20 июня 2024 г. |
Дело N А83-7527/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей: Приваловой А.В., Архипенко А.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
- от Администрации Кировского района Республики Крым - Третьякова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 02.01-18/3;
- от акционерного общества "Объединенная энергостроительная корпорация" - Пантазий Е.Ю., представитель по доверенности от 27.02.2024 N 36-Д;
- от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" - Иванникова А.Д., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 3-ОД;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная энергостроительная корпорация" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2023 года по делу N А83-7527/2023, принятому по заявлению акционерного общества "Объединенная энергостроительная корпорация" к Администрации Кировского района Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Государственное казенного учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенная энергостроительная корпорация" (далее - АО "Объединенная энергостроительная корпорация") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Кировского района Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа Администрации Кировского района Республики Крым 27.02.2022, оформленного протоколом N 12 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым, во включении в зону чрезвычайной ситуации участков траншеи водовода объекта строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и Керчи (2 этап), расположенных на территории Кировского района Республики Крым: ПК216+70-ПК217+54, ПК223+40-ПК224+86, ПК236+70-ПК243+57, ПК243+79-ПК245+52, ПК246+11-ПК246+46, ПК271+77-ПК272+70, ПК274+97-ПК278+83, ПК111+00-ПК211+8, ПК282+94-ПК288+40, ПК291+91-ПК292+94, ПК299+53-ПК306+00, ПК313+04-ПК314+80, ПК316+73-ПК319+00, ПК320+37-ПК328+80, ПК112+51-ПК312+44, ПК357+53-ПК359+32, ПК374+00-ПК374+57, ПК378+00-ПК378+27, ПК400+2-ПК402+60, ПК411+00-ПК413+93, ПК314+76-ПК514+26, ПК425+33-ПК430+00, ПК431+80-ПК447+57, ПК448+79-ПК465+16, ПК465+97- ПК468+29, и обязании Администрации Кировского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление АО "Объединенная энергостроительная корпорация" о включении в зону чрезвычайной ситуации участков траншеи водовода объекта строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и Керчи (2 этап), расположенных на территории Кировского района Республики Крым: ПК216+70-ПК217+54, ПК223+40-К224+86, ПК236+70-ПК243+57, ПК243+79-ПК245+52, ПК246+11-ПК246+46, ПК271+77-ПК272+70, ПК274+97-ПК278+83, ПК111+00-ПК211+8, ПК282+94-ПК288+40, ПК291+91-ПК292+94, ПК299+53-ПК306+00, ПК313+04-ПК314+80, ПК316+73-ПК319+00, ПК320+37-ПК328+80, ПК112+51-ПК312+44, ПК357+53-ПК359+32, ПК374+00-ПК374+57, ПК378+00-ПК378+27, ПК400+2-ПК402+60, ПК411+00-ПК413+93, ПК314+76-ПК514+26, ПК425+33-ПК430+00, ПК431+80-ПК447+57, ПК448+79- ПК465+16, ПК465+97-ПК468+29.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления АО "Объединенная энергостроительная корпорация" отказано.
Судебный акт первой инстанции обжалован в апелляционном порядке АО "Объединенная энергостроительная корпорация" (далее также - заявитель, апеллянт) в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, апеллянт просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым заявление АО "Объединенная энергостроительная корпорация" удовлетворить в полном объеме.
АО "Объединенная энергостроительная корпорация" считает, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, не является законным и обоснованным. Указывает, что вывод суда о том, что поскольку спорные участки траншеи сданы государственному заказчику по актам сдачи-приемки работ, то являются государственной собственностью, не обоснован, так как не основан на положениях государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2 этап)" N 077/280/1 от 27.12.2016, поскольку поэтапные (частичные) акты приемки части работ не являются заменой документам, подтверждающим окончательную приемку работ по договору подряда (всего государственного контракта). В силу прямого указания и из буквального толкования условий контракта, (пункту 3.4. контракта), датой завершения работ по контракту в целом считается дата подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Документов, свидетельствующих об окончательной приемке работ и сдаче линейного объекта в эксплуатацию, а также акта передачи Объекта строительства государственному заказчику не имеется, поскольку Контракт еще действующий и по нему выполняются строительно-монтажные работы.
Поскольку постановлением Администрации Кировского района Республики Крым от 17.06.2021 N 261 с 17.06.2021 на территории муниципального образования Кировский район Республики Крым был введен режим "Чрезвычайная ситуация" муниципального характера. Учитывая, что объект "Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап")" является линейным и расположен на территории Кировского, Советского, Ленинского районов и Феодосийского городского округа Республики Крым, решение Администрации Кировского района Республики Крым от 27.02.2022 об отказе во включении в зону чрезвычайной ситуации участков объектов строительства, по мнению заявителя, является незаконным. Также общество указывает, что вывод суда о том, что заявитель обязан направить информацию о последствиях чрезвычайной ситуации на объектах строительства в уполномоченный орган, не соответствует ни действующему законодательству, ни условиям государственного контракта, кроме того, отсутствие данной обязанности установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2022 по делу N А83-4458/2022.
Апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, соответствующая информация размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Администрация Кировского района Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу просит Двадцать первый арбитражный апелляционный суд отказать в удовлетворении требования об отмене решения Арбитражного суда Республики Крым от 02.1.2023 по делу N А83-7527/2024, полагает, что судом первой инстанции не было допущено нарушений норм процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, обжалуемое решение основано на полном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и их доказанности.
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - казенное учреждение) в письменных пояснениях просит оставить решение Арбитражного суда Республики Крым без изменения, апелляционную жалобу АО "Объединенная энергостроительная корпорация" без удовлетворения.
В итоговом судебном заседании представитель АО "Объединенная энергостроительная корпорация" настаивал на отмене состоявшегося судебного акта, полагает, что Администрацией не исполнено решение суда Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2022 по делу N А83- 4458/2022, вступившее в законную силу.
Представитель заинтересованного лица и казенного учреждения настаивали на своих правовых позициях, просили оставить решение суда без изменения, указывая на то, что при реализации способа устранения нарушенного права заявителя, установленного решением суда Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2022 по делу
N А83- 4458/2022, у Администрации уже отсутствовала компетенция по рассмотрению заявления АО "Объединенная энергостроительная корпорация" о включении в зону чрезвычайной ситуации участков траншеи водовода указанного выше объекта строительства тракта водоподачи на территории Кировского района Республики Крым, ввиду отнесения чрезвычайной ситуации к региональному уровню.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке главы 34 АПК РФ, не находит основания для отмены судебного акта, исходя из следующих мотивов и установленных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2022 по делу N А83-4458/2022 удовлетворено заявление АО "Объединенная энергостроительная корпорация", оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А83-4458/2022, признан незаконным отказ Администрации Кировского района Республики Крым от 09.12.2021, оформленный протоколом N 65 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым во включении в зону чрезвычайной ситуации участников траншеи водовода объектов строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и Керчи (этап 2), расположенных на территории кировского района Республики Крым: ПК216+70-ПК217+54, ПК223+40-ПК224+86, ПК236+70-ПК243+57, ПК243+79-ПК245+52, ПК246+11-ПК246+46, ПК271+77-ПК272+70, ПК274+97-ПК278+83, ПК111+00-ПК211+8, ПК282+94-ПК288+40, ПК291+91- ПК292+94, ПК299+53-ПК306+00, ПК313+04-ПК314+80, ПК316+73-ПК319+00, ПК320+37-ПК328+80, ПК112+51-ПК312+44, ПК357+53-ПК359+32, ПК374+00-ПК374+57, ПК378+00- ПК378+27, ПК400+2-ПК402+60, ПК411+00-ПК413+93, ПК314+76-ПК514+26, ПК425+33- ПК430+00, ПК431+80-ПК447+57, ПК448+79-ПК465+16, ПК465+97-ПК468+29.
Суд обязал Администрацию Кировского района Республики Крым повторно рассмотреть вышеуказанное заявление АО "Объединенная энергоустроительная корпорация" без учета оснований, изложенных в спорном отказе, в течение тридцати дней с момента вступления в силу решения суда. Решение вступило в законную силу (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 года).
Решением Администрации Кировского района Республики Крым, оформленным Протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым N 12 от 27.02.2023 о повторном рассмотрении заявления АО "Объединенная энергоустроительная корпорация", отказано во включении в зону чрезвычайной ситуации участков траншеи водовода объекта строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и Керчи (2 этап). Отказывая во включении общества в зону чрезвычайной ситуации муниципальный орган указал на отсутствие у него надлежащей компетенции ввиду присвоения чрезвычайной ситуации регионального уровня.
Не согласившись с указанным отказом от 27.02.2023, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, подлежат удовлетворению арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
Обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
На территории Республики Крым вопросы в области защиты населения и территорий от природных, техногенных и биолого-социальных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера регулируются также Законом Республики Крым от 09.12.2014 N 25- ЗРК/2014 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Указом Главы Республики Крым от 17.06.2021 N 142-У "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым" постановлено:
1. Ввести с 9 часов 00 минут 17 июня 2021 года для органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТСЧС) на территории Республики Крым режим функционирования "чрезвычайная ситуация";
2. Установить для органов управления и сил ТСЧС региональный уровень реагирования;
3. Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, организациям обеспечить выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с решениями, принимаемыми Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым.
Постановлением Администрации Кировского района Республики Крым от 17.06.2021 N 261 "О введении чрезвычайной ситуации муниципального характера вызванной неблагоприятными метеорологическими явлениями (сильный ливень), в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым" на территории муниципального образования Кировский район Республики Крым 17.06.2021 введена чрезвычайная ситуация муниципального характера.
Впоследствии, Указом Главы Республики Крым от 06.09.2021 N 218-У чрезвычайна ситуация, возникшая с 12 по 16 августа 2021 года на территориях муниципальных образований городской округ Керчь, Ленинский район Республики Крым вследствие подтопления территорий указанных муниципальных образований в результате обильного выпадения осадков при прохождении комплекса опасных метеоявлений, отнесена к чрезвычайной ситуации регионального характера.
Письмом Главного Управления МЧС России по Республике Крым от 10.02.2022 N ИВ-306-677 подтверждено наличие чрезвычайной ситуации федерального характера с 17 июня 2021 года в пределах территорий муниципальных образований городских округов Керчь и Ялта, Кировского, Ленинского, Советского и Бахчисарайского районов Республики Крым, а также регионального характера (в период с 12 августа 2021 года по 16 августа 2021 года) определены в пределах территорий муниципальных образований городского округа Керчь и Кировского района.
Согласно ведомости деформированных участков труб ВЧШГ в результате обводнения на объекте "Проектирование и строительство тракта водоподачи от НС-2 до площадки станции очистки г. Керчь (3 этап)" по Этапу 2.3 на территории Ленинского муниципального района (см. табл. N 2) по вопросу включения в зону ЧС участков траншеи объекта строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап), расположенных на территории Ленинского района Республики Крым участок траншеи был включен в зону ЧС согласно постановлению Администрации Ленинского района Республики Крым от 28.10.2021 N 488 "О внесении изменений в постановление Администрации Ленинского района Республики Крым от 26.07.2021 N 3318 "Об определении границ территорий Ленинского района Республики Крым, пострадавших в результате прохождения опасных гидрометеорологических явлений в июне-июле 2021 г.".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 304) установлено, что во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
В связи с тем, что размер материального ущерба вышел за пределы 12 млн. руб., (согласно заключению специалиста N 10-13-25-21и от 12.10.2021), Администрацией Кировского района Республики Крым направлено письмо в Совет министров Республики Крым о выделении дополнительных средств из бюджета Республики Крым на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, в связи с чем был издан Указ Главы Республики Крым от 17.06.2021 N 142-У "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым", в который были внесены изменения Указом Главы Республики Крым от 05.07.2021 N 158-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17.06.2021 года N142-У", согласно которому чрезвычайную ситуацию, сложившеюся 17.06.2021 на территории в том числе муниципального образования Кировский район Республики Крым решено классифицировать как чрезвычайную ситуацию регионального характера.
Таким образом, вопреки позиции апеллянта, изначально была введена чрезвычайная ситуация муниципального характера, а при достижении показателей, указанных в подпункте а) пункта 1 Постановления N 304, устанавливается чрезвычайная ситуация регионального уровня.
Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 794) на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 794 координационными органами единой системы являются:
- на федеральном и межрегиональном уровнях - правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
- на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
- на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Соответственно, согласно Постановлению N 794 к компетенции Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым относятся чрезвычайные ситуации муниципального уровня; рассмотрение вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями федерального и регионального уровня, не входят в компетенцию заинтересованного лица.
Как следует из протокола N 12 от 27.02.2023, Комиссией отказано во включении участков траншеи в зону ЧС в связи с отсутствием полномочий, что не оспаривается заявителем.
Правопритязания последнего касаются рассмотрения заявления во исполнение именно Решения Арбитражного суда Республики Крым от 11 октября 2022 года, которым суд признал именно оспариваемый отказ Администрации от 09.12.2021, оформленный протоколом N 65 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым, незаконным, и обязал заново рассмотреть заявления общества о включении в зону чрезвычайной ситуации участков траншеи водовода объекта строительства без учета оснований, изложенных в спорном отказе.
Следовательно, учитываться должны основания отказа наравне с теми основаниями, которые существовали на момент нового рассмотрения Администрацией заявления.
Вместе с тем, приказом МЧС России от 01.09.20202 N 631 утверждена Методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - Методика), которая устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методика предназначена для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктами 11, 12 указанной Методики ущерб от чрезвычайной ситуации - абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, включает определение размеров составляющих.
Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, таким образом, включает определение размеров следующих его составляющих:
1) оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости, а также недвижимого имущества;
2) оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу;
3) оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с пунктом 16 Методики оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, государственному имуществу осуществляется путем расчета расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также расчета ущерба энергетике, жилищно-коммунальному ходатайству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству.
Расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в соответствии с их сферой ведения. При оценке затрат на восстановление потраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной собственности.
Согласно пункту 18 Методики проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Методики по результатам оценки ущерба от чрезвычайной ситуации комиссией оформляется справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации, утверждаемая руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера), в которой указывается размер ущерба в тысячах рублей.
Для чрезвычайной ситуации муниципального характера справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации утверждается главой местной администрации муниципального района (муниципального (городского) округа), для чрезвычайной ситуации локального характера - руководителем организации (объекта).
В соответствии с государственным контрактом на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2 этап)" N 077/280/1 от 27.12.2016 работы, выполненные АО "Объединенная энергостроительная корпорация, сданы заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" по актам сдачи-приемки работ по форме КС-2, КС-2. В частности, этап 2.1, акты о приемке выполненных работ: N 39 от 15.08.2019, N 41 от 22.08.2019, N 42 от 27.08.2019, N 45 от 18.09.2019, N 48 от 07.11.2019, N 52 от 08.10.2019, N 57 от 07.11.2019, N 64 от 10.12.2019, N 66 от 16.12.2019, N 68 от 19.12.2019, N 70 от 14.01.2020, N 72 от 21.01.2020, N 83 от 02.03.2020, N 117 от 27.05.2020, N 128 от 29.06.2020, N 166 от 11.09.2020, соответственно участки траншеи водовода являются государственной собственностью.
Исходя из положения статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима чрезвычайной ситуации (далее - Правила N 417).
Согласно пункту 7 Правил N 417 организации обязаны своевременно предоставлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту г пункта 4 статьи 4.1. Федерального закона N 68-ФЗ органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют: на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт в пункта 5 статьи 4.1. Федерального закона от N 68-ФЗ).
Приказом МЧС России от 11.01.2021 N 2 утверждена Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Инструкция), которой определены сроки и формы представления информации в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МЧС России другими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - госкорпорации), органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организациями (подразделениями), обеспечивающими деятельность ФОИВ, госкорпорацией, ОИВ и ОМСУ в области защиты населения и территорий от ЧС, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (далее - организации) в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Пунктом 4 Инструкции установлено, что донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации представляется незамедлительно, по любым из имеющихся средств связи, с последующим подтверждением путем представления формы 1/ЧС в течении одного часа с момента получения данной информации. В дальнейшем, при резком изменении обстановки - незамедлительно.
Согласно пункту 5 Инструкции организации, дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) объекта представляют донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации в ОМСУ через единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) муниципального образования, а также в подведомственные и территориальные подразделения ФОИВ по подчиненности, госкорпорации по принадлежности.
Таким образом, все организации, при возникновении чрезвычайной ситуации обязаны взаимодействовать с ЕДДС, чего АО "ОЭК" по состоянию на сегодняшний день не было сделано, заявитель не информировал единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования Кировский район Республики Крым о чрезвычайной ситуации на линейном объекте и не обращалась в Администрацию Кировского района Республики Крым для создания комиссии по обследованию поврежденных участков водовода, что подтверждается ответом из МБУ Кировского района Республики Крым "Меридиан" и МЧС России.
Администрация Кировского района Республики Крым не участвовала совместно с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, не осуществляла их оценку, не составляла акты обследования поврежденных объектов и сметные расчеты на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ.
Согласно абз. 4 статьи 6 Федерального закона N 68-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Аналогичная норма содержится в пункте 2.1. статьи 3 Закона Республики Крым от 09.12.2014 N 25-ЗРК, где сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в органы управления территориальной подсистемы Республики Крым информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 Постановления N 304 Глава Администрации Кировского района Республики Крым имеет право утверждать справку об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера. Доказательств утверждения Главой Администрации Кировского района Республики Крым справки об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации на участке водовода АО "Объединенная энергостроительная корпорация".
При повторном рассмотрении 27.02.2023 заявления АО "Объединенная энергостроительная корпорация" о включении территории в установленную зону ЧС, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым отказала по причине превышения размера ущерба установленного порога в размере 12 млн. рублей (для муниципального характера). Предварительный размер ущерба был определен, исходя из заключения экспертной организации ГБУ г. Москвы "МИЦ" от 12.10.2021 N 10-13-25-21, копия которого была предоставлена при рассмотрении заявления непосредственно АО "Объединенная энергостроительная корпорация" на внеочередном заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании Кировский район Республики Крым от 19.10.2021.
Согласно экспертному заключению сумма ущерба на участке водовода этапа 2.3 составила 27 098 875,20 руб.
Таким образом, сумма ущерба выходит за пределы, установленные для муниципального уровня.
В соответствии с вышеизложенным, у Главы Администрации Кировского района Республики Крым отсутствовали полномочия утверждать справку об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации регионального характера, соответственно у комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Кировский район Республики Крым отсутствуют полномочия включать вышеуказанные участки водовода в зону чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что чрезвычайная ситуация, сложившаяся на территории Кировского района в период с 12 августа 2021 года по 16 августа 2021 года, является чрезвычайной ситуацией регионального характера и ущерб АО "Объединенная энергостроительная корпорация" составил свыше 12 млн. рублей, вопрос о включении в зону ЧС принимает Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым.
Заявитель в своих доводах указывает на то, что вследствие чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера был поврежден участок водовода - объект строительства тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал г. Феодосии и Керчи (2 этап) общей протяженностью 9324 м., при этом в материалах дела отсутствуют доказательства участия сторон по делу при фиксации повреждений и отсутствия спора по факту наличия повреждений.
Участок водовода расположен на территории нескольких муниципальных образований Республики Крым, Кировского, Ленинского районов, соответственно относится к межмуниципальному и (или) региональному уровню. В соответствии с действующим законодательством, при отсутствии справки о размере оценки ущерба на участке водовода АО "Объединенная энергостроительная корпорация ", утвержденной в установленном порядке руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Кировский район Республики Крым не имела оснований включить участок водовода АО "Объединенная энергостроительная корпорация" в зону чрезвычайной ситуации муниципального характера.
Относительно доводов апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было принято во внимание судебное решение по делу N А83-4458/2022, судебной коллегией установлено, что постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-4458/2022 из мотивировочной части решения суда первой инстанции были исключены выводы суда первой инстанции о том, что в результате ливневых дождей, прошедших на территории Республики Крым 17.06.2021 и 10.08.2021, были причинены повреждения ряду объектов строительного тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал в г. Феодосии и г. Керчи (2 этап). При этом установление наличия факта повреждений и определение длины поврежденного участка не являются предметом рассмотрения настоящего дела, так как из обжалуемого протокола следует, что комиссией рассматривались данные вопросы. Первый отказ во включении в зону ЧС, прошедший судебный контроль, был принят не в связи с отсутствием у административного органа полномочий на включение участков траншеи в зону ЧС.
Также в протоколе N 12 от 27.02.2023 указано, что при рассмотрении заявления АО "ОЭК" заинтересованным лицом было учтено решение суда по делу N А83-4458/2022, однако были выявлены иные обстоятельства, не позволяющие удовлетворить требования заявителя, которые не являлись предметом спора по указанному делу. При этом отказ во включении в зону ЧС по иным основаниям не противоречит действующему законодательству.
Исходя из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такая совокупность обстоятельств по настоящему делу отсутствует.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, которые не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом норм материального и процессуального права, равно как не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом первой инстанции разрешен в соответствии с требованиями статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2023 года по делу N А83-7527/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная энергостроительная корпорация" - без удовлетворения.
Вернуть акционерному обществу "Объединенная энергостроительная корпорация" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500, 00 руб. по платежному поручению N 2249 от 31.01.2024.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7527/2023
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", Кировский районный суд