г. Ессентуки |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А20-5491/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.06.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Годило Н.Н., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2024 по делу N А20-5491/2023, принятое по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, третье лицо: арбитражный управляющий Бжихов Алик Муштагидович, об отмене постановления от 05.10.2023, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФНС РФ по КБР) обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением об отмене постановления от 05.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Росреестр) в отношении арбитражного управляющего Бжихова Алика Муштагидовича.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2024 по делу N А20-5491/2023 в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 05.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении Бжихова А.М., отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФНС РФ по КБР обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивированной обоснованностью заявленных требований.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, и проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2024 по делу N А20-5491/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.05.2022 по делу N А20-2096/2021 АО "Общественная радиотелевизионная компания "Нальчик" (ИНН 0711054821, ОГРН 1020700757615) (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бжихов Алик Муштагидович. ФНС России в лице УФНС России по КБР включена в реестр требований кредиторов должника по обязательным платежам в бюджет с суммой требований в размере 2 221 042 рублей, в том числе 1 350 000 рублей по основному долгу, что обеспечивает 100% процентов голосов.
30.08.2023 УФНС РФ по КБР (входящий номер 14860) обратилось в Росреестр с жалобой на действия конкурсного управляющего Бжихова А.М., просило возбудить в его отношении дело об административном правонарушении за нарушение требований, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ссылаясь на то, что на момент подачи жалобы Бжихов А.М. не обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности единственного учредителя должника, Министерства земельных и имущественных отношений КБР, по требованию УФНС РФ по КБР от 12.05.2023 N 26-16/05419, тогда как конкурсным управляющим не были сделаны выводы об отсутствии оснований для привлечения единственного учредителя должника к субсидиарной ответственности.
Определением от 05.09.2023 N 00510723 Росреестром возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Бжихова А.М. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам проведения административного расследования заместителем начальника Росреестра Макаевым З.У. вынесено постановление от 05.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что трехгодичный срок не пропущен, нормами Закона о банкротстве не установлены сроки обращения в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, конкурсный управляющий фактически обратился в суд с соответствующим заявлением в суд 28.08.2023, до подачи жалобы в Росреестр, определением суда от 04.09.2023 по делу N А20-2096/2021 заявление конкурсного управляющего принято к производству. В ходе административного расследования установлено, что сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о том, что Министерство земельных и имущественных отношений КБР является единственным учредителем должника, являются некорректными. Конкурсным управляющим установлено, что контролирующими должника лицами являются акционеры: Палагаев Михаил Александрович, обладающий 430 обыкновенными акциями, что составляет 43%, Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, обладающее 520 обыкновенными акциями, что составляет 52%; Некоммерческая общественно-государственная организация Кабардино-Балкарский Фонд культуры, обладающая 10 обыкновенными акциями, что составляет 1%, Союз кинематографистов Кабардино- Балкарской Республики, обладающий 10 обыкновенными акций, что составляет 1%, Федерация Профессиональных Союзов Кабардино-Балкарской Республики, обладающая 20 обыкновенными акциями, что составляет 2%, Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Радиотелевизионный передающий центр Кабардино-Балкарской Республики, обладающий 10 обыкновенными акциями, что составляет 1%.
Установив, что в отношении должника введена упрощенная процедура банкротства с выплатой единовременного вознаграждения в размере 10 000 рублей за всю процедуру банкротства, что не увеличило расходы по проведению процедуры банкротства, не нанесло ущерб кредиторам, что конкурсному управляющему из-за некорректных сведений ЕГРЮЛ, пришлось устанавливать контролирующих лиц, сроков обращения в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Законом о банкротстве не установлено, до поступления жалобы в Росреестр конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности, вина конкурсного управляющего фактически отсутствует, Росреестр постановлением от 05.10.2023 прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Бжихова А.М. на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УФНС РФ по КБР, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
В силу части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, функции по контролю и надзору за арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями осуществляют территориальные органы с учетом места нахождения должника. К полномочиям Росреестра и его территориальных органов как органа по контролю (надзору) в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о банкротстве отнесено возбуждение дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего.
Исходя из положений пункта 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими. В силу части 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Ввиду пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии события административного правонарушения. К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 1 статьи 26.1 КоАП РФ).
В силу части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования конкурсным управляющим представлены истребованные определением от 05.09.2023 запрашиваемые документы. Должностным лицом не установлено нарушение требований Закона о банкротстве, не установлено вина арбитражного управляющего. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы Росреестра, УФНС РФ по КБР в материалы дела не представлено.
Поскольку, Законом о банкротстве либо другим нормативно-правовым актом не установлены сроки обращения в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности, в данном конкретном деле арбитражному управляющему пришлось принимать меры по установлению всех контролирующих лиц должника, конкурсный управляющий обратился в суд в разумные сроки, фактически конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности до обращения УФНС РФ по КБР с жалобой в Росреестр, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные заявителем обстоятельства не могут быть поставлены в вину арбитражному управляющему и являться основанием для привлечения его к административной ответственности, постановление Росреестра о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего от 05.10.2023 законно и обоснованно и в удовлетворении требований следует отказать.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2024 по делу N А20-5491/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5491/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФНС России
Ответчик: Управление Росреестра по КБР
Третье лицо: 16 Арбитражный апелляционный суд, Бжихов А.М.