г. Хабаровск |
|
21 июня 2024 г. |
А80-3/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: Пономарева Е.И. представителя по доверенности от 31.01.2024, сроком по 31.01.2025;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу: Белоброва С.А. представителя по доверенности от 30.01.2024, сроком по 31.12.2024;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу
на решение от 21.03.2024
по делу N А80-3/2024
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, ИНН 8709010300)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1028700587266, ИНН 8700000233)
о признании недействительным и отмене решения от 24.08.2023 N 028S19230000619 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения
и по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу
к Управлению Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в размере 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее -УФНС России по Чукотскому автономному округу, Управление, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением об отмене решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 24.08.2023 N 028S19230000619, вынесенного Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (далее- ОСФР по Чукотскому автономному округу, отделение Фонда, Отделение, Фонд) по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
ОСФР по Чукотскому автономному округу представило встречный иск о взыскании с УФНС России по Чукотскому автономному округу финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в размере 500 рублей.
ОСФР по Чукотскому автономному округу отказалось от встречного иска в связи уплатой УФНС России по Чукотскому автономному округу финансовых санкций в полном объеме, приложив платежное поручение от 24.10.2023 N 410595.
Решением суда от 21.03.2024: принят отказ ОСФР по Чукотскому автономному округу к УФНС России по Чукотскому автономному округу о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в размере 500 руб.; производство по встречному исковому заявлению прекращено; заявление УФНС России по Чукотскому автономному округу удовлетворено - признано недействительным решение ОСФР по Чукотскому автономному округу от 24.08.2023 N 028S19230000619 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М за июль 2022 года (тип дополняющая) как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОСФР по Чукотскому автономному округу обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции о признании недействительным оспариваемого решения ОСФР по Чукотскому автономному округу, принять по делу новый судебный акт об отказе УФНС России по Чукотскому автономному округу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: согласно данным доверенного оператора электронного документооборота АО "ПФ "СКБ Контур" от 18.08.2023 N 70670/УТП уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий от ОСФР по Чукотскому автономному округу поступило на серверы системы 09.06.2023 в 15:37:27, и в тот же момент стало доступно для прочтения страхователю УФНС России по Чукотскому автономному округу; суд неверно отклонил довод Отделения о необходимости исчислять срок для устранения ошибок с даты доставки уведомления об устранении имеющихся ошибок на сервер; датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда; страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений, представляет в территориальный орган Фонда уточненные индивидуальные сведения, то есть заявитель обязан был представить соответствующие сведения до 16.06.2023; затягивание сроков по получению указанного уведомления свидетельствует об уклонении Управления от своевременного получения уведомления, в связи с чем, освобождение страхователя от финансовой санкции недопустимо.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФНС России по Чукотскому автономному округу отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель заявителя жалобы (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель УФНС России по Чукотскому автономному округу (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, УФНС России по Чукотскому автономному округу состоит на учете в органе пенсионного фонда в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера 028-001-004142.
Страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил 05.08.2022 в отделение Фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за отчетный период июль 2022 года в отношении 189 застрахованных лиц в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
На основании заявления от 26.04.2023 страхователь подключен к электронному документообороту ПФР по телекоммуникационным каналам связи через Оператора.
В результате проверки представленных страхователем сведений отделением Фонда, Управлению по телекоммуникационным каналам связи 09.06.2023 направлено текстовое сообщение, содержащее уведомление об ошибке в представленных сведениях о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ).
Страхователь по телекоммуникационным каналам связи 29.06.2023 представил в отделение Фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2022 года по типу "дополняющая" на 1 застрахованное лицо.
Отделением Фонда выявлено правонарушение в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт от 11.07.2023 N 028S18230000572, фиксирующий нарушение срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ознакомившись с актом проверки от 11.07.2023 N 028S18230000572, Управление в письме от 03.08.2023 N 19-04/0296 представило возражения, в которых указало на отсутствие вины в нарушении срока предоставления исправленной отчетности по форме СЗВ-М за июль 2022 года, поскольку уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда, получено 29.06.2023 по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, и запрашиваемые сведения представлены 29.06.2023, то есть в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления.
После рассмотрения акта и других материалов проверки, в том числе: формы СЗВ-М с типом "исходная" и с типом "дополняющая" за июль 2022 год, информации о файлах - электронной форме документа СЗВ-М (тип исходная) и (тип дополняющая) за июль 2022 года и электронной подписи, извещения о доставке указанных файлов, протоколы проверки отчетности страхователя по формам отчетности СЗВ-М (исходная) и (дополняющая) за июль 2022 года, выписки из журнала регистрации приема и обработки документов, поступающих по телекоммуникационным каналам связи (расчетных ведомостей, реестров платежей по дополнительному страхованию, документов персонифицированного учета) относительно сведений за период июль 2022 года, представленных страхователем, отделением Фонда вынесено решение от 24.08.2023 N 028S19230000619 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ - за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и назначении штрафа в размере 500 руб.
На основании решения Управлению выставлено требование от 25.09.2023 N 028S01230000712 об уплате финансовых санкций со сроком уплаты в добровольном порядке - в течение 20 календарных дней со дня получения требования.
Акт, решение и требование направлены в адрес УФНС России по Чукотскому автономному округу по электронной системе и заказными почтовыми отправлениями.
Не согласившись с принятым отделением Фонда решением от 24.08.2023 N 028S19230000619, страхователь подал жалобу в вышестоящий орган Фонда.
По результатам рассмотрения указанной жалобы, Департаментом по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Социального фонда России подготовлено письмо от 23.10.2023 N 19-21/185908, в котором действия отделения Фонда по привлечению к ответственности страхователя признаны правомерными.
УФНС России по Чукотскому автономному округу, не согласившись с решением отделения Фонда от 24.08.2023 N 028S19230000619 о привлечении страхователя к ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 167-ФЗ) налоговый орган является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ, данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
По пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя; документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены как в виде документов в письменной форме, в электронной форме и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сведения представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации; формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Порядок электронного документооборота между страхователями и Фондом при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в рассматриваемый период, был определен Постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 N 178п "Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" (далее - Порядок N 178п, Порядок).
Согласно пункту 13 Порядка между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в течение одного рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке (далее - Уведомление о доставке).
В силу подпункта 4 пункта 14 указанного Порядка, Фонд в течение трех рабочих дней с момента направления Уведомления о доставке осуществляет проверку индивидуальных сведений на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений; уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки) (пункт 15 Порядка).
Согласно пункту 16 Порядка в случае подключения страхователя к системе электронного документооборота ПФР формы документов для привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, уполномоченный работник территориального органа ПФР формирует в электронном виде по формам, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29.07.2016 N 684п" (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2017, регистрационный N 46627), подписывает электронной подписью и направляет Страхователю в зашифрованном виде.
Из материалов дела следует, что страхователем по электронным каналам связи 05.08.2022 представлены в Фонд сведения в форме электронного документа по форме СЗВ-М (тип исходная) за отчетный период июль 2022 года в отношении 189 застрахованных лиц; в соответствии с протоколом проверки отчетности документ принят.
В ходе камеральной проверки отделением Фонда в сведениях о страховом стаже лиц (СЗВ-М за июль 2022 года) выявлены ошибки/несоответствия, а именно "разрыв в страховом стаже, или отсутствие информации по приему/увольнению застрахованного лица, или дата приема/увольнения не соответствует датам в форме СЗВ-СТАЖ, или Код по ОКЗ в КМ не содержится в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)".
В соответствии с абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Выявленные отделением Фонда несоответствия в представленных сведениях по форме СЗВ-М за июль 2022 года оформлены текстовым сообщением и направлены 09.06.2023 страхователю по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждено представленным скриншотом из системы АИС ПФР, содержащем сведения о времени направления уведомления об ошибке - 09.06.2023 и время получения - 29.06.2023.
Исправленные сведения по форме СЗВ-М (с типом дополняющая) за июль 2022 года в отношении 1 застрахованного лица представлены страхователем по электронным каналам связи 29.06.2023, и приняты отделением Фонда.
Вынося оспариваемое решение, отделение Фонда исходило из того, что исправленные (уточненные) сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены страхователем позднее пяти рабочих дней со дня получения (09.06.2023) уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий.
Расчет суммы штрафа произведен Отделением Фонда исходя из количества застрахованных лиц, являющихся работниками заинтересованного лица.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена публично-правовая ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде применения к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу названной выше статьи, при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта, вправе представить в соответствующий территориальный орган Фонда письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту; указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций; требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; в случае уплаты финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования финансовые санкции могут быть уплачены в размере половины суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций.
Рассматриваемый спор возник в отношении своевременности представления страхователем исправленных сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года.
Обосновывая несогласие с принятым решением, Управление ссылается на то, что уведомление об ошибке получено им 29.06.2023, сведения по форме СЗВ-М (тип дополняющая) за июль 2022 года направлены в отделение Фонда 29.06.2023, то есть в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления об устранении ошибок.
В свою очередь, отделение Фонда ссылается на данные системы "Контур Экстерн", согласно которым уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий от ОСФР по Чукотскому автономному округу поступило на сервера системы 09.06.2023 в 15:37:27 и в тот же момент стало доступно для прочтения страхователю - УФНС России по Чукотскому автономному округу, и полагает, что страхователь обязан представить исправленные сведения за июль 2022 года в срок не позднее 16.06.2023.
Вместе с тем, как верно установлено судом, уведомление отделения Фонда об устранении имеющихся ошибок и (или) несоответствия поступило на сервера системы "Контур Экстерн" 09.06.2023, но получено страхователем 29.06.2023, что подтверждается скриншотом системы электронного документооборота ПФР.
Довод отделения Фонда о необходимости исчислять срок для устранения ошибок с даты доставки уведомления об устранении имеющихся ошибок на сервер, обоснованно отклонен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 03.04.2023 N 256н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда.
Датой получения страхователем уведомления в электронном виде от территориальных органов Фонда, переданного через личный кабинет, считается дата его размещения в личном кабинете.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Фонда уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 17 Порядка N 178п (действовавшего в рассматриваемый период) датой получения страхователем документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
Дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, именно дата получения уведомления, подтвержденная электронным документом "Уведомление о доставке", которое формируется автоматически при его поступлении на транспортный сервис оператора, является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных и привлечения страхователя к ответственности.
Вместе с тем, как правильно установил суд, соответствующего доказательства получения страхователем уведомления 09.06.2023, в материалы дела не представлено.
Письмо СКБ "Контур" от 18.08.2023 N 70670/УТП о том, что письмо от Отделения СФР по Чукотскому автономному округу (028-001) поступило на сервера системы "Контур.Экстерн" и в тот же момент стало доступно для прочтения страхователем, не принимается судом во внимание, поскольку доступность документа для прочтения не подтверждает факт его прочтения.
В представленном отделением Фонда скриншоте системы АИС ПФР отправления в графе "Примечание" имеется наименование документа "Уведомление ошибки СЗВ-ТД/СЗВ-СТАЖ", в графе "Время отправления" - 09.06.2023 15:36, в графе "Время получения" - 29.06.2023 08:29, со статусом обработано. Однако в графе "Время прохождения через сервер провайдера" данные не заполнены, что не позволяет сделать однозначный вывод о доставке (дате и времени) страхователю соответствующего уведомления ранее 29.06.2023.
Доказательств уклонения Управления от получения уведомления об ошибке, отделением Фонда не представлено.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" к правоотношениям, связанным с обязательным пенсионным страхованием и не урегулированным отдельными специальными нормами, применяются общие положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, положения главы 15 НК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, с учетом норм части 6 статьи 108 НК РФ, возлагается на заявителя; более того, все неустранимые сомнения в виновности ответчика в приписываемом ему заявителем нарушении законодательства, трактуются в пользу страхователя.
Поскольку формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложении на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению, а также исходя из презумпции невиновности, суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае Управлением срок представления исправленных сведений, предусмотренный статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не нарушен, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, в влечет в силу части 2 статьи 201, признание оспариваемого решения Фонда недействительным, как несоответствующего Федеральному закону N 27-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2024 года по делу N А80-3/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-3/2024
Истец: Управление ФНС России по Чукотскому АО
Ответчик: ОСФР по Чукотскому автономному округу
Третье лицо: 6 ААС