г. Самара |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А55-37739/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Товарищества собственников жилья "Фортуна" - представителей Камышникова Д.А. (доверенность от 15.01.2024), Федоровой С.В. (паспорт),
от Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" - представителя Гайструк Ю.С. (доверенность от 14.12.2023 N 2024/72),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Фортуна"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2024 года по делу N А55-37739/2023 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт"
к Товариществу собственников жилья "Фортуна"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Товарищества собственников жилья "Фортуна" (далее - ответчик) задолженности за фактически потребленную электроэнергию в размере 15 694 руб. 99 коп. за период с 01.08.2023 по 31.08.2023.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2024 года иск удовлетворен. С Товарищества собственников жилья "Фортуна" в пользу Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" взыскана задолженность в размере 15 694 руб. 99 коп., а также расходы по госпошлине в размере 2 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2024 года по делу N А55-37739/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В суд от ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором АО "Самарагорэнергосбыт" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2024 года по делу N А55-37739/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.04.2011 между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения N 14554 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец, как гарантирующий поставщик осуществляет продажу ответчику электрической энергии, ответчик принимает и оплачивает энергию в порядке, установленном договором.
В период с 01.08.2023 по 31.08.2023 ответчик фактически потребил электроэнергию на общую сумму 15 694 руб. 99 коп., в связи с чем, истцом предъявлены к оплате платежные требования и выставлены счета-фактуры. Расчет задолженности производился на основании сведений о расходе электроэнергии, ежемесячно предоставляемых ответчиком в соответствии с Договором.
Ответчиком обязательства по оплате электроэнергии в полном объеме не исполнены, в связи с чем, в адрес ответчика была направлена претензия N 4654 от 20.09.2023, которая оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В обоснование возражений на исковое заявление ответчик указывает, что подключение электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, улица Никитинская, дом 10, потребляемого на содержание общего имущества, осуществляется отдельной линией и оснащено прибором учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018981, отражающим суммарный объем потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в данном доме. Назначение данного прибора учета подтверждено Актом осмотра прибора учета и составления схемы подключения электроснабжения от 12.04.2022 N 8-112. Данный прибор учета введен в эксплуатацию.
Подключение электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, улица Никитинская, дом 10А, потребляемого на содержание общего имущества, осуществляется отдельной линией и оснащено прибором учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44021194. отражающим суммарный объем потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в данном доме. Назначение данного прибора учета подтверждено Актом осмотра прибора учета и составления схемы подключения электроснабжения от 12.04.2022 N 8-113. Данный прибор учета введен в эксплуатацию.
Подключение электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, улица Никитинская, дом 10Б, потребляемого на содержание общего имущества, осуществляется отдельными линиями и оснащено приборами учета Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011596. Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018893, отражающими суммарный объем потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в данном доме. Назначение данных приборов учета подтверждено Актом осмотра прибора учета и составления схемы подключения электроснабжения от 12.04.2022 N 8-115. Данные приборы учета введены в эксплуатацию.
По мнению ответчика, данные приборы учета являются совокупностью средств измерения, необходимых для определения объемов коммунального ресурса (электроэнергии), поданного в многоквартирные дома для конкретного назначения - на содержание общего имущества (общедомовые нужды) и в соответствии с пунктом 2 Правил N 354 считаются коллективным (общедомовым) прибором учета, учитывающие общий объем КР ЭЭ, потребляемого на СОИ.
Ответчиком представлены в суд расчеты, которые учитывают суммарный объем указанных приборов учета потребления ЭЭ на СОИ в данных МКД, подлежащих оплате ответчиком за август 2023 года, где:
- по прибору учета N 44018981 расход ЭЭ на ОДН в доме 10 - 56 кВт;
- по прибору учета N 44021194 расход ЭЭ на ОДН в доме 10А - 630 кВт;
- по прибору учета N 44011596 расход ЭЭ на ОДН в доме 10Б - 2489 кВт;
- по прибору учета N 44018893 расход ЭЭ на ОДН в доме 10Б - 56 кВт;
По мнению ответчика, истец в своих расчетах, суммирует потребление всех приборов учета, которые в том числе отражают суммарный объем индивидуального потребления жилых и нежилых помещений с разной тарифной политикой (ошибочно считая их "единым прибором учета"), и не относящихся к показаниям объема потребления МКД на общедомовые нужды (путем сложных суммирований и вычитаний, применяя разные тарифы регулируемый и нерегулируемый).
Ответчик утверждает, что истец ошибочно считает, что разница в показаниях суммарного объема и индивидуальных показаний собственников МКД - это "потери", которые возможно компенсировать путем отнесения данного объема на потребление в целях содержания общего имущества.
Данные доводы ответчика правомерно отклонены судом на основании следующего.
В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Закон об энергосбережении), многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Понятие "коллективный (общедомовый) прибор учета" закреплено в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), согласно которому - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Исходя из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений многоквартирного дома, так и для содержания общего имущества в многоквартирном доме, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
При этом, в случае наличия в многоквартирном доме нескольких приборов учета, в совокупности учитывающих весь объем поставленной в этот многоквартирный дом электроэнергии (как для собственников помещений многоквартирного дома, так и для содержания общего имущества в многоквартирном доме), расчет должен производился исходя из показаний этих приборов учета в совокупности, поскольку обусловленная конструктивными особенностями внутридомового электротехнического оборудования множественность приборов учета, раздельно и исчерпывающим образом учитывающих весь объем поступающей в многоквартирный дом электроэнергии (как для собственников помещений многоквартирного дома, так и для содержания общего имущества в многоквартирном доме), не порочит использование суммы показаний этих приборов в целях определения общедомового потребления при условии соответствия этих приборов критериям, которыми действующее законодательство обуславливает отнесение установленных в многоквартирном доме приборов учета к коллективным (общедомовым) (п. 2 Правил N 354, п. 7, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В силу ч. 2 ст. 13 Закона об энергосбережении, установленные коллективные (общедомовые) приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Согласно п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N124).
Для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, предметом которого является покупка ресурса исключительно на цели содержания общедомового имущества, применению подлежит п. 21(1) Правил N 124.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
*,
где * - объем определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Иного порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, действующим законодательством не предусмотрено.
Многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10, г. Самара, ул. Никитинская, д. 10А, г. Самара, ул. Никитинская, д. 10Б - оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, следовательно, определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в спорные многоквартирные жилые дома, должно осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил 124.
Общий объем в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10 позволяют определить 2 прибора учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011772, Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018981.
Указанные приборы учета введены в эксплуатацию, что подтверждают акты допуска в эксплуатацию указанных приборов учета от 16.08.2021, которые подписаны представителем ТСЖ "Фортуна" без претензий и замечаний, следовательно, должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Общий объем в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10А позволяют определить 2 прибора учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011688, Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44021194.
Указанные приборы учета введены в эксплуатацию, что подтверждают акты допуска в эксплуатацию указанных приборов учета от 22.07.2021, которые подписаны представителем ТСЖ "Фортуна" без претензий и замечаний, следовательно, должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Общий объем в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10Б позволяют определить 5 приборов учета: Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011890, Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011596, Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018893, Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 45032869, Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 45032854.
Указанные приборы учета введены в эксплуатацию, что подтверждают акты допуска в эксплуатацию указанных приборов учета от 16.08.2021, которые подписаны представителем ТСЖ "Фортуна" без претензий и замечаний, следовательно, должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Более того, коллективные (общедомовые) приборы учета отражены в Дополнительном соглашении от 24.09.2021 к договору энергоснабжения N 14554 от 12.04.2011.
В ходе судебного разбирательства истец представил суду подробный расчет объемов электроэнергии, предъявленный ответчику к оплате в августе 2023 г.
При расчете объема потребленной в августе 2023 г. электроэнергии целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10, истец исходил из следующих данных:
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011772 - 3 251 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018981 - 56 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственникам жилых помещений в многоквартирном доме - 3 113 кВт*ч.
Итого объем, подлежащий оплате, составляет: (3 251 кВт*ч. + 56 кВт*ч.) - 3 113 кВт*ч. = 194 кВт*ч.
При расчете объема потребленной в августе 2023 г. электроэнергии целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10А, истец исходил из следующих данных:
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011688 - 12 711 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44021194 - 630 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственникам жилых помещений в многоквартирном доме - 10 903 кВт*ч.
Итого объем, подлежащий оплате, составляет: (12 711 кВт*ч. + 630 кВт*ч.) - 10 903 кВт*ч. = 2438 кВт*ч.
При расчете объема потребленной в августе 2023 г. электроэнергии целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 10Б, истец исходил из следующих данных:
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011890- 17586 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-03 PBR.L2 N 44011596 - 2489 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 44018893 - 56 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственникам жилых помещений в многоквартирном доме - 17502 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 45032869 - 487 кВт*ч.
- объем потребления, определенный по показаниям прибора учета Меркурий 234 ARTM-02 PBR.L2 N 45032854 - 3 979 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Анисимова И.Ю.) - 777 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Лазарева А.О.) - 737 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Пискарева О.В.) - 117 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Григорьева И.В.) - 134 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Чугриенко В.Г.) - 507 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Чугриенко В.Г.) - 446 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Кошелев Н.И.) - 361 кВт*ч.
- объем потребления, предъявленный к оплате предъявленный к оплате собственнику нежилого помещения (Вавилина Т.В.) - 0 кВт*ч.
Итого объем, подлежащий оплате, составляет: ((17586 кВт*ч. + 2489 кВт*ч. + 56 кВт*ч.) - 17502 кВт*ч.) + ((487 кВт*ч. + 3 979 кВт*ч.) - (777 кВт*ч. + 737 кВт*ч. + 117 кВт*ч. + 134 кВт*ч. + 507 кВт*ч. + 446 кВт*ч. + 361 кВт*ч. + 0 кВт*ч.) = 2629 кВт*ч. + 1387 кВт*ч.
Таким образом, общий объем (по всем многоквартирным домам), подлежащий оплате, составляет: (194 кВт*ч. + 2438 кВт*ч. + 2629 кВт*ч.) + 1387 кВт*ч. = 5261 кВт*ч. + 1387 кВт*ч.
К оплате ответчику предъявлено: (5261 кВт*ч. * 3,53 руб. (регулируемый тариф)) + (1387 кВт*ч. * 9,42982 руб. (нерегулируемый тариф) + 2615,83 руб. (НДС 20%)) = 18571,33 руб. + 15694,99 руб. = 34 266 руб. 32 коп, (счет-фактура N 159814 от 31.08.2023 г.).
Ответчик в досудебном порядке частично оплатил счет-фактуру N 159814 от 31.08.2023 г. - платежным поручением N 140 от 19.09.2023 г. на сумму 18 571 руб. 33 коп., в связи с чем, в исковом заявлении содержатся требования о взыскании оставшейся неоплаченной суммы - 15 694 руб. 99 коп. (34 266 руб. 32 коп. - 18571 руб. 33 коп. = 15 694 руб. 99 коп.).
Расчет истца проверен судом и признан верным и соответствующим действующему законодательству.
Как указывает истец, приборы учета, на использование которых в расчетах настаивает ТСЖ "Фортуна", учитывают электроэнергию только определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (лифты, места общего пользования и т.д.) вследствие чего не производят учет всей поступающей электроэнергии в многоквартирный дом.
То обстоятельство, что спорный многоквартирный дом оборудован отдельными приборами учета потребления электроэнергии, не может повлечь изменение порядка расчета электроэнергии на содержание общего имущества, исходя из показаний каждого из приборов в отдельности, поскольку в силу п. 2 Правил N 354, данные приборы являются совокупностью средств измерения, которые представляют собой один коллективный (общедомовой) прибор учета, в связи с чем, при применении вышеуказанной формулы необходимо исходить из показателей всех приборов в совокупности (указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 14.02.2020 N 306-ЭС19-27911 по делу N А06-55/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2020 N Ф06-67121/2020 по делу NА06-13226/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2021 NФ06-12817/2021 по делу NА06-7943/2020).
Принятие данных только части приборов учета, входящих в единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учета многоквартирного дома (т.е. фиксирующих не весь объем потребление энергии многоквартирного дома) - противоречит Правилам N 354, ст. 544 ГК РФ. (указанный подход согласуется с судебной практикой: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2021 по делу N А12-23608/2020, Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2022 N 306-ЭС22-1173).
Более того, такой порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета не предусмотрен действующим законодательством.
Необходимо также отметить, что действующее законодательство не содержит понятия "прибор учета электрической энергии мест общего пользования, лифта и т.д." и не предусматривает возможность проведения расчетов за потребленные коммунальные услуги на основании данных полученных на основании показаний указанных средств измерения.
Таким образом, методика расчёта объёма, на которой настаивает ТСЖ "Фортуна", противоречит действующему законодательству.
Кроме того, ответчик не учитывает, что согласно части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно абз. 2 п. 2 Правил N 354, "внутридомовые инженерные системы" -являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из определений, данных в нормативных документах, внутридомовая система электроснабжения, предназначенная для передачи электроэнергии от централизованных электросетей до внутриквартирного электрооборудования, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Все помещения в спорных многоквартирных домах подключены к электроснабжению через общее имущество многоквартирного дома - через вводно-распределительное устройство (далее - ВРУ) и кабельные линии от ВРУ до помещений. Отдельных выделенных линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома - помещения не имеют.
Следовательно, разность между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовым (коллективным) прибором учета, и суммарным объемом, определенным по индивидуальным приборам учета электроэнергии и/или с применением расчетных способов в помещениях многоквартирного дома, является потреблением (потерями) электроэнергии во внутридомовой системе электроснабжения.
Учитывая, что внутридомовая система электроснабжения является общим имуществом многоквартирного дома и находятся в управлении ТСЖ "Фортуна" - именно ответчик обязан оплачивать истцу указанную разность.
Ответчиком не представлено доказательств оплаты в полном объеме задолженности за фактически потребленную электроэнергию.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Данные доводы рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Методика расчета объемов, на которой настаивает ответчик, не предусмотрена действующим законодательством, тогда как методика, примененная истцом основана на законе и является правильной. Начисления платы в спорный период произведены АО "СамГЭС" правильно, в полном соответствии с пп.а п.21(1) Правил 124 и обоснованно предъявлены к оплате ТСЖ "Фортуна".
Наличие у Ответчика сомнений в достоверности представленных Истцом данных о показаниях индивидуальных приборов учета не должно исключать их применение в расчетах при отсутствии документально подтвержденных, обоснованных возражений. В силу норм пп. "ж" п. 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принять от потребителей переданными ими показания и использует их в расчетах.
В расчетном периоде Истец правомерно принимает те показания, которые доводят до него потребители (собственники помещений) и использует их в расчетах.
Достоверность объема индивидуального потребления - допустимыми и относимыми доказательствами Ответчиком не опровергнута, следовательно, оснований не учитывать указанный объем при расчете объема, предъявляемого к оплате Ответчику в спорном периоде - не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2024 года по делу N А55-37739/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37739/2023
Истец: АО "Самарагорэнергосбыт"
Ответчик: ТСЖ "Фортуна"
Третье лицо: АО "Почта России"