаева М.В. (доверенность от 14.03.2023),
от ПАО "Т Плюс" - Зуева А.В. (доверенность от 26.08.2022),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированная теплосетевая организация" (далее - ООО "СТО") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий (бездействия) Администрации городского округа Самара (далее - Администрация) и Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара (далее - Департамент), выразившихся в отказе в размещении заявки ООО "СТО" на официальном сайте Администрации, в отказе определения границы зоны деятельности единой теплоснабжающей организации ООО "СТО", в отказе во включении сведений об ООО "СТО" как о единой теплоснабжающей организации в проект актуализированной схемы теплоснабжения г.Самара на период до 2032 года, и об обязании Администрации и Департамента рассмотреть по существу заявление от 18.05.2022 N 4777 о присвоении ООО "СТО" статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней после вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава городского округа Самара, Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"), открытое акционерное общество "Всероссийский дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт" (далее - ОАО "ВТИ"), общество с ограниченной ответственностью "СамараСеть".
Решением от 04.03.2024 по делу N А55-26397/2022 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "СТО" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Т Плюс" и ОАО "ВТИ" апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "СТО" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "СТО" направило заявку от 18.05.2022 на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самары, д.1, с приложением договора аренды на владение источником тепловой энергии, бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату перед подачей заявки.
По результатам рассмотрения заявки Департамент в письме от 03.06.2022 N 103/2-01-01-04/7591 сообщил, что ООО "СТО" не представило в полном объеме документы, прилагаемые к заявке на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
По мнению ООО "СТО", Администрация, в нарушение п.4, 5(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808; далее - Правила N 808) не разместила заявку ООО "СТО" на официальном сайте, не включила сведения о присвоении ООО "СТО" статуса единой теплоснабжающей организации в проект актуализированной схемы теплоснабжения городского округа Самара на период до 2032 года (актуализация на 2023 год), не определила границы зоны деятельности единой теплоснабжающей организации. Статус единой теплоснабжающей организации ООО "СТО" не присвоен до настоящего времени.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "СТО" с заявлением в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, Администрация, Департамент и Главы г.о.Самара пояснили, что в письме от 03.06.2022 N 1-03/2-01-01-04/7591 было указано на отсутствие информации для формирования сведений, учитываемых в разрабатываемом проекте схемы теплоснабжения г.о.Самара.
Кроме того, бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя запрещено, и потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; далее - Закон N 190-ФЗ), однако информация о ранее действующих или заключенных в настоящее время договорах на поставку тепловой энергии обществом не представлена.
Администрация указывает, что отсутствие договоров на теплоснабжение, иных подтверждающих материалов о поставке тепловой энергии от теплоисточника, расположенного по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самары, д.1, не позволяет отразить в Схеме границы системы теплоснабжения. Для направления в уполномоченный орган предложения на присвоение статуса ЕТО в определенной зоне теплоснабжения в Схеме должна быть определена данная зона теплоснабжения.
Разработка Схемы теплоснабжения осуществляется в открытом (публичном) порядке, который предусматривает учет мнений, предложений и замечаний граждан, организаций городского округа, в том числе отнесенных в соответствии с Законом N 190-ФЗ к ценовым зонам теплоснабжения, проведение публичных слушаний.
Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения на период до 2032 года (актуализация 2023 год) проводились 28.06.2022.
16.06.2022 на сайте Администрации было размещено уведомление о проведении публичных слушаний (https://www.samadm.ru/docs/official-publication/37814).
03.06.2022 проект Схемы теплоснабжения на период до 2032 года (актуализация 2023 год) был размещен на официальном сайте Администрации городского округа Самара (https://www.samadm.ru/docs/official-publication/37587) и в официальном печатном органе Администрации - "Самарская газета". Там же в соответствии с п.21 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154; далее - Требования N 154) размещена информация о сборе замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения.
Соответственно, до завершения сбора замечаний по проекту ООО "СТО" имело возможность предоставить недостающую информацию в соответствии с Требованиями для определения в проекте схемы теплоснабжения зоны (границы) действия теплоисточника и направления заявки в уполномоченный орган для принятия решения о присвоении статуса ЕТО.
Таким образом, по мнению Администрации и Департамента, именно действия (бездействие) ООО "СТО" привели к тому, что сведения об ООО "СТО" как о единой теплоснабжающей организации не включены в проект актуализированной схемы теплоснабжения г.о.Самара на период до 2032 года в зоне деятельности по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самары, д.1.
Также Администрация указывает, что действующая схема теплоснабжения г.о.Самара утверждена Приказом Минэнерго России от 24.08.2022 N 861 (далее - Приказ N 861). Утвержденная Схема и Приказ N 861 размещены на официальном сайте Администрации (https://www.samadm.ru/docs/official-publication/39143).
Минэнерго России указало, что довод ООО "СТО" о наличии у Администрации сведений для включения заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ООО "СТО" без фактического определения соответствующей зоны деятельности ЕТО и не представления информации о функциональной структуре соответствующей системы теплоснабжения, где общество осуществляет деятельность, не соответствует установленному законом порядку.
В соответствии с п.36 Требований N 154 схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам. Актуализация схемы теплоснабжения осуществляется в срок не позднее 01 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Таким образом, по мнению Минэнерго России, в рамках проводимой в настоящее время Администрацией актуализации схемы теплоснабжения г.Самары на основании представленной информации ООО "СТО" о функциональной структуре теплоснабжения в системе теплоснабжения, образованной на базе источника теплоснабжения по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самары, д.1, возможно рассмотреть вопрос создания новой системы теплоснабжения и зоны деятельности ЕТО.
При этом ООО "СТО" имеет право принимать активное участие в актуализации схемы теплоснабжения г.Самары, в том числе путем представления информации о функционировании источников тепловой энергии и тепловых сетей, находящихся в собственности и управлении ООО "СТО", в том числе в рамках проведения публичных слушаний.
ПАО "Т Плюс" и ОАО "ВТИ" указали, что заявка на присвоения статуса ЕТО подается в отношении конкретной зоны деятельности ЕТО. Присвоение статуса ЕТО в отношении неопределенной зоны деятельности ЕТО невозможно. Заявка ООО "СТО" в нарушение п.5 Правил N 808 была подана в отношении неопределенной зоны деятельности ЕТО.
ООО "СТО" имело возможность направить в уполномоченный орган замечания, предложения, дополнительные сведения по проекту схемы теплоснабжения, документы, необходимые для определения в схеме теплоснабжения границ системы теплоснабжения (зоны деятельности будущей ЕТО). Какие-либо документы, позволяющие определить зону деятельности будущей ЕТО, со стороны ООО "СТО" в адрес Администрации не направлялись.
Обязательным условием определения системы теплоснабжения и, как следствие, зоны деятельности ЕТО является наличие теплопотребляющих установок (потребителей). Документы, подтверждающие поставку тепловой энергии от источника тепловой энергии потребителям, обществом не представлены.
Указанная котельная построена в 1976 году для индивидуального потребления. В раннее действующих схемах теплоснабжения в перечне источников тепловой энергии котельная, расположенная по адресу г.Самара, Набережная реки Самары, д.1, отсутствует. Сведения об изменениях, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения городского округа за предшествующий период в части котельной, обществом не представлены.
Ранее деятельность по теплоснабжению подлежала обязательному тарифному регулированию. Соответственно, при наличии теплопотребляющих установок деятельность по теплоснабжению потребителей от спорного источника тепловой энергии должна была осуществляться в соответствии с установленными тарифами. Отсутствие тарифного регулирования по указанной котельной до перехода в ценовую зону теплоснабжения подтверждает отсутствие системы теплоснабжения и отсутствие оснований для отражения сведений в схеме теплоснабжения.
ПАО "Т Плюс" и ОАО "ВТИ" согласились с мнением Минэнерго России относительно несостоятельности довода ООО "СТО" о наличии у Администрации сведений для включения заявки на присвоение статуса ЕТО ООО "СТО" без фактического определения соответствующей зоны деятельности ЕТО и не представления информации о функциональной структуре соответствующей системы теплоснабжения, где общество осуществляет деятельность, не соответствует установленному законом порядку.
При направлении заявки на присвоение статуса ЕТО общество направило в уполномоченный орган недостоверные сведения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Сокрытие информации о передаче по договору субаренды составной (неотъемлемой) части котельной не исключает факт направления в уполномоченный орган недостоверных сведений.
Также ПАО "Т Плюс" и ОАО "ВТИ" указали, что Приказ N 861 утратил силу с 12.09.2023, в связи с чем заявленные обществом требования являются неисполнимыми.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
В соответствии с п.20 ст.2 Закона N 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Согласно п.11 ч.2 ст.4 Закона N 190-ФЗ, пп.4.4.19 п.4 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400) утверждение Схемы теплоснабжения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации для городских округов с численностью населения 500 тыс.человек и более отнесено к компетенции (полномочиям) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (Минэнерго России).
Исходя из ст.2 Закона N 190-ФЗ, присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органа местного самоуправления отнесено направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации (п.9.1 ч.1 ст.6 Закона N 190-ФЗ).
Действующая Схема теплоснабжения г.о.Самара утверждена Приказом N 861.
Утвержденная Схема и Приказ N 861 размещены на официальном сайте Администрации (https://www.samadm.ru/docs/official-publication/39143).
Целью создания единой теплоснабжающей организации является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения энергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме и т.п.
Основные требования к Схеме теплоснабжения установлены в ст.23 Закона N 190-ФЗ, специальные - в Требованиях N 154.
В Требованиях N 154 установлены требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Законом N 190-ФЗ для ценовых зон теплоснабжения.
Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, являющиеся ее неотъемлемой частью, включают главы, оформляемые отдельными томами, в том числе глава 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения".
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (ЕТО) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (системе теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами N 808 (п.28 ст.2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с п.3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения.
В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) (п.4 Правил N 808).
Закон разделяет процедуры разработки схем теплоснабжения и порядок присвоения теплоснабжающим организациям статуса ЕТО.
Процедура разработки и актуализации схемы теплоснабжения установлена в п.2-18 Требований N 154.
Критерии и порядок определения ЕТО предусмотрены в п.3-19 Правил N 808.
Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности подается в орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения либо в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса ЕТО (п.5 Правил N 808). Порядок рассмотрения заявок регламентирован п.5-11 Правил N 808.
Согласно п.7 Правил N 808 критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются:
- владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
- размер собственного капитала;
- способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение п.5 Правил N 808 заявка ООО "СТО" подана в отношении неопределенной зоны деятельности ЕТО. К заявке были приложены договор аренды источника тепловой энергии и бухгалтерская отчетность, однако данный перечень документов предусмотрен при направлении заявки в отношении уже определенной в схеме теплоснабжения зоны деятельности ЕТО.
Арендуемый обществом источник тепловой энергии ранее в схеме теплоснабжения в качестве источника тепловой энергии не учитывался, зона действия этого источника не определялась.
Владение источником тепловой энергии без определения зоны деятельности ЕТО не может служить основанием для присвоения обществу статуса ЕТО.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, сначала необходимо определить новую зону деятельности ЕТО, после чего возможно рассмотрение заявок на присвоении статуса ЕТО в отношении новой зоны деятельности ЕТО.
В соответствии с Требованиями N 154 в схеме теплоснабжения должен быть разработан раздел, содержащий обоснование решения о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, который должен содержать обоснование соответствия предлагаемой к определению в качестве единой теплоснабжающей организации критериям единой теплоснабжающей организации, установленным в Правилах N 808. Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям) размещается в Разделе 10 схемы теплоснабжения (пп."к" п.4 Требований N 154).
В проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зоны (зон) деятельности ЕТО. Границы зоны (зон) деятельности ЕТО определяются границами системы (систем) теплоснабжения.
Под зоной (зонами) деятельности ЕТО понимается одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии (п.2 Правил N 808).
Система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (п.14 ст.2 Закона N 190-ФЗ).
Каждой системе теплоснабжения в схеме теплоснабжения присваивается свой идентификационный номер.
Правила N 808 предусматривают следующие случаи изменения границ зоны деятельности ЕТО:
- расширение зоны деятельности при подключении новых потребителей, источников тепловой энергии или тепловых сетей, находящихся вне границ утвержденной в схеме теплоснабжения зоны деятельности ЕТО;
- расширение зоны деятельности при технологическом объединении систем теплоснабжения (зон действия источников тепловой энергии, не связанных между собой на момент утверждения границ зоны деятельности ЕТО);
- сокращение или ликвидация зоны деятельности при отключении потребителей, источников тепловой энергии или тепловых сетей, находящихся в границах утвержденной в схеме теплоснабжения зоны деятельности ЕТО (в том числе при технологическом объединении/разделении систем теплоснабжения);
- образование новой зоны деятельности ЕТО при технологическом объединении/разделении систем теплоснабжения;
- образование новой зоны деятельности ЕТО при вводе в эксплуатацию новых источников тепловой энергии;
- утрата статуса ЕТО по основаниям, приведенным в Правилах N 808.
Сведения об изменении границ зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее разработке.
Схема теплоснабжения в Главе 15 содержит описание изменений в зонах деятельности ЕТО. Задача разработки данного раздела схемы теплоснабжения состоит в обновлении и корректировке сведений о границах ЕТО, а также в уточнении и актуализации данных о теплоснабжающих организациях, осуществляющих деятельность в каждой системе теплоснабжения.
Зона действия котельной, расположенной по адресу: г.Самара, Набережная реки Самары, д.1, в схеме теплоснабжения отсутствует (ранее также не определялась).
Для присвоения обществу статуса ЕТО в новой зоне деятельности изначально необходимо определить соответствующую систему теплоснабжения, содержащую описание источника тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии. Указанное описание включается в Главу 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения" схемы теплоснабжения.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал ошибочными доводы общества о незаконности действий (бездействия) Администрации и Департамента. До момента определения в схеме теплоснабжения границ системы теплоснабжения (зоны деятельности будущей ЕТО) статус ЕТО присвоить невозможно.
В соответствии с п.48 Требований N 154 орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения после получения, а в случаях, установленных п.42 или 44 данного документа, после разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) организует сбор замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения), а также проведение публичных слушаний и утверждение проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в порядке, предусмотренном п.19-24 и 26-29 данного документа, с учетом особенностей, установленных п.51 Требований N 154.
Как видно из материалов дела, проект схемы теплоснабжения на период до 2032 года (актуализация на 2023 год) и информация о сборе замечаний и предложений по проекту теплоснабжения были размещены на официальном сайте Администрации 03.06.2022.
Замечания и предложения по проекту актуализированной схемы теплоснабжения до 2032 года (актуализация 2023 год) принимались до 24.06.2022.
ООО "СТО" направило в адрес Администрации заявку о присвоении статуса ЕТО от 18.05.2022 в отношении неопределенной зоны деятельности ЕТО в нарушение п.5 Правил N 808. Документы, позволяющие определить границу зоны деятельности ЕТО, к заявке ООО "СТО" приложены не были.
По результатам рассмотрения заявки в адрес ООО "СТО" был направлен ответ уполномоченного органа от 03.06.2022, в котором разъяснено, что в действующей схеме теплоснабжения информация о заявленном источнике отсутствовала; сведения представлены обществом не в полном объеме.
ООО "СТО" было вправе направить в уполномоченный орган необходимые сведения и возражения до 24.06.2022, однако никаких дополнительных документов, позволяющих определить зону деятельности будущей ЕТО, обществом направлено не было.
Департамент в письме от 03.06.2022 N 1-03/2-01-01-04/7591 указал на отсутствие информации для формирования сведений, учитываемых в разрабатываемом проекте схемы теплоснабжения г.о.Самара.
Согласно предоставленной информации, заявленная в обращении котельная введена в эксплуатацию в 1976 году. В действующей схеме теплоснабжения г.о.Самара на период до 2032 года (актуализация 2022 год), утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 06.08.2022 N 679, информация о данном источнике теплоснабжения отсутствует.
По результатам рассмотрения предоставленной информации Департаментом определено: мощность котельной составляет 34,89 МВт; поставка тепловой энергии населению и социально-значимые объекты от данного теплоисточника не осуществляется; объем отпуска тепловой энергии сторонним потребителям 4 927,16 Гкал/час; полная информация об объемах поставки тепловой энергии отсутствует; информация об утвержденных тарифах в зоне действия данной котельной отсутствует; информация о действующих ранее и в настоящее время договорах на поставку тепловой энергии в представленной информации отсутствует; информация о перспективах развития территории в зоне действия данного теплоисточника отсутствует; в генплане г.о.Самара информация о перспективной застройке территории не отражена.
Департамент обоснованно указал на то, что сведения об источнике теплоснабжения ООО "СТО" предоставлены не в полном объеме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1518-р "Об отнесении муниципального образования городской округ Самара Самарской области к ценовой зоне теплоснабжения" муниципальное образование городской округ Самара Самарской области отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.
Деятельность в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с особенностями правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения, установленных главой 5.1 Закона N 190-ФЗ.
Согласно п.2.3 ст.8 Закона N 190-ФЗ в ценовых зонах с даты окончания переходного периода цены на тепловую энергию не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Переходный период завершен 01.11.2020.
Теплоснабжающая организация, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, в соответствии с требованиями Закон N 190-ФЗ обязана:
- размещать информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Состав информации, периодичность и сроки ее размещения определяются Правительством Российской Федераций;
- размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направить в территориальный орган федерального антимонопольного органа стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии, которые должны включать в себя, в том числе, информацию об организации единой теплоснабжающей организацией обслуживания потребителей при их личном присутствии, посредством телефонной связи и с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о категориях потребителей, для которых предусматривается дифференциация цен на тепловую энергию (мощность) в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), о порядке подачи (направлении) потребителями единой теплоснабжающей организации обращений, претензий и жалоб на ее действия;
- реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
В ценовых зонах теплоснабжения в целях информирования потребителей по вопросам надежности теплоснабжения потребителей по результатам деятельности ЕТО ежегодно формируется отчет об исполнении обязательств соглашения и до 01 мая размещается в информационной сети "Интернет".
Между тем, суд первой инстанции установил, что указанные сведения в общедоступных источниках информации отсутствовали, и обществом после получения ответа Департамента дополнительно представлены не были.
Как верно отметил суд первой инстанции, источник тепловой энергии не равнозначен системе теплоснабжения, а является лишь одной из составных ее частей. Помимо источника тепловой энергии система теплоснабжения должна включать в себя теплопотребляющие установки потребителей, которые технологически соединены с источником тепловой энергии тепловыми сетями и соответствовать принципам организации теплоснабжения.
Потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии (ст.2 Закона N 190-ФЗ).
Из материалов дела видно, что к заявке на присвоение статуса ЕТО общество представило договор аренды недвижимого имущества от 10.03.2022 (котельная площадью 1189,90 кв.м, по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, Набережная реки Самары, д.1). Как уже указано, данная котельная построена в 1976 году для индивидуального потребления.
Предполагается, что при осуществлении деятельности по теплоснабжению потребителей сведения об источнике тепловой энергии, его правообладателе и системе теплоснабжения, в которую входит данный источник тепловой энергии, должны быть отражены в схеме теплоснабжения.
В ранее действовавших схемах теплоснабжения в перечне источников тепловой энергии котельная, расположенная по адресу г.Самара, Набережная реки Самары, д.1, отсутствовала.
Сведения об изменениях, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения городского округа за предшествующий период в части котельной, расположенной по адресу г.Самара, Набережная реки Самары, д.1, при разработке схемы теплоснабжения обществом не представлены.
Кроме того, муниципальное образование городской округ Самара Самарской области к ценовой зоне теплоснабжения отнесено только в 2020 году. Ранее деятельность по теплоснабжению подлежала обязательному тарифному регулированию. Соответственно, при наличии теплопотребляющих установок деятельность по теплоснабжению потребителей от спорного источника тепловой энергии должна была осуществляться в соответствии с установленными тарифами.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что отсутствие тарифного регулирования по указанной котельной до перехода в ценовую зону теплоснабжения подтверждает отсутствие системы теплоснабжения и отсутствие оснований для отражения сведений в схеме теплоснабжения.
Таким образом, нежилое здание (котельная) по адресу г.Самара, Набережная реки Самары, д.1, ранее не учитывалось в качестве источника тепловой энергии в схеме теплоснабжения, поставка тепловой энергии населению и социально-значимым объектам не производилась, обязательное тарифное регулирование деятельности по теплоснабжению до перехода в ценовую зону теплоснабжения уполномоченным органом не осуществлялось. Изменения в функциональной структуре теплоснабжения г.о.Самара не подтверждены.
При этом в соответствии с Законом N 190-ФЗ статус ЕТО может быть присвоен именно теплоснабжающей организации, обязательным признаком которой является осуществление продажи потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п.11 ст.2 Закона N 190-ФЗ).
Информация об объеме поставки тепловой энергии, о заключенных договорах поставки тепловой энергии, об утвержденных тарифах в зоне действия котельной, о перспективах развития территории в зоне действия котельной отсутствуют.
Представленный ООО "СТО" договор аренды источника тепловой энергии не свидетельствует о наличии потребителей тепловой энергии. Документы, позволяющие квалифицировать спорную котельную как оборудование, входящее в состав системы теплоснабжения, и включить новую систему теплоснабжения в схему теплоснабжения, обществом в уполномоченный орган не представлены.
Наличие источника тепловой энергии, используемого для индивидуального потребления, не является основанием для присвоения организации статуса ЕТО.
Присвоение статуса ЕТО в отношении системы (систем) теплоснабжения в схеме теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п.28 ст.2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" (далее - Положение N 400) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения, является Министерство энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пп.4.4.19 Положения N 400 Минэнерго России осуществляет утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 N 212 утверждены Методические указания по разработке схем теплоснабжения.
Согласно п.12 Методических указаний описание источников тепловой энергии в ценовых зонах теплоснабжения разрабатывается ЕТО самостоятельно в части систем теплоснабжения, относящихся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и (или) теплосетевых организаций.
В связи с отсутствием в указанной выше системе теплоснабжения ЕТО необходимо формирование системы теплоснабжения осуществлять по общим правилам, установленным в Методических рекомендациях.
Таким образом, довод ООО "СТО" о наличии у Администрации сведений для включения заявки на присвоение обществу статуса ЕТО без фактического определения соответствующей зоны деятельности ЕТО и не представления информации о функциональной структуре соответствующей системы теплоснабжения, где общество осуществляет деятельность, не соответствует установленному законом порядку.
Как отметил суд первой инстанции, позиция Минэнерго России заключается в том, что сначала необходимо определить систему теплоснабжения, при этом сведения о функциональной структуре соответствующей системы теплоснабжения представляется организацией, претендующей на присвоение статуса ЕТО в данной системе.
Сведения, необходимые для разработки Главы 1 Схемы теплоснабжения и подлежащие направлению в уполномоченный орган, содержатся в п.24-52 Требований N 154, и включают в себя, в том числе:
- описание зон деятельности (эксплуатационной ответственности) теплоснабжающих и теплосетевых организаций и описание структуры договорных отношений,
- описание (текстовые материалы) функциональной структуры соответствующей системы теплоснабжения, графические материалы,
- описание структуры и технических характеристик основного оборудования,
- сроки ввода в эксплуатацию основного оборудования, год последнего освидетельствования при допуске к эксплуатации после ремонта, год продления ресурса и мероприятия по продлению ресурса,
- параметры установленной тепловой мощности источника тепловой энергии,
- способы регулирования отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии с обоснованием выбора графика изменения температур и расхода теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха,
- объем потребления тепловой энергии (мощности),
- среднегодовая загрузка оборудования,
- описание видов и количества используемого основного топлива для каждого источника тепловой энергии,
- описание структуры тепловых сетей от каждого источника тепловой энергии, от магистральных выводов до центральных тепловых пунктов (если таковые имеются) или до ввода в жилой квартал или промышленный объект,
- тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии.
Как уже указано, статус ЕТО может быть присвоен только теплоснабжающей организации, обязательным признаком которой является осуществление продажи потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п.11 ст.2 Закона N 190-ФЗ).
Информация об объеме поставки тепловой энергии, о заключенных договорах поставки тепловой энергии, об утвержденных тарифах в зоне действия котельной, о перспективах развития территории в зоне действия котельной отсутствуют.
Представленный обществом договор аренды источника тепловой энергии не свидетельствует о наличии потребителей тепловой энергии. Документы, позволяющие квалифицировать спорную котельную как оборудование, входящее в состав системы теплоснабжения, и включить новую систему теплоснабжения в схему теплоснабжения заявителем в уполномоченный орган, не представлены.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН котельная передана в аренду ООО "СТО" на период с 10.03.2022 по 10.03.2032, однако затем была передана в субаренду в ООО "СамараСеть" на период с 30.03.2022 по 10.03.2032.
Между тем, к заявке на присвоение статуса ЕТО общество приложило лишь договор аренды котельной от 10.03.2022, не сообщив при этом уполномоченному органу о передаче объекта в субаренду ООО "СамараСеть".
Общество пояснило, что в субаренду была передана только трансформаторная подстанция.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, этот довод общества не опровергает факт направления в уполномоченный орган недостоверных сведений. Трансформаторная подстанция в качестве отдельного объекта не зарегистрирована, а является составной частью котельной.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) разъяснено, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Ограничение прав и обременение объекта недвижимости зарегистрированы на котельную с кадастровым номером 63:01:0106005:670 как на единый объект недвижимости площадью 1189,90 кв.м.
В договоре субаренды от 30.03.2022 имеется прямая ссылка на договор аренды от 10.03.2022, как на правоустанавливающий документ.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, под объектом электросетевого хозяйства понимается как электросетевой комплекс, обслуживающий определенную территорию в целом, так и отдельные части такого комплекса.
Объекты электросетевого комплекса по своей правовой природе являются сложной вещью, предполагающей использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146).
Следовательно, посредством трансформаторной подстанции осуществляется снабжение котельного оборудования для производства тепловой энергии, без которого процесс теплоснабжения невозможен.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, учитывая невозможность организации процесса производства тепловой энергии и теплоснабжения потребителей с момента фактической передачи части имущества в субаренду, ООО "СТО" не соответствует критериям ЕТО.
Направляя в уполномоченный орган договор аренды, содержащий сведения об отсутствии зарегистрированных ограничений прав на котельную, без приложения договора субаренды, ООО "СТО" действовало недобросовестно.
Котельная представляет собой источник тепловой энергии, состоящий из здания или нескольких зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным техническим оборудованием, инженерными коммуникациями, предназначенными для генерации тепловой энергии путем сжигания органического топлива (п.3.5 СП 89.13330.2016 "Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76", утв.Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт направления обществом в уполномоченный орган недостоверных сведений. Трансформаторная подстанция в качестве отдельного объекта не зарегистрирована, является составной частью котельной и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. В отношении котельной, как единого объекта недвижимости, произведена государственная регистрация ограничения прав, обременений. Направление в Администрацию договора аренды без приложения договора субаренды свидетельствует о недобросовестном поведении ООО "СТО".
Также суд первой инстанции отметил, что требования общества касаются Схемы теплоснабжения г.о.Самара на период до 2032 года (актуализация на 2023 год), утвержденной Приказом N 861.
Между тем Приказом Минэнерго России от 12.09.2023 N 235тд утверждена Схема теплоснабжения г.о.Самара на период до 2040 года, а Приказ N 861 - признан утратившим силу.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации и Департамента являются законными.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "СТО" в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "СТО".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2024 года по делу N А55-26397/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26397/2022
Истец: ООО "Специализированная теплосетевая организация"
Ответчик: Администрация г.о. Самары, Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара
Третье лицо: Глава г.о. Самара Лапушкина Елена Владимировна, Министерство энергетики РФ, ОАО ВТИ, ООО "СамараСеть", ПАО "Т Плюс", Филиал ППК "Роскадастр" по Самарской области