г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А56-87308/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Геворкян Д.С., Титова М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Иншакова Е.А. по доверенности от 11.09.2023
от заинтересованных лиц: 1) Афонский Д.С. по доверенности от 04.08.2023;
2) Желнов Д.С. по доверенности от 27.02.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10412/2024) ООО "Атлант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2024 по делу N А56-87308/2023 (судья Покровский С.С.), принятое
по иску ООО "Атлант"
к 1) УФНС по Санкт-Петербургу;
2) МИФНС N 26 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", адрес: 197082, г. Санкт-Петербург, ул. Туристская, дом 23, корп. 2, лит. А, пом. 12-Н, ОГРН 1117847435210 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений УФНС России по Санкт-Петербургу от 06.06.2023 N 27-16/26757@ (далее - Управление) и Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.06.2023 N 58509102 об отмене налоговой льготы по уплате земельного налога, и обязании Инспекции возвратить из бюджета излишне перечисленную сумму земельного налога в размере 737 731 руб.
Решением суда от 20.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неверно истолковал положения пункта 4 статьи 11-7-1 Закона N 81-11, поскольку в данном пункте отсутствует запрет на передачу в аренду части объектов, притом, что Обществом подтвержден фактический характер использования земельного участка - размещение объекта физической культуры и спорта. Следовательно, как считает заявитель, Общество имеет право на применение пониженной ставки земельного налога.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители налогового органа доводы жалобы отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию 17.01.2023 заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 3-3 статьи 11-701 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11) за налоговый период 2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004155:2.
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией было принято решение о предоставлении Обществу налоговой льготы по земельному налогу, о чем в адрес общества направлено уведомление от 15.03.2023.
Вместе с тем, как установление Управлением, на дату предоставления налоговой льготы, у налогового органа отсутствовала информация регистрирующего органа о передаче налогоплательщиком в аренду объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, в связи с чем, решением Управления от 06.06.2023 N 27-16/26757@ уведомление о предоставлении Обществу налоговой льготы от 15.03.2023 отменено.
Сообщением от 08.06.2023 N 58509102 Инспекция уведомила Общество об отказе в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу на 2022 год.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 26.07.2023 N 27-25/34975@ жалоба Общества на отказ в применении льготы по земельному налогу оставлена без удовлетворения.
Считая принятые налоговыми органами решения недействительными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, признав оспариваемые Обществом ненормативные акты законными и соответствующими нормам законодательства о налогах и сборах.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 настоящего Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (в редакции от 25.11.2021, далее - Закон N 617-105) налоговые ставки устанавливаются с 1 января 2022 года в следующих размерах:
1) 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и(или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Законом Санкт-Петербурга от 10.11.2022 N 627-101 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах" статья 11-7-1 Закона N 81-11 дополнена пунктом 3-3.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3-3 статьи 11-7-1 Закона N 81-11 организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают земельный налог в размере 3,33% суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения объектов физической культуры и(или) спорта, а также для эксплуатации объектов спорта.
В силу пункта 4 статьи 11-7-1 Закона N 81-11 указанные налоговые преференции предоставляются налогоплательщикам в отношении земельного участка при условии, что указанный земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества не переданы в аренду (пользование).
Как следует из материалов дела, Общество владеет земельным участком с кадастровым номером 78:34:0004155:2.
На основании представленной Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу информации Управлением ФНС по Санкт-Петербургу установлено, что часть объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, передана в аренду: ООО "Креатив", ООО "Пи Джей Евразия", ООО "ПД СПБ".
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.
Установление в налоговом законодательстве налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.
В определении от 19.01.2005 N 41-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что условия применения налоговой льготы не подлежат расширительному толкованию.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что положениями пункта 4 статьи 11-7-1 Закона N 81-11 не предусмотрен отказ в применении льготы в случае сдачи в аренду части здания, правомерно отклонен судом, поскольку указанная норма не содержит изъятий (в том числе в отношении частичной аренды здания) из общего указания на то, что объекты, расположенные на земельном участке, в отношении которого, планируется применение льготы, не должны быть переданы в аренду.
Иная интерпретация данной нормы представляет собой расширительное толкование закона, которое в силу изложенного выше не допускается при решении вопроса о применении налоговой льготы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у налогового органа оснований для отказа Обществу в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу.
При этом, ни статья 397 НК РФ, ни статья 363 НК РФ не содержат запрета на осуществление налоговым органом перерасчета ранее неверно исчисленного налога. Напротив, подпункт 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность не позднее двух месяцев со дня получения документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды, направить сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2024 по делу N А56-87308/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87308/2023
Истец: ООО "Атлант"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ