г. Пермь |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А60-67841/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу заявителя, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 14 марта 2024 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-67841/2023
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройурал" (ИНН 6685014820, ОГРН 1126685021891)
о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройурал" (далее - общество) о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования фонда удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что страхователю 05.06.2020 направлено уведомление о наличии расхождений и необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней, однако страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении застрахованного лица за май 2020 года только 23.06.2020. В данном случае уточненные сведения представлены страхователем по истечении установленного срока, соответственно, основания для освобождения от применения финансовых санкций отсутствуют. Суд не учел то обстоятельство, что в данном случае наличие недостоверных сведений было выявлено не самим страхователем, а фондом при проведении проверки.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, общество, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, 04.06.2020 представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-М) за май 2020 года.
Однако сведения на одно из застрахованных лиц были представлены с ошибкой: несоответствие фамилии, имени и отчества страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС), а точнее вместо отчества "Андреевич" указано "Андревич" (пункт 8 исходной формы СЗВ-М).
05.06.2020 страхователю направлено уведомление о наличии расхождений и необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней.
23.06.2020, то есть по истечении установленного законом и уведомлением срока, страхователем в дополнение к ранее представленным сведениям за май 2020 г. представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "дополняющая").
По факту несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо фондом составлен акт от 07.07.2020 N 075S18200016492.
По результатам рассмотрения акта фондом вынесено решение от 14.08.2020 N 075S19200020110 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб.
Страхователю предложено добровольно уплатить сумму финансовой санкции в срок, установленный в требовании от 15.09.2020, - не позднее 13.10.2020.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в редакции, действующей с 31.07.2020, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку сумма финансовой санкции по требованию от 15.09.2020 не превышала 3000 рублей, фонд не мог обращаться в суд за ее взысканием до 13.10.2023 либо до начисления страхователю нового штрафа.
О начислении страхователю нового штрафа сведений не имеется, поэтому суд исходит из того, что обращение за взысканием спорной финансовой санкции 12.12.2023 осуществлено с соблюдением установленного срока (в течение 6 месяцев после 13.10.2023).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей с 01.01.2017 до 01.01.2023) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлениями Правления ПФР N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах", от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании изложенной нормы необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В доказательство получения страхователем уведомления о наличии расхождений и необходимости устранении ошибок в течение 5 рабочих дней фонд представил текст данного уведомления от 05.06.2020 и распечатку из базы "АРМ приема ПФР". Однако распечатка позволяет установить только дату отправления уведомления по ТКС. Сведений о дате подтверждения информационной системы страхователя о получении уведомления от 05.06.2020 материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о нарушении страхователем 5-дневного срока на устранение расхождений.
Дополняющая форма с достоверными сведениями представлена 23.06.2020.
В рассматриваемом случае корректировка представленных заявителем сведений за май 2020 г. по фактам, изложенным в решении, произведена страхователем самостоятельно, путем представления 23.06.2020 дополняющей формы СЗВ-М.
Суд из представленного в дело решения не установил наличие в бездействии общества состава вменяемого страхователю правонарушения.
Убедительных оснований для переоценки данного вывода в апелляционной жалобе не приведено. В частности, фондом не доказано, что не указание одной буквы в отчестве страхователя (указано "Андревич" вместо "Андреевич") не позволило фонду его идентифицировать и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ и пункта 38 Инструкции N 766н.
Само по себе неисполнение страхователем требования фонда об устранении ошибок в представленной отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вины заявителя в совершенном правонарушении не имеется.
Таким образом, правомерность привлечения общества к ответственности не подтверждена.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда, об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании с финансовых санкций в размере 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май 2020 года.
Доводы фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2024 года по делу N А60-67841/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-67841/2023
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО и социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СПЕЦСТРОЙУРАЛ"