город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2024 г. |
дело N А53-9412/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Межмуниципального отдела МВД России "Обливский": Бородина А.В. по доверенности от 01.06.2024, паспорт; Камышанов В.С. по доверенности от 01.01.2024, диплом, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.06.2023 и дополнительное решение от 18.07.2023 по делу N А53-9412/2023
по заявлению ООО "Экоцентр" (ОГРН 1103444003002, ИНН 3444177534)
к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) (ОГРН 1116178000344, ИНН 6124003630)
признать недействительными решений; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (далее - заявитель, ООО "ЭкоЦентр", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) (далее - Межмуниципальный отдел МВД России "Обливский") исх. N 17/1852 от 10.03.2023, N 18/2087 от 15.03.2023, N 17/2569 от 03.04.2023, N 17/2669 от 07.04.2023; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЭкоЦентр" путем предоставления информации на запрос N34-2 от 02.03.2023. N 35-2 от 02.03.2023, N 57-3 от 15.03.2023, N 92-3 от 23.03.2023 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 36-39)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 признано незаконным решение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) от 10.03.2023 N 1711852 (N17/1852). Суд обязал Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) предоставить ООО "ЭкоЦентр" информацию на запрос N 34-2 от 02.03.2023 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диск СD-R), представленном заявителем.
Дополнительным решением от 18.07.2023 признаны незаконными решения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) от 15.03.2023 N 18/2087, от 03.04.2023 N 17/2569, от 07.04.2023 N 17/2669. Суд обязал Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) предоставить ООО "ЭкоЦентр" информацию на запросам N 35-2 от 02.03.2023, N 57-3 от 15.03.2023, N 92-3 от 23.03.2023 на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диск СD-R), представленном заявителем.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межмуниципальный отдел МВД России "Обливский" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда и дополнительное решение отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на Отдел не возложена обязанность по предоставлению исполнителям коммунальных услуг информации о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях и их персональных данных.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что на МВД России и его территориальные отделы возложена обязанность на размещение в системе ГИС ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 209-ФЗ. Указанные сведения могут предоставлять управляющие компании, кооперативы или товарищества на основании положений Правил N354. Обязанность предоставлять информацию на CD-R Федеральным законом N210-ФЗ не установлена.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда и дополнительное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 18.06.2024 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю.В., в связи с чем рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представители Межмуниципального отдела МВД России "Обливский" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "Экоцентр".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Экоцентр" обратилось с запросом, исх. N 34-2 от 02.03.2023, в адрес межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) по предоставлению сведений, составляющих персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории Морозовского МЭОКа Ростовской области (Милютинский район, Морозовский район, Обливский район, Советский район, Тацинский район Ростовской области), адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений), необходимые региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке согласно приложению к запросу.
В ответ на указанный запрос межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов) в письме от 10.03.2023 N 17/1852 фактически отказал в предоставлении испрашиваемой информации, указав, что согласно Федеральному закону РФ "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ федеральным органам государственной власти, ответственным за сбор, хранение и обработку персональных данных, не предоставлено право на распространение информации о лице в отсутствие его согласия. Запрашиваемая информация относится к разряду конфиденциальной и может быть предоставлена только с письменного согласия субъекта персональных данных или же по запросу правоохранительных или судебных органов. В связи с чем предоставить адресно-справочную информацию в отношении запрашиваемых граждан не представляется возможным.
ООО "ЭкоЦентр" обратилось с запросами исх. N 35-2 от 02.03.2023, N57-3 от 15.03.2023, N92-3 от 23.03.2023 в адрес МО МВД России "Обливский" Ростовской области по вопросу предоставления сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета собственников твердых коммунальных отходов по месту жительства и месту пребывания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, с целью предоставления сведений, составляющие персональные данные (ФИО лиц (собственников ТКО), зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных на территории муниципальных образований - Обливского и Советского района Ростовской области, адресе их жилых помещений, а также о количестве пользователей жилых помещений), необходимых Региональному оператору для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также взыскания задолженности за оказанные услуги в судебном порядке. При этом с целью соблюдения ограничений, установленных действующим законодательством о персональных данных к запросу был приобщен электронный носитель информации (пустой диск CD-R).
Вместе с тем, в ответе на указанные запросы МО МВД России "Обливский" Ростовской области поступили ответы исх. N 18/2087 от 15.03.2023 на запрос регионального оператора исх. N 35-2 от 02.03.2023, исх. N 17/2569 от 03.04.2023 на запрос регионального оператора N 57-3 от 15.03.2023, исх. N 17/2669 от 07.04.2023 на запрос регионального оператора N 92-3 от 23.03.2023 которыми фактически отказано в предоставлении испрашиваемой информации, с указанием, что в соответствии положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" запрашиваемые сведения являются персональными данными и не могут быть предоставлены органом полиции Региональному оператору.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании ответов, заявитель указал на нарушение МО МВД России "Обливский" ГУ МВД России по Ростовской области прав ООО "ЭкоЦентр", как Регионального оператора, поскольку препятствует надлежащему исполнению хозяйствующему субъекту своих обязанностей в части осуществления сбора, обновления и хранения информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, а также осуществлению обработки полученных персональных данных в целях корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах собственников ТКО, правильного начисления потребителям платы за представленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и соглашений, заключенных 14.11.2017 и 28.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО "ЭкоЦентр", ООО "ЭкоЦентр" является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Ростовской области в границах Волгодонского, Морозовского, Сальского, Обливского, Советского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера плата за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Одновременно с этим нормами ч.ч. 1, 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, ст.ст. 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В силу п. 148 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между Региональным оператором - ООО "ЭкоЦентр" и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.
С учетом изложенного, обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами Регионального оператора по приведенным в настоящем запросе адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные ООО "ЭкоЦентр" потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Так же заключены Региональным оператором договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ с 01.07.2017 с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории муниципальных образований - Обливского и Советского районов Ростовской области.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 6, а также пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Таким образом, МО МВД России "Обливский" Ростовской области является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).
ООО "Экоцентр" включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей-физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
При этом, названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом, предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Из указанного следует, что ООО "Экоцентр", являясь оператором персональных данных потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то Общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно- справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, у ООО "Экоцентр", регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО "Экоцентр" своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 28 Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Обливского и Советского районов), утвержденного приказом Главного управления МВД России по Ростовской области от 07.11.2017 года N 1666, межмуниципальный отдел МВД России "Обливский" реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел осуществляет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере миграции:
- оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
- регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
- учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации;
- адресно-справочную работу.
Следовательно, в данном случае ООО "Экоцентр" вправе обратиться к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский" за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора.
Доводы о том, что заявитель вправе получить данную информацию у управляющих компаний, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку с указанными потребителями заключены прямые договоры или потребители проживают в частном секторе. Кроме того, доказательств обслуживания указанных в запросе адресов управляющей компанией не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в спорном случае у общества, как у регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными расходами, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу твердых коммунальных расходов, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Общество вправе было обратиться в Отдел за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объёме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Возможность Общества получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет его права получить такие сведения у Отдела.
Доводы апелляционной жалобы об исключительном праве органов государственной власти и органов местного самоуправления по получению адресно-справочной информации без согласия субъекта персональных данных, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Отдел в данном случае не представил доказательств того, что передача персональных данных соответствующей информации без согласия субъектов в целях корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, нарушает права последних на конфиденциальность и противоречит целям Федерального закона N 152-ФЗ.
Таким образом, Отдел, обладая запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учёт и регистрацию граждан, обязан предоставлять персональные данные по запросу регионального оператора.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2024 N 309-ЭС23-25340 по делу N А60-51851/2022, от 27.05.2024 N 306-ЭС23-27856 по делу N А06-1937/2023.
Доводы о том, что настоящее дело не относится к компетенции арбитражного суда, поскольку отсутствует нарушение прав заявителя именно в сфере предпринимательской деятельности судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку данный запрос направлен для получения информации для осуществления обществом предпринимательской деятельности как оператора ТКО и связан с получением обществом дохода.
Таким образом, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу о его не законности и удовлетворяет заявленные требования.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2023 и дополнительное решение от 18.07.2023 по делу N А53-9412/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9412/2023
Истец: ООО "ЭКОЦЕНТР"
Ответчик: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБЛИВСКИЙ" (РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛИВСКОГО И СОВЕТСКОГО РАЙОНОВ), межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Обливский"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7698/2024
21.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13147/2023
18.07.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9412/2023
27.06.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-9412/2023