г. Владивосток |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А51-12899/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В.Ли,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа
апелляционные производства N 05АП-3028/2024, 05АП-3029/2024 на решение от 10.04.2024
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-12899/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Тян Сергея Анатольевича (ИНН 251134887048, ОГРНИП 320253600024216)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
о признании незаконным решения от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023, третье лицо: Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500861130, ИНН 2511013839),
при участии:
от ИП Тян Сергея Анатольевича: представитель Ремеслова Н.Г. (в режиме веб-конференции) по доверенности от 03.10.2023, сроком действия на пять лет, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9145), паспорт;
от Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа: представитель Кумирова А.А. по доверенности от 09.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0791), паспорт.
В судебное заседание не явились: от УФАС по Приморскому краю, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тян Сергей Анатольевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - антимонопольный орган, УФАС по Приморскому краю) от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023.
Решением суда от 10.04.2024 заявленные требования удовлетворены.
Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (далее - Управление), не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Обращает внимание на то, что заключение кадастрового инженера, приложенное к жалобе ИП Тян С.А. датировано 14.04.2023. Из содержания схемы указанного заключения с учетом выводов сделанных кадастровым инженером невозможно установить наличие либо отсутствие реестровой ошибки, в том числе определить местоположение объекта продажи с кадастровым номером 25:34:017102:1445. в то время как именно оно исследовалось Комиссией Приморского УФАС при вынесении оспариваемого решения. Комиссией установлено, что информационное сообщение содержало сведения о наименовании подлежащего приватизации имущества и характеристиках объекта продажи, включая кадастровые номера здания и земельного участка, позволяющие идентифицировать объект продажи. Учитывая, что доказательств, достоверно подтверждающих обстоятельства на которые ссылался ИП Тян С.А. в жалобе о наличии реестровой ошибки и сведений о расположении спорного здания на двух земельных участках на момент рассмотрения жалобы представлено не было, решение Приморского УФАС России от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023 является законным и обоснованным.
Кроме того, Управление указывает на то, что в установленный информационным сообщением период запросов от ИП Тян С.А. о разъяснении размещенной в извещении о проведении торгов информации не поступало. До окончания срока приема заявок и до даты признания претендента участником аукциона заявления об отзыве заявки на участие в аукционе от ИП Тян С.А. в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 18 Закона N 178-ФЗ, не поступало. Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, претендент подтвердил, что располагает данными о предмете аукциона. Настаивает на том, что наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации в области земельного и градостроительного права не нашли свое подтверждение.
УФАС по Приморскому краю также не согласилось с принятым решением и подало апелляционную жалобу, просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит довод о том, что Порядок организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Следовательно, ссылки суда на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" несостоятельны, поскольку Закон N44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, поименованные в части 1 статьи 1 Закона N44-ФЗ.
Указывает на то, что единственным официальным источником предоставления сведений по объектам недвижимости являются сведения, содержащиеся в ЕГРН. В отсутствие вступившего в законную силу судебного акта при рассмотрении жалобы комиссия антимонопольного органа не вправе устанавливать неточности (реестровые ошибки), допущенные при регистрации имущества. Из представленного заявителем в рамках рассмотрения жалобы заключения кадастрового инженера от 14.04.2023 невозможно установить наличие реестровой ошибки или наложения границ объектов недвижимости.
Представитель Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель заявителя на доводы жалоб возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
УФАС по Приморскому краю, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителя антимонопольного органа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Решением Думы Уссурийского городского округа от 25.10.2022 N 751 утвержден прогнозный план (программ) приватизации муниципального имущества Уссурийского городского округа на 2023 год (далее - Прогнозный план).
Согласно пункту 1 раздела 2 указанного Плана в Перечне муниципального имущества Уссурийского городского округа, планируемого к приватизации в 2023 году, значится нежилое здание площадью 38,6 кв. м, назначение: нежилое, количество этажей: 1, в том числе подземных - 0. Кадастровый номер: 25:34:017102:1445, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пролетарская, д. 41, и земельный участок площадью 76 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: социальное обслуживание, кадастровый номер: 25:34:016902:14474, расположенный по адресу: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пролетарская, д. 41, относительно ориентира нежилое здание, расположенное в границах земельного участка.
Управлением имущественных отношений, как организатором продажи, на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет", а также на официальном сайте Оператора электронной площадки - универсальная торговая платформа АО "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru в сети "Интернет" (торговая секция "Приватизация, аренда и продажа прав") опубликовано извещение о проведении торгов N 22000002660000000012.
Совместно с извещением о проведении торгов опубликовано информационное сообщение о проведении продажи муниципального имущества в электронной форме (далее - информационное сообщение) содержащее в себе в том числе сведения о наименовании подлежащего приватизации имущества и характеристиках объекта продажи, включая кадастровый номер здания и земельного участка, позволяющие идентифицировать объект продажи; начальную цену приватизируемого имущества: нежилого здания с земельным участком - 867 000 руб. и размер задатка - 10% начальной цены - 86 700 рублей.
Информационное сообщение содержало следующие сведения о наименовании и характеристиках объекта продажи:
- нежилое здание, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пролетарская, д. 41, площадью 38,6 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных: 0 Назначение: нежилое. Кадастровый номер: 25:34:017102:1445. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано;
- земельный участок площадью 76 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: социальное обслуживание. Местоположение: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пролетарская, д. 41, относительно ориентира нежилое здание, расположенное в границах земельного участка. Кадастровый номер: 25:34:016902:14474. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано.
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе организатором торгов принято решение, оформленное протоколом от 11.04.2023 N 17, в соответствии с которым к участию в электронном аукционе по лоту N 1 допущены Федьков А.М., ИП Литвин В.С., ИП Тян С.А., ИП Баховадинов Г.А., ООО "Инвестгрупп", Юн А.Г., заявки которых соответствовали требованиям действующего законодательства и информационного сообщения.
Согласно протоколу об итогах продажи муниципального имущества в электронной форме посредством аукциона по лоту N 1 от 13.04.2023 N 18 победителем аукциона по продаже муниципального имущества признан ИП Тян С.А.
19.04.2023 (до подписания договора по результатам аукциона) ИП Тян С.А. обратился в УФАС по Приморскому краю с жалобой на действия (бездействия) организатора продажи при проведении продажи указанного муниципального имущества, выразившиеся в предоставлении сведений, не позволяющих определенно установить расположение здания относительно земельного участка, а также указал, что фактически нежилое здание с кадастровым номером 25:34:017102:1445 расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 25:34:016902:13687 и 25:34:016902:14474, в то время как, описание объекта закупки содержит указании на продажу только одного земельного участка с кадастровым номером 25:34:016902:14474.
По результатам рассмотрения жалобы предпринимателя УФАС по Приморскому краю вынесено решение от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023, согласно которому жалоба признана необоснованной.
Предприниматель, не согласившись с выводами об отсутствии нарушений продавцом положений Закона N 178-ФЗ, изложенными в решении от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указанный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органы или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральный банком Российской Федерации.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ, Закон о приватизации) государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном названным Законом.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ установлено, что одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, представляющего собой конкурентную процедуру определения победителя.
При этом пунктом 5 статьи 13 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными названным Федеральным законом.
Информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества регламентировано в статье 15 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи Закона под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества. Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов определен сайт www.torgi.gov.ru.
Судебной коллегией установлено, что порядок информирования об условиях приватизации государственного или муниципального имущества при продаже спорных объектов недвижимости Управлением соблюдён. Аукцион является открытым по составу участников (пункт 2 статьи 18 Закона о приватизации).
Пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества).
Таким образом, законодатель ограничил объём размещаемой информации в отношении имущества сведениями, необходимыми для индивидуализации имущества.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
По смыслу изложенного, муниципальное имущество при выставлении на продажу посредством проведения аукциона можно выставлять на торги, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.
В рассматриваемом случае следует признать, что Управление такое условие не выполнило, поскольку информационное сообщение N 22000002660000000012 содержит сведения о наименовании подлежащего приватизации имущества и характеристиках объекта продажи, включая кадастровый номер здания 25:34:017102:1445 и кадастровый номер лишь одного земельного участка, на котором данное здание расположено 25:34:016902:14474, в то время как согласно заключению кадастрового инженера, выполненного в марте 2024 года, предлагаемое к продаже здание с южной стороны частично заходит на смежный земельный участок с кадастровым номером 25:34:016902:13687 (сети водоснабжения, водоотведения), который не является объектом продажи на предложенном аукционе.
В этой связи, судебная коллегия признает, что информация о том, что объект приватизации (нежилое здание) фактически расположен на двух земельных участках является существенной, влияющей на характеристики предлагаемого к продаже объекта муниципальной собственности, подлежащей обязательному включению в информационное сообщение о продаже такого имущества.
Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что одним из принципов информационного обеспечения приватизации государственного и муниципального имущества является возможность свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации, что, в свою очередь, обеспечивает свободу участия в такой приватизации, в то время как не включение в информационное сообщение необходимых сведений, не обеспечивает соблюдение названных принципов и возможностей.
Допущенное организатором торгов нарушение является существенным, влекущим нарушение права участника аукциона на получение полной и достоверной информации о приватизируемом имуществе, поскольку несоблюдение данных требований могло сформировать неверное представление об объекте торгов и повлиять на решение о необходимости принятия участия в них с учетом того, что расположение спорного нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером 25:34:016902:13687 (который не является объектом закупки) повлечет необходимость привести границы здания и земельного участка, на котором оно расположено, в соответствие с земельным и градостроительным законодательством, что повлечет дополнительные расходы у победителя, что не соответствует пункту 1 статьи 18 Закона о приватизации.
Доводы апелляционных жалоб о том, что предпринимателю была предоставлена возможность ознакомиться с состоянием имущества путем осмотра предлагаемого к продаже объекта муниципальной собственности и прилагаемой документации, в порядке, установленном информационным сообщением, несостоятельны, поскольку наличие данных прав не освобождает организатора торгов от выполнения обязанности, предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона N 178-ФЗ.
При этом сама по себе подача предпринимателем заявки на участие в аукционе свидетельствует лишь о том, что участник подтвердил, что располагает только теми данными, которые указаны в информационном сообщении, которое, в свою очередь, содержало неполные сведения относительно количества земельных участков, на которых расположено подлежащее приватизации нежилое здание. Кроме того, к информационному сообщению не была приложена схема земельных участков, что лишило заявителя возможности установить, на каких конкретно земельных участках расположено нежилое здание.
Доводы апеллянтов о том, что в ходе рассмотрения жалобы предпринимателем было представлено заключение кадастрового инженера от 14.04.2023, которое не содержит обоснования выявления реестровой ошибки, также подлежат отклонению.
Так, согласно названному заключению часть спорного нежилого здания выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 25:34:016902:14474, предложенному к продаже на аукционе. Данные обстоятельства ни антимонопольным органом, ни Управлением в ходе рассмотрения дела судом не опровергнуты.
Таким образом, УФАС по Приморскому краю при рассмотрении поступившей жалобы обязано было в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств запросить у Управления пояснения о расположении здания относительно земельного участка, не вошедшего в предмет аукциона. Вместо этого, антимонопольный орган ограничился лишь пояснениями организатора торгов о том, что сведения, указанные в информационном сообщении, соответствуют информации, содержащейся в ЕГРН.
Вместе с тем, предприниматель в рамках настоящего дела не оспаривает правильность сведений, отраженных в ЕГРН о земельных участках, на которых расположено спорное нежилое здание. Предметом настоящего спора является нарушение организатором торгов порядка их проведения, выразившееся в неточном описании сведений, позволяющих его индивидуализировать (характеристика имущества).
При таких обстоятельствах, факт наличия либо отсутствия реестровой ошибки в ЕГРН и причины её образования, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение УФАС по Приморскому краю от 25.04.2023 N 025/10/18.1-495/2023 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлены.
Апелляционные жалобы не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб судебной коллегией не рассматривался, поскольку апеллянты от её уплаты освобождены в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.04.2024 по делу N А51-12899/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12899/2023
Истец: ИП Тян Сергей Анатольевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА