город Томск |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А67-12161/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Аюшева Д.Н.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу (N 07АП-3353/2024) федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" на решение от 26.03.2024 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12161/2023 (судья Гребенников Д.А.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (636844, Томская область, Асиновский район, город Асино, ул. Ивана Буева, д. 67, ИНН 7002020823, ОГРН 1197031057860) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, ул. Мичурина, д. 7, ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800) о взыскании денежных средств,
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 489 846,91 руб., в том числе: 421 603,08 руб. платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод по государственным контрактам N 64/23-1-12/23 от 31.01.2023 и N 64/23-133/22 от 29.12.2002, 68 243,83 пени (с учетом уточнений (представлены в электронном виде 05.03.2024)).
Решением от 26.03.2024 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит уточнить резолютивную часть решения, в части касающейся уточнения сумм к взысканию по основной задолженности и пени раздельно по государственным контрактам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что между истцом и ответчиком заключено два государственных контракта, оплата за оказанные услуги по одному из них осуществляется за счет средств федерального бюджета, а другого за счет средств дополнительного источника бюджетного финансирования; суд первой инстанции не указал общую сумму основной задолженности, но и не разделил сумму задолженности по государственным контрактам.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между учреждением (абонент) и предприятием (организация водопроводного хозяйства), заключены 2 (два) государственных контракта на водоотведение (далее контракты) N 64/23-1-12/23 от 31.01.2023 и контракт N 64/23-133/22 от 29.12.2022, со сроком действия контрактов с 01.01.2023 по 31.12.2023 включительно (далее - контракты), по условиям которых организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в договоре (пункт 1 контрактов).
Объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение, указаны в пункте 3 контрактов.
Оплата осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 6 контрактов).
Расчетным периодом является 1 календарный месяц. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7 контрактов).
В соответствии с пунктом 9 контрактов размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы за нарушение абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитываются в соответствии с требованиями Правил N 644. Оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде.
Согласно подп. "ж" пункта 10 контрактов организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов состава отводимых в ЦСВ сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, а также имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу подп. "ж" пункта 12 контрактов абонент обязан производить оплату по договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту, при этом абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения договора документы (в том числе счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) по месту нахождения организации ВКХ, а также соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 49 контрактов).
Постановлением администрации Асиновского городского поселения Томской области от 28.10.2022 N 620/22 утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП "Асиновский водоканал" в централизованную систему водоотведения г. Асино. Указанное постановление опубликовано в газете "Образ Жизни" от 31.10.2022 N 7.
Во исполнение условий государственных контрактов N 64/23-1-12/23 и N 64/23-133/22, специалистами МУП АГП "Асиновский водоканал" в ходе осуществления контрольных мероприятий осуществленных заранее уведомленного абонента (уведомление N 164 от 13.03.2023) в присутствии представителя ответчика была отобрана проба сточных вод из контрольного канализационного колодца N 37 (второго от врезки на МКД по ул. Мичурина в сторону территории ФКУ ИК-2) и составлен акт отбора проб сточных вод N 202 от 14.03.2023, подписанный представителем ответчика без замечаний.
Акт отбора проб сточных вод был направлен стороне ответчика 15.03.2023 с сопроводительным письмом N 170.
В соответствии с протоколом результатов измерений N 217 от 20.03.3023, составленного гидрохимической лабораторией ООО "Томскгеомониторинг" анализ отобранной МУП АГП "Асиновский водоканал" пробы показал несоответствие допустимым концентрациям измерений.
Протокол был направлен стороне ответчика с сопроводительным письмом N 198 от 27.03.2023.
На основании вышеуказанных документов организацией водопроводно-канализационного хозяйства был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 197 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 от 29.07.2013 г., за март, апрель, май 2023 г., в общей сумме 163 215,87 рубля, из которых:
плата за март 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила: 1 788,53 рублей;
плата за март 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 42 924,66 рублей;
итого плата за март 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 44 713,19 рублей;
плата за апрель 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 1 784,96 рублей;
плата за апрель 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 55 794,50 рублей;
итого плата за апрель 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 57 579,46 рублей;
плата за май 2023 г. в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 1 888,62 рублей;
плата за май 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 59 034,60 рублей;
итого плата за май 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 60 923,22 рублей.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за март 2023 N 685 N 684 (счета) и N 675 N 674 (акты) от 31.03.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 206 от 31.03.2023 о чем свидетельствует отметка о вручении.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2023 N 910 N 911 (счета) и N 897 N 898 (акты) от 30.04.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 276 от 27.04.2023, о чем стоит отметка о вручении.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2023 N 1151 N 1152 (счета) и N 1138 N 1139 (акты) от 30.05.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 344 от 30.05.2023, о чем свидетельствует отметка о вручении.
Во исполнение условий государственных контрактов N 64/23-1-12/23 и N 64/23-133/22, 07.06.2023 специалистами МУП АГП "Асиновский водоканал" в ходе осуществления контрольных мероприятий осуществленных заранее уведомленного Абонента (Уведомление N 366 от 07.06.2023 г.) в присутствии представителя ответчика была отобрана проба сточных вод из контрольного канализационного колодца N 37 (второго от врезки на МКД по ул. Мичурина в сторону территории ФКУ ИК-2) и составлен Акт отбора проб сточных вод N 205 от 07 июня 2023 года, подписанный представителем ответчика без замечаний.
Акт отбора проб сточных вод был направлен стороне ответчика 08.06.2023 г. с сопроводительным письмом N 371.
В соответствии с Протоколом результатов измерений N 529 от 13 июня 2023 года, составленного Гидрохимической лабораторией ООО "Томскгеомониторинг" анализ отобранной МУП АГП "Асиновский водоканал" пробы показал несоответствие допустимым концентрациям измерений. Протокол был направлен стороне ответчика с сопроводительным письмом N 399 от 23.06.2023 г. о чем стоит отметка, о вручении.
На основании вышеуказанных документов организацией водопроводно-канализационного хозяйства был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 197 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 от 29.07.2013 г., за июнь, июль, август 2023 г., в общей сумме 188 146,60 рублей, из которых:
плата за июнь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 2 290,47 рублей;
плата за июнь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 61 333,63 рублей;
итого плата за июнь 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 63 624,10 рублей;
плата за июль 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 2 400,91 рублей;
плата за июль 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 60 781,18 рублей;
итого плата за июль 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 63 182,09 рублей;
плата за август 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 2 330,94 рублей;
плата за август 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 59 009,47 рублей;
итого плата за август 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила:61 340,41 рублей;
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июнь 2023 г. N 1463 N 1464 (счета) и N 1446 N 1447 (акты) от 30.06.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 410 от 28.06.2023, чем стоит отметка о вручении.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июль 2023 г. N 1753 N 1754 (счета) и N 1736 N 1737 (акты) от 31.07.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 493 от 04.08.2023, о чем стоит отметка о вручении.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за август 2023 г. N 1925 N 1926 (счета) и N 1908 N 1909 (акты) от 31.08.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 543 от 31.08.2023, о чем стоит отметка о вручении.
Во исполнение условий государственных контрактов N 64/23-1-12/23 и N 64/23-133/22, 06.09.2023 специалистами МУП АГП "Асиновский водоканал" в ходе осуществления контрольных мероприятий осуществленных заранее уведомленного Абонента (Уведомление N 557 от 06.09.2023) в присутствии представителя ответчика была отобрана проба сточных вод из контрольного канализационного колодца N 34 (второго от врезки на МКД по ул. Мичурина в сторону территории ФКУ ИК-2) и составлен Акт N 208 от 06 сентября 2023 года отбора проб сточных вод, подписанный представителем ответчика безоговорочно. Акт отбора проб сточных вод был направлен стороне ответчика 07.09.2023 с сопроводительным письмом N 559 о чем стоит отметка о получении.
В соответствии с Протоколом результатов измерений N 1057 от 20 сентября 2023 года, составленного Гидрохимической лабораторией ООО "Томскгеомониторинг" анализ отобранной МУП АГП "Асиновский водоканал" пробы показал несоответствие допустимым концентрациям измерений. Протокол был направлен стороне ответчика с сопроводительным письмом N 584 от 21.09.2023, о чем стоит отметка о вручении.
На основании вышеуказанных документов организацией водопроводно-канализационного хозяйства был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с п. 197 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 от 29.07.2013, за сентябрь, октябрь 2023, в общей сумме 70 240,61 рубль, из которых:
плата за сентябрь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 1 216,66 рублей;
плата за сентябрь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 32 579,49 рублей;
итого плата за сентябрь 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 33 796,15 рублей;
плата за октябрь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 1 239,11 рублей;
плата за октябрь 2023 в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 35 205,35 рублей;
итого плата за октябрь 2023 в соответствии с гос. контрактами N 64/23-1-12/23, N 64/23-133/22 в общей сумме составила 36 444,46 рублей.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за сентябрь 2023 г. N 2307 N 2308 (счета) и N 2290 N 2291 (акты) от 30.08.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 618 от 03.10.2023, о чем стоит отметка о вручении.
Платежные документы, в том числе расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за октябрь 2023 г. N 2511 N 2510 (счета) и N 2494 N 2493 (акты) от 31.10.2023 были получены стороной ответчика с сопроводительным письмом N 693 от 31.10.2023, о чем стоит отметка о вручении.
На основании изложенного, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных за период март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2023 года произведен МУП АГП "Асиновский водоканал" в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере водоснабжения водоотведения и подлежит оплате стороной ответчика в полном объеме в общем размере: 421 603,08 рублей, из которых:
плата за спорный период в соответствии с гос. контрактом N 64/23-1-12/23, составила 14 940,20 рублей;
плата за спорный период в соответствии с гос. контрактом N 64/23-133/22, составила 406 662,88 рублей.
Как следует из материалов дела, оплата по начислениям ответчиком не производилась.
Претензией от 29.11.2023 МУП АГП "Асиновский водоканал" потребовало оплатить имеющуюся задолженность (представлена в электронном виде с исковым заявлением).
Оставление претензии ответчиком без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и отсутствия доказательств оплаты.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении)).
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить ОВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований (пункт 35 Правил N 644).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами N 644 (части 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, взимаемой с абонента (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 197 Правил N 644.
В Пункте 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 названных Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 130(3) Правил N 644 в течение 3 месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод (в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод) абонент обязан внести соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ, и подать измененную декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением администрации Асиновского городского поселения Томской области от 28.10.2022 N 620/22 утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП АГП "Асиновский водоканал" в централизованную систему водоотведения г. Асино, о чем ответчик уведомлен письмом от 07.11.2022 N 685.
В соответствии с расчетом истца плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод составила 421 603,08 рублей, из которых:
по контракту N 64/23-1-12/23 - 14 940,20 рублей;
по контракту N 64/23-133/22 - 406 662,88 рублей.
Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, факт превышения ответчиком норматива загрязняющих веществ в составе сточных, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания основной задолженности.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 13.1 контрактов установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
По расчету истца размер пени за период с 11.04.2023 по 05.03.2024 составляет в общем размере 68 243,83 руб., в том числе:
по контракту N 64/23-133/22 - 65 834, 41 руб.
по контракту N 64/23-1-12/23 - 2 409, 42 руб.
Расчет пени представлен в электронном виде 05.03.2024, судом проверен, признан верным.
Доводов относительно рассмотрения спора по существу апелляционная жалоба не содержит.
Ответчиком расчет не оспорен, возражения сводятся лишь к тому, что в резолютивной части судебного акта суд не разбил общую сумму по контрактам.
Согласно статье 171 АПК РФ при удовлетворении требования о взыскании денежных средств в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию денежных сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пеней) и процентов.
В резолютивной части обжалуемого решения судом указан только общий размер подлежащих взысканию денежных сумм.
Однако, указанное не привело к принятию неправильного судебного акта по существу спора и, согласно части 3 статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены судебного акта.
Размер взысканных судом сумм по каждому контракту указан в мотивировочной части решения и при необходимости ответчик вправе обратиться за разъяснением возникших вопросов в порядке статьи 179 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 марта 2024 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-12161/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-12161/2023
Истец: МУП Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области"