г. Владивосток |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А51-21680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В.Ли,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус",
апелляционное производство N 05АП-3041/2024
на решение от 22.04.2024
судьи Н.В.Колтуновой
по делу N А51-21680/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс РУС" (ИНН 5075018950, ОГРН 1045011656084)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251), Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о признании незаконным уведомления (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10013000/У2022/0012089 от 17.05.2022 и N 10013000/У2022/0014411 от 24.06.2022, а также о признании незаконными и отмене решений Владивостокской таможни о классификации товара N РКТ-10702000-22/000292 от 15.05.2022 и N РКТ10702000-22/000379 от 21.06.2022,
при участии:
от Владивостокской таможни: представитель Панченко К.П. по доверенности от 21,12.2023 сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0790), свидетельство о заключении брака, служебное удостоверение.
ОТ Московской областной таможни: не явились;
ООО "ЛГ Электроникс РУС": не явились;
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2022 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс РУС" (далее по тексту - "заявитель", "декларант", "общество") о признании незаконными уведомления (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10013000/У2022/0012089 от 17.05.2022 и N 10013000/У2022/0014411 от 24.06.2022, а также о признании незаконными и отмене решений Владивостокской таможни о классификации товара N РКТ-10702000-22/000292 от 15.05.2022 и N РКТ-10702000-22/000379 от 21.06.2022 (с учётом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ) передано в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2023 Владивостокская таможня привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 22.04.2024 суд признал уведомление (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней 10013000/У2022/0012089 от 17.05.2022 незаконным в части возложения обязанности уплатить пени в общей сумме 26399руб.49 коп., начисленных за период с 01.04.2022 по 17.05.2022 включительно, как несоответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", обязал Московскую областную таможню возвратить ООО "ЛГ Электроникс РУС" сумму излишне уплаченную (взысканную) пеней, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда. В удовлетворении остальной части требований общества суд отказал. Взыскал с Московской областной таможни в пользу общества 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению. Взыскал с общества в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины по заявлению.
Общество, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. Также общество настаивает на удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы и запросе судом документов из ФТС России.
В доводах жалобы общество не согласно с выводом суда об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о принятии обществом мер по самостоятельному получению документов из ФТС России, указывая на то, что данное обстоятельство подтверждается объяснениями общества от 02.04.2024 к которым приложены скан-копии запросов в ФТС и во Владивостокскую таможню, а также отказ ФТС в предоставлении запрашиваемых документов. При этом ходатайство об истребовании документов и проведении экспертизы с целью классификации спорных товаров содержало надлежащее обоснование. Считает, что как оспариваемые решения таможни, так и принятый судебный акт противоречат сложившейся судебной практике, а также позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.07.1999 N 111-О и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49.
Основания полученного от ФТС России отказа в предоставлении запрошенных сведений общество рассматривает как незаконные, скрывающие от суда информацию, необходимую для справедливого рассмотрения дела, чем и обусловлено заявление в порядке статьи 66 АПК ходатайства об их истребовании.
Общество, не опровергая наличие в картотеке современных судебных дел решения судов разного уровня в пользу законности классификационных решений с кодом 8516 10 ТН ВЭД ЕАЭС, просит апелляционный суд изучить судебную практику по данной категории споров за более длительный период, поскольку, по мнению заявителя, она свидетельствует о внезапном изменении таможенными органами подходов к определению классификационных признаков ТЭНов, учитывая отсутствие каких-либо изменений таможенного законодательства в этой части. В этой связи общество считает необходимым проведение судебной экспертизы в целях правильности определения кода ТН ВЭД ЕАЭС в отношении спорного товара.
Далее общество указывает на то, что идентификация ТЭНа таможней и судом с погружным нагревателем опровергается также Пояснением (2) к группе 8516 ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому накопительный нагреватель из группы 8516, именуемый в быту как бойлер, представляет собой "теплоизолированный резервуар с погружными нагревательными элементами". То есть, с позиции Пояснений, нагреватель и нагревательный элемент нагревателя не одно и тоже. Применение к ТЭНу термина "нагревательный элемент" прослеживается также в Пояснениях к группе 8516 в описании теплоаккумулирующего электрооборудования, электрических радиаторов, утюгов и прочих электронагревательных приборов. Кроме того, поскольку субпозиция 8516 10 звучит в ТН ВЭД ЕАЭС как "электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные", заявитель считает спорным употребление по отношению к ТЭНу термина "погружной". По мнению общества, обозначение в описании прибора "погружной" означает его применение путем активного погружения в определенную среду ниже её верхнего уровня. В случае же с рассматриваемым ТЭНом, его применение в стиральной машине с погружением в воду не связано. ТЭН жестко смонтирован внутри бака, и при запуске машинки вода заливается в бак, заливая, тем самым и ТЭН, т.е. ТЭН не "погружается" сам по себе во время стирки. Товар, полностью удовлетворяющий Пояснению (5) и действительно являющийся погружным электронагревателем, представляет собой прибор, известный в быту как "кипятильник".
Также общество не согласно с начислением таможенным органом пени, полагая, что они не подлежали начислению в целом, а не только в период действия моратория, введённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497. В пояснениях от 09.01.2024, общество сослалось на прямые нормы таможенного законодательства, запрещающие начисление пени именно при принятии решений таможенными органами об изменении классификационных кодов товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС.
Общество, Московская областная таможня, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своих представителей не обеспечили. Согласно поступившему 19.06.2024 ходатайству таможня просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель Владивостокской таможни на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем в суд 19.06.2024. Полностью поддерживает выводы суда, изложенные в решении. Возражает против удовлетворения ходатайств о назначении экспертизы и истребовании документов.
Рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы и запросе документов, выслушав мнение представителя Владивостокской таможни, судебная коллегия, руководствуясь статьями 82, 87, 159, 184, 185, частью 3 статьи 268 АПК РФ, принимая во внимание наличие в материалах дела достаточных доказательств, позволяющих правильно разрешить спор по существу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество не доказало необходимость проведения судебной экспертизы и невозможность рассмотрения заявленных требований, исходя из имеющихся в деле доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ходатайств не усматривает.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества и Московской областной таможни.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 03.03.2022, 15.03.2022 ООО "ЛГ Электроникс РУС" во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10702070/030322/3083708 (товар N 1), 10702070/150322/3095858 (товар N 1), в которых в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован, товар: "погружной трубчатый электронагреватель, предназначен для нагрева воды в баке стиральной машины, производитель "QINGDAO ZHUYUAN XUTAIXIN ELECTRICAL APPLIANCES СО LTD".
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код 8516 80 200 2 ТН ВЭД ЕАЭС "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - электрические нагревательные сопротивления: - смонтированные с изолированным каркасом: --- прочие: ---- мощностью не менее 1400 Вт, но не более 2000 Вт", ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.
03.03.2022, 15.03.2022 таможней у декларанта запрошены документы, подтверждающие классификацию товара (техническая документация от производителя и т.д.).
05.03.2022, 16.03.2022 таможенным постом приняты решения о назначении таможенной экспертизы N 10702070/050322/ДВ/000165, 10702070/160322/ДВ/000193.
04.03.2022, 15.03.2022 Владивостокской таможней инициирована проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, влияющих на классификацию товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/030322/3083708, товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/150322/3095858, в связи с чем декларант уведомлен таможенным постом о возможности выпуска товаров после предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
09.03.2022, 18.03.2022 таможенным постом Морской порт Восточный Находкинской таможни проведен таможенный досмотр: товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/030322/3083708 (акт таможенного досмотра N 10714040/090322/100916), товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/150322/3095858 (акт таможенного досмотра N 10714040/180322/101056).
19.03.2022 таможенным постом осуществлен выпуск товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/150322/3095858 после предоставления декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
15.05.2022 таможенным постом осуществлен выпуск товара N 1, задекларированного в ДТN 10702070/030322/3083708.
18.04.2022, 21.04.2022 в информационную систему таможенного поста поступили заключения таможенного эксперта от 18.04.2022 N 12410007/0007127, от 21.04.2022 N 12410007/0006310.
15.05.2021, 21.06.2022 Владивостокской таможней приняты решения N N РКТ10702000-22/000292, РКТ-10702000-22/000379 о классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров по ДТ N N 10702070/030322/3083708 (товар N 1), 10702070/150322/3095858 (товар N 1) в подсубпозиции 8516 10 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные: -- прочие", ставка ввозной таможенной пошлины -10%.
Также 15.05.2022, 21.06.2022 таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10702070/030322/3083708, 10702070/150322/3095858.
В связи с принятием указанных решений и последующего внесения соответствующих изменений сумма подлежащих уплате таможенных платежей составила 1 207 600,5 рублей, 1 335 318,68 рублей. Вышеуказанные обстоятельства повлекли для общества наступление сроков исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном ТК ЕАЭС.
В этой связи в отношении ООО "ЛГ Электронике РУС" Московской областной таможней вынесены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.05.2022 N 10013000/У2022/0012089, от 24.06.2022 10013000/У2022/0014411.
Не согласившись с уведомлениями (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10013000/У2022/0012089 от 17.05.2022 и N 10013000/У2022/0014411 от 24.06.2022, а также решениями Владивостокской таможни о классификации товара NРКТ-10702000-22/000292 от 15.05.2022 и NРКТ-10702000-22/000379 от 21.06.2022, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя Владивостокской таможни, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По правилам пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в связи с выявлением таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ).
В частности, ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД. Согласно данному разделу ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с пунктом 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В целях обеспечения единообразия интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии 07.11.2017 N 21 применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткое описание товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения товаров к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно материалам дела, общество заявило ввезенные им товары как "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - электрические нагревательные сопротивления: - смонтированные с изолированным каркасом: --- прочие: ---- мощностью не менее 1400 Вт, но не более 2000 Вт", определив их квалификационный код 8516802002, ставка таможенной пошлины - 5%.
В свою очередь, таможенный орган классифицировал ввезенный обществом товар N 1 в товарной подсубпозиции 8516 10 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: -электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные: -- прочие" ставка таможенной пошлины - 10%.
Декларантом товар отнесен к субпозиции 8516 80 ТН ВЭД ЕАЭС "Электрические нагревательные сопротивления", таможенным органом товар отнесен к субпозиции 8516 10 ТН ВЭД ЕАЭС "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, спор между обществом и таможенным органом возник на уровне товарной субпозиции.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются:
(A) электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и погружные электронагреватели;
(Б) электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта;
(B) электротермические аппараты для ухода за волосами и сушилки для рук;
(Г) электроутюги;
(Д) прочие бытовые электронагревательные приборы;
(Е) электрические нагревательные сопротивления.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС к (А) электрическим водонагревателям проточным или накопительным (емкостным) и погружным электронагревателям относятся:
(1) Гейзерные нагреватели, в которых вода нагревается по мере ее прохождения через аппарат;
(2) Водонагреватели накопительные (емкостные) (независимо от того, принадлежат они к нагнетательному типу или нет), то есть теплоизолированные резервуары с погружными нагревательными элементами. Вода в них нагревается постепенно;
(3) Нагреватели двойного действия, в которых вода нагревается либо электрическим током, либо за счет подсоединения к водонагревательной системе, работающей на органическом топливе; они часто оборудуются термостатическим органом управления для перехода только на электронагрев, когда другого обогрева недостаточно;
(4) Водокипятильники электродные, в которых между двумя электродами через воду пропускается переменный ток;
(5) Погружные электронагреватели различных видов и форм в зависимости от их применения, обычно используемые в цистернах, чанах и т.д., для нагрева жидкостей, полужидких (кроме твердых) субстанций или газов. Их также производят для использования в кружках, кастрюлях, высоких стаканах, чашках, ваннах, чашах и т.д. обычно с теплоизолированной ручкой и крючком для навешивания нагревателя на сосуд. Они имеют усиленную защитную оболочку, которая обладает высоким сопротивлением к механическим нагрузкам и просачиванию жидкостей, полужидких (кроме твердых) субстанций и газов. Порошок (обычно оксид магния) с хорошими диэлектрическими и тепловыми свойствами удерживает проволочный резистор (сопротивление) в пространстве внутри оболочки и электрически изолирует его. Конструкции, состоящие из погружных нагревателей, постоянно смонтированные в цистернах, чанах или других емкостях, включаются в товарную позицию 8419, за исключением тех случаев, когда они разработаны только для нагрева воды или для бытового использования, в таких случаях они включаются в данную товарную позицию. Солнечные водонагреватели также включаются в товарную позицию 8419;
(6) Электрооборудование для кипячения воды.
В соответствии с частью (Е) Пояснений к товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются все электрические нагревательные сопротивления независимо от классификации устройств или оборудования, в которых они используются, за исключением угольных сопротивлений (товарная позиция 8545 ТН ВЭД ЕАЭС).
Такие сопротивления представляют собой прутки, пластины и т.п. или отрезки проволоки (обычно в виде спирали) из специального материала, который приобретает очень высокую температуру при пропускании через него электрического тока.
Применяемые материалы могут быть различными (специальные сплавы, композиционные материалы на основе карбида кремния и т.д.). Они могут быть изготовлены в виде отдельных элементов путем использования печатной технологии. Проволочные сопротивления обычно монтируются на изолирующих элементах - основаниях (например, из керамики, стеатита, слюды или пластмасс) или на сердечниках из мягкого изолирующего материала (например, из стекловолокна или асбеста). Если проволока не смонтирована на какой-либо основе, то она включается в данную товарную позицию только в случае, если она нарезана на мерные отрезки и свернута в спираль или ей иначе придана форма, по которой можно определить, что это нагревательный элемент сопротивления. Тоже самое относится к пруткам и пластинам, которые для того, чтобы они входили в данную товарную позицию, должны быть нарезаны по длине или размерам, пригодным для использования. Сопротивления включаются в данную товарную позицию, даже если они специально предназначены для применения в конкретном типе машины или устройства; однако если они собраны вместе с другими частями (за исключением простого изолирующего элемента - основания с электрическими соединениями), они включаются как части соответствующих машин или устройств (например, основания для утюгов и плиты для электрических варочных аппаратов).
В данную товарную позицию также не включаются антиобледенители и противозапотеватели. Они состоят из проволочного сопротивления в виде рамки и монтируются на ветровом стекле (товарная позиция 8512).
В подсубпозиции 8516 10 110 0 и 8516 10 800 0 "электрические водонагреватели проточные или накопительные "емкостные" и электронагреватели погружные" включаются; - проточные или накопительные (емкостные) водонагреватели; - электрические котлы, которые производят только горячую воду или горячую воду одновременно с паром низкого давления. В данные субпозиции не включаются нагреваемые электротоком паровые котлы, котлы с "пароперегревателем" (товарная позиция 8402) и электрические котлы центрального отопления (товарная позиция 8403).
Согласно заключению таможенного эксперта от 18.04.2022 N 12410007/0007127, от 21.04.2022 N 12410007/0006310 представленные на исследование образцы товаров выполнены в виде изогнутой металлической трубки 1, внутри которой расположен нагревательный элемент с диэлектрическим теплопроводящим наполнителем. Трубка завальцована во фланец 4 (металлическая контактная площадка). На фланце 4 установлен термистор с вилочным разъемом 6. На концах трубки (с выхода фланца) имеются контактные площадки 5 (разъемы) для подсоединения проводов с питающим напряжением. Уплотнительный элемент 3 (прокладка), выполненный из резины, служит для герметизации образца при установке в бак (стиральной машины). Фланец 2 является конструктивным элементом, при помощи которого уплотнительный элемент 3 плотно прижимается к фланцу 4 для герметизации, на винт, установленный на фланце, присоединяется заземляющий провод. Внутри металлической трубки (оболочки), находится нагревательный элемент в виде спирали, термоплавкий предохранитель (согласно маркировке на корпусе (152°С)). Нагревательный элемент конструктивно расположен внутри, посередине трубки, пространство между внутренними стенками трубки (оболочки), в том числе, нагревательный элемент, заполнено сыпучим материалом белого цвета (согласно чертежу трубчатого нагревателя - изоляционный материал (оксид магния)).
Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что исследуемый образец содержит в своем составе нагревательные элементы; содержит в своем составе наполнитель, выполняющий роль изолирующего материала, окружающего нагревательный элемент. В связи с тем, что наполнитель внутри металлической трубки (оболочки) находится в сыпучем состоянии, функцию каркаса он не выполняет. Исходя из конструктивного исполнения исследуемого элемента, эксперт пришел к выводу о том, что вышеописанный конструктивный элемент является трубчатым электронагревателем.
Согласно выводам таможенного эксперта товар N 1 по ДТ N 10702070/030322/3083708, товар N 1 по ДТ N 10702070/150322/3095858, являются трубчатым электронагревателем (ТЭНом), мощностью 2 000 Вт, в сборе с термостатом; по способу установки являются погружным (в воду); предназначены для нагрева воды в баке стиральной машины; устанавливаются в бак стиральной машины.
Исследуемые образцы, при их установке (в зависимости от модели стиральной машины, устанавливаются согласно технической документации производителя один ТЭН определенного артикула) в бак стиральной машины, при подаче на них питающего напряжения, производят нагрев воды (в баке).
Судебная коллегия, изучив по правилам статьи 71 АПК РФ представленное заключение таможенного эксперта, с учетом Пояснений к товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС, также пришла к выводу о том, что товар N 1 по ДТ N 10702070/030322/3083708 и товар N 1 по ДТ N 10702070/150322/3095858 обоснованно отнесены Владивостокской таможней к подсубпозиции 8516 10 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В этой связи оспариваемые решения Владивостокской таможни о классификации товара N РКТ-10702000-22/000292 от 15.05.2022 и N РКТ-10702000-22/000379 от 21.06.2022 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы жалобы о наличии сформированной судебной практики в отношении декларирования товара: "погружной трубчатый электронагреватель, предназначенный для нагрева воды в баке стиральной машины", судебная коллегия отклоняет как не имеющее преюдициального значения для настоящего дела. При этом различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Повторно рассмотрев требование общества в части признания незаконными уведомлений (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10013000/У2022/0012089 от 17.05.2022 и N 10013000/У2022/0014411 от 24.06.2022, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов. Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Статьей 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Пунктом 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" определены таможенные органы, уполномоченные на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В рассматриваемом случае основанием для формирования в рамках Приказа N 2095 Московской областной таможней уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней являются поступившие в автоматизированную подсистему учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей "Задолженность" паспорта задолженности исходя из места нахождения декларанта.
В соответствии с данными, отраженными в АПС "Задолженность", причиной образования задолженности у декларанта являются решения Владивостокской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, которыми обществу доначислены таможенные платежи в сумме 1 248 759,56 рублей, 1 335 318,68 рублей.
Согласно части 13 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен: при внесении изменений в декларацию на товары - в корректировке декларации на товары (пункт 2); при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - в таком уведомлении (уточнении к уведомлению) (пункт 3); при принятии решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 75, 76, 79 и 80 названного Федерального закона - в таком решении (пункт 4).
В статье 72 Закона N 289-ФЗ установлены условия начисления пени, а также обязанность по их уплате. Так, в силу части 1 указанной статьи пенями признаются установленные данной статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно части 3 статьи 72 Закона N 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу части статьи 72 Закона N 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ (части 8, 10 статьи 72 Закона).
В соответствии с частью 16 статьи 72 Закона N 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена.
В рассматриваемом случае размер задолженности по таможенным платежам и налогам, предъявленный таможней к взысканию по решению подтвержден материалами дела, документально не опровергнут.
Судом установлено, что предъявленные к взысканию по решению Владивостокской таможни от 15.05.202 о классификации товара и указанные в уведомлении таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.05.2022 N 10013000/У2022/0012089 пени начислены за период с 10.03.2022 по 17.05.2022 в размере 34299,21 руб. по коду 2010 (ставка ввозной пошлины) на сумму 1006333,75 руб. и в размере 6859,85 руб. по коду 5010 на сумму 201266,75 руб., всего 41159,06 руб., т.е. таможней пени исчислены, в том числе, за период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Как установлено статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ.
В развитие указанной нормы права Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного Постановления).
Из разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, в период действия моратория, введенного Постановлением N 497, не подлежат начислению пени на таможенные платежи, идентифицируемые как иные финансовые санкции, в связи с чем из расчета пеней по таможенным платежам подлежит исключению период с 01.04.2022 по 30.09.2022. Следовательно, пеня в сумме 26 399,49 руб., указанная в уведомлении Владивостокской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.05.2022 N 10013000/У2022/0012089 начислена таможней необоснованно.
В остальной части размер пени по уведомлению Московской областной таможни от 17.05.2022 N 10013000/У2022/0012089 исчислен и предъявлен к взысканию правомерно.
Требование общества о признании незаконным уведомления (уточнение к уведомлению) Московской областной таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10013000/У2022/0014411 от 24.06.2022 необоснованны, поскольку согласно данному уведомлению обществу доначислены только таможенные платежи, пени не начислялись.
С учетом изложенного, в силу принятия Владивостокской таможней правомерных решений о классификации товаров и последующего внесения соответствующих изменений, обществу Московской областной таможней обоснованно доначислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере 1 207 600,5 рублей, 1 335 318,68 рублей соответственно.
Выводы суда первой инстанции по настоящему спору соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.04.2024 по делу N А51-21680/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21680/2022
Истец: ООО "ЛГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ, Московская областная таможня