г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А56-15899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Изотовой С.В.,
судей Балакир М.В., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Потаповой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Департамента посредством веб-конференции представителя Стародубовой Л.Г. (доверенность от 04.12.2023),
от ООО "ЛибенКон" представителя Жуковой Е.Н. (доверенность от 25.03.2024),
от ООО "Великоустюгский леспромхоз" генерального директора Ступака А.А.,
апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2024 по делу N А56-15899/2022 (судья А.О. Вареникова), по иску:
Департамента лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН: 1053500056136, ИНН: 3525151968),
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛибенКон" (адрес: 190013, Санкт-Петербург, Рузовская ул., д. 8, лит. Б, ч.п. 10-Н, ч. оф. 416 (пом. 468), ОГРН: 1197847213277, ИНН: 7838088581),
обществу с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз" (адрес: 191040, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 40, лит. А, ч.п. 7-Н, ОГРН: 1063538016387, ИНН: 3526020968),
о взыскании задолженности
и встречным исковым заявлениям:
общества с ограниченной ответственностью "ЛибенКом"
к Департаменту лесного комплекса Вологодской области
и общества с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз"
к Департаменту лесного комплекса Вологодской области
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛибенКон" (далее - Общество) о взыскании 11 330 122,57 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 за 2020 - 2021 годы, в том числе: 9 441 767,15 руб. - в доход федерального бюджета, 1 888 355,42 руб. - в бюджет Вологодской области.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз" (далее - Леспромхоз).
До вынесения решения по существу заявленных требований истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил заявленные требования, просил взыскать с Леспромхоза 5 558 973,99 руб. задолженности по арендной плате по договору за 2020 год, в том числе: 4 632 477,51 руб. - в доход федерального бюджета, 926 496,48 руб. - в бюджет Вологодской области; с Общества - 5 771 148,58 руб. задолженности по арендной плате по договору за 2021 год, в том числе:
4 809 289,64 руб. - в доход федерального бюджета, 961 858,94 руб. - в бюджет Вологодской области.
Общество обратилось со встречным исковым заявлением о взыскании с Департамента 12 369 778,01 руб. переплаты по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008, из которых за 2022 год - 6 004 540,61 руб., за 2023 год - 6 365 237,40 руб.
Судом также принято встречное исковое заявление Леспромхоза о взыскании с Департамента 12 857 419,53 руб. переплаты по арендной плате по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 за 2017, 2018, 2019 годы.
Решением от 13.02.2024 в иске Департаменту отказано, с Департамента в пользу Общества взыскано 12 369 778,01 руб. неосновательного обогащения, в пользу Леспромхоза - 12 857 419,53 руб. неосновательного обогащения.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента, в удовлетворении встречных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что судебными актами по делам N А13-17638/2022 и А56-28532/2022 установлены факты достижения сторонами соглашений, уменьшения объемов расчетной лесосеки, снижения размеров изъятия древесины и снижения разряда такс, необходимости рассчитывать арендную плату исходя из изменившихся показателей арендуемого лесного участка, не принял во внимание заявление Департамента о пропуске Леспромхозом срока исковой давности, в период заключения дополнительных соглашений к договору законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора по соглашению сторон, в связи с чем дополнительные соглашения являются ничтожными как не соответствующие требованиям статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Леспромхоз добровольно 19.11.2020 уплатил задолженность за 2017, 2018 и 2019 годы в размере 12 857 419,53 руб., вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-28532/2022 Департаменту отказано в иске о внесении с 2022 года изменений в приложения N 3 и 4 к договору аренды, судебными актами по делу N А13-17638/2022 отказано в удовлетворении требований Обществу и Леспромхозу о внесении изменений в договор аренды, в связи с чем в настоящее время отсутствует судебный акт, которым внесены изменения в договор.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение оставить без изменения, указывает, что условиями договора предусмотрена возможность регулирования размера арендной платы с учетом изменения параметров арендуемого лесного участка, сравнительный анализ характеристик лесного участка, переданного в аренду в 2006 году, и характеристик этого же участка в 2008 году указывает на динамическое ухудшение показателей лесного участка: снижение объемов ликвидной древесины и понижение разряда такс на лесном участке; статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ в редакции, действующей на дату заключения договора, лицо, выигравшее лесной конкурс, подписывает протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда, пунктом 2.3 протокола от 22.08.2006 N 73 предусмотрено условие о возможности изменения арендной платы в связи с изменением объема пользования, в ранее действовавшей редакции договора указано, что размер арендной платы устанавливается по взаимному соглашению сторон, изменение условий договора аренды допускается в случае изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий, в связи с проведением очередного лесоустройства после передачи лесного участка в аренду изменились параметры в сторону уменьшения объемов древесины, заявляя указанные требования, Департамент не учитывает выводы, содержащиеся в судебных актах по делам N А56-28532/2022, А13-17638/2022, отсутствие судебного акта о внесении изменений в договор обусловлено наличием вступивших в законную силу судебных актов, установивших факт изменения параметров лесного участка и достижения сторонами договора аренды лесного участка соглашения об изменения его условий, в материалы дела не представлено документального подтверждения объемов расчетной лесосеки, исковая давность по требованию Леспромхоза не пропущена.
В отзыве на апелляционную жалобу Леспромхоз указывает, что размер арендной платы изменяется и привязан к характеристикам лесного участка и нормативному регулированию, что прямо предусмотрено аукционной документацией, условиями ранее действовавшего договора и действующего договора, стоимость арендной платы определяется исходя из регулируемых ставок и исходя из регулируемых ставок и характеристик лесного участка; и истцу, и ответчику отказано во внесении изменений в договор аренды лесного участка со ссылкой на то, что размер арендной платы определяется императивными требованиями соответствующего нормативного акта, а не условиями договора, и отсутствие соответствующего соглашения сторон договора аренды об актуализации расчета арендной платы не влияет на содержание правоотношений сторон, доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к доводам Департамента о ничтожности соглашений, решение суда первой инстанции основано на преюдициальных выводах по делу N А56-28532/2022, довод Департамента о пропуске срока исковой давности по встречным исковым требованиям не основан на нормах права и фактических обстоятельствах.
До начала судебного заседания в суд поступило ходатайство Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области о замене Департамента в порядке процессуального правопреемства на Департамент природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области в связи с прекращением деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области путем присоединения к Департаменту.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исходя из смысла вышеуказанных норм права, основанием для процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении. Оформление процессуального правопреемства судебным актом необходимо для реализации правопреемником своих прав в арбитражном процессе.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области имеется запись о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц.
При таких обстоятельствах заявление Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области о замене истца в порядке процессуального правопреемства подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области поддержал апелляционную жалобу, представители Леспромхоза и Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, указали, что доводы Департамента об отсутствии доказательств изменения характеристик лесного участка, не соответствуют действительности, договор лесного участка заключен в результате переоформления договора, заключенного по результатам лесного конкурса, ранее действовавшее законодательство не устанавливало запрет на внесение изменений по соглашению сторон, пунктом 2.3 протокола от 22.08.2006 N 73 предусмотрено условие о возможном изменении арендной платы не реже одного раза в год в связи с изменением ставок лесных податей на федеральном и областном уровнях, объема пользования, данные условия включены в пункты 9.4 - 9.4.2 договора от 06.09.2006.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.08.2008 между Департаментом (арендодатель) и Леспромхозом (арендатор) в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании решения Департамента от 12.05.2008 N 226 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 06.09.2006 N 34 заключен договор аренды лесного участка N 02-02-16/90-2008. На дату заключения договора аренды расчетная лесосека принималась по материалам лесоустройства. Лесохозяйственный регламент Великоустюгского лесничества был утвержден приказом Департамента области от 17.12.2008 N 641.
Договор аренды участка лесного фонда от 06.09.2006 N 34, в свою очередь, заключен на основании проведения лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда в аренду.
Договор аренды лесного участка N 02-02-16/90-2008 (далее - договор) заключен в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 72 964 га, имеющего следующее местоположение: кварталы N 3 ч, 4 ч, 10 ч, 46 ч, 47 ч, 48 ч, 49 ч, 50 ч, 51 ч, 55 ч, 56 ч, 57 ч, 58 ч, 59 ч, 60 ч, 61 ч, 62 ч, 69 ч, 70 ч, 71 ч, 72 ч, 73 ч, 81 ч, 82 ч, 83 ч, 84 ч, 88 ч, 89 ч (целевое назначение - защитные леса), расположенные в Н-Шарденгском участковом лесничестве, кварталы N 3 ч, 4 ч, 9, 10 ч, 16, 46 ч, 47 ч, 48 ч, 49 ч, 50 ч, 51 ч, 55 ч, 56 ч, 57 ч, 58 ч, 59 ч, 60 ч, 62 ч, 68, 69 ч, 70 ч, 71 ч, 72 ч, 73 ч, 80, 81 ч, 82 ч, 83 ч, 84 ч, 88 ч, 89 ч, 90, 91 (целевое назначение - эксплуатационные леса), расположенные в Н-Шарденгском участковом лесничестве, кварталы N 1 ч, 2 ч, 7 ч, 8 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 16 ч, 17 ч, 18 ч, 19 ч, 20 ч, 21 ч, 22 ч, 23 ч, 24 ч, 25 ч, 26 ч, 27 ч, 30 ч, 33 ч, 34 ч, 35 ч, 36 ч, 37 ч, 39 ч, 40 ч, 41 ч, 54 ч, 56 ч, 57 ч, 58 ч, 60 ч, 61 ч, 62 ч, 63 ч, 64 ч, 73 ч, 74 ч, 75 ч, 77 ч, 78 ч, 79 ч, 80 ч, 81 ч, 82 ч, 83 ч, 84 ч, 85 ч, 89 ч, 94 ч, 96 ч, 97 ч, 98 ч, 99 ч, 102 ч, 103 ч, 104 ч, 107 ч, 108 ч, 115 ч, 116 ч, 117 ч, 127 ч, 128 ч, 130 ч, 131 ч, 134 ч, 135 ч, 137 ч, 138 ч, 139 ч, 140 ч, 145 ч, 146 ч, 147 ч, 148 ч, 149 ч, 156 ч, 158 ч, 160 ч, 166 ч, 167 ч, 168 ч, 170 ч, 172 ч, 173 ч, 174 ч, 179 ч, 181 ч, 183 ч, 187 ч, 191 ч, 192 ч, 193 ч, 194 ч, 195 ч (целевое назначение - защитные леса), расположенные в Опокском участковом лесничестве, кварталы N 1 ч, 2 ч, 7 ч, 8 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч, 12 ч, 13 ч, 14 ч, 16 ч, 17 ч, 18 ч, 19 ч, 20 ч, 21 ч, 22 ч, 23 ч, 24 ч, 25 ч, 26 ч, 27 ч, 28, 29, 30 ч, 33 ч, 34 ч, 35 ч, 36 ч, 37 ч, 38, 39 ч, 40 ч, 41 ч, 42, 54 ч, 55, 56 ч, 57 ч, 58 ч, 60 ч, 61 ч, 62 ч, 63 ч, 64 ч, 73 ч, 74 ч, 75 ч, 76, 77 ч, 78 ч, 79 ч, 80 ч, 81 ч, 82 ч, 83 ч, 84 ч, 85 ч, 86, 89 ч, 94 ч, 95, 96 ч, 97 ч, 98 ч, 99 ч, 101, 102 ч, 103 ч, 104 ч, 107 ч, 108 ч, 114, 115 ч, 116 ч, 117 ч, 118, 122, 123, 126, 127 ч, 128 ч, 130 ч, 131 ч, 134 ч, 135 ч, 136, 137 ч, 138 ч, 139 ч, 140 ч, 143, 144, 145 ч, 146 ч, 147 ч, 148 ч, 149 ч, 152, 155, 156 ч, 157, 158 ч, 160 ч, 162, 166 ч, 167 ч, 168 ч, 169, 170 ч, 171, 172 ч, 173 ч, 174 ч, 178, 179 ч, 180, 181 ч, 182, 183 ч, 186, 187 ч, 188, 191 ч, 192 ч, 193 ч, 194 ч, 195 ч (целевое назначение - эксплуатационные леса), расположенные в Опокском участковом лесничестве Великоустюгского районного отдела - государственного лесничества Вологодской области. Кадастровые номера лесного участка 35:10:0000000:639, 35:10:0000000:640.
Пунктом 3 договора установлено, что схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях N 1 и 2, границы лесного участка определены в кадастровых паспортах земельного участка, являющихся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Все приложения к договору (N 1-7) являются его неотъемлемой частью.
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 20.08.2008 года, подписанному сторонами (является приложением N 5 к Договору).
Порядок расчета размера арендной платы и сроки внесения арендной платы установлены пунктами 5, 6, 7 договора.
В соответствии с пунктами 5, 7 договора арендная плата на момент подписания договора составляет 10 151 388,26 руб. в год, ее размер подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению N 4 и предоставляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы.
В связи с изменением качественных и количественных характеристик лесного участка и изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641, стороны внесли изменения в договор.
В связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и в соответствии с пунктом 7 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008, дополнительным соглашением от 01.01.2009 N 02-02-16/534-2009 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 арендодателем и арендатором внесены изменения в пункт 5 договора, приложения 4, 7 к договору.
В результате заключения дополнительного соглашения от 01.01.2009 N 02-02-16/534-2009 изменились размер арендной платы, сроки внесения арендной платы, расчет арендной платы, изложенные в пункте 5 договора, приложениях 4, 7 к договору.
В связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641, дополнительным соглашением от 30.12.2009 N 02-02-16/1098-2009 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 внесены изменения в пункт 5 договора, приложения 3, 4, 7 к договору.
В результате заключения дополнительного соглашения от 30.12.2009 N 02-02-16/1098-2009 изменились размер арендной платы, цели и объемы использования лесов, сроки внесения арендной платы, расчет арендной платы, изложенные в пункте 5 договора, приложениях 3, 4, 7 к договору.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) дополнительным соглашением от 08.02.2010 N 02-02-16/27-2010 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 внесены изменения в пункт 5 договора, приложения 4, 7 к договору.
В результате заключения дополнительного соглашения от 08.02.2010 N 02-02-16/27-2010 изменились размер арендной платы, сроки внесения арендной платы, расчет арендной платы, изложенные в пункте 5 договора, приложениях 4, 7 к договору.
В связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих санитарной рубки, на основании письма Департамента от 05.08.2011 N 04-04-27/1886, плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Великоустюгском государственном лесничестве от 05.08.2011, на основании пунктов 19, 20 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 дополнительным соглашением от 19.08.2011 N 02-02-16/93-2011 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 арендодателем и арендатором внесены изменения в пункт 5 договора, приложения 3, 4, 7 к договору.
В результате заключения дополнительного соглашения от 19.08.2011 N 02-02-16/93-2011 изменились размер арендной платы, цели и объемы использования лесов, сроки внесения арендной платы, расчет арендной платы, изложенные в пункте 5 договора, приложениях 3, 4, 7 к договору.
На основании пункта 18 договора дополнительным соглашением от 21.12.2011 N 02-02-16/155-2011 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 внесены изменения в пункт 24 договора в части срока действия договора.
В результате заключения дополнительного соглашения от 21.12.2011 N 02-02-16/155-2011 срок действия договора увеличен до 19.08.2055.
В связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих санитарной рубки на основании письма Департамента от 14.11.2011 N 04-04-27/3022, плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Великоустюгском государственном лесничестве от 14.11.2011, на основании пункта 19 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 дополнительным соглашением от 11.01.2012 N 02-02-16/3-2012 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 арендодателем и арендатором внесены изменения в пункт 5 договора, приложения 3, 4, 7 к договору.
В результате заключения дополнительного соглашения от 11.01.2012 N 02-02-16/3-2012 изменились размер арендной платы, цели и объемы использования лесов, сроки внесения арендной платы, расчет арендной платы, изложенные в пункте 5 договора, приложениях 3, 4, 7 к договору.
На основании заявления Леспромхоза и письма Департамента от 05.10.2012 N 2762/21-04-01, а также согласно пункту 18 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 дополнительным соглашением от 24.10.2012 N 04-01-11/100-2012 к договору аренды лесного участка N 02-02-16/90-2008 от 20.08.2008 арендодателем и арендатором изменено приложение 2.
В результате заключения дополнительного соглашения от 24.10.2012 N 04-01-11/100-2012 изменились характеристики лесного участка и его насаждений, изложенные в приложении 2.
На основании заявления Леспромхоза и письма Департамента от 27.11.2012 N 4176/04-01, а также согласно пункту 18 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 дополнительным соглашением от 07.12.2012 N 04-01-11/2-2013 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 изменено приложение 2.
В результате заключения дополнительного соглашения от 07.12.2012 N 04-01-11/2-2013 изменились характеристики лесного участка и его насаждений, изложенные в приложении 2.
На основании пункта 18 договора аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 дополнительным соглашением от 15.02.2013 N 04-01-11/164-2013 к договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 арендодателем и арендатором внесены изменения в пункт 15 договора.
В результате заключения дополнительного соглашения от 15.02.2013 N 04-01-11/164-2013 подпункты "а", "в" исключены.
С момента заключения дополнительных соглашений Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, в которых, с учетом заключенных дополнительных соглашений и изменившихся параметров лесного участка, указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в федеральный бюджет и бюджет Вологодской области.
Арендаторы уплачивали арендные платежи в 2020 и 2021 годы в размерах, установленных дополнительными соглашениями, с учетом ежегодной индексации согласно уведомлениям арендодателя.
В последующем договором от 01.02.2021 N 1/90 Леспромхоз передал свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 Обществу.
В январе 2020 года Департамент обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Леспромхозу о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 02-02-16/90-2008 за период 2017, 2018, 2019 годы в размере 12 857 419,53, в удовлетворении которого решением от 02.06.2020 по делу N А13-956/2020 отказано, однако платежными поручениями от 19.11.2020 N 158, 159 Леспромхоз перечислил указанную сумму, в связи с чем Департамент впоследствии отказался от иска.
Ссылаясь на ничтожность указанных дополнительных соглашений, Департамент обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчиков арендной платы, рассчитанной по условиям договора без учета дополнительных соглашений с учетом коэффициентов индексации.
Суд первой инстанции, ссылаясь на изменение параметров лесного участка, исполнение ответчиками условий дополнительных соглашений, не усмотрел оснований для удовлетворения требований Департамента, удовлетворил требования ответчиков о взыскании неосновательного обогащения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Согласно статье 73 ЛК РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-28532/2022 Департаменту отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в договор, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А13-17638/2022 Леспромхозу отказано в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в договор.
Суд первой инстанции сослался на обстоятельства, исключающие возможность взыскания доначисленной арендной платы, со ссылкой на указанные судебные акты.
Между тем, правовая оценка в ранее рассмотренных делах действий сторон и примененного судами законодательства, не является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение.
Кроме того, как указал в постановлении от 03.04.2024 по делу N А13-17638/2022 Арбитражный суд Северо-Западного округа, арендатор должен был доказать наличие обстоятельств, приведенных в статье 74.1 ЛК РФ, однако Леспромхоз - истец по указанную делу, не доказал существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного в аренду, что и явилось основанием для отказа в иске о внесении изменений в договор.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делу N А56-28532/2022.
Судом первой инстанции также не учтено, что в соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ, действующей в редакции на дату заключения договора, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом. Таким образом, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, содержащиеся в ГК РФ, если такие вопросы не урегулированы ЛК РФ и если это не противоречит ЛК РФ. Иными словами, положения ГК РФ применяются к договору аренды лесного участка исключительно в дополнение к правилам, содержащимся в ЛК РФ.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ в статью 74 ЛК РФ (часть 2) были внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ предусматривала, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Далее, Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ была введена часть 2.1, которая предусматривала, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В последующем Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2015, статья 74 ЛК РФ изложена в редакции, согласно части 2 которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Также данным законом ЛК РФ дополнен статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, действующее законодательство не допускает произвольного (свободного) изменения условий договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов.
При таких обстоятельствах, изменение сторонами спора размера арендной платы путем заключения дополнительных соглашений является ничтожной сделкой, а арендная плата подлежит начислению в соответствии с условиями договора.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска Департамента и удовлетворения требований Общества и Леспромхоза.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 48, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Департамент лесного комплекса Вологодской области на Департамент природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2024 по делу N А56-15899/2022 отменить.
Взыскать в пользу Департамент природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области с общества с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз" 5 558 973,99 руб. задолженности по арендной плате по договору за 2020 год, в том числе:
4 632 477,51 руб. - в доход федерального бюджета, 926 496,48 руб. - в бюджет Вологодской области; с общества с ограниченной ответственностью "ЛибенКон" - 5 771 148,58 руб. задолженности по арендной плате по договору за 2021 год, в том числе: 4 809 289,64 руб. - в доход федерального бюджета, 961 858,94 руб. - в бюджет Вологодской области.
В удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета с общества с ограниченной ответственностью "Великоустюгский леспромхоз" 39 080 руб. государственной пошлины, с общества с ограниченной ответственностью "ЛибенКон" - 40 571 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15899/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Великоустюгский леспромхоз", ООО "ЛибенКон"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14423/2024
21.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9837/2024
13.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15899/2022
21.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17463/2023